Законы Шаббата рава Позена 5 — Глава 3 — Законы лэхем мишнэ

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1504

Глава 3. Законы лэхем мишнэ

1. Омовение рук

В некоторых местах существует обычай омывать руки до кидуша, а во многих других – после.

2. Лэхем мишнэ

Каждый раз, когда едят хлеб в Шаббат, (даже если уже сделали три обязательные трапезы), необходимо сказать благословение на два целых хлеба и отъесть хотя бы от одного из них. Постановили это наши мудрецы, благословенна их память, чтобы мы помнили о мане (небесном хлебе), которого накануне Шаббата выпадало в два раза больше, чем в другие дни, как сказано «И вот в шестой день собрали лэхем мишнэ(двойной хлеб)». И поэтому два хлеба называются лэхем мишнэ. И женщины обязаны исполнять заповедь лэхем мишнэ, потому что как и в остальных заповедях Шаббата, мудрецы не разделили между мужчинами и женщинами.

Тот, кто сам не преломляет хлеб, может выполнить заповедь лэхем мишнэ, послушав благословление преломляющего лэхем мишнэ (как и во всех случаях, когда выполняют заповедь, слушая благословление от другого человека, необходимо, чтобы и благословляющий и слушающий имели это в виду). И недостаточно здесь только съесть кусок от лэхем мишнэ, но необходимо слышать благословение преломляющего этот хлеб (и при этом иметь намерение выполнить заповедь через его благословение). И как мы уже написали выше о кидуше, при произнесении благословения амоци на хлеб все должны сидеть на своих местах и внимательно слушать каждое слово.

3. Покрывание хал

Халы накрывают сверху и снизу (если они не лежат непосредственно на скатерти). Это тоже делается в память о мане, который ложился на землю между двумя покровами.

4. Как преломляют халы

Халы кладут одну на другую, держат их обе в момент благословления и преломляют (режут) всегда верхнюю халу, за исключением субботнего вечера, когда начинают с нижней халы. (В пасхальную ночь, даже если она выпадает на Шаббат, преломляют верхнюю халу [мацу]). Принято помечать ножом (но не надрезать) то место, где собираются потом резать. Вечером в Шаббат некоторые благословляющие располагают нижнюю халу немного ближе к себе, чем верхнюю.

5. Размер субботней трапезы

Изначально в каждую из трех трапез необходимо съесть немного более кебейца(буквально – объем яйца) хлеба. Постфактум достаточно кезайт (объем, равный 33-50 куб. см.) хлеба. Атмосфера за субботним столом должна соответствовать святости дня; нет ничего лучше, чем говорить за столом о недельном разделе Торы. Несмотря на то что заповедано продлевать трапезу более обычного, необходимо следить за тем, чтобы это не привело к запрещенным разговорам.

6. Благословение после еды

Во всех субботних трапезах в благословении после еды перед словами Увнэ Йерушалайим обязательно говорят вставку, начинающуюся со слова Рцэ. Если забыли сказать Рцэ и вспомнили после того, как начали Увнэ Йерушалайим, но еще не окончили это благословение, а сказали только Барух Ата Адо-ной, следует закончить благословение словами «…ломдейни хукэха» и вернуться к Рцэ. Но, если уже начали произносить бонэ, следует закончить это благословение и сказать особое напоминающее о Шаббате благословение, которое можно найти в молитвенниках. Если же человек вспомнил о пропущенном Рцэ после того, как начал четвертое благословение, он должен вернуться к самому началу Биркат а-Мазон.

Когда справедливо вышесказанное? В первой (вечерней) и утренней трапезах (даже если только сомневаются, сказали ли Рцэ, возвращаются к началу Биркат а-Мазон), но в третьей (и других) трапезах возвращаться не надо. И в третьей трапезе, если вспомнили о пропущенном Рцэ до начала четвертого благословения, добавляют в том же месте специальное благословение, как мы написали выше.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=3524