Законы Шаббата рава Позена 8 — Главы 6-8 — Сеяние (зрия), Пахота (хорэш), Жатва (коцер)

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1619

Глава 6. Сеяние (зрия)

Сеяние – первая из 39 мелахот. Несмотря на то, что вспашка предшествует ей в полевых работах, мишна ставит на первое место сеяние, так как в некоторых случаях приходится пахать и после посева.

1. Определение мелахи 

Цель посева состоит в проращивании семян, поэтому запрещено не только собственно сеяние, но и всякое действие, способствующее росту растений. В их числе посадка саженцев, прививка, отводок (вегетативное размножение), прополка, подрезание, ибо все они способствуют росту растений или деревьев. Среди этих действий есть запрещенные как таковые (ав), а есть – из-за сходства с запрещенноймелахой (толада). Так же как и в других видах работ, здесь следует остерегаться псик рейша (см. п. 5 главы 5). Поэтому запрещено выбрасывать семена в том месте, где они могут прорасти, даже если это не входило в намерение. Так, если едят фрукты в саду, следует воздерживаться от бросания плодовых косточек в месте, где они могут прорасти.

Поскольку способствовать росту запрещено, нельзя также изменять место нахождения растения, если на новом месте оно будет лучше расти. Поэтому запрещается переставлять цветочный горшок на место, где рост будет интенсивнее, то есть выносить домашний цветок наружу, или передвигать с тенистого места на солнечное и наоборот, если это полезно растению и т. п. При этом разрешается раздвинуть шторы, даже если в результате на цветок попадет солнечный свет, если только это не является основной целью.

2. Поливка

Поливка – еще одно действие, способствующее росту растений. Потому она включена в мелаху сеяния, и человек, производящий поливку в Шаббат, нарушает запрет Торы. Поэтому, если едят в месте, где могут прорасти семена, следует стараться не проливать никакой жидкости на землю. По этой причине некоторые воздерживаются в Шаббат от еды в саду в том месте, где есть растения и т. п. Например, если суккастоит в месте, где растет трава, и ее крыша влажная после дождя, необходимо соблюдать осторожность, снимая крышу, чтобы скопившаяся на ней влага не пролилась на растения. Или, если хотят сесть на стул, который во время дождя стоял снаружи, и на нем собралось много воды, то его нельзя перевернуть и слить воду на землю, где могут прорасти семена. По той же причине многие не разрешают маленьким детям справлять нужду в местах, где могут появиться растения, так как считается, что это тоже способствует их росту.

Также запрещено ставить в воду цветы или ветки деревьев с цветами на них, так как есть опасение, что они могут распуститься в воде или это другим образом будет способствовать их росту. Если же нет такого опасения, то обычно разделяют между растениями, которые уже стояли в воде до Шаббата – в этом случае, если их вынимают из воды, разрешается вернуть их в ту же воду, и растениями, которые еще не были в воде, и их только собираются поставить, что запрещено. Также, если вы хотите поменять воду в Шаббат или даже просто добавить воды, что само по себе запрещено, следует спросить раввина.

Глава 7. Пахота (хорэш) 

1. Пахота 

В эту мелаху включается любая обработка поля, будь то для посева, для выращивания трав и деревьев и ухода за ними, или даже для чисто декоративных целей. Также копание ям или выравнивание бугров (в поле) считается вспашкой (подобные действия в доме относятся к мелахе строительства). Сюда же относится удобрение почвы и освобождение ее от камней. Среди перечисленных работ есть как авот, так итоладот.

2. Борозда 

Запрещено тащить (вне дома) какую-либо вещь, если она неизбежно оставит борозду (такую вещь и по каменному полу нельзя тащить, чтобы не разделять между различными видами полов). Тем не менее, если возникновение борозды не обязательно (см. гл. 5 п. 4), то тащить такую вещь можно. Все же разрешается ходить по мягкому грунту или песку, даже если в месте, куда ступает нога, образуется ямка. Поскольку эта ямка образуется в результате непреднамеренного вытеснения грунта или песка из-под ноги, в ее появлении нет запрета пахоты. Также разрешают идти по земле с детской коляской (когда нет запрета переноса, например, в праздник или в месте, где есть эрув), хотя коляска делает в процессе движения бороздки в земле (поскольку бороздки и здесь образуются за счет придавливания земли или песка). Однако следует проявлять осторожность и не ходить там, где растет трава, если есть опасение, что при ходьбе часть травы будет вырвана.

3. Игра в орехи и т. п.

Мудрецы запретили в Шаббат играть в орехи на улице, так как для этой игры в будни обычно разравнивают почву, чтобы орехи лучше катились. Мудрецы опасались, что если разрешить играть в орехи и в Шаббат, забудутся и разровняют землю в Шаббат. Отсюда можно выучить, что таков закон и в отношении маленьких шариков (гулот), которыми запрещено играть на улице. (См. ниже гл. 3 п. 3, каков закон относительно игры в них дома).

Глава 8. Жатва (коцер)

1. Определение мелахи 

Сущность жатвы – в отделении какого-либо растения от места его произрастания, например, при срывании плодов или ветвей дерева, вырывании травы и т.д. Некоторые добавляют, что жатва относится и к вещами не растущим из земли: доставание живой рыбы из воды, отрывание мяса от живого животного. Тот, кто совершил подобные действия, нарушил установленный Торой запрет жатвы (см. ниже п.8).

2. Цветочный горшок

Даже тот, кто только прекращает доступ питания к растению, нарушает запрет Торы, так как это вызывает прекращение роста, что совпадает с целью жатвы. Поэтому даже то, что не прикреплено к земле, а только питается от нее, нельзя в Шаббат отделять от места произрастания. К примеру, тот, кто переносит стоящий на земле цветочный горшок (с отверстием внизу), совершает мелаху жатвы, так как цветок, хотя и не рос непосредственно из земли, все же питался определенным образом от нее, и место, где он стоит, считается местом его произрастания. Перенос цветочного горшка с места на место внутри дома хоть и не является «жатвой», так как он не питается соками земли внутри современного дома с мощеным полом, может быть запрещен по причине «перемещения мукце», и следует спросить об этом у раввина.

3. Гзера (постановление) «чтобы не сорвали»

В этой мелахе наши мудрецы также установили «ограды», чтобы не допустить нарушений Торы. Поэтому в Шаббат запрещено залезать на дерево, чтобы случайно не сорвать что-нибудь. Кроме того, нельзя вообще использовать дерево, в частности, опираться на него, даже если оно при этом не качается. Разрешается лишь слегка опереться на дерево, не покачнув его, так как это не называется использованием. (Имеется в виду здоровый, крепко стоящий на ногах человек. Но слабый человек, даже слегка прислонившись, переносит всю свою тяжесть на дерево и, таким образом, использует его.)

По той же причине запрещено вешать что-либо на дерево, а также снимать с него то, что уже было повешено, хотя бы и до Шаббата. Поэтому даже до начала Шаббата запрещено развешивать на дереве те вещи, которые разрешается переносить в Шаббат.

В этот запрет включено не только использование самого дерева, но и любого воткнутого в него предмета. Нельзя, например, повесить какую-нибудь вещь на вбитый в дерево крючок. Однако если на крючок подвешена корзина, в нее можно класть предметы и брать то, что лежит в ней. И хотя повесить корзину на дерево в Шаббат запрещено, в этом случае речь идет об уже висящей корзине, и это называется «использованием корзины», а не «использованием дерева». Следует только делать это таким образом, чтобы дерево не качалось. Разумеется, запрещено сидеть в Шаббат в гамаке, привязанном к дереву, поскольку это ничем не отличается от использования вбитого в дерево колышка. Но если гамак висит на колышке, то это похоже на ситуацию с корзиной, и следует спросить об этом раввина. И то же относительно веревки, на которой сушат белье. Если она привязана к самому дереву, запрещается в Шаббат снимать висящее на ней белье. Но если веревка привязана к вбитому в дерево гвоздю, то снимать белье (или повесить высохшее белье) разрешается.

4. К каким растениям относится гзера

Запрет использования относится только к деревьям, но не к траве. И даже у самих деревьев он не относится к части дерева, расположенной ниже трех тефахов (1тефах равен приблизительно 8 см. по мнению рава Хаима Наэ и 9,6 см. по мнению Хазон Иша), и на этой части можно сидеть. Также можно сидеть на траве и, тем более, ходить по ней. Но все же следует остерегаться бегать по высокой траве, чтобы случайно не вырвать травинку. По той же причине необходимо быть очень осторожным при быстрой ходьбе, и когда вы везете по траве коляску с маленьким ребенком: и то, и другое запрещено в случае псик рейша (см гл. 5, п. 5).

5. Верховая езда

Запрещена также верховая езда, потому что, сидя верхом, могут сорвать ветку, чтобы погонять животное. Более того, чтобы не делать различия между различными видами использования, запретили всякое использование животных в Шаббат.

6. Нюхать растущее в земле растение 

Нельзя также нюхать еще несорванный плод, потому что можно забыть о Шаббате и сорвать его. Но цветы можно нюхать, так как они не предназначены для еды, а наслаждаться их ароматом можно и не срывая их.

7. Паданцы

Плоды, упавшие в Шаббат с дерева (даже сами по себе), запрещено есть до окончания Шаббата. Эти плоды являются мукце, и их запрещено перемещать. Причина этих запретов – опасение, что, если разрешить есть такие плоды, то постепенно придут к тому, чтобы изначально срывать в Шаббат плоды с дерева. Даже если есть только подозрение, что плод упал с дерева в Шаббат, его запрещено есть.

8. Кусочки кожи и т. п.

Нельзя обрывать в Шаббат кусочки кожи или плоти, например, заусенцы. Хотя все согласны с тем, что это запрещено, некоторые относят это действие к работе жатвы, так как и здесь происходит удаление с «места произрастания», в то время как другие считают, что это – подобно «стрижке» (см. гл. 18).

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4894