Законы Шаббата рава Позена 52 — Глава 45 — Законы тхумин

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

855

Глава 45. Законы тхумин

1. Запрет тхумин

В Шаббат запрещено выходить за пределы тхума, т.е. удаляться более чем на 2000амот (приблизительно 1000 метров) от места своего проживания в Шаббат. В эти 2000амот не включаются размеры самого места пребывания в Шаббат. Поэтому в них не входят и 4 амы (приблизительно 2 метра), которые всегда считаются территорией, принадлежащей человеку. Если же место его пребывания в Шаббат огорожено перегородками (для проживания), все огороженное место считается местом пребывания в Шаббат, подобно четырем амот, и измерение тхума начинают от этих перегородок.

Точно так же весь город, в котором человек проводит Шаббат, считается как его 4 амы, и поэтому 2000 амот тхума отмеряют от внешней границы города.

2. Что включается в пределы города

Минимальный размер города: 3 двора, в каждом из которых не менее двух домов, и расстояние между домами не более 70 и 2/3 амы. (А в наше время, когда нет дворов времени Талмуда, городом, очевидно, считается поселение, в котором не менее 6 домов.) И так же, если мы хотим присоединить какой-то дом к городу, необходимо, чтобы расстояние от него до городских домов не превышало указанной выше величины.

Смысл в том, что полосу шириной 70 и 2/3 амы, называемую карпэф, считают частью города, поэтому и находящиеся на таком расстоянии дома считаются домами городскими. Однако когда дом удален от остальных городских домов на большее расстояние, он не считается принадлежащим этому городу, и от него отмеряют собственный тхум. Этим он не подобен остальным городским домам, для которых площадь всего города не входит в 2000 амот.

И поскольку такая полоса (карпэф) отводится каждому городу, получается, что если два города расположены так близко, что карпэф  одного из них входит в карпэф  другого, т.е. расстояние между ними не превышает 141 и 1/3 амы, с точки зрения тхума они считаются одним городом: их границы становятся общими, и их общий тхумотмеряется от этих  границ.

3. Прямоугольник города

Наши мудрецы добавили к площади города все, что включается в «квадрат города». Т.е. город, у которого нет четырех углов (например, круглой формы или строящийся в одну сторону или широкий с одной стороны и узкий с другой), описываем вокруг него прямоугольник. Каким образом? На северной стороне проводим касательную прямую с запада на восток, то же самое делаем с южной стороны. На восточной стороне проводим касательную прямую с севера на юг, и то же самое делаем на западной стороне. Продлеваем эти линии до их пересечения и получаем описанный вокруг города прямоугольник, строго ориентированный по сторонам света. Вся площадь внутри этого прямоугольника считается относящейся к городу, и городской тхумотмеряют именно от него. Получается, что и углы этого прямоугольника считаются частью площади города. См. «Шульхан Арух», где сказано, что построение прямоугольника не производят, если город имеет причудливую форму.

Однако если территория города имеет форму прямоугольника, оставляют его как есть. И даже если его границы не ориентированы строго по сторонам света.

4. Что включают эти 2000 амот?

Отмеряют 2000 амот на север, на восток, на юг и на запад и проводят линии на севере и на юге с востока на запад, и на западе и на востоке – с севера на юг до пересечения друг с другом. Получается прямоугольник, ориентированный по сторонам света. Вся площадь этого прямоугольника включается в тхум 2000 амот, внутри которого разрешается перемещаться в Шаббат. Получается, что и в этом случае (прямоугольник получился квадратом) мы увеличиваем размеры тхума примерно на 800 амот(насколько диагональ квадрата больше его стороны), и разрешается пройти из угла в угол 2800 амот (кроме самого квадрата города).

5. Тхум вещей

Как существует тхум для человека, так существует тхум для вещей, и запрещается выносить их за его пределы. Т.е. запрещается человеку выносить вещь своего товарища из тхума владельца в его собственный тхум (в место, куда сам товарищ войти не может). Поэтому, когда тхум человека частично входит в тхум товарища, т.е. есть место, в котором они оба могут находиться, и он навещает там товарища, запрещается одолжить у него одежду (даже если он ее наденет) и вернуться в ней домой, за пределы тхума товарища: как товарищу запрещено идти туда, так запрещено выносить туда его одежду.

6. Вышедший за пределы тхума

Тот, кто вышел за пределы тхума, имеет в своем распоряжении (для перемещения) только 4 амы в месте, где он стоит, и должен оставаться там до исхода Шаббата. Тем не менее, если он стоит в огражденном месте (в котором разрешено переносить предметы в Шаббат), т.е. в частном  владении (ршут а-яхид), то – если он вышел туда по ошибке, все это частное владение считается четырьмя его амот, и ему разрешается ходить по всему этому владению. И таков же закон относительно предмета, вынесенного за пределы своего тхума: запрещается перемещать его более чем на 4 амы от места, где он лежит. Поэтому, если в йом тов принесут человеку предмет из-за пределов тхума(письмо и т.п.), следует остерегаться и не перемещать его более чем на 4 амы от места, куда его положили. А в Шаббат в любом случае запрещено его выносить, поскольку оно лежит в неогороженном месте. И в этом случае закон таков, как мы описали выше: если предмет положен в единоличном владении, разрешается перемещать его внутри всего владения. Разница лишь в том, что в отношении предметов это разрешено, даже если вынесли его, нарушая сознательно.

7. Если нееврей принес предмет из-за пределов тхума

Если нееврей принес для еврея предмет из-за пределов тхума, этому еврею запрещено пользоваться им, пока по завершении Шаббата не пройдет время, необходимое, чтобы принести его оттуда. Однако, если предмет принесен не для него, разрешается пользоваться им даже в Шаббат. И все-таки следует спросить об этом раввина.

8. Если границы другого города вступают в 2000 амот тхума

Несмотря на то, что выше мы написали, что каждый город считается как 4 амы, это говорится о городе, в котором человек живет (проводит Шаббат). Однако если границы другого города вторгаются в 2000 амот тхума, закон меняется. В этом случае есть разница между случаем, когда 2000 амот тхума заканчиваются  в середине другого города, и случаем, когда другой город целиком входит в пределы тхума. В этом последнем случае другой город тоже считается как 4 амы (и в нем разрешается перемещаться). Однако если 2000 амот заканчиваются  в середине другого города, разрешается перемещаться только до этого места.

9. Эрув ногами

Для того, кому необходимо в Шаббат пройти более 2000 амот, чтобы добраться до места, находящегося за пределами тхума, например, к востоку от своего дома, есть у нас способ сдвинуть в эту сторону точку отсчета тхума. Как он должен поступить? Перед наступлением Шаббата человек должен пойти в том направлении (в данном примере, на восток) к концу своих 2000 амот и должен оставаться там все время сумерек (бейн а-шмашот). И за счет этого, это место сделается для него «субботней квартирой», и от него будет отмеряться его новый тхум. После наступления Шаббата он может вернуться к себе домой, и теперь он может передвигаться во все стороны на 2000 амот, отсчитывая их от того места, где он встретил Шаббат. Эта процедура называется «эрув ногами». И понятно, что поскольку сейчас это место считается его «субботней квартирой», он теряет этим тхум, отсчитываемый от его дома, и ему запрещено идти на запад (в нашем примере) от своего дома даже на самое малое расстояние. И следует следить за тем, чтобы эта точка не была удалена от его дома более чем на 2000 амот, иначе он просто не сможет вернуться в свой дом с наступлением Шаббата. А если 2000 амот его нового тхума включают часть его города, но сам его дом расположен дальше, изначально не должен делать такой «эрувногами». Но постфактум, если он так поступил  и хочет вернуться к себе домой, должен спросить раввина, как ему поступить.

10. Эрувей тхумин

Чтобы облегчить нам устройство эрува, мудрецы разрешили делать его без того, чтобы обязывать человека проводить все время сумерек в месте своей новой «субботней квартиры». Они разрешили вместо этого класть перед наступлением Шаббата в этой точке еду, и можно это сделать также через посланца. (См. ниже, что именно он должен там положить.) Такой эрув равен «эруву ногами» – он тоже приобретает для человека 2000 амот во все стороны от места его расположения. И при этом способе нельзя положить его дальше, чем 2000 амот от его дома. Но если вышло так, закон будет иным: поскольку сам он встречает Шаббат в своем доме, он вообще не приобретает себе новой «субботней квартиры» в месте расположения эрува. Тем не менее, в одном отношении такой способ позволяет некоторое облегчение: если человек положил эрувдальше 2000 амот от своего дома, но это место находится в пределах его города (и ночевать он будет дома), разрешается положиться на этот эрув, поскольку при наступлении Шаббата он не находился в месте эрува.

11. Что следует взять для такого эрува

Следует взять хлеба в количестве, достаточном для двух трапез, или лифтан (т.е. то, что едят вместе с хлебом: мясо, рыбу или даже уксус, в который макают хлеб) – тоже в количестве, достаточном для двух трапез. Следует положить такое количество еды для каждого человека, желающего участвовать в устройстве этого эрува (и для каждого из домочадцев, кроме детей моложе семи  лет, которые включаются в эрув своей матери). Возможно также приобрести долю в эруве другого человека. Необходимо, чтобы эрувпросуществовал, по крайней мере, все время сумерек, и находился в месте, откуда его можно было бы при желании взять и съесть, и см. подробности в Шульхан арухе.

12. Как делают эрув

В момент, когда кладут эрув благословляют «…аль мицват эрув», подобно эруву хацерот (объединению нескольких индивидуальных владений в одно) и эруву тавшилин (позволяющему варить для Шаббата в приходящийся на его канун йом тов). И как там за благословением следует объяснение сущности процедуры, так и здесь, устраивая эрув тхумин, следует сказать, что посредством этого эрува разрешается ему в Шаббат идти 2000 амот во все стороны от места его положения. А посланник должен сказать, что это разрешается пославшему его… Все это, когда делают эрув посредством положения еды, но, делая «эрув ногами», не благословляют. И даже достаточно, если только думает, что хочет сделать это место «местом проведения Шаббата».

13. Для каких нужд установили мудрецы заповедь эрува

Наши мудрецы установили эрувей тхумин для того, кому необходимо достичь определенного места, чтобы исполнить заповедь, а он не может туда добраться, так как это место находится за пределами его субботнего тхума; и только путем устройстваэрува он может туда дойти. Поэтому эрув следует устраивать только для нужд исполнения заповеди: чтобы молиться в миньяне, участвовать в заповеданной трапезе (сеудат мицва) и т.д. Все это изначально. Однако постфактум, даже если устроили эрувне для нужд исполнения заповеди, эрув действителен, и разрешается воспользоваться им даже не для нужд заповеди. Этот закон относится только к тому, кто устраивает эрувпосредством еды. Но устраивающему «эрув ногами» разрешается делать его не только для заповедей, но и для других нужд.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=22446