Законы Шаббата рава Позена 16 — Глава 16 — Выпечка и варка (офэ) — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1406

8. Варка после варки

Не запрещено варить то, что уже было сварено. Если продукт был полностью сварен до начала Шаббата, разрешено разогревать его (но лишь описанным ниже разрешенным способом). Но если продукт не доварен до конца, даже если он сварен до состояния «еды Бен Друсая», запрещено доваривать его в Шаббат. Не к каждой еде относится это разрешение «варки после варки». Мы различаем здесь между продуктом сухим, жидким, печеным и т.д., как объясняется ниже.

Сухая еда
Если сухая еда сварена полностью, то даже если она остыла окончательно, нет никакого запрета на ее повторное разогревание, поскольку мы считаем, что первая варка еще сохраняет свою силу. Тем не менее, мы говорим, что хотя «нет варки после варки», есть «запекание и жарка после варки». Поэтому запрещается разогревать уже сваренный продукт путем запекания или жарения.

Жидкая еда
В жидкой еде есть «варка после варки», но только если она полностью остыла. Однако все время, пока она теплая, мы говорим, что «нет варки после варки». Но не все поским согласны с этим мнением, и есть такие, что не разделяют между сухой и жидкой едой. Те, кто разделяют между сухой и жидкой едой, считают, что эти два вида еды сильно отличаются друг от друга. В жидкой еде ее теплота является одним из назначений варки. И когда еда полностью остывает, этот результат первой варки полностью аннулируются. Поэтому вторичный ее нагрев приводит к совершению мелахи варки. Но поскольку есть ришоним, которые облегчают в этом вопросе, то иногда, когда имеется еще какое-то облегчение, мы присоединяем к нему мнение этих облегчающих, считающих, что и к жидкой еде относится принцип «нет варки после варки». Поэтому если жидкая еда еще не остыла полностью, и в ней сохраняется немного тепла от первой варки, так что ее еще можно есть в качестве (разогретой) теплой еды, постановили, что в этом случае «нет варки после варки». И см. ниже, что есть еще законы, к которым присоединяется мнение облегчающих, говорящих, что даже и в жидкой еде «нет варки после варки». (А можно ли разрешить делать это с помощью нееврея, следует спросить раввина.)

Какая еда называется жидкой? По этому поводу есть разногласия: имеем ли мы в виду консистенцию еды до нагрева или после нагрева? Т.е. сухой продукт, который растворяется после варки, как например, растворимый кофе или молочный порошок: считать ли его сухим, и «нет варки после варки»? Или, поскольку после варки он становится жидкостью, мы относимся к нему как к жидкой еде, и тогда по отношению к нему «есть варка после варки», и запрещается его разогревать вторично? (И, возможно, по этой причине сначала наливают воду, а потом кладут в него растворимый кофе и сахар, а не наоборот.)

Еда испеченная и жареная – опаленная на огне (афуй вецалуй)
Так же, как нет варки после варки, так нет выпекания после выпекания или жарки после жарки. [Выпеканием (афия) мы называем приготовление еды в печи или духовке, жарением (цлия) – жарение на открытом огне]. Но, как мы уже говорили выше, есть варка после выпекания и варка после жарки. Следовательно, испеченную или жареную еду запрещено подогревать в Шаббат путем варки. В связи с тем, что не все комментаторы согласны с этим утверждением, в случае особой необходимости иногда разрешают подогревать таким способом, но прежде необходимо проконсультироваться с раввином.

Зажаренная в масле еда (давар метуган)
Относительно зажаренной в масле еды мнения мудрецов разошлись: приравнивают ли ее вареной или к жареной еде? Если считать ее вареной, то разрешается повторно разогревать ее путем варки. Но если считаем ее жареной, то запрещено.

Сваренное в большом количестве масла
Сваренное в большом количестве масла, например, лапша или манделэх (шкедей марак), считается вареным и не запрещено разогревать их в Шаббат путем варки. Поэтому разрешается класть их в горячую еду, как и прочие сухие продукты.

Необходимо иметь в виду: даже когда действует правило «нет варки после варки», и разрешается подогревать сухую сваренную еду, это можно сделать следующими путями: положив ее в кастрюлю, снятую с огня, расположив вблизи от огня, положив сверху на кастрюлю, стоящую непосредственно на огне. Запрещается ставить ее непосредственно на огонь, даже если огонь покрыт. Этот закон похож на запрет возвращать даже на покрытый огонь кастрюлю, которую уже сняли с огня без намерения возвратить, как будет разъяснено ниже.


http://www.beerot.ru/?p=7918