Законы Шаббата рава Позена 17 — Глава 16 — Выпечка и варка (офэ) — Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1330

9. Легко варимые продукты

Некоторые продукты варятся быстро и легко, будучи помещены в «первый сосуд», даже снятый с огня. А есть такие, что полностью свариваются во втором (или даже в третьем) сосуде и становятся пригодными к употреблению (например, яйца или листья чая). Таким образом, легко можно нарушить запрет варки, даже не разжигая огня. Подобные продукты называются легко варимыми (калей бишуль). Есть также продукты, которые и в помещении в горячую воду не нуждаются, а достаточно им того, что на них льют горячую воду: например, соленая рыба, которая не пригодна к употреблению, пока ее не промоют горячей водой. Соответственно, это делать в Шаббат запрещено. (Некоторые авторитеты добавляют к этому также запрет отмачивать соленую рыбу в холодной воде, если посредством этого рыба становится пригодной к употреблению.)

10. Оставление, возвращение, укутывание

Наши мудрецы, благословенна их память, сделали несколько гзерот (постановлений) в области варки. Иногда, чтобы не пришли к нарушению запрета варки, иногда, чтобы не выглядело так, как будто варят (чтобы не взяли с этого пример), иногда из-за опасения, что решат поправить огонь и совершат запрещенную мелаху зажигания.

Так, запретили ставить перед началом Шаббата кастрюлю с недоваренной едой на огонь, с тем, чтобы еда доварилась после наступления Шаббата. И это называется «оставлением» (ше’ия). С точки зрения мелахи варки нет причин для данного запрета, так как в сам Шаббат не совершается никакой запрещенной мелахи – ведь разрешается же в других мелахот создавать ситуацию, при которой мелаха будет сама собой заканчиваться в Шаббат. Но в варке есть отличие: мудрецы опасались, что, приступая к вечерней трапезе, найдут еду еще не готовой, и решат прибавить огня – нарушат запрет мелахи зажигания огня.

Также запретили возвращать кастрюлю на плиту даже в случае, если пища в ней полностью готова и еще кипит и, соответственно, не может совершиться мелаха варки, и по мнению всех поским нет запрета «варки после варки». И все это из соображений некоей гзеры, как будет описано ниже в законах «возвращения». И это назвали «возвращением» (хазара).

Также запретили перед началом Шаббата укутывать кастрюлю в какой-нибудь материал, добавляющий тепло в еду. Это запрещено, даже если пища полностью готова, и вся цель этого действия – исключительно в сохранении тепла. В сам же Шаббат запретили укутывать кастрюлю даже в материалы, не добавляющие тепла, способные лишь сохранять уже имеющееся тепло. И все это в силу некоей гзеры, которую мудрецы видели правильным постановить. (Дополнительное объяснение см. ниже, в п.17.)

11. Довести до комнатной температуры

Еще мудрецы запретили ставить какой-либо запрещенный к варке продукт в место, где его температура может дойти до уровня яд соледет, даже если собираются убрать его оттуда до достижения им этой температуры. То есть, запрещено ставить рядом с огнем или на кастрюлю, стоящую на огне, или помещать в «первый сосуд» (даже снятый уже с огня) холодный продукт, который запрещено варить (например, холодную воду и т.п.), даже с целью чуть-чуть подогреть его и затем убрать, если температура еды в этом месте может в принципе достигнуть уровня яд соледет. Почему это запретили? Из опасения, что забудут убрать продукт оттуда, и произойдет варка. Все же, видимо, можно облегчить и разрешить поставить сваренную жидкую еду в подобном месте с целью немного ее подогреть, если собираются снять этот продукт оттуда до того, как он нагреется до температуры варения, хотя мы и считаем, что есть «варка после варки» в остывшем жидком продукте. Причина возможности такого облегчения в том, что и без того есть мнение, что вообще нет «варки после варки» в жидком сваренном продукте. (Есть также ришоним, разрешающие доводить застывшую еду до комнатной температуры, если собираются ее вовремя отдалить от источника тепла.)

12. Различные степени нагрева

Существует несколько степеней нагрева, различных самих по себе и различных с точки зрения запрета варки в Шаббат. И вот они:

(А) Первый сосуд на огне (или снятый с огня, но его собираются вернуть)

Любой продукт, который запрещено помещать в Шаббат на огонь, запрещено также помещать в первый сосуд, находящийся на огне. Данный запрет действует не только в случае, если сосуд находится на плите в момент, когда туда попадает продукт, но даже если он снят с огня, и его собираются вернуть туда снова. И нет разницы, идет речь о готовом или еще неготовом продукте, и даже если он сухой, и даже если он еще горячий, и нет в нем запрета варки. Запрет здесь с точки зрения не варки, а возвращения, как уже упоминалось выше в п.8, 10 и будет объяснено ниже в законах возвращения. Выше было проведено разделение между помещением продукта непосредственно в первый сосуд и помещением на него. Последнее считается помещением рядом с огнем и разрешено в отношении сухого сваренного продукта. Также испеченный или жареный на огне продукт разрешается класть на кастрюлю, стоящую на огне (нагревание без жидкости не называется «варкой»). Также разрешается поместить туда жидкую и еще не остывшую еду. Но жидкий полностью сваренный, но уже остывший продукт, и даже сухой продукт с жидкой подливкой (если он остыл) запрещено помещать туда.

(Б) Первый сосуд, снятый с огня (который не собираются возвращать)

Уже упоминалось, что еду, к которой не относится понятие варки, разрешается помещать только в первый сосуд, который уже снят с огня и который больше не собираются туда возвращать. В то время как еду, к которой относится понятие варки, нельзя помещать в такой сосуд, потому что «первый сосуд варит, даже будучи снятым с огня». И даже только для того, чтобы чуть-чуть подогреть ее, то есть, с намерением убрать оттуда до того, как ее температура достигнет уровня яд соледет бо, также запрещено.

Однако это запрещено только в случае, когда еда, помещаемая в первый сосуд, или даже маленькая ее часть смогут нагреться до температуры яд соледет бо; в противном случае можно поместить туда любой продукт. Поэтому в такой первый сосуд разрешается налить большое количество холодной воды, которая ни при каких условиях не нагреется до температуры яд соледет бо. Само собой разумеется, что всю воду надо вливать одновременно: ведь если делать это порциями, то первая порция нагреется до того, как следующая попадет в первый сосуд, и чем нам поможет тот факт, что вся вода, в конце концов, остынет – ведь в начальный момент уже произошла «варка». И разрешается также поместить в подобный первый сосуд бутылку с питьем (или едой), если она не сможет нагреться там до температуры яд соледет бо.

Вследствие того, что запрещено наливать холодную воду в первый сосуд, если есть вероятность, что она там нагреется до температуры яд соледет бо, не следует открывать в Шаббат кран горячей воды, чтобы использовать водопроводную горячую воду. И это не только в случае, когда нагревающий воду огонь продолжает гореть, то есть открытие крана влечет за собой «варку» холодной воды, поступившей в нагревательный бак вместо взятой горячей. Открывать кран горячей воды запрещено и после того, как огонь потух, так как поступающая холодная вода нагревается от находящейся в баке горячей воды и неизбежно «варится» ею.

(В) Ложка, которую вносят в первый сосуд.

Если ложка, вносимая в первый сосуд, чтобы взять из него еду, нагревается после пребывания там в течение некоторого времени до температуры самого первого сосуда, она приобретает статус первого сосуда даже после того, как ее вынули оттуда. И, возможно, ее разрешается возвратить вместе с содержимым обратно в первый сосуд, даже если собираются поставить этот сосуд на огонь. Но если ложка находилась там короткое время, то к ее содержимому прилагается устрожение первого сосуда (т.е. запрещается его положить на то, на что запрещено выливать содержимое первого сосуда) и устрожение второго сосуда (т.е. запрещается возвращать ее содержимое в первый сосуд по мнению устрожающих в возврате еды из второго сосуда в первый).

Тем не менее, иногда такой ложке дается статус второго сосуда. Так сосуд, в который выливают содержимое ложки, получает статус третьего сосуда, и поэтому разрешается положить в него (в тарелку, куда ложкой положили чолнт) хлеб и т.п. (см. ниже в этой главе параграф Д)

(Г) Ируй (струя) из первого сосуда

Струя, изливающаяся напрямую из первого сосуда, называется ируй. Все время, пока содержимое первого сосуда не окажется во втором сосуде, оно имеет статус первого сосуда. Таким образом, на все, что запрещено помещать в первый сосуд, снятый с огня, запрещено также лить из первого сосуда, так как ируй также в какой-то степени варит. Следовательно, когда еда или напитки, к которым относится запрет варки, находятся в посуде, нельзя ничего лить на них из первого сосуда, если есть вероятность, что эта еда или напиток нагреются до температуры яд соледет бо (даже на секунду). Соответственно, если хотят положить на тарелку чолнт и продукт, к которому относится запрет варки, то следует сначала положить чолнт.

Поэтому принято вытирать посуду после мытья прежде, чем налить в нее что-либо из первого сосуда, чтобы ируй не нагрел оставшуюся в ней воду. Но постфактум, если вытереть досуха невозможно (пример: бутылка с узким горлышком, через которое невозможно достать до донышка), можно разрешить налить и без вытирания, предварительно вытряхнув из бутылки все оставшиеся капли.

Разумеется, на уже сваренную и еще неостывшую жидкость разрешено лить из первого сосуда, поскольку в неостывшей жидкости нет «варки после варки». Если же подобная жидкость уже остыла, хотя мы и запрещаем помещать ее в первый сосуд, тем не менее, нет необходимости устрожать так же, как в жидкостях, не варенных вообще, и обязывать вытирать ее (так как и без того есть мнение, что и в жидкой еде нет «варки после варки», как было упомянуто в п.8). Достаточно того, что вытряхивают из сосуда все капли.

(Д) Второй сосуд

Тот сосуд, в который попадает еда (после ируя из первого сосуда), называется вторым, и все законы первого сосуда уже не имеют к нему отношения, так как даже если еда еще горяча, вариться там она уже не может. Законы второго сосуда менее строги, чем первого, вследствие того, что еда уже немного остыла из-за стенок сосуда, в который ее поместили. Все это можно сказать только о еде, на которую влияет холодная стенка сосуда, например, о напитках и т. п., которые касаются всей поверхности стенки. На твердые продукты, такие как куски мяса, картошка, рис и т.п., стенки второго сосуда не могут повлиять. Ведь холодный сосуд может охладить только в месте соприкосновения, а это очень малая часть куска. Поэтому подобные виды пищи имеют статус первого сосуда (однако только как устрожение). Все же твердая еда, находящаяся в какой-либо жидкости, например, мясо в соусе, получает статус второго сосуда. Возможно, данное устрожение насчет твердых продуктов распространяется также и на третий сосуд.

Какие законы касаются такого второго сосуда? Разрешается помещать в него любой продукт, не относящийся к разряду легко варящихся (которые могут успеть свариться и во втором сосуде), так как в  отношении последних запрет варки распространяется и на второй сосуд. Поэтому запрещено помещать во второй сосуд яйца, соленую рыбу и тому подобные продукты (см. выше п.9). Также не принято класть хлеб, сухари, мацу и т.п. во второй сосуд, например в суп, если он еще имеет температуру яд соледет бо, так как есть мнение, что и эти продукты варятся быстро. Все же следует разрешить класть во второй сосуд хлеб и подобные ему продукты, если содержимое не было перелито непосредственно из первого сосуда, а переложено ложкой (см. выше в этом параграфе п. В). Есть также мнение, что необходимо избегать класть соль (такого сорта, который не варили в процессе производства) во второй сосуд, если он имеет еще температуру яд соледет бо. Общий принцип: любой легко варящийся продукт запрещено помещать во второй сосуд. (А если цель при этом нагреть продукт, помещая его во второй сосуд, то существует запрет мудрецов класть и другие твердые не сваренные продукты во второй сосуд.)

Существует большое количество легко варящихся продуктов, и трудно определить, относится ли данный продукт к этой категории. Поэтому есть мнение, что следует избегать попадания во второй сосуд любой еды, в которой возможна варка (кроме воды). Все же можно облегчить и положить во второй сосуд жидкий готовый продукт даже после того, как он уже остыл (некоторые устрожают и в этом). Тем, кто льет некипяченое молоко, а также другие напитки, как то лимонный сок, и даже кладет сам лимон во второй сосуд, есть на кого опереться, и хотя многие устрожают в этом, есть поским, разрешающие это. Положить же во второй сосуд специи разрешается по всем мнениям. И также разрешается подогреть во втором сосуде бутылку с некипяченой жидкостью. И даже твердую еду в бутылке разрешается поместить во второй сосуд, даже если еда нагреется там до температуры яд соледет бо, но только на условии, чтобы это не был явно легко варящийся продукт. См. ниже в законах укутывания (п.17), что не следует погружать бутылку в горячую жидкость полностью.

(Е) Ируй из второго сосуда и законы третьего сосуда

Ируй из второго сосуда имеет те же законы, что и третий сосуд. Законы же третьего сосуда тем отличаются от законов второго сосуда, что разрешается помещать в него любые продукты, кроме тех, о которых точно известно, что они легко варящиеся. Поэтому нельзя помещать яйцо в третий сосуд, если оно может нагреться там до температуры яд соледет бо. Если же яйцо уже сварено, и хотят лишь подогреть его, то разрешается сделать это только таким образом, чтобы оно не сварилось еще больше; то есть можно поместить его только в такой третий сосуд, температура которого не вызовет дополнительной варки яйца.


http://www.beerot.ru/?p=8185