Законы Шаббата рава Позена 18 — Глава 16 — Выпечка и варка (офэ) — Часть 4

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1789

13. Как приготовить чай

Уже упоминалось, что чай считается легко варящимся продуктом, поэтому в Шаббат нельзя пользоваться чайными листами, которые не были до наступления Шаббата облиты кипятком. И, следовательно, даже в третьем сосуде запрещено использовать их, как и в случае с нагреванием яйца, которое мы запретили выше даже в третьем сосуде.

Таким образом, необходимо приготовить заварку для чая накануне Шаббата. Желательно также очистить заварку от чаинок, чтобы не подвергать себя опасности совершения работы отбора, когда в Шаббат захотят пить чай без чаинок (см. выше в законах отбора п.17). В предыдущем пункте, в законах второго сосуда, говорилось, что разрешается влить во второй сосуд кипяченую жидкость, даже если она уже остыла. Следовательно, и здесь можно будет заливать даже охлажденную заварку во второй сосуд, все же и в этом случае можно с легкостью следовать устрожающему мнению (приведенному там), поставив до наступления Шаббата заварку в место, где она не сможет окончательно остыть. И тогда уже по всем мнениям можно будет наливать заварку во второй сосуд.

Если необходимо приготовить еще чай из тех же листьев, из которых сделали чай накануне Шаббата, следует изначально поместить их во второй сосуд, но не заливать их водой из первого сосуда. В случае же большой необходимости можно залить их водой и из первого сосуда (если эти листья уже заливали раз кипятком накануне Шаббата), при этом следует проследить за тем, чтобы чаинки были сухие. Ибо, если в них будут остатки остывшей заварки, в которой есть «варка после варки», при заливании их водой из первого сосуда есть опасность совершения мелахи варки.

Как уже отмечалось, во всем этом необходимо весьма остерегаться, чтобы не совершить мелаху отбора, в особенности, если чаинки еще находятся в пакетике (см. выше в главе о отборе – гл.12, п.17).

14. Помешивание

Выше уже упоминалось, что запрет помешивания в силе, даже если еда в кастрюле полностью сварена, и изначально мы стараемся следовать этому мнению. Поэтому стараются по возможности снять кастрюлю с огня, чтобы не вынимать ложкой еду из стоящей на огне кастрюли (из средней или нижней ее части), так как при этом перемешивают содержимое кастрюли. Некоторые поским устрожают и говорят, что существует запрет перемешивания даже в снятой с огня кастрюле. Мы все же не устрожаем настолько, чтобы из-за этого запретить (даже изначально) зачерпывать из кастрюли, которая не стоит на огне (даже если собираются возвратить ее на огонь), так как при этом нет цели перемешать ее содержимое, и достаточно того, что устрожают зачерпывать из кастрюли, стоящей на огне. Все это относится к вареву, которое в принципе перемешивают (в процессе варки). Но к воде и подобным ей вещам это не относится. Поэтому разрешается (даже изначально) зачерпывать половником или стаканом воду из стоящего на огне бака. (Нет запрета размешивания во втором сосуде.)

То, о чем мы уже писали, что одни авторитеты запрещают помешивание даже в кастрюле, которая не стоит на огне, а другие разрешают, касается уже сваренной еды. Но если варка еще не закончена, то еду по всем мнениям запрещено перемешивать даже в кастрюле, которая не стоит на огне. Поэтому запрещено взять что-либо из кастрюли с недоваренной едой снятой с огня в Шаббат, таким образом, что это вызовет перемешивание, но необходимо сначала перелить еду в блюдо и брать ее лишь оттуда.

15. Мытье посуды в Шаббат

Когда моют посуду в Шаббат горячей водой, разрешается делать это только во втором сосуде, и нельзя лить на нее горячую воду из первого сосуда (тем более, запрещено мыть посуду в первом сосуде). Причина запрета в том, что в грязной посуде очень часто находится что-либо, в чем возможна варка, например, недоваренная еда, остывшая жидкая еда, даже сваренная, и посредством ируя такие вещи варятся. А если на посуде есть еще и остатки жира, то и из второго сосуда нельзя на них лить (горячую воду), так как вода растапливает жир, что запрещено делать в Шаббат, как упоминалось выше в мелахе молотьбы (гл.10, п.12). (Все же такую посуду разрешается мыть во втором сосуде, так как в этом случае жир растапливается сам собой.) Сначала следует заполнить второй сосуд водой, а затем вливать жидкое мыло.

Разрешается мыть все то, что еще пригодится в этот Шаббат, причем сюда входит и то, относительно чего мы сомневаемся, будет ли это использовано в этот Шаббат. Но нельзя мыть посуду для использования после Шаббата, так как запрещено готовиться в Шаббат к будням. Тем не менее, даже если еще имеется чистая посуда, которой не пользовались в Шаббат, не обязывают доставать именно ее, но разрешается помыть грязную посуду, чтобы использовать ее еще раз. Но неправильно будет схитрить и помыть грязную посуду, если в будни не стали бы ее мыть, а достали бы чистую. Во всем этом следует остерегаться не утруждать себя действиями, в которых нет необходимости в этот Шаббат.

Разрешается ли помещать грязную посуду в посудомоечную машину? Нет, если есть возможность убрать ее в другое место. При отсутствии такой возможности можно разрешить помещать ее и в машину, но только не упорядочивая там для мойки после Шаббата. (А если в машине находится чистая посуда, разрешается вынимать ее оттуда в Шаббат).

16. Варка посредством нееврея

Как и в других мелахот, запрещенных в Шаббат, в мелахе варки существует запрет амира ле-акум (просить нееврея сделать то, что запрещено еврею), и есть случаи, когда разрешается выполнять работу посредством нееврея, например, если идет речь о больном или ребенке. И при необходимости предварительно следует спросить об этом раввина.

17. Нарушил и сварил

Как и в других мелахот, в варке в некоторых случаях запрещается пища, приготовленная евреем в Шаббат с нарушением, а также если нееврей или ребенок сварили еду для еврея. Поэтому необходимо и здесь обратиться к раввину с вопросом.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=8466