Умывание в Шаббат
20. Умывание в воде, нагретой накануне Шаббата
Наши мудрецы, благословенна их память, запретили купаться в Шаббат в горячей воде, даже нагретой накануне Шаббата. Эту гзеру установили, чтобы не пришли к нагреванию воды в сам Шаббат. Запретили не только мыть все тело, но и его бóльшую часть. И даже если моют части тела одну за другой, но таким образом, что, в конечном итоге, бóльшая часть тела оказывается помытой, уже нарушают этот запрет. А умывание части тела не запрещено. И поэтому разрешается мыть лицо, руки и т.д. утром в Шаббат водой, которая была согрета до Шаббата.
21. Вода, нагретая в Шаббат
Разрешение мыть небольшие участки тела касалось только нагретой накануне Шаббата воды. Но если вода согрелась в сам Шаббат, даже разрешенным образом, например, в водяном баке, поставленном перед Шаббатом на плиту, которая груфа или ктума, запрещено мыть ею даже небольшие участки тела (некоторые авторитеты устрожают и запрещают мыть даже теплой водой). Поэтому не следует умываться в Шаббат горячей водой из крана (если, например, оставили кран открытым до начала Шаббата), если есть вероятность, что эта вода нагрелась в Шаббат, причем даже для того, чтобы помыть лицо или руки и т.д. (Однако непосредственно под краном разрешено мыться, не смешивая горячую воду с холодной). А относительно больного или маленького ребенка следует спросить раввина.
22. В холодной воде
Несмотря на то, что строго по букве закона разрешается мыться в Шаббат холодной водой, тем не менее, принято не мыть ею все тело, за исключением случаев выполнения заповеди (окунания в микву). Смысл обычая в опасении, что случайно выжмут волосы. Все же нет никаких устрожающих обычаев по поводу мытья небольших участков тела, и мы уже упоминали выше, что разрешается мыть небольшие участки тела водой, нагретой накануне Шаббата.
Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.