Законы Шаббата рава Позена 41 — Глава 39 — Мелаха переноса и законы эрува Часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

2142

13. Акира и анаха (Взятие и расположение)

Человек не нарушает запрета Торы на перенос предмета из владения во владение, а также на перенос на 4 амы в ршут арабим, пока не сделает вначале акиру, а в концеанаху. То есть, при переносе предмета из ршут аяхид в ршут арабим и наоборот человек не виновен в совершении мелахи, пока полностью не возьмет предмет с его места в одном владении и не расположит полностью на новом месте в другом виде владения после переноса туда. То же самое при переносе в ршут арабим: не виновен, пока не возьмет предмет с одного места в ршут арабим и после переноса на расстояние 4 и более амот окончательно не расположит его в другом месте ршут арабим.

Но совершивший акиру или анаху в маком птур – как в случае переноса из одного владения в другое, так и при переносе на 4 амы в ршут арабим – не нарушает запрета Торы. (Дерабанан это разрешено только при переносе в ршут арабим на расстояние менее 4 амот).

Как делаются акира и анаха?

Несмотря на то, что обычно акирой называется взятие предмета с места, а анахой – расположение предмета в другом месте, тем не менее, акирой называется и начало движения человека (который стоял изначально на месте) с предметом в руках в другое владение или для того, чтобы пройти с ним более 4 амот в ршут арабим. В этом случае мы говорим, что акира тела человека с места, где он стоял, приравнивается акиресамого предмета. Соответственно, последующая остановка в другом месте после совершения переноса считается анахой, и нет необходимости положить сам предмет на новое место, так как сама по себе остановка человека считается анахой предмета. И все это в случае, если несущий полностью останавливается на новом месте, чтобы отдохнуть. Но если ему необходимо только поправить ношу, чтобы удобней было ее нести, такая неполная остановка не является анахой. Таким образом, мелаха остается незаконченной до тех пор, пока человек не положит предмет на какое-либо место или полностью не остановится. Нам важно знать этот закон для применения в тех случаях, когда разрешают перемещать предмет, пронося его на маленькие расстояния, – каждый раз менее 4 амот. Чтобы разрешить такое перемещение, недостаточно приостановиться на короткое время, как останавливаются для поправки ноши. Такая остановка не делит общий процесс переноса на несколько самостоятельных частей, и следующий переход на расстояние менее 4 амот становится продолжением предыдущего. В результате мы получаем одно длительное перемещение в ршут арабим, и совершающий его нарушит запрет Торы.

Отсюда мы учим, что только совершающий сразу три следующих действия виновен в совершении мелахи переноса или в переносе на 4 амы в ршут арабим: а) акирапредмета посредством его поднимания (или, если держит предмет в руке, с началом движения), б) собственно перенос предмета из одного владения в другое (или перенос на 4 амы в ршут арабим), в) в завершение – анаха этого предмета (или полная остановка человека, держащего предмет в руке).

Все сказанное выше относилось к нарушению запрета Торы. Однако мудрецы запретили совершать даже одно из вышеуказанных действий. Поэтому запретили также передавать предмет нееврею, если известно, что тот сразу после этого вынесет его изршут аяхид в ршут арабим (и это запрещено даже в случае, когда не нарушается запрет амира леакум – просить нееврея сделать для еврея в Шаббат запрещеннуюмелаху, например, если предмет принадлежит нееврею, и он переносит его по собственному желанию). Так как в этом случае еврей совершает акиру, что запрещено мудрецами, даже если не он завершает мелаху переноса. Аналогично, если нееврей приносит некоторый предмет в ршут аяхид, запрещено взять из его рук этот предмет, так как при этом совершается анаха. Мудрецы постановили, что в таком случае необходимо попросить нееврея положить принесенный им предмет, чтобы он сам совершил анаху. И запретили брать принесенный им предмет, даже если нееврей уже остановился, то есть совершил анаху, так как опасались, что после подобного разрешения станут принимать предмет от нееврея и до его остановки.

15. Обязанность проверять одежду

Вследствие того, что в карманах часто забывают различные предметы и потом случайно переносят их при выходе на улицу, мудрецы обязали всех проверять карманы одежды, чтобы в них не лежало ничего, в канун Шаббата непосредственно перед наступлением темноты. Отсюда следует, что и в сам Шаббат необходимо проверять карманы при каждом выходе на улицу, чтобы не совершить мелахупереноса. И есть евреи, которые строго взяли себе за правило не класть ничего в карманы [субботней] одежды, в которой они выходят на улицу, чтобы не вынести случайно какой-либо предмет, выйдя на улицу в Шаббат (и забыв при этом, что кармане что-то есть).

16. Забыл и вынес в Шаббат

Допустим, человек по неосторожности не выполнил постановление мудрецов проверять карманы одежды. Вследствие этого забыл и случайно вынес что-либо, и вспомнил об этом предмете, когда уже шел по ршут арабим, или когда вошел в другое владение, но ещё не сделал там полной остановки (а если уже сделал полную остановку, то завершил, тем самым, мелаху переноса). Он поставил себя в затруднительное положение, и необходимо хорошо знать законы переноса, чтобы в таком положении не увеличить степень нарушения Шаббата.

Прежде всего, необходимо хорошо осознать ситуацию и понять, что двигаться дальше невозможно, поскольку каждые 4 амы, пройденные им по ршут арабим, явятся новым отдельным нарушением. С другой стороны, нельзя остановиться там, чтобы не сделатьанаху в ршут арабим, и, тем более, ему запрещено положить предмет куда-либо. Что же делать? Прежде всего, он не должен идти вперед, но ему следует вернуться назад на расстояние менее 4 амот и, ходя туда и обратно в пределах этих 4 амот, чтобы продумать дальнейшие действия. Если внутри этих 4 амот есть маком птур, то есть место в ршут арабим высотой более трех тфахим и площадью менее чем 4 на 4тефаха, следует положить предмет туда. (А если маком птур далек от него, но присутствует товарищ, пусть попросит товарища взять у него из рук на ходу этот предмет и пронести его менее 4 амот. Потом, не останавливаясь, взять предмет у товарища и пронести его еще раз на расстояние менее 4 амот, и снова вернуть товарищу, и продолжать свои перемещения, пока не достигнут какого-нибудь маком птур, чтобы положить предмет там. Все это необходимо делать на ходу, без остановки.) Если же маком птур нет, но присутствует нееврей, необходимо попросить нееврея, чтобы тот взял предмет у еврея на ходу и совершил анаху. (В случае большого ущерба разрешают сказать нееврею, чтобы тот отнес предмет домой /смотрите ниже/: в этом случае желательно, чтобы нееврей не успел сделать анаху.) (А еще лучше сказать нееврею таким образом, чтобы тот понял сам, так как намек разрешен даже в обычной ситуации). И если поблизости нет нееврея, следует положить предмет «неудобным образом» (килеахар яд – см. 5:7), то есть, не так, как кладут в будни, и все это – не переставая ходить туда и обратно (и прежде чем начнет двигаться дальше). (В месте же, где невозможно ходить туда и обратно в пределах 4 амот, например, на опасной проезжей части, видимо, следует разрешить вынуть предмет из кармана и поместить между деталями одежды, чтобы дальнейший перенос производился килеахар яд, а затем продолжить движение до места, где он сможет прекратить ходьбу и проделать то, что описано выше.)

Если кто-либо забыл и вынес одежду в руках, уже не поможет просто надеть ее, хотя бы и на ходу, так как само надевание считается анахой (если он по ошибке остановился, что является анахой, то тогда одежду можно будет надеть).

Таков же закон и в случае, если уже внес в ршут аяхид, но еще не остановился: нельзя прекращать движение (здесь, правда, можно продолжать движение в любом направлении). И, как было описано выше, следует попросить нееврея положить одежду или положить самому необычным способом, если нееврея там нет. (Но положить вмаком птур в ршут аяхид невозможно (так как не существует маком птур в ршут аяхид) за исключением случая, когда маком птур расположен непосредственно рядом сршут аяхид. И оттуда, после анахи, можно взять предмет в ршут аяхид).

Что делать дальше, если не хотят оставить предмет в ршут арабим, куда его вынужденно положили? В этом случае решение зависит от того, будет ли оставлением там предмета причинен большой ущерб, или нет. В случае небольшого ущерба нет никакого способа донести предмет до дома, кроме как таким образом намекнуть нееврею сделать это, чтобы тот додумал самостоятельно. В случае же большого ущерба, если предмет останется там до окончания Шаббата (когда опасаются, что предмет украдут), есть несколько облегчений в законе. После того как положили предмет вышеописанным разрешенным способом, разрешают сказать нееврею донести предмет до охраняемого места, даже если придется внести его в ршут аяхид. Но и в этом случае правильно уменьшать степень нарушения Шаббата, и поэтому, по возможности, следует постараться намекнуть ему в такой форме, чтобы нееврей сам понял, что от него требуется. Если же нееврея там нет, видимо, следует разрешить нести предмет самому переходами менее четырех амот каждый, делая, как мы уже писали выше, каждый раз полную анаху. И если невозможно каждый раз класть предмет на землю, необходимо делать анаху посредством остановки. При этом остановка должна быть полная (некоторые авторитеты требуют даже присесть хотя бы на миг). Если есть рядом другой еврей, то лучше, чтобы каждый нес расстояние менее 4 амот, передавая затем предмет другому.

Как видится, в случае большого ущерба, когда разрешают нести предмет таким образом, чтобы каждый нес менее чем по 4 амы, возможно, лучше вообще не класть вначале предмет на землю (даже измененным способом), а отдать второму сразу, чтобы тот пронес менее 4 амот, а затем пронести самому и т.д. Но при этом следует быть очень осторожными, чтобы ни один из несущих не сделал анахи в ршут арабим, поскольку это явится завершением первого переноса из ршут аяхид в ршут арабим.

Все сказанное касалось передвижения по ршут арабим. Но как по достижении ршут аяхид внести предмет туда во избежание большого ущерба? Возможно, следует разрешить сделать это килеахар яд. То есть, внести туда предмет необычным способом, как то бросить через спину и т.д.

Из всего этого видно, насколько необходимо остерегаться, чтобы не выходить из дома в Шаббат в непроверенной одежде. При этом не только нарушается запрет мелахипереноса при переносе случайно забытых в кармане предметов, но и, как следствие этого, нарушаются другие запреты, особенно если идет речь большом ущербе.

17. Живое существо само себя носит

Тора говорит: «Живое существо само себя носит». То есть, из Торы нет запрета переносить человека, который может ходить и сам. Несмотря на это, дерабананзапрещено переносить любого человека. Поэтому необходимо остерегаться, чтобы не переносить ребенка, даже умеющего уже ходить, так как, хотя это и не запрещено Торой, но все-таки запрещено мудрецами. Что касается ребенка, еще не умеющего ходить, существует спор между поским, запрещено ли его ношение Торой. Что называется «может ходить сам» (относительно которого все согласны, что при его ношении не нарушается запрет Торы)? Если может идти, поднимая одну ногу и опирая вторую на землю, и снова ступая на землю поднятой ногой и т.д. Но все это касается только маленького ребенка (к которому, по мнению некоторых авторитетов, всегда относится правило «живое само себя носит»). Но все согласны, что при переноске больного, который не может передвигаться самостоятельно, нарушается запрет Торы.

Несмотря на то, что запрет дерабанан так же строг для нас, как запрет Торы, все же, как мы уже писали много раз, важно знать, что запрещено дерабанан, а что Торой, так как это имеет значение, когда речь идет о больном или об указании нееврею. Важно иметь в виду, что ношение ребенка, умеющего ходить, запрещено мудрецами. И если в Шаббат пошли гулять, а он сел посреди дороги, не желая возвращаться домой, вследствие того, что ношение такого ребенка запрещено только дерабанан – ведь он может идти и сам – разрешается попросить нееврея отнести его домой. То есть, как и в других запретах дерабанан, когда в случае большой необходимости разрешается амира леакум, так и здесь это разрешено, поскольку возвращение ребенка домой – большая необходимость. В месте, где нет нееврея, и есть опасность, что ребенок заболеет и т.д., возможно следует разрешить и еврею нести его, и по возможности следует стараться нести его переходами менее чем по 4 амы. Отсюда видно, что, несмотря на разрешение гулять по ршут арабим с ребенком, умеющим ходить самостоятельно, все же, если нет в этом сильной необходимости, такие прогулки желательно сократить, так как часто случается, что ребенок садится посреди дороги, вследствие чего вынуждены искать способ донести его до дома, и иногда еврей сам должен его нести. Естественно, что все зависит от возраста ребенка и т.д.

18. Одежда

Запрет переноса не распространяется на то, что человек надевает. То есть, при переносе любой вещи, к которой относится название «одежды», при условии, что ее используют как одежду, не совершается запрещенная мелаха переноса, ибо Тора не запретила нам ходить в Шаббат в одежде.

Надеванием и одеждой называется не то, что принято между людьми называть этими словами, а только то, что под ним понимали наши мудрецы, благословенна их память, указавшие нам определения «одежды» и «надевания». Без учета этого обстоятельства, даже если переносят некоторую вещь посредством надевания, все равно при этом может нарушаться запрет переноса. Что является одеждой и надеванием? А) Если вещь называется одеждой, то есть, выглядит как одежда, и переносящий надевает ее так, как люди обычно ее надевают. Б) Даже если вещь не похожа на одежду, но переносящий одевает ее, использует ее в качестве одежды, она тоже входит в разряд одежды, и ее надевание автоматически называется «надеванием», а не переносом. Что в данном случае называется использованием в качестве одежды? Если человек защищает этой вещью тело от жары, от холода, от дождя или от какой-либо другой непогоды, это будет считаться «принятым использованием одежды». Следовательно, если вещь не похожа на одежду, и человек использует ее для других целей, например, для защиты одежды от дождя или грязи и т.п., – поскольку любая защищающая одежду вещь считается второстепенной и является «ношей», она не называется одеждой, и запрещено выходить в ней в Шаббат. Следовательно, запрещено выходить в шляпе, покрытой куском ткани или полиэтилена от дождя, так как подобный предмет не является одеждой и не используется в данном случае в качестве одежды, поскольку предназначен для защиты шляпы от дождя. Поэтому выход с ним на улицу будет считаться переносом. (Есть разрешающие выходить в Шаббат в надетом на шляпу специальном пластиковом чехле, служащем для защиты от дождя.)

Сказанное не относится к полиэтиленовым платкам, которые женщины надевают на шляпки и парики. Несмотря на то, что главная цель их защитить от дождя шляпку или парик, все же, поскольку незамужние девушки тоже носят такие платки (а в этом случае это будет защитой тела), их можно назвать одеждой и, соответственно, все могут выходить в них. Хотя и без этого можно сказать, что подобные платки называются одеждой, так как принято завязывать их под подбородком, как обычные платки.

И также разрешают ходить в Шаббат в калошах. Несмотря на то, что и они призваны в основном защищать обувь от дождя, все же можно сказать, что они выглядят как одежда, и иногда даже одевают их для тепла, чего уже достаточно, чтобы назвать их одеждой. И также разрешено обернуть ногу бумагой или полиэтиленом, если это делают, чтобы защитить ногу (но если только для того, чтобы облегчить одевание и снятие обуви, это запрещено).

19. Украшения

Ношение украшений тоже считается надеванием, поэтому разрешается выходить в Шаббат с украшениями, поскольку и они называются «одеждой». И в этом нет разницы между мужчиной и женщиной. Тем не менее, некоторые воздерживаются надевать в Шаббат сразу несколько украшений, вследствие того, что есть мнения, запрещающие это из-за постановления мудрецов, как разъясняет Шульхан арух (см. там), и следует придерживаться сложившегося в каждом месте обычая.

Для того, кто не может ходить без палки, палка тоже относится к одежде. Поэтому ее не касается запрет переноса, и с ней можно выходить в Шаббат.

20. Перчатки, варежки и т.п.

В Шаббат разрешается надевать перчатки и варежки, даже когда на улице не холодно. То есть, поскольку они выглядят, как одежда, разрешается надевать их для любой необходимости. Более того, поскольку их надевают также и для красоты, этого достаточно, чтобы назвать их одеждой. Все же некоторые устрожают и не надевают никаких перчаток даже в холод, так как хотят следовать также приведенному в Шульхан арухе устрожающему мнению авторитетов. Согласно этому мнению, следует запретить ношение перчаток, так как их случайно могут снять в ршут арабим и пронести там 4амы и т.д. (А если надежно пришить перчатки к рукаву, можно разрешить их ношение).

Что же касается детей, то, вероятно, все будут согласны, что в данном случае необходимо, чтобы перчатки (варежки) были пришиты к одежде, т.к. они часто их снимают (однако в данной ситуации не помогает использовать специальную веревку (резинку), которую пропускают сквозь рукава и крепят к ней перчатки, т.к. такая веревка не рассматривается как одежда).

21. Повязки

Как было разъяснено выше, любая вещь, защищающая тело человека, даже не имеющая вида одежды, разрешена к переносу и разрешается выходить в ней в Шаббат. Поэтому можно выходить в Шаббат с повязками. Они не выглядят как одежда, но поскольку они защищают тело – ведь накладывают повязки для заживления ран, к ним относится разрешение одежды и при их использовании не совершается мелахапереноса.

Разрешается выходить не только с повязкой, но и с любым похожим на нее предметом, применяемым для лечения ран. Но не во всем эти разрешения равны. Выходить с повязкой разрешается всегда, даже если она наложена для предохранения раны от одежды или для сохранения чистоты, а не только в целях лечения. Зато в других предметах разрешение выходить с ними зависит от того, используются ли они для лечения или лишь для защиты раны. Таким образом, когда речь идет о лечении раны, можно использовать даже важные предметы (важным называется предмет, предназначенный не только для раны, но используемый также и после снятия его с раны). Но если хотят только защитить рану, изначально не желательно брать для этого важную вещь. По поводу использования для подобных целей важной вещи мнения авторитетов Торы разошлись. Некоторые считают, что защита раны не является защитой тела, соответственно, подобная важная вещь не называется одеждой (неважная вещь становится просто придатком тела, и запрет переноса к ней не относится), и с ней нельзя выходить в Шаббат. Изначально следует принимать в расчет и это мнение и использовать для защиты раны только неважные для хозяйства вещи, то есть такие, которые не используются после снятия с раны для других целей. Впрочем, постфактум можно опереться на поским, разрешающих использовать также и важный предмет.

Опереться постфактум на мнение авторитетов, разрешающих использовать важные для дома предметы, можно только в случае, если повязка накладывается на саму рану. В противном же случае, когда такой предмет накладывают на повязку, все согласны, что запрещено выходить с важным предметом, и следует спросить знающего человека, как поступить. То, что принято использовать бинты (в больших мотках), даже когда не накладывают их непосредственно на раны, несмотря на то, что они, несомненно, относятся к важным вещам, это, возможно, вследствие того, что они специально предназначены именно для этого. Но все это только с точки зрения законов переноса. Что же касается запрета лечения в Шаббат, смотрите главу, посвященную лечению в Шаббат, как и при каких условиях разрешается накладывать повязки в Шаббат.

22. Перенос носового платка

Как упоминалось выше, разрешается переносить вещь в качестве одежды, даже если она не выглядит как одежда: все то время, пока такую вещь используют как одежду, ее перенос является переносом одежды. Кроме того, даже если у этого предмета имеется и другое использование (не в качестве одежды), это не умаляет разрешения переносить его как одежду.

Поэтому, если мы хотим взять с собой в Шаббат носовой платок, у нас есть выход сделать из этого платка часть одежды, и тогда его перенос будет называться надеванием. В таком случае, несмотря на то, что основная наша цель при переносе носового платка – постоянное наличие платка на случай необходимости, но не для надевания, все же по-прежнему платок считается одеждой, если мы каким-то образом использовали его в качестве одежды.

Можно вынести носовой платок, обвязав его вокруг шеи, то есть используя как шарф. В таком случае необходимо сделать узел под горлом (если он не такой длинный, как распространенные теперь шарфы), а также обвязать именно вокруг шеи, а не положить поверх одежды.

Можно использовать платок как пояс, обвязав им одежду, которую и в будни иногда опоясывают – в таком случае и платок можно назвать поясом. (Разумеется, если в будни данную одежду опоясывают только для красоты, нельзя обвязать ее в Шаббат носовым платком, который явно не добавляет красоты). Как можно переносить носовой платок в качестве пояса, так можно переносить и ключ в Шаббат (способом, объясненным ниже), а также делать пояс из полиэтиленовой накидки на голову, чтобы приготовиться к возможному дождю.

Некоторые авторитеты облегчают, разрешая переносить носовые платки, пришитые несколькими стежками к одежде. Они считают, что при этом платок становится частью одежды, и уподобляют его другим второстепенным дополнениям к одежде, с которыми разрешается выходить в Шаббат(см. следующий параграф).

А некоторые авторитеты облегчают еще больше (в случае, когда нет возможности сделать из платка одежду и т.п., а также есть нужда в большом количестве платков), разрешая обматывать их вокруг руки и т.п. (см. у ахроним объяснение этого обычая). И я слышал, что Хазон Иш, благословенна память о праведнике, давал совет расстегнуть рукав рубашки и обмотать платок вокруг него (в таком случае платок служит застежкой рукава).

23. Придаток к одежде

Любой незначительный придаток к одежде, даже не являющийся непосредственно частью одежды, также считается одеждой, и разрешается переносить его в Шаббат. Что является придатком к одежде? А) Когда одежда нуждается в этом предмете либо со стороны пользования ею, либо в качестве украшения. Б) Когда предмет незначителен сам по себе, поэтому становится придатком к одежде, ее частью. К предметам, которые необходимы одежде для пользования ею, относятся пуговицы, крючки, петли, как связывающие части одежды, так и предназначенные для того, чтобы вешать одежду на крючок и т.п. Поскольку они являются необходимой частью одежды, с ними разрешается выходить в Шаббат. Так и украшения, присоединенные к одежде, являются как бы ее частью, и разрешено выходить с ними в Шаббат.

Придатком к одежде являются также различные малозначимые предметы, в частности, нитка, оставшаяся от шитья. Она совершенно не нужна одежде, и, следовательно, можно было бы сказать, что эта нитка не стала частью одежды. Но все же из-за своей незначительности она не считается отдельным от одежды предметом, что позволяет нам назвать ее придатком к одежде и разрешить выходить с ней в Шаббат.

Но про важные предметы, в которых одежда не нуждается, не говорится, что они являются придатком к одежде. Поэтому нельзя выходить в талите, на котором есть некошерные цицит, если остались на нем еще и кошерные цицит. Несмотря на то, что некошерные цицит не считаются ношей, так как в таком состоянии они становятся не важными, и мы считаем их придатком к талиту, все же оставшиеся кошерные нити будут считаться ношей. Поскольку их еще можно использовать, они сохраняют свою важность, и так как эта одежда уже не нуждается в них [т.к. когда одна из цицит стала некошерной, заповедь не исполняется и теми, которые остались кошерными], они не являются ее придатком, и их перенос запрещен.

Отсюда мы учим, что о важном предмете, в котором одежда нуждается (либо непосредственно для ношения, либо для украшения) можно сказать, что он считается ее частью, тогда как с важным предметом, не нужным одежде (и не являющимся также украшением самого человека), запрещено выходить в Шаббат, поскольку он не становится придатком одежды. Скажем, порвалась вешалка, за которую вешают одежду. До починки нет у нее никакого использования, но, тем не менее, она сохраняет свою важность и не становится придатком к одежде, и нельзя выйти с ней. Все это говорится о вешалке, которую мы собираемся починить после Шаббата, и поэтому она сохраняет свою важность. Но если мы не собираемся ее чинить, вешалка потеряла свою важность, и разрешается выходить с ней. (Если вешалка порвалась посередине, вероятно, тоже можно сказать, что она утратила свою важность, даже если в будущем ее починят.) Соответственно, если в Шаббат порвалась вешалка, нельзя выходить в данной одежде, пока окончательно не решили не чинить ее после Шаббата (либо оставить как есть, либо поменять на другую). Это же относится к пуговицам, крючкам и другим подобным предметам, которые разболтались настолько, что нет от них никакой пользы. Если мы собираемся снова пришить их к одежде, соответственно, их важность сохраняется: они не стали придатком к одежде, и в такой одежде запрещено выходить в Шаббат.

24. Как вынести ключ

Разрешено переносить в Шаббат посредством надевания вещи, не являющиеся, по сути, одеждой, даже если основная цель при этом не надевание (как мы уже писали выше о разрешении переносить носовой платок, сделав из него пояс и т.п.). Так разрешается переносить практически любые предметы, если мы делаем их элементом одежды или ее украшением. Каким образом? Например, если необходимо взять с собой ключ, необходимо сделать его частью ремня, то есть сделать из него замок, подобный пряжке, соединяющий две части ремня. Тогда, став элементом ремня, ключ превращается в его придаток, и разрешается выходить с ним в Шаббат. Естественно, все разрешение основано на том, что ключ является необходимым элементом ремня, но нельзя повесить ключ на ремень, даже привязав его, так как если ключ ремню не нужен, он не становится придатком ремня. (Одно то, что ключ привязан к ремню, не позволяет нам сказать, что он сделался придатком ремня, так как ключ важен сам по себе.)

Некоторые делают из ключа украшение, например, делают его из серебра или золота или укрепляют на нем какой-либо красивый камень, жемчужину и т.п. В таком случае, несмотря на то, что основная цель переносящего – вынести его именно как ключ, тем не менее, поскольку он выглядит как украшение, подобный ключ приобретает статус украшения, на что обычно полагаются, выходя с ним в Шаббат.

Мелаха переноса, стоящая в конце списка запрещенных мелахот, более остальныхмелахот требует строгого к себе отношения, так как у части соблюдающей публики сложилось легковесное к ней отношение, как к не важной мелахе. Пророк (Йирмия), предостерегавший свое поколение о соблюдении Шаббата, особенно выделил мелахупереноса среди других мелахот (см. красивый комментарий рава Ш. Р. Гирша в разделе Ваякель).

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=17407