Законы о больном, находящемся в опасности

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

450
Законы Субботы - Законы о больном, находящемся в опасности

Законы о больном, находящемся в опасности

1. Если больной еврей в опасности, каждый человек обязан нарушить ради него Шаббат, совершая любую необходимую для него работу, но только в том случае, если необходимое для него лечение определено врачом-специалистом или же всем известно, что это испытанное лечение. И если возможно без всякой отсрочки и промедления выполнить требуемую работу измененным способом или при посредстве нееврея, – так и делают. Но если есть подозрение, что из-за этого дело отложится, тогда запрещено делать при посредстве нееврея или измененным способом, – а предпочтительнее, чтобы необходимую работу выполняли большие мудрецы народа Израиля, и каждый, кто проявит расторопность, достоин похвалы. И в таком случае вообще запрещено спрашивать знатока Торы, как поступить, – но поскольку известно, что такая-то работа необходима, обязан нарушить Шаббат. И даже если несколько человек хотят сделать одно и то же дело, так как каждый из них не знает, что другой уже это делает, для них есть благая награда.

2. Любая рана во внутренних полостях тела, от зубов и внутрь, – т.е., если поражен один из внутренних органов из-за удара или опухоли, – а также раны на тыльной стороне кистей рук и на тыльной стороне ступней, и даже когда есть сомнение, представляет ли это опасность, а также рана, нанесенная металлическим предметом, и различные болезни, при которых человек одновременно ощущает и озноб, и жар, – для таких больных при необходимости нарушают любые законы Шаббата.

3. Любая болезнь и рана, о которой врач сказал, что она опасна для жизни больного, несмотря на то, что она на внешней поверхности тела, – нарушают из-за нее Шаббат. И даже если другой врач его опровергает, ведь это – сомнение, касающееся человеческой жизни, и в таких случаях облегчают и выполняют любую работу, необходимую для больного.

4. Роженица подобна больной, которая в опасности, и ради нее нарушают Шаббат. И поэтому немедленно, как только ей нужно, зовут для нее повитуху из другого места и зажигают для нее свечу. И даже если она слепая и все необходимое для нее возможно сделать без свечи, тем не менее, зажигают и для нее, так как она может почувствовать, что не зажгли, и упасть духом. И все же, поскольку боли роженицы – это естественное явление, и нет даже одной из тысячи, которая бы умирала от родов, – все, что возможно сделать измененным способом, делают именно измененным способом.

Комментарий рава Александра Каца

Роженица и новорожденный 

В наше время процесс родов, как правило, не связан с прямой опасностью для жизни женщины, поскольку роженица находится в больнице и под наблюдением врачей. Но если она остается дома, такая опасность сохраняется – и поэтому разрешено сделать все необходимое, чтобы доставить ее в больницу или вызвать к ней врача, и даже если при этом будут нарушены запреты из Торы. Однако желательно выполнять все необходимые действия измененным способом. Но если в течение беременности у данной женщины проявились какие-либо осложнения, увеличивающие опасность родов, – для нее не ищут возможности выполнить работу измененным способом, а действуют максимально рационально и быстро, как для любого больного, жизнь которого в опасности (Кицур Илхот Шаббат 44:6).

И если врачи определяют, что опасность угрожает жизни младенца в утробе матери, разрешено сделать операцию для его спасения даже в Шаббат. И также разрешено сделать все необходимое для поддержания жизни родившегося ребенка.

При приближении родов 

Когда женщина достигла девятого месяца беременности, ей следует подготовиться к возможным родам еще до Шаббата: оставить свет на ночь в необходимых местах квартиры, написать две записки со своим именем и фамилией, чтобы одну из них передать водителю «Скорой помощи», а вторую – в приемном отделении больницы (и тогда водителю и медсестрам не придется записывать в Шаббат). И если женщина чувствует приближение родов в канун Шаббата, ей следует, не дожидаясь усиления болей, приехать в больницу, чтобы потом не потребовалось бы нарушать Шаббат. Но женщина, у которой, согласно расчетам, роды могут произойти в данный Шаббат, не обязана искать место для проведения Шаббата вблизи от больницы, если это связано с серьезными трудностями (Шмират Шаббат ке-илхата 36:6-7/13/).

С того мгновения, когда женщина ощущает приближение родов – регулярные схватки и т.п., и даже если есть сомнение, родит ли она в ближайшие часы, – разрешено вызывать «Скорую помощь» или ехать в больницу, и ей разрешено также взять с собой самое необходимое на этот Шаббат (и даже в городе, где нет эрува) (Шмират Шаббат ке-илхата 36:8). И если роженица боится оставаться без мужа, матери или подруги, сопровождающему разрешено ехать с ней (Игрот Моше, Орах хаим 1:132; Шмират Шаббат ке-илхата 36:11).

И хотя ее разрешено доставить в больницу, тем не менее, другие запрещенные в Шабат работы, – например, зажечь свет, вскипятить воду, включить кондиционер, – можно делать для нее только после того, как у нее откроется матка и начнут отходить воды или с того момента, как она уже не сможет ходить.

Если же в больнице обнаружилась, что она прибыла чересчур рано и ее отправляют обратно прямо в Шаббат, ей запрещено возвращаться домой на машине с водителем-евреем. Но если в больнице или ее окрестностях нет подходящего места, где бы она могла дождаться исхода Шаббата, и ей приходится оставаться на улице, то, по мнению некоторых авторитетных законоучителей, она может вернуться домой с водителем-неевреем (если ее дом находится в пределах «субботней территории» – тхум Шаббат) (Шмират Шаббат ке-илхата 36:10).

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=39956