Зихру Торат Моше
— Законы кануна Субботы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1134

Глава 1. Законы кануна Субботы

1. Святой Шаббат является великим знаком союза, который заключил Святой, благословен Он, с народом Израиля. Этот знак указывает на то, что Б-г создал все, что сотворено Им на небе и на земле, за шесть дней, а в седьмой день – покоился. И это великая основа веры: сознавать, что Святой, благословен Он, сотворил Вселенную со всем ее наполняющим. А мы, Его рабы, обязаны служить Ему телом и душой, ведь Он дает жизнь всему и всем управляет, и дает каждому его пропитание, и в Его руках умертвить и оставить в живых, так как Он – Творец, Создатель и Вершитель всего. И поскольку святой Шаббат выражает основные принципы веры, заповедь о Шаббате повторена в Торе многократно – двенадцать раз.

2. Человек может себя испытать. Пусть в канун Шаббата он окунется в воды миквы с угодным Б-гу намерением принять святость Шаббата. И тогда, если он уже приобрел в сердце подлинную Б-гобоязненность и его дела угодны Творцу, он наверняка ощутит, что ему добавилась дополнительная душа. Он несомненно почувствует, что его сердце охвачено возвышенным трепетом, и в нем с новой силой пробудятся любовь к Б-гу и страх перед Ним. И это уже проверено и испытано многими людьми и множество раз. Если же душа человека не чиста, он не сможет ощутить особой субботней святости.

3. И поскольку святость Шаббата столь велика, Б-г пожелал предоставить всем нам возможность удостоиться в Шаббат дополнительной души и особенной святости. И поэтому Он повелел нам отдыхать в этот святой день и почитать его, и наполнять его наслаждением. И мудрецы сказали: «Шаббат равнозначен всей Торе – и каждому, кто соблюдает Шаббат в соответствии с его законами, прощаются все грехи. А всякий, кто оскверняет Шаббат, – как будто совершает служение идолам».

В Торе нам повелевается почитать Шаббат, отличая его от будней всеми возможными способами, как написано: «…Если назовешь Шаббат отрадой …и почтишь его, не следуя своими (будничными) путями, не занимаясь своими делами и не говоря (будничных) слов…» (Йешаяу, 58:13). Имеется в виду, что следует оказывать Шаббату особое почтение, не занимаясь в этот день делами, как в будни, не отыскивая себе работы, как в будни, и не разговаривая о работе, как в будни. И еще сказали наши благословенной памяти мудрецы: необходимо «почитать Шаббат чистыми одеяниями» (Шаббат, 113а). Т.е. следует облачаться в более красивые одежды в соответствии с возможностями каждого, – и уж во всяком случае, сделать какое-то отличие от того, как одеваются в будни. А, следовательно, ошибаются те, кто, находясь в дороге, не одевает в Шаббат субботних одежд – они «бредут в темноте» (см. Коэлет, 2:14). Ведь святой Шаббат следует почитать даже там, где никто не видит, и даже оставаясь в одиночестве перед Ним, как написано: «Между Мной и сынами Израиля он (т.е. Шаббат) – вечный знак» (Шмот, 31:17), – так как присутствие Святого, благословен Он, наполняет всю землю. И еще ошибаются те, которые надевают чистое нижнее белье лишь для своего удовольствия: не в канун Шаббата и не в честь Шаббата, а лишь в Шаббат утром.

Каждый человек должен позаботиться о том, чтобы помыться горячей водой в канун Шаббата – и уж как минимум омыть лицо, руки и ноги. Затем ему следует надеть белую рубашку и другие субботние одеяния – и даже когда он в пути или один в своем доме. И пусть он представит себе, будто к нему в дом приходит царь! И уж, тем более, необходимо приготовиться к встрече, когда приходит святой Шаббат и вселяется дополнительная душа, обладающая великой святостью, ведь «свеча Г-спода – душа человека» (Мишлей, 20:27)! И счастлив тот, кто понимает, почему произносят: «Войди, невеста!» («Бои кала!»). Такой человек наверняка содрогнется в трепете, встречая Шаббат с еще большим почетом, чем если бы к нему в дом пришел царь из плоти и крови.


http://www.beerot.ru/?p=9107