Зихру Торат Моше — О запрещенных разговорах в Шаббат

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

598
разговорах в шаббат

О запрещенных разговорах в Шаббат

1. Написано: «…И не говоря (будничных) слов» (Йешая, 58:13). Имеется в виду, что следует почитать Шаббат и речью – чтобы твоя речь в Шаббат не была подобна разговорам в будни. И в книге «Зоар» приведено очень строгое требование, чтобы в Шаббат говорили только о том, что относится к этому святому дню [Зоар, Бешалах, 47б. Но разумеется, нет никаких ограничений в отношении изучения Торы (Примеч. редактора)]. И то, о чем требуется говорить, разрешено говорить даже на «будничном» языке (т.е. на всех языках). Но то, что не относится к Шаббату, не следует говорить – и не помогает, даже если говорят это на святом языке. И запрещено говорить: «Такое-то дело я сделаю завтра» или «Такой-то товар я куплю завтра» [но запрещено говорить только о таких делах, которые запрещено выполнять в Шаббат, – и даже если запрещено мудрецами (Мишна брура 307:1)].

Величайшие законоучителя запрещают изучать в Шаббат даже научные книги – а разрешено изучать только слова Торы [в этом вопросе принято облегчать, но Б-гобоязненному человеку следует устрожить (там же 307:65)].

2. И запрещена именно речь, но размышление разрешено. Исходя из этого, разрешено сказать своему товарищу или нееврею: «Возможно ли это и хорошо ли для тебя, если бы ты смог быть со мной этим вечером?» (т.е. по окончании Шаббата), – несмотря на то, что из этих слов тот поймет, что он нужен ему вечером в качестве наемного рабочего, ведь это лишь «размышление». Но не следует говорить ему: «Будь готов со мной на вечер» – ведь это уже прямое высказывание в повелительном наклонении.

Также разрешено сказать товарищу: «Я иду завтра в такой-то город, пойдем со мной», – ведь хотя бы теоретически можно отыскать разрешенный способ для такого похода и в Шаббат, например, если бы там, вдоль всей дороги, была бы ограда, превращающая все это пространство в «частное владение», которое включается в «субботние границы» города. Но не следует говорить ему: «Я еду завтра», – так как невозможно найти разрешенный способ ездить в Шаббат.

И также разрешено сказать товарищу, чтобы он пошел после Шаббата в определенное место и принес ему оттуда вещь, которая не является «мукце». Ведь возможно отыскать разрешенный способ принести это и в Шаббат –  например, если бы там, вокруг этих двух мест, была бы общая ограда, превращающая все это пространство в «частное владение».

3. Запрещено читать будничные документы – т.е. долговые расписки и счета, и даже рассматривать их запрещено. И также запрещено читать письмо, в котором написано о делах, связанных с куплей-продажей .

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».


http://www.beerot.ru/?p=39820