«ДИРШУ» — ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

«ДИРШУ» — ИЗУЧЕНИЕ КНИГИ «МИШНА БРУРА»

Молитвы в десять дней раскаяния

В десять дней раскаяния нужно молиться с большим намерением сердца. Еще со времен ришоним в народе Израиля есть обычай говорить «Авину Малкейну» после молитвы в Шахарит и в Минху, даже если в этот день не читают Таханун из-за обрезания, проводимого в синагоге. Тем не менее, в Шаббат Шува не добавляют молитв и просьб и не говорят «Авину Малкейну» в виду запрета просить о своих нуждах в Шаббат (см. Иерусалимский Талмуд, Шаббат, 15:3). В Минху накануне Шаббата тоже не говорят «Авину Малкейну», поскольку это близко к Шаббату [глава 602, п. 1, м. п. 2-3; комментарии и дополнения «Диршу» 3-4].

Кто свободен от заповеди есть накануне Йом Кипура?

Мудрецы разошлись во мнениях по многим вопросам в отношении заповеди кушать накануне Йом Кипура. Во-первых, происходит ли эта заповедь из Торы или это постановление мудрецов? «Мишна Брура» следует постановлению автора «Маген Авраам», согласно которому это заповедь из Торы. Во-вторых, обязаны ли женщины исполнять ее? В-третьих, должен ли выполнять ее человек, который не собирается поститься в Йом Кипур? В-четвертых, требуется ли еда в таком количестве, которое отменяет «истязание» в Йом Кипур, то есть размером с финик (котевет) за время «ахилат прас» (2-4 минуты), или достаточно еды размером с маслину, как в остальных заповедях Торы, связанных с едой? В-пятых, существует ли обязанность есть хлеб? [глава 604, п. 1; Шаар а-Циюн 1; комментарии и дополнения «Диршу», 1 и 5].

Смысл заповеди кушать накануне Йом Кипура

Мудрецы ришоним написали о многих смыслах заповеди кушать накануне Йом Кипура. Во-первых, это укрепляет тело перед постом на следующий день. Во-вторых, это знак радости от наступления дня искупления; знак сожаления о грехах и ожидания их искупления. В-третьих, это делается вместо праздничной трапезы, которую нельзя устроить в Йом Кипур. В-четвертых, происходит укрепление тела для молитвы и тшувы в Йом Кипур. В-пятых, это нужно, чтобы была заметна «добавка к Йом Кипуру» (т.е. принятие на себя поста еще до захода солнца) после прекращения еды к вечеру. В-шестых, переход от обильной еды к посту усиливает «истязание», что является заповедью Йом Кипура [глава 604, п. 1; комментарии и дополнения «Диршу», 1].

Использование различной обуви в Йом Кипур

По букве закона в Йом Кипур разрешено надевать обувь, в которой нет частей, сделанных из кожи. Но некоторые устрожают, запрещая одевать даже обувь из ткани, резины или другого материала, если она защищает ногу, и если при ходьбе в ней не ощущается жесткость земли. Однако если подошва тонкая, и жесткость земли чувствуется, то можно облегчить даже по этому мнению. Что же касается синтетической обуви, которую принято носить весь год, – возможно, у нее тот же статус, что и у кожаной, и по закону она запрещена [м. п. 5; Шаар а-Циюн, м. п. 5; Биур Алаха, со слова «Даже»; комментарии и дополнения «Диршу», 9].

Закон «мукце» для кожаной обуви в Йом Кипур

Учителя спорят о кожаной обуви, запрещенной к использованию в Йом Кипур: имеет ли она  статус инструмента (кли шемелахто леисур), предназначенного для запрещенной работы? Некоторые постановили, что в наше время ее нельзя обувать даже в случае опасности и т. п., поскольку можно использовать другую обувь, и потому кожаная обувь имеет статус инструмента для запрещенной работы. Другие постановили, что и в наше время в случае опасности и т. п. можно обувать ее, а значит, ее статус – как у инструмента для разрешенной работы. Третьи утверждают, что, несмотря на это. она имеет статус инструмента для запрещенной работы, поскольку никто не одевает обувь другого человека. А некоторые сомневаются, делает ли этот запрет (не относящийся к запретам Шаббата) такую обувь инструментом для запрещенной работы [глава 613; комментарии и дополнения «Диршу», 21].

Перевод – рав Б. Ариэли


http://www.beerot.ru/?p=6281