«Да будет воля…» — чтение Теилим и изучение Торы между трублениями

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1672

Как известно, между трублениями нельзя прерываться на посторонние слова и даже на то, чтобы произнести «Да будет воля…», как это приводится в Махзорах для «трубления сидя» (т. е. трубления перед Мусафом). Произносить эти слова нужно после завершения этих трублений, и так поступали многие великие учителя Израиля. Однако во многих общинах принято их произносить (даже между трублениями). Между «трублениями сидя» и «трублениями стоя» (т. е. во время Мусафа) можно прерываться для чтения Теилим или слов Торы, касающихся темы трубления (а мысленно разрешается заниматься Торой на любую тему), а также на слова «Благословен Он и благословенно Имя Его» во время брахот, или для личных просьб в молитве [м. п. 12, «Шаар а-Циюн» 15; комментарии и дополнения «Диршу» 11-12].

Упоминание начала месяца (Рош Ходеш) в молитве на Рош а-Шана

Хотя Рош а-Шана это также и начало месяца Тишрей, прямым текстом это не упоминается в молитвах этого дня, кроме разве что беглого упоминания в конце текста о дополнительных жертвах (Мусафим): «Кроме всесожжения месяца и его приношения». Учителя наши указывают, что источником такого обычая служит толкование мудрецов: «”Трубите в этот месяц в шофар, когда он скрывается в день праздника нашего” – что это за праздник, когда месяц скрывается? Скажи, что это Рош а-Шана». Значит, тот факт, что день праздника – это еще и начало месяца, скрыт, и не упомянут в молитвах [п. 2, м. п. 3; комментарии и дополнения «Диршу» 4].

Можно ли разговаривать или устраивать дополнительные трубления между [установленными] трублениями?

Изначально нужно стараться прослушать весь порядок трублений Рош а-Шана (תשר»ת תר»ת תש»ת) как одну непрерывную последовательность. Но если не удалось, обязанность считается исполненной, даже если человек разговаривал или задержался на долгое время (добровольно, без вынуждающих обстоятельств) и отвлекся от трубления. Однако если среди прочих трублений он услышал одно, которое оказалось не на своем месте – например, прерывистое или лишнее короткое трубление между коротким и следующим длинным – ему нужно вернуться и прослушать сначала целиком ту цепочку трублений (одну из трехתשר»ת תר»ת תש»ת), на которой он остановился. Изначально так следует поступать, даже если он не собирался исполнить свою обязанность с помощью трубления, прозвучавшего не в том месте [п. 2, м. п. 5-8; «Биур Алаха», со слова «Услышал»].

Почему запрещено издавать посторонние звуки в процессе трубления?

Согласно сказанному выше, нужно быть внимательным, чтобы услышать каждое трубление от начала и до конца. Поэтому запрещено издавать звуки – зевание, покашливание и т. д. – в процессе слушания трубления, поскольку как производящий эти звуки, так и те, кто стоят рядом, рискуют пропустить звук шофара и не исполнить свою обязанность. Однако в итоге, даже если произвели посторонний звук, но вместе с ним услышали и звук шофара, обязанность выполнена, и не об этом говорится: «Два голоса на слышны» [м. п. 16; комментарии и дополнения «Диршу» 11].
 
Перевод – рав Б. Ариэли

http://www.beerot.ru/?p=5603