Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет верить лашон а-ра

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

252

Глава 7

О том, что запрещено верить лашон а-ра, который произносят в присутствии трех или более человек; в присутствии того, о ком идет речь; в случае, когда уже до этого о нем ходили дурные слухи; когда существуют факты, подтверждающие истинность сказанного; когда негативные факты упоминаются в беседе между прочим, без цели очернить человека; когда слушатель верит рассказчику как двум свидетелям

1. Верить злоязычию запрещено и в том случае, когда его произносят в присутствии нескольких человек. Тот факт, что рассказчик не опасается огласки, не доказывает истинности его слов. Если сказанное оказалось правдой, следует сделать замечание тому, о ком говорили, – в форме, соответствующей законам Торы.

2. Запрещено верить злоязычию и тогда, когда его произносят в присутствии того, о ком идет речь, и этот человек не опровергает сказанного. Более того, даже если тот, о ком говорят, известен как человек, который, услышав клевету, молчать не станет, а в данном случае молчит, – запрещено верить негативной информации о нем.

3. Запрещено верить злоязычию, сколько бы человек его ни произносили. Даже если по закону было разрешено обнародовать негативную информацию о ком-то, слушателю запрещено верить. Разрешено только учесть ее, чтобы обезопасить себя и других. Закон Торы, требующий полагаться на слова двух свидетелей, говорит о свидетельских показаниях в раввинском суде, когда соблюдаются все необходимые условия. Когда двое или более человек утверждают, что они – очевидцы и при этом говорят дурное о ком-либо за пределами суда, они не имеют статуса свидетелей и им запрещено верить.

4.  Дурным слухам о ближнем запрещено верить. Разрешено учесть их, чтобы обезопасить себя и других.

5. Разрешено верить лашон а-ра о человеке, про которого доподлинно известно, что он неоднократно совершал поступки, о которых все знают, что они являются явным нарушением Торы. (Однако запрещено верить злословию о тех, кто нарушил Тору вынужденно, например, под угрозой смерти).

6. Разрешено верить злоязычию, когда человек произносит его о себе. Негативной информации о других, которую он включает в рассказ, верить запрещено.

7. Запрещено верить лашон а-ра, даже если слушатель доверяет рассказчику в той же мере, как двоим свидетелям, дающим показания в раввинском суде.

8. В Талмуде приводится следующий закон. Если раввин услышал о своем ученике, что тот совершил действия, про которые всем известно, что это нарушение Торы, и которые никак невозможно оправдать, причем раввин доверяет рассказчику, как двум свидетелям, дающим показания в раввинском суде, и рассказчик был очевидцем нарушения, – раввину разрешено поверить сказанному ради того, чтобы отдалиться от нарушителя. (Рассказывать другим запрещено и в этом случае). В наше время на это разрешение не полагаются, т.к. нельзя быть уверенным в том, что один человек верит другому в той же мере, как двоим свидетелям, дающим показания в раввинском суде. [В наше время практически не встречается ситуация, когда человек доверяет другому как двум свидетелям – прим. ред.]

9. Месиах лефи тумо – человек, который говорит, не преследуя определенных целей, ведет спонтанную беседу. Вероятность того, что негативная информация, сообщенная в такой беседе, истинна, велика, поскольку рассказчик не преследовал цели ее специально обнародовать, а упомянул к слову. Даже когда рассказчик был свидетелем нарушения и месиах лефи тумо, если нарушителя можно оправдать или если дурное говорят о его человеческих свойствах и чертах характера, сказанному запрещено верить и, тем более, передавать другим.

10. Если рассказчик был очевидцем нарушения, и слушателю доподлинно известны дварим а-никарим – факты, которые в значительной степени подтверждают сказанное, и нарушителя невозможно оправдать, и сказанное не является критикой человеческих качеств нарушителя и черт его характера, то, если сообщаемая информация полезна (например, помогает отдалиться от нарушителя), – верить разрешено. Но не распространять. [Очень трудно полагаться на это на практике, так как часто человек принимает собственные домыслы как дварим а-никраим. – прим. ред.]

11. Если человеку сообщают, что некто донес на него, и есть факты, которые это явно подтверждают, разрешено верить, но запрещено на основании этой информации причинять доносчику какой-либо вред.

12. Если члены раввинского суда сами были свидетелями дварим а-никарим, или им сообщили об этом два свидетеля, в некоторых случаях им разрешено определить нарушителю соответствующее наказание.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово — золото. Книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!


http://www.beerot.ru/?p=53246