Об обязанности заплатить вовремя и о запрете задержки оплаты труда

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1738

Тора с особой важностью относится к тому, чтобы работнику заплатили в установленный срок. Всякий, кто платит за услуги вовремя, не только уберегает себя от нарушения «не останется у тебя на ночь плата наемного работника до утра» (Ваикра, 19:13), но и выполняет очень важную повелительную заповедь «в тот же день заплати до захода солнца» (Дварим, 24:15). Человек, надеясь получить плату в срок, прикладывает усилия, тратит драгоценное время, иногда подвергает свою жизнь опасности, вкладывает душу. В предисловии к книге «Аават Хесед» Хафец Хаим приводит слова «Зоара», из которых следует, что задерживающий плату работнику как будто отнимает у него душу, и в наказание за это сокращаются дни жизни работодателя – мера за меру. И наоборот, поскольку вовремя заплатить – это значит вернуть человеку его душу, то даже если работодателю пришло время покинуть этот мир, Всевышний продлевает ему жизнь и дает благословение. Ор а-Хаим а-Кадош (рав Хаим бен Атар – выдающийся комментатор Торы) замечает, что несмотря на то, что говорится о денежных отношениях, ни плата, ни наказание не измеряются в деньгах. На карту поставлены жизнь и смерть. Бааль а-Турим (рав Яаков бен Ашер – великий комментатор и кодификатор еврейского закона) выводит из непосредственной близости стиха Торы «Не останется у тебя на ночь плата…» к другому стиху – «Не проклинай глухого и перед слепым не делай препятствия» (Ваикра, 19:14), что здесь Тора намекает работнику, которому не заплатили вовремя: хотя это больно и тяжело, постарайся не проклинать работодателя. Вызови его в бейт а-дин – на суд Торы. За задержку платы человека постигает нищета и потеря имущества (Сукка, 29).

Тот, кто нанимает работника и платит ему вовремя, совершает заповедь большую, чем дать пожертвование неимущему (см. «Мешех Хохма» на главу Ки Тецэ). Аризаль замечает, что первые буквы слов, составляющих стих «бэ-йомо титэн схаро» («в тот же день заплати»), – ШаБаТ. Поясняет Пэле Йоэц: тот, кто в течение недели исполнит эту заповедь, удостоится в субботу дополнительных уровней трех составляющих души: тосефет нефеш, тосефэт руах и тосефет нешама.

Перед тем как приступить к изучению законов, связанных с исполнением этих заповедей, приведем несколько общих положений. В отношении ряда законов Торы имеет весьма принципиальное значение то, как принято поступать в том или ином месте. Примером такого закона является рассматриваемая нами тема. Поэтому если в данном конкретном месте существуют определенные, постоянные, принятые всеми формы и сроки оплаты, то любой человек, устраиваясь на работу, принимает эти условия, и работодатель, осуществляя оплату согласно принятым нормам, поступает по закону Торы. Еще одно важное правило в законах о своевременной оплате: работодатель вправе предложить кандидату на рабочее место свои сроки и условия оплаты. Если предполагаемый работник осознано принимает эти условия, а работодатель им четко следует, закон Торы выполняется, так как обоюдно согласованные сроки становятся истинным временем оплаты. Следует учесть, что четкое определение фронта работ, установление размера, сроков и формы оплаты, ясно записанные и заверенные подписями обеих сторон, устранят недопонимание, споры и недовольства, которые могут возникнуть между работодателем и работником в процессе или после исполнения заказа.

Работнику, выполнившему заказ до захода солнца, необходимо успеть заплатить до захода солнца или, по крайней мере, до выхода звезд. В случае если работнику заплатили все, что ему причитается, но сделали это позже названого времени, происходит нарушение запрета Торы откладывать оплату до утра – «ло талин», и не выполняется повелительная заповедь заплатить в тот же день – «бе-йомо».

Работнику, выполнившему заказ до восхода солнца, обязаны заплатить до восхода солнца.

Работнику, выполнившему заказ в сумерки, обязаны выплатить до выхода звезд или хотя бы до восхода солнца. После этих сроков уже невозможно восполнить эти заповеди. Но в силу вступает постановление мудрецов выплатить как можно быстрее. Тот, кто не платит вообще, нарушает пять запретительных и одну повелительную заповедь Торы.

Работнику, которого приняли на работу на неделю, обязаны заплатить до конца недели. Тому, кого наняли на месяц – до конца месяца, причем в случае, когда новомесячье (рош ходеш) – два дня, первый из них считается последним днем прошедшего месяца. Работнику, которого приняли на работу на год, обязаны заплатить до конца последнего дня этого года.

Если работник выполнил заказ в самом конце дня, так что при всем желании хозяин не успевает заплатить ему вовремя, нарушение не происходит.

Поскольку запрещено осуществлять выплаты в субботу, то если на субботу наняли работника для выполнения разрешенных в субботу действий, заплатить ему нужно сразу после исхода субботы.

Если планировали, что работник завершит заказ днем, а он завершил его ночью – оплата ночью. Планировали, что завершит ночью, а завершил днем – оплата днем.

В большинстве мест на предприятиях принято платить в начале месяца за предыдущий месяц. Нарушение «ло талин» в этом случае не происходит, но и заповедь «бэ-йомо» не выполняется.

Если работник просит заплатить ему до выполнения заказа всю сумму, то следует договориться с ним, что деньги будут у него на хранении, и станут его в момент завершения работы. Либо оставить невыплаченной небольшую часть денег, для того чтобы заплатить их в конце и выполнить заповедь «бе-йомо». Полученными деньгами работнику разрешено пользоваться сразу.

Если работник знал, что ему не смогут заплатить вовремя, и, несмотря на это, согласился на работу, то заказчик не совершает нарушение, но если у него появилась возможность заплатить в срок, то ему следует этой возможностью воспользоваться и выполнить важную заповедь.

Если сдали некий предмет в ремонт, и мастер его чинит у себя в мастерской или на дому, то время оплаты зависит от момента получения исправленного предмета хозяевами. Причем заказчик вправе выбрать удобное для себя время получения предмета и не обязан сделать это сразу по завершении заказа.

Приведенные выше законы верны и в отношении аренды квартиры, автомобиля или яхты. Поэтому, исходя из вышеприведенных принципов, следует заплатить в день завершения аренды. Если, согласно договоренности, съемщику разрешено пользоваться тем, что он арендует в течение неограниченного срока, то оплату необходимо осуществить во время возврата предмета хозяевам.

Данные законы распространяются как на случаи, когда работник взрослый, так и на случаи, когда речь идет о маленьких детях, которых попросили об услуге и пообещали вознаграждение.

Если работник умер и плату за его труд передают наследникам, то ни запрет «ло талин», ни обязанность «бе-йомо», на такую ситуацию не распространяются.

В случае, когда заказчику нечем платить, он не нарушает закон. Хотя тому, кто знает, что он не сможет выплатить в срок, изначально запрещено нанимать работника, либо он обязан заранее оговорить это с тем, кого он собирается нанять на работу. В случае, когда у работодателя нет наличных денег, но есть возможность взять ссуду, либо снять накопления с банковской программы без особых потерь, он обязан это сделать.

В случае, когда оплата производится чеком, дата получения денег, указанная на чеке, должна соответствовать срокам выплаты денег согласно законам, приведенным выше, а также необходимо, чтобы была возможность в рамках этого срока получить наличные по этому чеку. Поэтому, если заплатили чеком, и указанная в нем дата позже необходимого времени, либо обналичить чек невозможно из-за того, что банки закрыты, – происходит нарушение закона.

Крупную купюру необходимо успеть разменять, чтобы выплатить зарплату в срок. Если нет возможности разменять такую купюру, то следует дать ее работнику с тем, чтобы он вернул сдачу.

Таков закон и в отношении обмена валюты. Если валюту возможно обменять без особых потерь, то необходимо это сделать, и не допустить нарушение «ло талин», и выполнить заповедь «бе-йомо».

Если у работодателя нет наличных денег, но он располагает товаром, который предназначен на продажу, то если это не сопряжено с большими потерями, он обязан продать товар для того, чтобы заплатить работнику вовремя. Что считать большими потерями – в каждом конкретном случае следует выяснить у раввина. Человек не обязан продавать предметы, которыми он пользуется и которые не предназначены на продажу, для того чтобы заплатить работнику в срок.

В случае, когда у работодателя нет всей суммы, он обязан выплатить по крайней мере то, что у него имеется в наличии. Если было несколько работников, и нет достаточно средств для всех, то работодатель должен разделить ту сумму, которая у него имеется в наличии, между всеми поровну. В случае, если один работник – нуждающийся, а другой – обеспеченный, работодатель отдает всю плату нуждающемуся вовремя, а более обеспеченному – позже. Если работодатель нанял одного работника раньше, а другого позже, и материальное положение обоих работников одинаково – пусть выплатит всю зарплату тому, кто был первым. (Если в отношении заповеди цдака – дать пожертвование нуждающимся – у родственников или соседей есть право первенства, то в законах о своевременной выплате у родственников, близких или соседей преимущества нет.)

Если у работодателя или заказчика была вся сумма к моменту завершения работы, но он потратил ее на другие цели, в результате чего ему стало нечем заплатить работнику, то он совершает нарушение «ло талин» и не исполняет повелительную заповедь «бе-йомо».

Если работодатель знает, что не сможет присутствовать во время завершения работы или получения заказа, он должен позаботиться о том, чтобы работник получил плату вовремя. Например, оставить деньги другим, чтобы те заплатили вместо него. Либо передать деньги самому работнику заранее, с условием, что они становятся его только со времени завершения работы.

В случае, когда у работодателя денег хватает либо только на то, чтобы исполнить заповедь «бе-йомо», либо на то, чтобы приобрести предметы, связанные с исполнением других заповедей, как, например, тфилин или лулав, – обязанность заплатить в срок первична.

Если с работником не было оговорено заранее, что ему не будет заплачено в срок, и неясно, согласен ли он на задержку оплаты, происходит нарушение, если ему не заплатить вовремя. Если же работник открыто заявляет о том, что готов подождать с оплатой, то если работодатель заплатит с опозданием, хотя он и теряет возможность исполнить заповедь, но нарушения не совершает.

Работодатель не обязан доставлять плату работнику на дом. Ему достаточно оповестить работника о том, что деньги имеются в наличии, и тот может их получить. В случае, когда у работника нет возможности прийти за платой, а работодатель может ему ее доставить, то правильно было бы ему это сделать.

На премии и подарки, которые не являются частью оговоренной зарплаты, данные законы не распространяются.

Плата за замену деталей автомобиля, кондиционера или компьютера иногда состоит из двух частей: стоимость детали и оплата труда мастера. В таких случаях на выплату за детали не распространяются изучаемые здесь законы, а на плату за работу мастера – распространяются. Это связано с тем, что поставка необходимой части является продажей, а не услугой. А на куплю-продажу заповеди «бе-йомо» и запрет «ло талин» не распространяются. В случае, когда все объединено вместе и расценивается как общая плата за ремонт, вышеперечисленные законы распространяются на всю сумму.

Иногда не совсем просто определить, что является куплей-продажей, а что расценивается как наем рабочего, заказ услуги или аренда. Приведем несколько примеров. К первой категории относятся: заказ новых очков, страховка, штраф, пошлина, налоги, периодическая плата за газ, электричество, воду, телефон и другие бытовые услуги, ссуды, оплата в ресторане, пошлина за обмен валюты, оплата в магазине, чаевые, плата за заказ дубликата ключа. Ко второй категории принадлежат такие выплаты как: плата водителю, грузчику, адвокату, няне по уходу за детьми или престарелыми, парикмахеру, сантехнику, электрику, маляру, садовнику, повару, экскурсоводу, бухгалтеру, плата за посещение сауны, бассейна, лекции, музея, плата за съем квартиры, за аренду автомобиля, за детсад, за ясли, за учебные заведения, за гостиницу, за санаторий.

В сборнике вопросов и ответов «Шоэль у-Мешив» («Таньяна», часть 3, пункт 42) приводится интересный вопрос. Сердобольный житель местечка, сжалившись над портным, который в силу своего неимущего положения постоянно ходил в обветшавших лохмотьях, сказал ему, что готов оплатить покупку дорогостоящей ткани, а также заплатить за то, чтобы тот пошил для себя платье. Портной в течение нескольких дней шил себе одежду. По окончании работы обнаружилось, что благотворителю временно нечем заплатить. Нарушает ли он тем, что задерживает плату, запрет «ло талин»? Автор книги «Шоэль у-Мешив», великий мудрец Торы рав Йосеф Шауль Натанзон ответил, что тот не нарушает данный запрет. Он доказывает, что в случае, когда человек трудится для себя, не запрещено задерживать его плату. Опираясь на свое открытие, рав Натанзон отвечает еще на один вопрос. Сказали наши мудрецы, что плату за исполнение заповедей не получают в этом мире. А как же с обязанностью «в тот же день заплати»? Ведь в Иерусалимском Талмуде приведено, что Всевышний сказал, что Он соблюдает все заповеди Торы. Ответ таков. Заповеди мы выполняем для себя, чтобы стать выше, лучше, гармоничнее. А на оплату действий, которые работник совершает для самого себя, данный запрет не распространяется. Рамбам пишет, что за заповеди, направленные на помощь ближнему, человек получает плату и в этом мире, а за заповеди, которые целиком направлены на служение Творцу – вся плата в будущем мире. Исходя из вышесказанного, это вполне объяснимо. За действия, которые человек совершает ради других, ему платят сразу, «бе-йомо» (хотя в будущем мире его тоже ждет за это награда). А служение Творцу – исключительно для нас самих, поэтому и плата за такого рода заповеди – завтра, в мире будущем.

В Мегилат Рут Боаз, обращаясь к Рут, говорит: «Заплатит Всевышний за труды твои, и будет плата сполна от Всевышнего Б-га Израилева, под крылья Которого ты пришла укрыться». В мидраше (Рут Раба, глава 5) приведены слова рава Хасы: «Под крылья Которого ты пришла укрыться». Многие спрашивают, что нового сказал рав Хаса, ведь он просто процитировал завершение стиха? Рав Натанзон трактует это, исходя из изложенного им принципа. Рав Хаса говорит, что Рут получит плату даже в этом мире, несмотря на то, что плату за исполнение заповедей не получают в этом мире. Ведь для себя, для исполнения своей миссии, будучи моавитянкой, ей было бы достаточно исполнять семь заповедей сыновей Ноаха. Исключительно из-за великой любви к Творцу Рут отдает Ему все, что у нее есть – саму себя. Она приходит укрыться под Его крыльями, принять на себя шестьсот тринадцать заповедей, чтобы в воинстве Его – народе святом, царстве коэнов – появился еще один воин, умножающий славу Его. Этот шаг Рут сделала не для себя, а во имя Небес, поэтому ей причитается плата и в этом мире тоже.


http://www.beerot.ru/?p=7594