Пути мира и добра — Споры и разногласия

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

1804

Споры и разногласия

1. Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. По некоторым мнениям эта заповедь выводится из написанного в Торе (Бемидбар, 17:5): «Не будь как Корах и его сообщество». Кроме этого запрета, участие в спорах может привести и ко многим другим нарушениям Торы.

Эта заповедь касается как мужчин, так и женщин, и не ограничена местом или временем.

Родители обязаны воспитывать детей исполнять эту заповедь, и не разрешать им общаться с теми, кто часто ссорится, дерется и т.п. И, тем более, запрещается требовать от детей поддержать родителей в их ссоре с кем-либо. Если же отец (мать) сделал это, дети не обязаны слушаться их в этом вопросе. Наоборот, они должны постараться приложить все усилия, чтобы помирить родителей со второй стороной, и таким образом они выполнят сказанное в Торе: «Ищи мира и преследуй его».

2. Споры никогда не приводят к миру, поэтому в случае, когда люди не могут самостоятельно уладить свои разногласия, следует остановиться и попытаться найти третье лицо, то есть человека, который сможет рассудить спорящих. Если такого не нашли, нужно обратиться в бейт дин (еврейский суд).

Для того, чтобы избежать споров и конфликтов, нужно вести себя спокойно и уравновешенно, не гневаться и не придираться к другим. Иногда человека просто вовлекают в чужие споры, а иногда его подталкивает собственный йецер а-ра (злое начало). Следовательно, тот, кто хочет уберечь себя от споров и скандалов, должен все время следить за собой и делать все необходимое, чтобы избавиться от плохих качеств.

3. Написано в Торе (Дварим, 14:1): «Ло титгодеду». Мудрецы объясняют, что речь идет о запрете разделяться на группки (агудот). Поэтому, например, по некоторым мнениям, в одном городе не должно быть два бейт-дина, мудрецы которых следуют разным традициям, иначе это приведет к разделению и разногласиям.

Другие считают, что запрет распространяется только на тот случай, когда в городе есть всего один бейт-дин, в обязанности которого входит устанавливать законы и традиции в данном регионе. Если же существует группа людей, которая не следует его указаниям, это будет являться нарушением. Что же касается города, где есть два различных бейт-дина с разными обычаями, то в этом нет никакой проблемы. Закон следует данному мнению.

4. Жена должна следовать традициям и обычаям, которых придерживается муж.

5. Человек, который приезжает в другой город или в другую страну, не должен нарушать законов, принятых в этом регионе. Если он приехал туда на короткое время, он должен придерживаться также и традиций своего города.

Даже если закон не запрещает определенного действия, но в этом месте люди устрожают и не делают этого, создав для себя дополнительную ограду закона, не следует на виду у них поступать по-другому.

Рав Авраам Мордехай Альтер (Гурский ребе, автор книги «Имрей Эмет») рассказывал такую притчу. Жил один богатый еврей. У него было две дочки. Дочки вышли замуж и поселились рядом с отцом. Он помогал им всем, чем можно, и очень часто дети трапезничали вместе с ним. Когда зятья приходили на обед, они сидели отдельно, потому что один из них ел молочные продукты, а другой – мясо. Через какое-то время доходы отца резко снизились, и он уже не мог кормить их ни мясом, ни сыром. На обед подавали хлеб и воду. Неожиданно отец заметил, что его зятья продолжают сидеть в разных углах, несмотря на то, что мясного и молочного на столе нет. Он подошел к ним и сказал: «Ладно, раньше вам приходилось сидеть отдельно из-за того, что нельзя есть мясное и молочное за одним столом. Но сейчас-то зачем?!»

Этой притчей ребе из Гур хотел выразить то, что происходит в нашем поколении: «В давние времена многие люди посвящали свою жизнь настоящему служению, и, соответственно, разногласия и споры шли только вокруг тонких духовных вещей. И все эти разногласия касались только самих мудрецов. Сегодня же в религиозном мире борьба идет за простые элементарные вещи, которые в равной степени касаются всех  евреев от мала до велика. Если так, никаких споров и разногласий быть не должно».

6. Написано в Торе (Шмот, 23:2): «Не следуй за большинством творить зло». Из этого стиха учат, что нельзя поддерживать злодеев и присоединяться к людям, поддерживающим нарушителей закона. Тоже касается и группы людей, распространяющих сплетни и поддерживающих огонь конфликтов в еврейской общине.

Тот, кто распространяет сплетни и разжигает конфликты, не достоин почестей и уважения, даже если он занимает особое положение в обществе. В данном случае проявление почестей и уважения будет укреплять его позицию, что приведет к еще большему напряжению в общине.

7. Разрешается бороться против нарушителей закона и настраивать людей против них. Но при этом не следует преследовать их, ведь Всевышний всегда помогает тому, кого притесняют и преследуют, даже если он – раша (злодей, злостный нарушитель закона, плохой человек).

8. Запрет лашон а-ра не касается разговоров, направленных против тех, кто разжигает споры и нарушает атмосферу единства в еврейской общине. Но и здесь есть определенные ограничения. Разговоры должны быть направлены на то, чтобы затушить огонь разногласий, а не наоборот.

9. В некоторых случаях, чтобы не поддерживать ссору, желательно даже поступиться своей гордостью и положением в обществе.

10. Человеку не стоит обращать внимания на нападки и оскорбления, если он знает, что все это является своего рода провокацией и попыткой вовлечь его в спор или политическую игру. Путь Торы – это поиск мира и единства, как сказано в Мишлей (3:13): «Ее пути – пути приятные, и все ее стези – мир». Если у человека есть возможность исполнить заповедь, но при этом ему придется ввязаться в спор или какой-то скандал, мудрецы и в этом случае советуют воздержаться от ее выполнения.

13. Покупки на Шаббат. Если у человека есть деньги только на вино или на субботние свечи, следует купить свечи. Ведь если в доме будет темно, люди могут поссориться или навредить друг другу. То же касается случая, когда человек располагает суммой, которой хватит либо на ханукальные свечи, либо на субботние. Он должен купить свечу, которая будет светить в Шаббат. Рамбам объясняет, что эти законы мы можем выучить из того, что разрешено стереть Имя Всевышнего, чтобы восстановить мир между мужем и женой.

Из книги рава И. Сильвера «Пути мира и добра».

 


http://www.beerot.ru/?p=39773