Законы почитания родителей — часть 3

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

477
законы почитания родителей

Продолжение

Страх перед родителями

Заповедь бояться родителей не имеет ограничений – ни временных, ни качественных, ни количественных («Иреим», п. 221-222). В «Шулхан Арухе» приведена следующая ситуация: сын, облаченный в важные одежды, заседает во главе народа. Вдруг входят его родители и на виду у всех рвут на нем одежду, бьют его по голове и плюют ему в лицо. Что говорит об этом закон? «Запрещено ему обидеть их. Он обязан промолчать и наполниться трепетом перед Царем всех царей, заповедовавшим ему вести себя подобным образом. Ведь если земной царь повелел бы ему терпеть еще большие страдания, он был бы вынужден пойти на это, а тем более когда речь идет о предписании Того, по слову Которого создан мир в соответствии с Его желанием» (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 6:7). Вместе с этим, если сын подозревает, что такое может произойти, ему разрешено с помощью других людей предотвратить подобный поступок родителей («Арух а-Шулхан», там же, п. 16), а если не удалось предотвратить, то по букве закона за подобный поступок ему разрешено вызвать родителей в раввинский суд («Сифтей Коэн», 240:4).

Запрет сидеть на месте родителей

Заповедь «бояться родителей», которая заключается в том, чтобы не допустить фамильярность в общении с родителями и сохранять почтительную дистанцию в отношениях с ними, включает в себя запрет сидеть на месте, предназначенном для отца или матери. О каком месте идет речь? Это может быть постоянное место за обеденным столом, место в синагоге, на службе и т. д. Стоять в этом месте не возбраняется. На родительском месте запрещено сидеть, даже когда этого никто не видит, т. к. этим человек как бы уравнивает себя с ними («Сифтей Коэн», 240:1; «Турей Заав», 240:2).

Запрещено пользоваться стулом или креслом, на котором обычно сидит отец или мать («Мевакшей Тора», ч. 4, стр. 206 от имени рава Й. Ш. Эльяшива). Однако на такой стул разрешено встать для того, чтобы снять что-либо сверху. В отношении пользования родительскими кроватями мнения законоучителей разошлись: некоторые считают, что детям разрешено на них сидеть или лежать без специального разрешения родителей, другие считают, что закон в отношении кроватей аналогичен закону в отношении стула.

Во время торжественных застолий, заседаний, дискуссий, в которых принимают участие родители и их дети, и родители желают, чтобы их дети сидели рядом с ними, детям разрешено сидеть рядом с родителями. Если родители позволяют, детям разрешено сидеть даже на том месте, где обычно сидят родители. Если родители решили поменять свое привычное место на другое или сменить свой стул на другой, детям разрешено сидеть на их бывших местах.

Если у отца или матери есть определенное место, где они обычно стоят, детям запрещено стоять на этом месте («Арух а-Шулхан», там же, п. 9).

После смерти родителей детям разрешено сидеть и стоять на предназначенных им местах («Аз Нидберу», ч. 8, п. 60). Более того, когда дети после смерти родителей сидят или стоят на их местах, они выражают этим им почет и уважение («Мевакшей Тора», вып. 21, стр. 279 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Дерех Сиха», Итро, от имени рава Х. Каневского).

Обычную одежду, принадлежащую родителям, детям носить не возбраняется. Одежду, ношение которой говорит об особом величии, почете или власти ее хозяина, как, например, мундир, детям запрещено надевать без специального разрешения родителей («Яд Элияу», псаким, п. 40). Данный запрет распространяется и на ситуации, когда родители при этом не присутствуют.

Запрет спорить с родителями и перебивать их

Запрещено возражать родителям, оспаривать их мнение, перебивать их. Об одном из сыновей великого автора книги «Хидушей а-Рим», первом адморе из Гуры, рассказывают следующую историю. Дело было в ешиве, которую возглавлял его отец, великий автор книги «Хидушей а-Рим», а он являлся одним из учеников. Однажды так случилось, что большинству учеников не удалось до конца понять всю глубину данного его отцом урока. По окончании урока, перед тем как выйти, рав спросил сына: «Ты тоже не понял?», на что тот ничего не ответил, а как только рав вышел, мальчик разъяснил товарищам то, что они затруднялись понять. Когда отец узнал об этом, он поинтересовался у сына, почему, когда он его спросил, тот не сказал ему, что понял изложенный материал. Тот объяснил, что если бы отец спросил его, понял ли он, он бы ответил, что понял, но поскольку вопрос был задан в другой форме: «Ты тоже не понял?», он не хотел ответить: «Нет, я понял», что можно понять как опровержение слов отца.

Когда родителей спрашивают о чем-либо, запрещено детям отвечать вместо них. Если родители порицают, ругают сына или дочь, им запрещено оправдываться в форме, которая может быть воспринята как спор с родителями, даже если они считают, что обвинение ошибочно. Однако разрешено объясниться и оправдаться в почтительной форме, не противореча тому, что они говорят.

Если отец или мать с кем-то дискутируют, детям запрещено не только выражать солидарность с оппонентом родителей, но и одобрить точку зрения отца или матери. Подобная солидарность выглядит как панибратство, уравнивание себя с родителями. Согласно некоторым мнениям, запрет оспаривать или одобрять позицию родителей распространяется только на те случаи, когда дети высказывают свою точку зрения в их присутствии. Когда родители не присутствуют при разговоре, разрешено поддержать или оспорить их точку зрения, но сделать это необходимо в максимально уважительной по отношению к ним форме («Турей Заав», 240:3). Разрешено полемизировать, диспутировать и дискутировать с родителями, задавать им вопросы, высказывать несогласие, отстаивать свое мнение.

Если отец или мать спрашивают, разрешено им ответить, даже если ответ в корне противоречит их мнению. Но все это должно происходить в духе почтения и подчинения.

Отказ исполнить просьбу родителей, данный в резкой форме, а также молчаливое игнорирование просьбы родителей расценивается как возражение их словам и строго запрещено. Вместе с этим, если исполнение просьбы родителей сопряжено с особыми физическими или моральными трудностями, дети могут объяснить в уважительной форме, почему они не могут исполнить данную конкретную просьбу («Хут Шани», «Кибуд Ав ве-Эм», стр. 275).

Аналогично этому, если претензии или порицания родителей ранят, причиняют страдания, дети не обязаны молча их терпеть, а могут сообщить им об этом в почтительной форме («Незер Ям», п. 2).

В случае, когда есть угроза для жизни родителей, если они не примут определенное лекарство или не лягут в больницу, а они отказываются от этого, детям разрешено прибегнуть к хитрости, а в случае необходимости – к обману или даже применить силу, чтобы сохранить им жизнь («Хут Шани», «Кибуд Ав ве-Эм», стр. 292).

Как выразить родителям свое несогласие

Если дети считают, что родители ошиблись или неправы, разрешено им деликатно намекнуть на это в вопросительной форме, например: «Ты помнишь, чему ты меня учил?», или: «Ты помнишь, что ты мне говорил?», или: «Как по твоему мнению следует понять написанное в такой-то книге?» и т. п. В такой форме родители, с одной стороны, поймут свою ошибку, а с другой – не будут оскорблены или обижены. Если родители явно нарушают законы Торы или принятые среди людей нормы приличия, и намеки не помогают им этого не делать, разрешено им выразить свое несогласие напрямую, но в максимально уважительной форме.

Запрет называть родителей по имени

Детям запрещено называть своих родителей по имени, как в их присутствии, так и в случае, когда родители находятся в другом месте, и даже после их смерти. При обращении к ним или упоминании о них в разговоре с другими людьми следует использовать слова «папа» (или «отец») и «мама» (или «мать»), а когда передает от их имени слова, связанные с законами Торы, должен произносить «отец, наставник мой» или «мать, наставница моя».

Данный закон распространяется как на устную речь, так и на письмо («Ям Шель Шломо», Кидушин, 1:65). В свете этого, когда в разговоре с детьми родители упоминают бабушку или дедушку (т. е. своих родителей), следует обратить внимание на то, чтобы не называть их по имени («Игрот Моше», «Йое Деа», ч. 1, п. 133; «Шевет а-Леви», ч. 10, п. 113).

В присутствии родителей, которые носят редкие имена, запрещено называть по имени других людей, которых зовут так же, как их, чтобы никто не решил, что сын или дочь обращаются к родителям по имени. После смерти родителей это разрешено («Сде Хемед», маарехет Хаф, клаль 104). Если отец и мать носят распространенные имена, разрешено называть по именам тезок родителей даже при жизни родителей, но не в их присутствии. Когда читают вслух книги, статьи, газеты, разрешено произносить имена, идентичные именам родителей, даже если это крайне редко встречающиеся имена. Если такое имя встречается в письме – запрещено. Если понятно, что произнесенное вслух имя явно не подразумевает родителей, как, например, если вместе с именем упоминают фамилию или отчество, отличное от фамилии и отчества родителей, – разрешено («Бен Иш Хай», Шофтим, шана шния, п. 4).

Разрешено упоминать имена родителей в молитвах («Биркей Йосеф», 240:9).

В благословении «Биркат а-Мазон», которое произносят после трапезы с хлебом, а также в молитвах, в том числе в «Изкоре» и «Ашкаве» при упоминании родителей принято говорить «отец, наставник мой», «мать, наставница моя». Во время заполнения бланков, анкет и т. п., разрешено упоминать (произносить или записывать) имя отца и матери. В некоторых еврейских общинах принято не жениться и не выходить замуж за человека, которого зовут так же, как мать или отца. Одна из причин этого – не упоминать имена родителей в их присутствии, когда супруги называют друг друга по имени. [Прим. ред. В случае необходимости проблему решают изменением или добавлением имени жениху или невесте.]

Запрет прерывать сон родителей

Детям запрещено будить родителей без веской причины. В Талмуде (Кидушин, 31а) рассказывается о том, что одному человеку предложили невероятно выгодную сделку, но из-за того, что ключи от склада с товаром находились под подушкой его спящего отца, он не побеспокоил его сон даже ценой отказа от огромной прибыли.

Если отец или мать обязаны выполнить какую-либо заповедь, время исполнения которой ограничено и потом будет невозможно ее исполнить, а также в любом другом случае, когда родители заинтересованы, чтобы их разбудили, разрешено прервать их сон, но желательно попросить, чтобы это сделал посторонний человек («Сефер Хасидим», п. 337).

Помощь от родителей

Детям запрещено утруждать родителей своими просьбами, даже если эти просьбы связаны с исполнением заповедей (Кидушин, 45б; «Хут Шани», «Кибуд Ав ве-Эм», стр. 317). Если родители сами выражают желание помочь, разрешено принять их помощь («Сефер Хасидим», п. 562). При этом дети должны ощущать, что это не само собой разумеющаяся вещь и родители совсем не обязаны это делать. Они должны испытывать чувство особой благодарности по отношению к родителям и постоянно ее выражать словами и действиями.

Приведем пример. Родители собираются в магазин и детям было бы удобно, чтобы они «заодно» купили кое-что и для них. Запрещено детям попросить об этом родителей напрямую. Как разрешено поступить? Человек может сказать родителям, что ему требуется некая вещь или определенный продукт питания, и родители, уловив намек, сами предложат оказать ему услугу.

Обязанность почитания других людей как следствие заповеди почитания родителей

Заповедь почитания родителей включает в себя обязанность почитать некоторых из их родственников. Согласно некоторым мнениям («Минхат Хинух», заповедь 33; «Хафец Хаим», «Птиха»), Торой заповедовано почитать старшего брата, другие законоучители («Харедим», «Мицвот Ло Таасэ ми-Диврей Каббала у ми-Диврей Софрим», 4:32-36) считают, что почитание старшего брата является обязанностью, установленной мудрецами. В вопросе о том, кто включен в статус «старшего брата», мнения законоучителей разошлись. На практике следует поступать согласно тем, кто считает, что категория «старший брат» включает всех старших родных братьев и сестер, как по отцу и по матери, так и в случае, когда у них только один общий родитель («Биркей Йосеф», 240:17; «Квод Орим», стр.280).

Почитать старших братьев и сестер человек обязан как в их присутствии, так и в их отсутствие, как при их жизни, так и после их смерти, как при жизни родителей, так и после их смерти. Существует обязанность вставать перед старшими братьями и сестрами после того, как они подойдут ближе, чем на два метра («Идур Паним», гл. 18), хотя на практике это не особо принято. Вместе с этим разрешено называть их по имени, сидеть на предназначенных им местах, возражать им в случае несогласия с их точкой зрения («Бейт Меир», 240:23).

В отношении ряда законов Торы статус внуков человека идентичен статусу его детей.

Исходя из этого мудрецы выводят закон, согласно которому существует обязанность почитать дедушку и бабушку так же, как отца и мать («Харедим», «Мицвот Асе мин-а-Тора», 4:7). На практике следует учитывать мнение законоучителей, которые считают, что существует обязанность почитать также прадедушек и прабабушек и т. д. («Швут Яаков», ч. 2, п. 94). Тем не менее, исполнение воли родителей предшествует исполнению воли дедушек и бабушек и, тем более, воли прадедушек и прабабушек.

В отношении почитания тестя и тещи (родителей жены), свекра и свекрови (родителей мужа) закон установлен в соответствии с мнением, согласно которому их обязаны почитать как «уважаемых старцев», т.е. привставать перед ними и разговаривать с ними в уважительной форме. Хотя по букве закона нет запрета сидеть на том месте или стуле, на котором они обычно сидят, и называть их по имени, все же принято это не делать («Йошар Орай», 17:16). Когда умирает тесть или теща, свекор или свекровь, есть обязанность соблюдать по ним часть законов траура, принятых соблюдать по усопшим родственникам («Шулхан Арух», «Йорэ Деа», 374:6). Существует обязанность почитать их также после смерти супруга («Махане Хаим», ч. 2, «Хошен Мишпат», п. 27).

Дети обязаны почтительно относиться к друзьям своих родителей и ко всем тем, кто им дорог (Хафец Хаим, Шмот, 20:12).

Запрет причинять родителям моральные и физические страдания

Помимо изученных выше повелительных заповедей, сфера отношений между детьми и родителями включает в себя запрет обижать и расстраивать родителей. Как это упоминалось выше, для этого запрета Тора использует самую строгую форму порицания – проклятие: «Проклят пренебрегающий отцом своим или матерью своею!» (Дварим, 27:16). Данное проклятие распространяется и на те случаи, когда речь идет о родителях, которые ведут себя крайне неадекватно, неразумно, непристойно. Более того, по мнению великого мудреца Торы рава Хаима Фаладжи («Тохехат Хаим», Толдот) почитание родителей в основном заповедовано именно в случаях, когда это требует от детей особого терпения, самообладания и самопожертвования. Ведь когда все хорошо, само собой разумеется, что из элементарного чувства благодарности обязаны достойно относиться к родителям.

Дети ни при каких обстоятельствах не имеют права повышать голос на родителей, обижать их, говорить с ними в грубой форме. Если они не могут терпеть поведение родителей, относиться к ним достойно, с терпением и благодушием исполнять их нужды, они должны позаботиться о том, чтобы посторонние люди добросовестно занимались потребностями родителей, обеспечивая им почет и уважение («Хаей Адам», 67:9). Например, устроить их в дом престарелых или нанять работника для ухода за ними. Причем оплата осуществляется за счет родителей и даже без их ведома («Хут Шани», «Кибуд Ав ве-Эм», стр. 262). В каждом случае вопрос должен решаться сугубо индивидуально.

Приведем ответ рава Ицхака Зильберштейна, который он дал в одной из подобных ситуаций («Хешукей Хемед», Бава Меция, 75б). Речь шла о том, что сын готов поселить у себя дома своего пожилого отца, страдающего болезнью Альцгеймера и ведущего себя неадекватно. Однако он отдает себе отчет в том, что в некоторые моменты он может срываться на отца, злиться, кричать и т. д.

Вопрос, что по Торе более правильно: определить его в дом престарелых и проведывать его там, находясь в добром расположении духа, или ухаживать за ним дома и временами нарушать заповедь трепетного отношения к родителям.

Раввин ответил, что если отцу лучше жить у сына, нужно избрать этот вариант, несмотря на то, что со стороны сына могут быть вспышки гнева. На что это похоже?

На человека, который должен вернуть долг, но предполагает, что, когда он будет его возвращать, им может овладеть такое отчаяние, что он начнет крушить все вокруг. Ведь понятно, что это не причина освободить его от погашения ссуды! Также и в нашем случае. Сын обязан постараться создать для отца максимально хорошие условия, даже если это будет сопряжено с вспышками гнева. Вместе с этим сын должен молиться Творцу о том, чтобы он выдержал с достоинством все испытания, связанные с содержанием отца. И даже если случится, что иногда он сорвется и от раздражения закричит, возможно, Всевышний простит его, ибо это будет происходить непроизвольно, только в тех случаях, когда он будет не в силах сдерживать эмоции.

Сыну или дочери, которые проклинают родителей при их жизни или после смерти, полагается самый страшный из четырех видов смертной казни – побивание камнями (скила), как сказано: «И кто проклинает отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Шмот, 21:17). Если в проклятии не было упомянуто Имя Б-га, хотя и происходит величайшее нарушение Торы, смертная казнь не полагается.

Человек, злонамеренно ударивший отца или мать так, что на их теле остался синяк, рана или удар привел к глухоте – по закону Торы подлежит смертной казни (удушением, хенек), как сказано: «И кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Шмот, 21:15). В случае, когда удар не привел к вышеперечисленным травмам, на таком сыне или дочери лежит великий грех, но казни они не подлежат. Если имели место проклятия или побои, не помогает даже то, что постфактум родители готовы простить своего ребенка: во время Храма его казнили. В наше время, когда не применяются казни, полагающиеся за преступления в соответствии с еврейским правом, на таком человеке остается невероятно тяжкий грех.

Медицинское вмешательство

Любое необходимое родителям медицинское вмешательство, которое сопряжено с болью или другими физическими страданиями, а также если при этом выходит кровь (уколы, разрезы и т. п.), изначально должны осуществлять посторонние люди, а не дети. Даже вынуть занозу по возможности нужно попросить постороннего человека. Однако если нет возможности, чтобы лечением родителей занимались посторонние люди, или это обходится слишком дорого, или дети могут это сделать гораздо качественнее, разрешено сыну или дочери лечить родителей. При этом они обязаны постараться причинить им как можно меньше боли и сделать как можно меньше ран и надрезов («Арух а-Шулхан», 241:6). Сказанное выше верно также в отношении физиотерапии, массажа и т. п. Поскольку причинять страдания и наносить травмы родителям является очень строгим запретом Торы, в каждой конкретной ситуации следует отдельно консультироваться с опытным раввином. И даже в случае, когда будет дано разрешение заниматься лечением родителей, необходимо попросить у них прощение за доставленные неудобства и причиненную боль («Беер Моше», ч.4, п.82).

Стрижка и подстригание ногтей

Когда дети стригут или бреют родителей или подстригают им ногти, они должны быть предельно осторожны, чтобы не причинить им физические страдания и травмы.

Приемные дети

Детям строго запрещено препятствовать родителям в устройстве личной жизни. Напротив, они должны всячески поддерживать их в этом и содействовать их семейному счастью. Хафец Хаим решил жениться на дочери своего отчима только для того, чтобы помочь матери построить с ним хорошие отношения.

Человек обязан почитать своих настоящих родителей в рамках исполнения заповеди почитания отца и матери, а приемных – в благодарность за то, что они его растили и воспитывали («Шеилат Яавец», ч. 1, п. 81). Дети разведенных или овдовевших родителей, создавших новую семью, должны почитать своих отчима и мачеху так же, как почитают родителей (Ктубот, 103а). Если они подошли ближе, чем на два метра, перед ними нужно вставать, принято не называть их по имени, но нет запрета седеть на их месте и возражать им («Бе-Цель Хохма», ч. 3, п. 95).

По букве закона обязанность почитать жену отца действует только при жизни отца, а обязанность почитать мужа матери – только при жизни матери, хотя было бы правильно продолжить их почитать и после смерти родителей (раби Акива Эйгер). В случае смерти жены отца и мужа матери принято соблюдать часть законов траура (не мыться и не надевать свежевыстиранной одежды) по усопшим родственникам до ближайшей субботы («Питхей Тшува», «Йоре Деа», 374:3). Этот закон в полной мере распространяется и на те ситуации, когда мать не хочет, чтобы ее дети почитали жену ее бывшего мужа, или отец выступает против того, чтобы его дети оказывали почет мужу его бывшей жены.

Родители, не соблюдающие законы Торы

По отношению к родителям, которые не соблюдают законы Торы, даже если они это делают преднамеренно и прилюдно, детям запрещено открыто выказывать презрение в их адрес, тем более проклинать их или бить («Турей Заав», 240:17; «Сифтей Коэн», 240:20). Во времена Храма, когда применялись физические наказания, сыну было запрещено было выступать в качестве палача своих родителей.

Согласно мнению Рамбама, обязанность почитания родителей в полной мере распространяется и на те ситуации, когда речь идет о злостных нарушителях Торы. В соответствии с этой точкой зрения установлен закон в «Шулхан Арухе». Многие великие мудрецы Торы считают, что таков закон и для представителей ашкеназских общин («Кицур Шулхан Арух», 143:9; «Ктав Софер», «Йоре Деа», п. 171 и др.). Других людей, кроме родителей (например, старшего брата, деда, дядю и т. п.), если они являются злостными нарушителями Торы, нет обязанности почитать.

Родителей, которые не соблюдают законы Торы в силу не зависящих от них обстоятельств: выросли и были воспитаны в духе атеизма, в отрыве от еврейских традиций и т. п., дети обязаны почитать согласно всем мнениям («Хут Шани», «Кибуд Ав ве-Эм», стр. 304).

Запрещено оказывать родителям любое содействие в совершении ими нарушений закона, а также выражать согласие и одобрение такого поведения. В какой форме сын и дочь должны реагировать на то, что их родители нарушают Тору, в каждом отдельном случае должно решаться индивидуально, иногда обратившись за советом к опытному раввину.

 Родители-неевреи

Если один или оба родителя являются неевреями, их дети-евреи или геры – обязаны их чтить, им запрещено их расстраивать, грубить им и, конечно же, бить или проклинать (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Мамрим», 5:11). Если они заболели, дети обязаны молиться за их выздоровление. Хотя в иудаизме не поощряется миссионерство, за родителей-неевреев следует молиться, чтобы они приняли гиюр.

 Родители, которые освобождают детей от обязанности себя чтить

Родители могут освободить своих детей от обязанности их почитать полностью или в определенных вопросах. В некоторых случаях это даже следует сделать, чтобы избавить детей от нарушений в этой области и облегчить им исполнение заповеди («Сефер Хасидим», п. 152 и п. 562). Например, разрешить им не вставать перед ними, сидеть на их местах и т. п. В таком случае, если их ребенок не встанет перед ними или сядет на их место, он не совершит нарушение, но если он, несмотря на разрешение, продолжит исполнять все законы почитания родителей, он исполняет важную заповедь, за которую его ждет великая награда (Радбаз, ч. 1, п. 524).

Освобождая ребенка от обязанности себя почитать, родители должны учитывать тот факт, что для того, чтобы их ребенок рос гармоничной личностью, ему необходимо исполнять заповедь почитания родителей. Кроме того, иногда другие люди, которые не знают всех обстоятельств дела, учатся, глядя на них, не почитать своих родителей в то время, как их не освобождали от этой обязанности, и таким образом они совершают великое нарушение закона Торы («Хазон Иш», «Йоре Деа», 149:1 и 151:2).

Родители, которые освободили своих детей частично или полностью от обязанности почитать себя, в любой момент вправе передумать и обязать их снова («Шевет а-Леви», ч. 2, п. 111). Разрешение родителей не почитать их не дает права их детям их позорить, огорчать, волновать, грубить им или спорить с ними и, конечно же, бить или проклинать («Орхот Хаим», «Дин Кибуд Ав», п. 2).

 Раскаяние

Человек, который не исполнял в нужной мере заповедь почитания родителей или нарушал другие законы, которые человек обязан исполнять по отношению к родителям (или другим родственникам), обязан вернуться на правильный путь. Он должен раскаяться в содеянном, попросить прощения у отца или матери и у Всевышнего («Видуй», который произносится шепотом и без свидетелей) и принять решение никогда больше не совершать таких нарушений. Без прощения родителей этот грех не может быть искуплен даже в Йом Кипур

Если ребенок в раннем возрасте (мальчик до тринадцати лет, а девочка – до двенадцати) нарушил законы, которые человек обязан исполнять по отношению к родителям, по букве закона он не обязан раскаиваться в совершенном, когда вырастет. Однако было бы правильно, чтобы он попросил у них прощения (прим. Рамо к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 343:1).

Воспитание детей

Обязанности, заповедованные Торой по отношению к родителям, мужчины должны исполнять с возраста тринадцати лет, а женщины – с возраста двенадцати лет. Начиная с совсем раннего возраста следует прививать детям почтительное отношение к родителям и приучать их к повелительным и запрещающим заповедям, связанным с достойным отношением к родителям. Вместе с тем необходимо всячески стараться, чтобы дети не нарушали эту заповедь из-за самих родителей: не требовать от них слишком много, не запрещать им слишком часто и т. п.

Родителям запрещено бить повзрослевших детей, слишком резко их порицать, принижать их достоинство, ибо помимо прочих негативных последствий, которые может повлечь такое поведение, существует большая вероятность того, что, не совладав с собой, ребенок в ответ ударит или надерзит родителям, тем самым нарушив один из самых строгих запретов. Отец, провоцируя сына на совершение нарушения, в свою очередь, нарушает запрет Торы «не ставить перед слепым преграды», т. е. не делать ничего того, что может спровоцировать другого человека совершить нарушение. «Повзрослевший ребенок», о котором идет речь, — это юноша или девушка такого возраста, которые могут позволить себе ударить или надерзить в ответ – все согласно времени и месту («Пеле Йоэц», «Акаа»).

Послесловие

Отношения между родителями и детьми – это животрепещущая тема и вопросов, которые могут возникнуть на практике – бессчетное количество. Выше были приведены лишь основные законы и принципы, относящиеся к этой теме.

Завершим эту тему молитвой о родителях, приведенной в книге «Шаарей Цион» (3:8):

«Да будет Воля Твоя, о Всевышний, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы отцы наши, и матери наши, и мы сами были здоровы и крепки, чтобы служить Тебе по-настоящему. И излей на них и на нас достаток с избытком и удачу великую и все самое лучшее, чтобы служить Тебе искренне и в радости. И вложи в сердца наши послушание к отцам и матерям нашим и храни нас, чтобы мы почитали их всегда так, как угодно Тебе и будем служить Тебе верой и правдой. И да взрастят нас отцы и матери наши к Торе, к хупе и к деяниям добрым. И да будет сопутствовать им успех в здоровье, во всем хорошем и в богатстве, чтобы могли они дать нам приданное, и подарки, и любое добро с радушием. И исполни все пожелания сердец наших во имя добра. Отец наш на Небесах, сделай все это нам и всей общиной Израиля. И да удостоимся мы вечно преумножать славу великого Имени Твоего и славу Торы Твоей. Да будут угодны речения уст моих и помыслы сердца моего перед Тобой, Всевышний, оплот мой и избавление мое».


http://www.beerot.ru/?p=58661