Йом тов: курить или не курить?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

3760

О том, что курение является строгим нарушением субботы, известно всем. И даже те, кто только начинают приобщаться к еврейским традициям и законам, очень быстро прекращают курить в субботу. Однако в отношении курения в еврейские праздники (йом тов) многие почему-то считают, что никаких ограничений не существует. Более того, некоторые курящие люди уверенны в том, что, получая удовольствие от сигареты, они исполняют очень важную заповедь радоваться в праздник.

Давайте попробуем разобраться с темой курения в йом тов, на самом ли деле все так просто, как некоторые думают. Для этого нам следует обратиться к первоисточникам – к Торе, Талмуду, кодексу «Шулхан Арух» и его комментаторам, а также проследить динамику развития этой темы в книгах более поздних законоучителей, включая современных раввинов.

Хотя Тора называет праздники священными собраниями, в которые заповедано отдыхать от работы и повседневных забот, тем не менее, некоторые работы по приготовлению еды на праздник разрешены. В Торе сказано: «И только то, что всякая душа ест, будете делать себе» (Шмот, 12:16). На основании этого стиха Торы мишна в трактате Бейца (36б) формулирует следующее правило: «Нет различия в запретах субботы и йом това, кроме того, что в йом тов разрешено делать необходимые для приготовления еды действия».

Дополнительную базовую информацию, которая нам необходима для того, чтобы приступить к исследованию вопроса о курении в йом тов, мы черпаем также в трактате Бейца (12б). Этот трактат, которой также называют «трактат йом тов», поскольку большая его часть посвящена законам еврейских праздников. Представители школы Илеля считали, что любое действие, которое обычно совершают, приготавливая пищу (имеется в виду разжигание огня, резка скота, варка и выпечка, см. «Мишна Брура», 518:1), автоматически разрешено совершить в йом тов и для других целей, не связанных с едой. И автор «Шулхан Аруха» установил закон в соответствии с этой точкой зрения («Орах Хаим», 511:1, 518:1). Но для того, чтобы в йом тов было разрешено совершать запрещенные в субботу действия не для приготовления пищи, они должны отвечать следующему условию: результатом этого действия, как правило, пользуются все люди (по другим мнениям – большинство людей).

Поясним это, воспользовавшись примером, приведенным в том же месте Талмуда, где упомянуто это непреложное условие. Гемара в трактате Ктубот (7а) говорит о том, чтомугмар – ароматизация посуды или одежды, посредством окуривания ее дымом, полученным в результате сжигания благовонных трав, – запрещена в йом тов. Для сжигания благовонных трав необходимо развести огонь, что является одним из запрещенных в Шаббат действий – мавир. Поскольку это делают не для нужд приготовления пищи, это запрещено и в йом тов. А разрешить мугмар на основе закона, выведенного мудрецами из школы Илеля, также не представляется возможным, ибо это делают не все люди, а только особо изнеженные. Нагревание воды в йом товдля питья разрешено, но нагреть воду в йом тов для того, чтобы помыть горячей водой все тело, запрещено, как это приводится все в том же трактате Бейца (21б). Объясняютришоним (Тосафот, Рамбан, Рашба, Ритва) и ахроним (авторы комментариев «Маген Авраам», «Турей Заав» и других), что запрет греть воду в йом тов для того, чтобы помыть ею все тело, связан с тем, что не все люди ежедневно моют все тело горячей водой.

Именно из запрета делать в йом тов действие мугмар вывел автор комментария «Маген Авраам» запрет курить в йом тов («Орах Хаим», 514:4), ибо и курение не является общепринятым явлением. Он привел, что автор книги «Кнессет а-Гдола» (608) также запрещает курение в йом тов, но не из-за того, что при этом происходит разжигание огня (запрет мавир), а из-за гашения огня (субботний запрет мехабэ). Авторы таких авторитетных книг, посвященных еврейским законам, как «Элияу Раба» («Орах Хаим», 514:3), «Хаей Адам» (95:13) и «Амудей Ор» (29) пишут, что курить в йом тов запрещено.

Автор респонсов «Ховат Яир» запретил курение в йом тов по целому ряду причин, и в том числе из-за того, что многие люди не курят. Автор книги «Корбан Натанель» (Бейца, 2:10) пишет, что еврей, который курит в йом тов, пренебрегает запретом Торы, за который положено строгое наказание – удары плетью.

Однако у мудрецов Торы более позднего поколения отношение к запрету курения в йом тов резко меняется. Автор книги «При Мегадим» («Орах Хаим», 511; «Мишбецот Заав», пункт 2; «Эшель Авраам», пункт 9) пишет, что курение в наше время стало обычным для всех явлением и должно быть разрешено в йом тов. Рав Хаим Йосеф Давид Азулай («Биркей Йосеф», 511:2) и рав Барух Френкель (в примечании к «Шулхан Аруху», 514) пишут, что автор комментария «Маген Авраам» запретил курение в йом тов, поскольку в его времена это не было распространенным явлением. Но теперь, когда многие люди курят, даже автор комментария «Маген Авраам» должен согласиться с тем, что это разрешено делать в йом тов. Подобно этому пишут и авторы таких книг, как «Шулхан Эцей Шитим» (3, «а-Мехабе ве-а-Маавир», пункт 1) и «Шаарей Тшува» (210:4, 511:4).

Хафец Хаим в кодексе «Мишна Брура» («Биур Алаха», 511:2) приводит мнение законоучителей, разрешающих курение в йом тов, и пишет, что в местах, где курение широко распространено, не следует порицать тех, кто следует облегчающему мнению и курит в йом тов. Примечательно, что рав Хаим Йосеф Давид Азулай, который считал, что курение в йом тов разрешено, сам в первый день йом това не курил («Махзик Браха», 210:14).

Автор известного комментария к Талмуду «Пней Йеошуа» (Шаббат, 39б) не согласен с тем, что любое привычное для всех явление должно быть автоматически разрешено вйом тов, ведь мытье всего тела тоже было широко распространено, и все же не считалось совершаемым всеми людьми действием. Тем более это верно в отношении курения. Тем не менее, и автор комментария «Пней Йеошуа» разрешает курить в йом тов, но по другой причине. В те времена было принято считать курение весьма полезным для здоровья занятием, которое способствует пищеварению и вызывает аппетит. А поскольку забота о здоровье является всеобщим явлением, то и курение вйом тов должно быть разрешено. О том, что курение является своего рода лекарством, пишут и авторы книг «При Мегадим» (там же), «Ктав Софер» (66). А автор книги «Мор ве-Кция» (511) свидетельствует о своем отце, великом мудреце Торы, авторе респонсов «Хахам Цви», что одно время он воздерживался от курения в йом тов, но после того, как один праведник его осудил, он начал курить в йом тов. Автор книги «Ктав Софер», в отличие от автора книги «Мор ве-Кция», мнение своего великого отца не приводит. Но если заглянуть в комментарии «Хатам Софер» к трактату Бейца (12а) и в примечания Хатам Софера к «Шулхан Аруху» («Орах Хаим», 514), станет понятно, что их автор запрещает курение в йом тов.

Автор книги «Даркей Ноам» (69) выдвинул два новых и весьма смелых утверждения, позволяющих курить в йом тов. Первое из них: курение – считается едой. Второе: готовить еду разрешено в любом случае, даже если это не принято всем народом. Оба этих открытия не нашли поддержки у других законоучителей.

В отношении первых двух причин разрешить курение в йом тов (то, что сегодня курение является общепринятым занятием и то, что курение является лекарством), многие современные раввины внесли свои коррективы. Стало известно о пагубном влиянии никотина и других ядовитых веществ, входящих в состав табака. Повсеместно начали устраивать группы по отучению от курения, запрещать курение в общественных местах, обязывать производителей табачной продукции печатать на упаковках предостерегающие воззвания о вреде курения. Многие люди перестали курить, и сегодня большинство людей не курит. То есть миф о пользе курения для здоровья был развеян (а это была вторая причина разрешить курение в йом тов). Как следствие этого, большинство людей бросило эту вредную привычку (отпала первая причина разрешить курение в йом тов).

Особенно правильно было бы запретить курение, учитывая позицию главных «разрешителей» курения в йом тов – авторов книг «Пней Йеошуа» (там же), «Ктав Софер» (там же) и «Бейт Меир» («Йорэ Дэа, 197), которые считают, что для разрешения того или иного действия в йом тов необходимо, чтобы его делали все. Но, даже исходя из позиций авторов книг «При Мегадим» (там же) и «Махзик Браха» (там же), по мнению которых достаточно большинства людей, курение в йом тов сегодня должно быть запрещено, так как большинство людей в наши дни не курит.

Рав Йонатан Эйбешиц в книге «Бина ле-Этим», посвященной разбору книги Рамбама «Яд а-Хазака» («Законы йом това», 4:6) доказывает, что разжигание огня в йом тов, согласно Рамбаму, разрешено без каких бы то ни было условий. Да и те, кто спорит с Рамбамом (Тосафот в трактате Бейца; Раавад, «Законы йом това», 1:4) не запрещают это однозначно. На основании этого он пишет: «…поэтому не следует порицать тех, кто, полагаясь на слова Рамбама, разрешают курение в йом тов, и в общем-то люди так и поступают».

Но здесь следует возразить: ведь закон, установлен не так, как считал Рамбам. «Шулхан Арух» (514:5) запрещает зажигать в йом тов свечи, в которых нет нужды, и автор книги «Мишна Брура» (там же), объясняя этот запрет, пишет, что закон установлен не в соответствии с позицией Рамбама, так как многие законоучители с ней не согласны. При этом Хафец Хаим даже не упоминает слова Мааршаля, который считал, что можно положиться на мнение Рамбама. И когда Хафец Хаим («Биур Алаха», 511:2) говорит о разрешении курить в йом тов, он также обходит стороной точку зрения Рамбама. Это говорит о том, что Хафец Хаим считает: для практически исполняемого закона это мнение отвергнуто.

Что касается мнений виднейших раввинов современности по вопросу курения в йом тов, перед нами предстает следующая картина (безусловно, не совсем полная). Хазон Иш («Диним ве-Анагот», 18:5) однозначно запрещает курение в йом тов и считает, что сигареты в йом тов являются мукцэ – предметом, который запрещено брать в руки («Орхот Рабейну», 2, страница 106). Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», «Орах Хаим», 5:34) пишет, что курение – это, конечно же, не всеми принятое занятие, но поскольку многие курят, трудно запретить это делать в йом тов. Автор «Игрот Моше» прибавляет к своим словам, что праведным евреям следовало бы воздержаться от курения в йом тов. Рав Йосеф Шалом Эльяшив («Ковец Тшувот», 2:32) однозначно запрещает курить в йом тов. Такова же позиция и рава Нисима Карелица («Хут Шани», «Йом Тов», 10:2), и к этому склоняется рав Шломо Залман Ойербах («Минхат Шломо», II, 10 и 58:6). В издании «Ковец ми-Бейт а-Леви» (12, стр. 47) приведено от имени рава Шмуэля Вознера, что он считает, что курение в йом тов разрешено. Также считал и рав Бен-Цион Аба-Шауль («Ор ле-Цион», часть 3, 20:2), но сам при этом никогда не курил вйом тов.

В книге «Тшувот ве-Анагот» (1:316) глава раввинского суда «Эда Харедит» рав Моше Штернбух пишет, что в наше время по всем мнениям курение в йом тов должно быть запрещено, так многие люди не курят из-за опасности для здоровья. И все же, тем, у кого это вошло в привычку, от которой им трудно сразу избавиться, курение для них уже не просто баловство, а необходимое средство, чтобы не ощущать страдания от нехватки никотина, к которому они приучили свой организм. И если им не разрешить курить, они не смогут ощутить радость праздника. Но тому, кто не будет страдать, если не покурит, запрещено курить в йом тов.

В завершении своих слов рав Штернбух пишет, что и в будни курение строго запрещено, так как Тора заповедует нам беречь здоровье. Он рассказывает страшный случай, свидетелем которого он был. Очень большой мудрец Торы умирал от рака легких, перед смертью он с болью поделился с близкими: он уверен, что в Истинном мире его будут судить как человека, который покончил жизнь самоубийством. Ведь тем, что он курил, он привел себя к смерти. Да простит нас Всевышний за все допускаемые нами ошибки и удостоит нас возможности вернуться к Нему всем сердцем и душой, с радостью и крепким здоровьем!


http://www.beerot.ru/?p=28622