Следовать путями Всевышнего
Тора ставит перед человеком невероятно почетную и возвышенную задачу: «…и будешь ходить путями Его» (Дварим, 28:9). Отсюда наши учителя выводят обязанность уподобляться добродетельным аспектам правления Творца (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Деот», 1:5). Один из таких аспектов, благодаря которому возможно существование нашего мира – милосердие. Причем милосердие Творец изливает не только на человека, но и на все Свои творения, как сказано: «Г-сподь благ к каждому; Его милосердие – на всех Его созданиях» (Теилим, 145:9). Мудрецы в Талмуде говорят, что всякий, кто проявляет милосердие по отношению к творениям Создателя, удостоится милосердия с Небес (Шаббат, 121б). Тот, кто поистине любит Всевышнего, не может не любить Его творения (Маараль, «Нетивот Олам», «Аават а-Рэа», п. 1).
Важность обязанности милосердного отношения к людям, сформулированной в Торе общим повелением «Возлюби ближнего, как самого себя» и исполняемой на практике целым множеством более частных заповедей, переоценить трудно. Безусловно, милосердие к животным не идет ни в какое сравнение с этой сферой заповедей, и второе ни в коей мере не может выполняться за счет первого. Вместе с тем цельность качества милосердия человека проявляется в его жалости и бережном отношении ко всему живому.
В рамках данной статьи мы коснемся заповедей и законов, обязывающих милосердно относиться к представителям животного мира. Таких заповедей и законов довольно много. Мы упомянем некоторые из них. Следует оговориться, что многие из рассматриваемых нами заповедей принадлежат к разряду хуким, т. е. тех, которым нет рационального объяснения. Мы обязаны исполнять их только потому, что так распорядилась Высшая Мудрость. Вместе с этим на протяжении веков знатоки Торы пытались извлечь нравственный урок даже из хуким, не ограничивая рамки исполнения заповеди своими объяснениями.
«Не заграждай рта быку, когда он молотит»
В Торе (Дварим, 25:4) приведен запрет препятствовать животному, с помощью которого молотят, есть зерно во время молотьбы. Наши учителя объясняют, что этой заповедью Всевышний хочет приучить нас быть добросердечными и гуманными. Научившись жалеть животных, мы станем чуткими и отзывчивыми также и по отношению к людям, у нас появится потребность давать, помогать, благодарить, воздавать за добро («Сефер а-Хинух», п. 596). Некоторые мудрецы Торы из этой заповеди выводят запрет причинять страдания животным («Шита Мекубецет» от имени Раавада, «Хидушей а-Меири» и «Ашлама», Бава Меция, 32б; «Мошав Зкеним ле-Баалей Тосафот», Дварим, там же).
Обязанность развьючить животное, лежащее под тяжестью поклажи
Сказано: «Если увидишь ты осла, принадлежащего ненавистнику твоему, лежащего под ношею своею, не оставляй его: развьючь вместе с ним (хозяином)» (Шмот, 23:5). В этой заповеди заложены основы величайших моральных устоев: преодоление негативного отношения к тому, кто тебе ненавистен, и готовность ему помочь. В этих строках Торы содержится также обязанность вызволять животных из ситуаций, в которых они терпят физические страдания. Эта заповедь учит нас состраданию и милосердию по отношению ко всему живому («Сефер а-Хинух», п. 80). Некоторые комментаторы считают, что именно отсюда мы учим запрет доставлять животным страдания (Раши, Шаббат, 128б; рабейну Нисим, Бава Меция, там же).
Заповедь помочь навьючить животное
Если человек видит, что его ближний собирается навьючить осла, он, согласно предписанию Торы, обязан ему в этом помочь (Дварим, 22:4). В основном, конечно, чтобы помочь ближнему, но не только. В таком поведении выражается также проявление заботы по отношению к животному: когда поклажу нагружают равномерно, придерживая ее с обеих сторон, процесс навьючивания доставляет животному меньше дискомфорта и боли (Бава Меция, 30а; «Орхот Цадиким», «Шаар Рахамим»; «Сефер а-Хинух», п. 540; «Шита Мекубецет» от имени Ритва, там же).
Как быть в ситуации, когда помощь требуется сразу двум: одному нужно помочь навьючить животное, а другому – разгрузить? Закон гласит, что в первую очередь следует снять поклажу, т. к. этим он избавляет животное от страданий.
Запрет умерщвлять в один день животное и его приплод
Сказано в Торе (Ваикра, 22:28): «Но коровы и овцы не режьте в один день с потомством ее». Комментаторы считают, что один из открытых нам смыслов этой заповеди – воспитать в себе чувство милосердия и искоренить жестокость (Рамбан, Дварим 22:6; «Сефер а-Хинух», п. 294).
«Не ешь души вместе с мясом», «не ешьте с кровью», «и никакой крови не ешьте»
Из слов Торы (Дварим, 12:23) «…не ешь душу вместе с мясом» мы учим, что запрещено употреблять в пищу части животного, которые от него отрезали до того, как ему сделали шхиту. Из сказанного в книге Ваикра (19:26): «Не ешьте с кровью…» выводится запрет употреблять в пищу части животного до того, как оно умерло, даже если ему уже сделали шхиту (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Шхита», 1:2). [Справедливости ради следует заметить: Раши (Хулин, 121б) считает, что это является запретом мудрецов, уподобивших поедание частей животного до того, как оно умерло, употреблению в пищу его органов до того, как ему сделали шхиту.] Фразой «И никакой крови не ешьте…» (Ваикра, 7:26) Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Некоторые учат, что эти указания Торы призывают нас отдалиться от жестокости и бессердечности по отношению к представителям животного мира и тем более к людям («Сефер а-Хинух», п. 452).
Другие заповеди, обязывающие милосердно относиться к животным
Перечислим вкратце еще ряд заповедей, которые, по мнению знатоков Торы, связаны с запретом причинять страдания представителям животного мира. «Если попадется тебе птичье гнездо на дороге, на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми» (Дварим, 22:6). Комментаторы (Рамбан, Дварим 22:6; «Сефер а-Хинух», п. 545) пишут, что животные испытывают страдания, если на их глазах у них забирают детенышей. Поэтому Тора заповедует прежде отослать мать и только после этого брать птенцов или яйца (Дварим, 22:7).
Для умерщвления животного, когда его собираются употреблять в пищу или принести в жертву Всевышнему, прибегают к сравнительно безболезненному способу – шхите. Запрещено зарезать животных для жертвоприношений в непредназначенном для этого месте, ибо в результате этого они становятся непригодными, а бесцельно уничтожать животных запрещено (Ваикра, 17:3-5, см. «Сефер а-Хинух», п. 186). [Кроме этого, бессмысленно истребляя животных, человек совершает нарушение общего запрета Торы портить пригодные к использованию предметы (баль ташхит, Дварим, 20:19).] Запрещено приносить животное в жертву, если еще не прошло семь дней с момента его рождения (Дварим 22:27, см, «Псикта Рабати», 1:1).
Есть обязанность дать покой своему животному в субботу (Шмот, 23:12). Запрещено начать прием пищи до того, как накормят своих животных (Дварим, 11:15; Брахот, 40а). Запрещено во время пахоты запрягать в плуг одновременно два или более разных видов животных (Дварим, 22:10). [Автор «Сефер а-Хинух» (п. 550) пишет, что эта заповедь целиком связана с запретом причинять страдания животным. Он объясняет этот запрет тем, что близкое соседство других видов вызывает у животных большое беспокойство. Некоторые объясняют, что, если одно из животных жвачное, а другое – нет, второе находится в состоянии постоянной зависти, полагая, что его «напарник» постоянно ест (ведь он постоянно жует), а ему не дают. По словам других комментаторов, в упряжи, состоящей из разных видов животных, вследствие равномерного распределения тяжести работы, на более слабый вид ложиться чрезвычайно большая физическая нагрузка, что, конечно же, доставляет животному страдания.] Все эти заповеди, согласно мнению разных комментаторов Торы, несут в себе идею милосердного отношения к представителям животного мира.
Дополнительные источники
Мы знаем, что ангел порицал Билама за безжалостное избиение ослицы, отказывающейся везти его в Моав, где он собирался проклинать еврейский народ (Бемидбар, 22:32). Некоторые наши учителя (Рамбам, «Морэ Невухим», 3:17; «Сефер Хасидим», п. 666) выводят отсюда обязанность относиться к животным с добротой и состраданием и запрет причинять им страдания и боль. [Поскольку в источнике запрета речь идет о нееврее, напрашивается вывод, что запрет мучить животных распространяется и на представителей других народов.]
Другие мудрецы Торы («Йом Труа», Рош а-Шана, 27а) учат обязанность милосердного отношения к животным из рассказа о чуде, совершенном Всевышним, давшем жаждущим воду в пустыне. Ведь Писание неслучайно подчеркивает, что этого великого чуда удостоились не только люди, но и принадлежащий им скот (Бемидбар, 20:8).
Некоторые считают («Хатам Софер», Бава Меция, 32а), что источником обязанности милосердного отношения к представителям животного мира является стих из Теилим (145:9): «Г-сподь благ к каждому; Его милосердие – на всех Его созданиях».
Помимо прочего следует также учитывать, что теоретически в любом животном может пребывать душа некогда жившего человека, вселенная в животное с целью восполнения своей мисси в этом мире. Соответственно, доставляя страдания животному, можно непреднамеренно доставить страдания душе какого-либо человека (Радбаз, п. 302, см. также «Сефер Харедим», где рассказывается об одном испанском еврее, которому явился во сне отец и просил выкупить у устроителей корриды быка, в которого после смерти вселилась его душа).
Несколько поучительных историй
В Талмуде (Бава Меция, 85а, см. «Томер Двора», гл. 3) рассказывается о том, как теленок, которого вели на бойню, вырвавшись из рук погонщиков, подбежал к раби Йеуде а-Наси и уткнулся ему в одежду, жалобно мыча, как бы прося сохранить ему жизнь. Раби Йеуда не стал защищать бычка, сказав ему: «Иди, ибо для этого ты сотворен». За такое, несоответствующее его высокому духовному уровню отношение к животному, раби Йеуде Свыше были посланы тяжелейшие физические страдания. Через некоторое время раби Йеуда увидел, как его домработница собирается вымести новорожденных крысят, пожалел их и попросил оставить их в покое. Наказание было снято, и страдания великого праведника и мудреца Торы сразу же прекратились.
Наши учителя («Харедим», «Мицвот Асэ Мин а-Тора а-Тлует ба-Вешет», 4:1) рассказывают о том, как великий каббалист Аризаль однажды заметил, что лик его ученика омрачен тенью греха, и что связано это с нарушением запрета доставлять страдания животным. Он сообщил об этом ученику, и тот, расспросив жену, выяснил, что она не готовит корм для домашней птицы, а выпускает ее добывать пропитание самостоятельно. Он попросил жену ежедневно готовить корм птице. Очень скоро после этого Аризаль обрадовал ученика, сообщив ему, что знак греха улетучился.
В Мидраше («Шмот Раба», 2:2) приводится, что Моше рабейну и царь Давид именно заботливым отношением к вверенному им скоту доказали свою готовность возглавить еврейский народ.
Использование животных на благо людям
Всевышний передал мир и все, что его наполняет, в полное распоряжение человека, как сказано: «И будут господствовать они над рыбой морской, и птицей небесной, и скотом, и над всем миром, и над пресмыкающимися, ползающими по земле» (Берешит 1:26, см. комментарий Мальбима и «Эмек а-Давар», там же). Неспроста в народе бытует выражение «Человек – венец творения». Ведь так говорит Писание: «Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его. Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых. Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими» (Теилим, 8:7-9).
Животное на Святом языке — «беэма», а возвышение – «бима» В родстве этих слов наши учителя видят намек на то, что животные сотворены для того, чтобы с их помощью человек мог духовно расти и возвышаться, направляя все свои стремления и силы на служение Творцу (рав Шимшон Рафаэль Гирш, Берешит 1:25).
Использование животных на благо человеку не только разрешено, но и является исполнением высшего замысла, согласно которому каждому творению отведена своя роль (Кидушин, 82а). Всевышний сотворил мир, в котором огромное множество элементов находится в четком порядке и в абсолютной гармонии. Это необыкновенное единство является неоспоримым доказательством господства Творца над миром, воспевает Его могущество и славу. Органические соединения питают растительный мир, растения служат кормом для животных, которых, в свою очередь, человек использует для своих нужд. Сам же человек, верша добро и справедливость, выполняет волю Создателя. Это и есть смысл фразы: «И поместил Всевышний Адама в Райский Сад (Ган Эден), чтобы обрабатывать и охранять его» (Берешит, 2:15). Значит, что тот, кто верно выполняет свою миссию, пребывает в «Ган Эден» – в райском саду света и благополучия, не покидая этот мир.
Избранные законы
Умерщвление и причинение страданий животным
Умерщвление или причинение страданий животным, когда в этом нет пользы для человека, однозначно запрещено.
[В вопросе о том, запрещено ли причинять страдания животным Торой или постановлением мудрецов, мнения законоучителей разошлись. Согласно Рифу, Рамбаму (Бейца, 3:4), Рамбану (Шаббат, 154б и Берешит, 1:29), Рашба (Бава Меция, 33а) и др. это запрещено Торой. «Иреим» (п. 352), Мордехай (Авода Зара, гл. 1, п. 799), «Пней Йеошуа» (Бава Меция, 33а), «Ор Самеах» (Шаббат, 25:26) и др. считают, что это запрещено мудрецами.
Интересно заметить, что автор книги «При Мигадим» («Эшель Авраам», «Орах Хаим», 308:8) пишет, что в субботу доставлять страдания животному запрещено Торой по всем мнениям, ибо сказано: «…чтобы отдохнул вол твой и осел твой…» (Шмот, 23:12). Многие комментаторы («Таль Тора», Шаббат, 154б; «Имрей Йошер», ч. 3, п. 18; «Левушей Мордехай» и др.) пишут, что на первый взгляд данное заявление противоречит тому, что в трактате Шаббат (154б) приведено мнение рабана Гамлиеля, согласно которому доставлять страдания животным в том числе и в субботу, запрещено мудрецами, а не Торой. На это они же отвечают, что своему животному в субботу запрещено доставлять страдание Торой, а чужому – постановлением мудрецов. И рабан Гамлиель говорил о животном, которое не принадлежало конкретному человеку.
Согласно авторам таких авторитетных книг, как «а-Эшколь» («Алахот Шхита», п. 10), «Нода бе-Йеуда» («Йоре Деа», п. 10) и др., умерщвление животных не включено в запрет причинять им страдания, а по мнению Ари Мигаш («Шита Мекубецет», Бава Батра, 20а), «Шоэль ве-Мешив» (ч. 3, п. 25) и др., — включено. В книге «Шеилат Яавец» (ч. 1, п. 110) приводится, что согласно Каббале, запрещено уничтожать животных любых видов. Разрешено ли умертвить животное с тем, чтобы прервать его страдания, вопрос не простой и в каждом отдельном случае требует детального рассмотрения.]
Использование животных для нужд человека, даже если это сопряжено с причинением им страданий или лишением их жизни, как правило, разрешено («Трумат а-Дешен», п. 105; «Сефер а-Хинух», п. 586; «Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», 5:14). Но если для достижения искомого результата есть возможность не причинять животному страданий, либо уменьшить их, человек обязан это сделать. Прибегать к таким способам использования представителей животного мира, которыми обычно не пользуются для данной цели, и которые сопряжены с мучениями или смертью животных, как правило, запрещено. Во всяком случае, прежде чем к ним прибегнуть, необходимо проконсультироваться с компетентным раввином.
Запрет причинять страдания и беспричинно уничтожать животных распространяется на все виды представителей животного мира, включая насекомых.
Запрет доставлять страдания животным распространяется как на их хозяев, так и на посторонних людей, а также включает в себя никому не принадлежащих животных.
Причинять страдания животным запрещено прямыми действиями и косвенным образом; самому и с помощью других; руками или с помощью каких-либо предметов; активными действиями и пассивно (не дав корма, не открыв доступ воздуха, не включив обогрев).
Обязанность избавить животное от страданий
Когда человек сталкивается с ситуацией, в которой животное претерпевает страдания, например, котенок, попавший в яму, птица, не способная вылететь наружу и т. п., ему следует предпринять меры для того, чтобы избавить животное от страданий (Бейца, 30б). При этом помимо естественного чувства жалости, необходимо помнить о том, что человек выполняет важную заповедь Торы, мера за меру, Всевышний оберегает тех, кто заботится о Его творениях. Разумеется, запрещено допускать, чтобы дети бросали камни в животных или доставляли им страдания другими способами. В случае, когда спасение животного связано с унижением достоинства человека, нет обязанности его спасать (Рабейну Нисим, Бава Меция, 32б).
Во время шхиты (кошерной резки животных) должен исполняться ряд предписаний. Животное не должно видеть, как режут других животных. Когда животное кладут на землю, перед тем как ему делают шхиту, следует делать это очень аккуратно, чтобы не причинять ему напрасных страданий. При умерщвлении животных не для пищевых целей, необходимо избрать наиболее безболезненный способ («Швут Яаков», ч. 1, п. 110).
Рассматриваемая тема касается и ряда законов субботы. «Тилтуль мукце» — например, перемещать животное, которое является мукце, чтобы избавить его от страданий (см. «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 308:40). «Тирха етира» — например, кормить чужих или бездомных животных, явно страдающих от голода (см. «Авней Яшпе», «Орах Хаим», п. 88) или помочь животному во время родов, или оказать другую медицинскую помощь (см. «Арух а-Шулхан», «Орах Хаим», 332:2 и «Теила ле-Давид», 332:1). «Битуль кли ме-эхано» — например, подложить предметы под ноги упавшего в яму животного, чтобы оно могло из нее выбраться, несмотря на то, что в результате этого предметы становятся запрещены для перемещения. Или подложить предметы, когда нужно снять с животного хрупкий груз, являющийся мукце, который своей тяжестью доставляет животному страдания. «Амира ле-акум» — например, попросить нееврея подоить животное в субботу или праздник, если оно без этого страдает. В случае, когда нельзя найти нееврея, еврей может сдоить молоко, при условии, что оно пропадет (см. «Шмират Шаббат ке-Илхата», 27:48-49).
В перечисленных случаях существуют послабления в ситуации, когда речь идет об уменьшении страданий животного. В каждом отдельном случае необходимо дополнительно спросить компетентного раввина.
Благословление «Шеэхеяну»
Будучи творением милосердным, человек не может радоваться гибели живого. Поэтому, хотя на новую одежду обычно произносят благословление «Шеэхэяну» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени»), в случае, если одежду изготовили из натуральной кожи, для чего нужно умертвить животное, на нее не произносят это благословение.
Запрет есть самому до того, как накормил животных
Человеку запрещено есть до того, как он покормит животных, в том числе декоративных птичек и рыбок («Шевет а-Кеати», ч. 6, п. 112), за пропитание которых он несет ответственность (Дварим, 11:15; Брахот, 40а). [Некоторые мудрецы (Маарам ми-Ротенбург, ч. 4, п. 302; «Маген Авраам», «Орах Хаим», 271:12 и др.) считают, что этот закон является предписанием Торы. По мнению других законоучителей («При Хадаш», «Орах Хаим», 66:9; «Швут Яаков», ч. 2, п. 13; «Биур Алаха», 167:6 и др.), есть до того, как накормили животное, запрещено мудрецами. Согласно третьему мнению (Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Авадим», 9:8), это достойное поведение, но не обязанность.] В случае, если животное добывает себе пищу самостоятельно, либо если хозяин назначил кого-либо, чтобы тот отвечал за кормление его животных и предоставил ему все необходимые для этого условия, хозяину разрешено принимать пищу до кормления животных («Яд Эфраим», «Орах Хаим», гл.167, комментарий на «Маген Авраам», 167:18). Если животное питается тем, что остается после трапезы, то хозяину разрешено сначала поесть самому, а потом накормить животное («Торат Йосеф», стр. 10). Согласно многим мнениям, утолить жажду до того, как напоили животное, разрешено в любом случае («Маген Авраам», 167:18; «Элия Раба», 167:10; «Мишна Брура», 167:40). [Отличие в законах между едой и питьем некоторые объясняют тем, что потребность утолить жажду для человека намного значимее, чем поесть, и устранить страдание человека важнее, чем страдания животного. Еще одна причина разницы в законе: трапеза может продолжаться довольно долго, и все это время животное будет испытывать страдания от голода, а напивается человек достаточно быстро, и животное не будет долго голодать («Ар Цви», ч. 1, п. 90).]
Ради чего разрешено умерщвлять животных?
Разрешено умертвлять животных для того, чтобы уменьшить физические страдания человека, а тем более для того, чтобы избавить его от них полностью. Это разрешено также для того, чтобы предотвратить нарушение, например, чтобы насекомое не попало в еду (Авода Зара, 13а; «Шеилат Яавец», ч. 1, п. 110). Разрешено умертвить животное для исполнения заповеди, как это делали с козлом отпущения, которого сбрасывали в пропасть в Йом Кипур. Разрешено умерщвлять животных для приготовления лекарств и в целях лечения, в том числе, для проведения медицинских опытов («Швут Яаков», ч. 3, п. 71; «Сридей Эш», ч. 3, п. 7). Это разрешено также для того, чтобы обезопасить себя, оградить себя от неприятных ощущений и страха, предотвратить материальный ущерб, как например, в случае хищных зверей, ядовитых пресмыкающихся, вредных грызунов, насекомых и т. п. (Шаббат, 12а; Моэд Катан, 6б). Ради увеличения материального достатка также разрешено допустить страдания и смерть животных («Минхат Ицхак», ч. 6, п. 145).
В вопросе, разрешено ли доставлять страдания животному, чтобы придать ему более привлекательный внешний вид или улучшить другие его характеристики, мнения законоучителей разошлись.
Охотиться ради праздного развлечения запрещено. Когда в животном есть человеку нужда, например, мясо, шкура, бивни и т. п., на него разрешено охотиться, даже в случае, если это сопряжено с умерщвлением животного или причинением ему страданий («Ноде бе-Йеуда», таньяна, «Йоре Деа», п. 10). По этой причине разрешено пользоваться удочкой, хотя она надрывает рыбе рот.
Разрешено выполнять различные общепринятые действия с помощью животных, такие как транспортировка грузов, пахота. Разрешено использовать животных для охраны, выявления наркотиков, оружия, взрывчатки, контрабанды и т. п. Езда верхом разрешена, даже если это делают исключительно ради развлечения или спорта («Даат Кдошим», «Йоре Деа», 24:12).
Пользоваться животными в качестве живой мишени, например, во время военных учений, запрещено. Не ощипывают птицу, пока она живая («Шулхан Арух», «Эвен а-Эзэр», 5:14).
Разрешено выставлять животных на обозрение в зоопарке, зверинце или зоосаде. Дрессировка животных и представления с их участием разрешены в случае, когда это не доставляет животному страданий. В противном случае следует выяснить у раввина, как нужно поступать. Корриды и другие виды боев с участием животных однозначно запрещены. Посещение такого рода зрелищ является выражением поддержки и одобрения совершаемого нарушения и, следовательно, категорически запрещено («Ихве Даат», ч. 3, п. 66).