Хаей Адам — Законы десяти дней тшувы и кануна Йом Кипура — часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

590

Б-г любит Свой народ, согласно Своему качеству «Ибо милости желает Он», «не хочет смерти умирающего, но чтобы тот вернулся с пути своего и жил». И делает Он это не из нужды и не для Своего удовольствия, ибо «если будешь праведным, что дашь Ему этим?», но только чтобы в итоге сделать добро человеку. Поэтому не день и не два дня ждет Он возвращения грешников. Вместо этого он дает нам много времени, и сразу же в начале года и первого месяца открываются все врата — врата тшувы [тшува — возвращение человека к Б-гу, раскаяние в грехах — здесь и далее примечания переводчика] и врата прощения. Они остаются открытыми до того времени, пока не закрываются на исходе Йом Кипура. И раздается призыв, исходящий от Творца: «Вернитесь, сыны-отступники, и Я исцелю вашу необузданность». Кто же не убоится и не устрашится, услышав звук шофара, который возвещает: «Пробудитесь, спящие, от сна вашего», «Встань и воззови к Б-гу, Всесильному своему, ибо жалостлив и милосерден Он»? Большой грех совершает тот, кто не делает тшуву и не решает преумножить в эти дни Тору и добрые дела более, чем в другие дни года. И хорошо бы еще нам оказаться в числе средних, суд над которыми остается незавершенным до Йом Кипура. Пока человек жив, Святой, благословен Он, не следует Своему принципу склонять для средних весы в сторону милости. [Согласно этому принципу], если чаши весов были в равновесии, Он проявляет милосердие и убирает один грех с чаши [вины] или берет от Себя заслугу и кладет на другую чашу. Этот принцип действует лишь после смерти человека, когда тот не может уже обрести никаких дополнительных заслуг. Но при жизни его Святой, благословен Он, говорит: «Вход открыт, и ты в силах удостоиться большего с помощью какой-либо заповеди, но ты ленишься и обрекаешь свою душу <на погибель>». Поэтому каждый должен бояться за себя, приложить усилия, раскаиваясь за прошлое, и преумножить заповеди и добрые поступки, чтобы быть чистым к наступлению этого святого дня, как написано: «Перед Б-гом очиститесь». И пусть не говорит человек: «Ведь каждый день я накладываю тфилин и цицит, молюсь и произношу благословения, следовательно, моя чаша заслуг перевесит». Лишь тот, у кого нет сердца, говорит такое. Ведь нужно подумать и о том, какую череду грехов совершает он ежедневно из-за пустых разговоров, злословия и всех запрещенных речей. Подобно этому, он грешит всеми частями тела (я уже многое сказал об этом в предисловии к моей книге «Зихру Торат Моше», и каждому подобает читать его в десять дней тшувы).

На самом деле, эту ошибку допустили многие люди, думая, будто нужно раскаиваться лишь в тяжелых грехах, таких как идолопоклонство, разврат, кровопролитие, нарушение Шаббата и тому подобных. Но это совершенно ложное представление, поскольку есть и такие грехи, которые человек совершает по привычке, а они тяжелее трех упомянутых. Ты видишь, что наши мудрецы сказали о тяжести злословия: оно хуже идолопоклонства, разврата и кровопролития. Они говорили об этом, опираясь на слова Писания. Это распространенный грех, и он очень часто встречается у людей, как отмечали мудрецы: «И все [оступаются] в злословии». Даже если кто-то говорит: «Огонь в доме такого-то» (в смысле, где найти огонь, как не дома у такого-то, где постоянно что-то варят) – это «пыль злословия».

Причина того, почему это хуже трех самых тяжких грехов, в том, что такой человек придерживается поведения древнего змея, который злословил против Святого, благословен Он, и сказал Хаве: «От этого дерева Он поел, и сотворил мир». Таким образом, он соблазнил ее и возлег с ней (как сказали мудрецы, «внедрил в нее нечистоту»), и это – разврат. Он причинил смерть всем обитателям мира, а это – кровопролитие. И также склонил сердце первого человека и Хавы к отступничеству [что соответствует идолопоклонству]. Впрочем, они сразу же совершили подобающую тшуву, но змей все-таки совершил все это. Взгляни же, как далеко заходит сила злословия!

Есть множество грехов, к которым люди привыкли и которых не сосчитать – например, напрасные и ложные клятвы. Часто встречается такое, что один говорит другому ложь или продает ему какой-либо предмет и при этом клянется: «Так поможет мне Б-г [если это правда]». Получается, словно он произнес клятву с Именем Б-га. Грех клятвы приравнен к идолопоклонству и даже тяжелее его, как написано: «Ибо не очистит Б-г того, кто произнесет Имя Его напрасно».

Кто проклинает себя или ближнего Именем Б-га, говоря: «Пусть меня (или тебя) накажет Всевышний», тоже совершает грех. И нет разницы, говорит ли он на святом языке или на каком-то другом. И также благословляющий тогда, когда это не нужно, или произносящий Имя напрасно. Тем более [к этому обилию грехов относятся] все молитвы и благословения: если человек заглянет себе в душу, то увидит, что все они, из-за многих наших грехов, произносятся без осознания, лишь как естественное действие, поскольку человек приучил свои уста и язык молиться и благословлять.

Позорящий ближнего, прославляющийся за счет унижения ближнего, причиняющий страдание кому-либо из народа Израиля как словами, так и действиями, совершает тяжкий грех, как сказано: «Не обижайте один другого». Это относится к обиде, наносимой словами, потому что об ущербе в сфере имущества уже написано ранее: «И когда будете продавать… не обманывайте». Если же кто-либо причиняет страдания вдове или сироте, то заслуживает смерти с Небес, как сказано: «…вдову и сироту не притесняйте».

Некоторые дают деньги в рост без этер иска [т. н. «разрешение на ведение дел»], и без других способов соглашения [которые позволяют, не нарушая закон, получить сумму больше, чем та, которую дал]. Каждый находит для себя какой-то предлог, чтобы разрешить себе это; говорит, что можно делать так-то и так-то, но не спрашивает у учителей, в каком случае это разрешается на самом деле. Торговцам и обменщикам тем более почти не удается избежать нарушения этого запрета. Об этом говорится в моей книге «Хохмат Адам», главы 142 и 143.

Ненависть человека к ближнему, гнев, взгляды на женщин, лесть, насмешки, пустые разговоры, разговоры о торговле в Шаббат и праздники – ко всему этому привыкли в обществе. И даже те, кто изучают Тору, включая и наиболее значительных среди них, если обратят на это внимание, увидят, что в большинстве своем нарушают большую часть этих запретов. Есть еще многое такое, чего и не сосчитать.

Битуль Тора – пренебрежение изучением Торы равносильно всему перечисленному, поскольку тот, кто далек от Торы, отдаляется и от служения Творцу. Вот почему установлено произносить: «Верни нас, Отец наш, к Торе Твоей, и приблизь нас, Царь наш, к служению Тебе». По мере увеличения занятий Торой преумножится и служение, и человек приблизится к Нему. И потому наши предшественники установили начинать трубление в шофар с начала месяца Элуль, чтобы человек принял это, как предупреждение перед судом, и чтобы внутри у него затрепетало сердце, ибо настали дни взыскания, когда суд будет проверять и изучать его дело, а все поступки его записаны в книгу, включая каждый поступок, сделанный им. В то время «все дела Всесильный привлечет к суду, а также все скрытое, будь то хорошее или плохое». 

Даже когда человека привлекают к суду перед царем из плоти и крови, разве не поразит его великий страх? Как сказал раббан Йоханан бен Заккай: «Если накажет меня» – денежным взысканием, «то наказание это не навечно» – поскольку я смогу заработать еще денег. «Если заточит меня» – что принесет страдания телу, «это не вечное заточение» – поскольку меня может выпустить на свободу тот, кто воцарится после него. «И если умертвит меня, эта смерть не навечно» – ведь такой царь может властвовать лишь над телом, но «дух возвратится к Б-гу, который дал его».

Тем не менее, человек непременно убоится, устрашится и содрогнется с великим страхом. В душе он будет строить планы и со всем проворством искать – вдруг он найдет для себя спасение. Ему и в голову не придет обращаться к разным делам и заниматься ими. Он не будет следить за возделыванием своей земли и не станет расслабляться в день бедствия, но отбросит все мысли о прочих делах и приготовит сердце и разум к тому, чтобы спасаться, словно олень из рук охотника. И если так ведет он себя перед судьей из плоти и крови, то тем более, когда стоит со своими детьми и всем, что ему принадлежит, перед Царем царей, Святым, благословен Он. Ведь если Он накажет его в сфере имущества, не дай Б-г, и постановит для него нищету, то это будет вечным наказанием. Если поразит его тело, не дай Б-г, или его детей, то это будет вечное страдание. А если постановит для него или его детей смерть – это будет смерть навсегда.

Так насколько же глупы те, кто в эти дни, как обычно, выходят по делам и на работу на весь день, а тем более, те, кто делает это с начала дней Слихот, соответствующих дням проверки жертвы, а тем более – в десять дней тшувы, в дни суда, не зная, каким для них будет решение этого суда! Поэтому каждый обязан обратить на это внимание и воспринять эти слова сердцем, поменьше заниматься делами и установить днем и ночью особые часы, чтобы уединяться и анализировать то, что сокрыто в глубинах сердца. Нужно вставать на рассвете и изучать пути тшувы и исправления своих поступков, молиться Творцу, исповедоваться в своих грехах, исполнять больше заповедей и совершать добрых дел, заниматься Торой больше, чем в остальные дни, больше помогать нуждающимся, чем делал это весь год. Ведь это время благоволения Творца к нам, и молитва принимается в эти дни.

Перевод – рав Б. Ариэли.


http://www.beerot.ru/?p=51432