Глава 22. Законы о готовности человека, его одежды и места к молитве «Шмоне Эсре»
Продолжение. Начало здесь
7. Во время молитвы запрещено держать в руке что-либо, кроме сидура (молитвенника), по которому он молится. [Этот закон относится не только к молитве «Шмоне Эсре», но и к чтению «Шма» и к «Псукей де-Зимра» («Мишна Брура», 96:1).] И пусть отметит в сидуре все нужные места, чтобы не пришлось искать во время молитвы.
А если человек начал молиться «Шмоне Эсре» [без сидура] и сбился, разрешено подойти к известному ему месту, где есть сидур («Шулхан Арух» и Таз, гл. 96). (6)
Если на пол упала книга, и это ему мешает сосредоточиться, то, завершив очередное благословение, разрешено ее поднять (там же, в комментарии «Маген Авраам»).
8. Запрещено начинать молитву прежде, чем человек прикроет область сердца (т.е. оденется), но задним числом (бедиавад) молитва засчитывается. И тому, кто обычно ходит с поясом, запрещено молиться до тех пор, пока он не подпояшется – хотя для произнесения прочих благословений это делать не обязательно [тот, кто в течение всего дня ходит без пояса, не должен подпоясываться и во время молитвы, однако подпоясаться и в таком случае было бы проявлением благочестия («Мишна Брура», 91:4)]. (7)
Следует одеться так, как он бы ходил в присутствии правителя. Поэтому неверным было бы молиться в халате, в нижней одежде или в ночной рубашке, ведь написано: «Подготовь себя к встрече со своим Б-гом» (Амос, 4:12). А на голову следует надеть шляпу или шапку, как выходят на улицу – а не только маленький головной убор, который носят под шапкой. И понятно, что не молятся с непокрытыми ногами (т.е. без носок или чулок) – разве только в том случае, если в данной местности принято представать в таком виде перед важными людьми (гл. 91). (8)
9. Если во время молитвы сполз талит, его можно возвратить на место – и даже если упала его большая часть. Но если он упал полностью, нельзя вновь в него облачиться, так как это считается перерывом в молитве. [Но если он не может сосредоточиться без талита, то пусть облачится в него в перерыве между двумя благословениями («Мишна Брура», 97:16).]
Если его укусила вошь, то, чтобы не утерять мысленного настроя, разрешено убрать ее через одежду, но брать ее прямо рукой запрещено. А если взял, то пусть оботрет руку об стену или обо что-либо другое (гл. 97). И когда прикоснулся к нечистым местам тела, т.е. к местам, которые обычно покрыты одеждой, и там скапливается пот, или когда почесал голову или прикоснулся к выделениям уха и носа, – если нет воды, то достаточно просто очистить руку. Следовательно, в случае необходимости можно прикасаться к подобным местам только через ткань (гл. 92).
Если на нем ноша, превышающая четыре кава (кав – объем, вмещающий около двух литров), нужно положить ее на землю. А если меньшего размера – перекинуть за спину (там же).
Дополнительный комментарий
(6) Разрешено ли ходить во время молитвы «Шмоне Эсре»?
Хотя от начала и до конца молитвы «Шмоне Эсре» строжайше запрещено сдвигаться с места, все же существует ряд исключительных ситуаций, когда это разрешено. Одна из них уже была упомянута выше: человеку, который вынужден молиться в пути, в случае крайней необходимости (например, в опасном месте, где невозможно остановиться) разрешено читать «Шмоне Эсре» на ходу (только желательно, чтобы он остановился хотя бы на время первого благословения, чтобы сделать поклоны) («Шулхан Арух»,94:4).
Кроме того, в дополнениях Рамо к кодексу «Шулхан Арух» указано: если человек начал молиться по памяти, без сидура, а затем по ходу молитвы «Шмоне Эсре» сбился, ему разрешено подойти к месту, где есть сидур, и взять его (Рамо, 96:2). И если он не знает, как правильно молиться – например, нужно ли произносить в этот день определенный фрагмент молитвы, ему разрешено подойти к месту, где есть необходимая книга, и выяснить по ней вопрос, в котором он сомневается («Мишна Брура», 104:2).
В кодексе «Хаей Адам», как мы видим, уточнено, что в таком случае разрешено подойти лишь «к известному ему месту» (см. также «Мишна Брура», 96:7) – т.е. туда, где он точно знает, что там есть сидур («Ишей Исраэль», 32:8/19/). Но р. Х. Каневский отмечает, что, даже если человек не помнит, где точно лежит сидур (но молиться дальше без него он не может), ему разрешено поискать сидур («Диршу», 96/12/).
При этом когда во время молитвы идут за книгой или сидуром, предпочтительно не возвращаться на прежнее место, а закончить молитву там, где взяли книгу, – если, конечно, новое место не мешает сосредоточиться на молитве («Ишей Исраэль» 32:8/20/; «Диршу», 96/12/ от имени р. Х. Каневского). Но некоторые считают, что в таком случае следует вернуться на прежнее место («Ишей Исраэль», 32/20/ от имени р. Й. Нойверта).
А если есть возможность не ходить за книгой, а знаками попросить передать ее, то это, разумеется, предпочтительнее («Ишей Исраэль», 32/19/; «Диршу», 96/11/).
Если человек не знает, как дальше молиться, и не может посмотреть в книге, то в случае крайней необходимости ему разрешено спросить у другого знающего еврея, как следует поступить («Мишна Брура», 104:2; «Ишей Исраэль», 32:8). Но если он может написать свой вопрос (разумеется, не в Шаббат и не в праздники), то это лучше, чем прерываться на речь.
И даже если, пока он искал ответ в книге или брал сидур, прошло необходимое для завершения «Шмоне Эсре» время, все равно он не должен возвращаться к самому началу молитвы, а продолжает с того места, на котором остановился («Диршу», 104/12/ от имени р. Й.-Ш. Эльяшива; однако представителю сефардской общины в таком случае следует возвратиться к самому началу молитвы «Шмоне Эсре» – см. «Шулхан Арух»,104:5).
Существует еще несколько ситуаций, при которых разрешено перемещаться во время молитвы «Шмоне Эсре». Если ребенок плачет и не дает сосредоточиться, то разрешено показать ему жестами, чтобы он замолчал, а если и это не помогает, молча отдалиться от него и продолжить молитву на другом месте («Мишна Брура», 104:1). А если нет возможности отдалиться, то можно подойти и успокоить его, но только не прерываться на разговоры («Алихот Шломо», «Тфила», 8:5 от имени р. Ш.-З. Ойербаха; «Тфила ке-Илхата», 12:87). Но, во всяком случае, не следует во время молитвы «Шмоне Эсре» держать ребенка в руках («Мишна Брура», 96:4; «Тфила ке-Илхата», 12/199/).
Если человек не может сосредоточиться на молитве «Шмоне Эсре» из-за без конца звонящего телефона или хлопающей от ветра двери, ему разрешено молча подойти и отключить телефон или закрыть дверь («Тфила ке-Илхата», 12:86 от имени р. Й.-Ш. Эльяшива). И так же разрешено во время войны и обстрелов при звуке сирены перейти в бомбоубежище. И даже если человек чувствует, что он может остаться и продолжить молитву, но при этом он мешает выйти другим, которые спешат перейти в убежище, ему разрешено отойти в сторонку, чтобы пропустить их, и там продолжить молитву («Алихот Шломо», «Тфила», 8:5, 5 от имени р. Ш.-З. Ойербаха).
(7) Молитвенный пояс
В кодексе «Шулхан Арух» установлено: «Нужно подпоясаться поясом на время молитвы, даже если он одет в авнет (в данном случае имеются в виду брюки), и область сердца отделена у него от нижней части тела». Для чего это нужно сделать? Чтобы выполнить сказанное пророком (Амос, 4:12): «Подготовь себя к встрече со своим Б-гом» («Шулхан Арух», 91:2, «Мишна Брура», 5).
Как поясняет Раши, слова «Подготовь себя к встрече со своим Б-гом» подразумевают, что для того, чтобы предстать в молитве перед Всевышним, человек должен облачиться в свои лучшие одежды (Раши, Шаббат, 10а), т.е. одеться хотя бы так, как он облачается для встречи с правителем или другими важными людьми. И пояс считался необходимым элементом такой парадной одежды.
В словах «нужно подпоясаться поясом» речь идет, в первую очередь, не о нижнем ремне, вдетом в брюки, а о дополнительном поясе, который повязывают поверх одежды. Рав А. Данциг, как мы видим, уточняет, что такой пояс необходим во время молитвы лишь для тех, «кто обычно ходит с [верхним] поясом». Такому человеку, действительно, «запрещено молиться до тех пор, пока он не подпояшется» (22:8). А в кодексе «Мишна Брура» добавлено, что и для того, кто обычно ходит без верхнего пояса, подпоясывание во время молитвы все же является «проявлением благочестия» (мидат хасидут) – хотя человек и не обязан так поступать (91:4).
И действительно, в прошлых поколениях многие придерживались этого обычая, в том числе и среди литовского еврейства, например, сам составитель кодекса «Мишна Брура» Хафец Хаим. Выдающийся глава мудрецов Земли Израиля Хазон Иш также использовал особый пояс для молитвы, но он подпоясывал его под верхней одеждой, поверх рубашки («Орхот Рабейну» 3 с. 206) – и сегодня многие его ученики и последователи поступают именно так (например, в знаменитом колеле «Хазон Иш»).
В наше время большинство представителей литовского еврейства (а также сефардских общин) все же молится без особого пояса для молитвы (см. р. М. Штернбух, «Тшувот ве-Анагот» 1, 69).
Выдающиеся законоучители нашего времени отмечают, что использование пояса для молитвы было «проявлением благочестия» именно в те времена, когда в особо торжественных случаях – при встрече с важными людьми или при посещении важных мест – по-прежнему было принято повязывать пояс поверх одежды. Но сегодня это уже не так, и поэтому повеление «Подготовь себя к встрече со своим Б-гом» в наше время не подразумевает наличие верхнего пояса («Диршу», 91/5/ от имени Стайплера; р. Ш.-З. Ойербах, «Алихот Шломо», «Тфила», 11, «Орхот Алаха», 45/4/; р. Й. Чезнер, «Сиах Тфила», 3:6:5).
Но во многих хасидских общинах по-прежнему принято подпоясываться особым поясом для молитвы, который называют на идиш гартл. А некоторые (например, представители старого «ишува» в Иерусалиме) ограничиваются поясом, который постоянно вдет в верхнюю одежду (в кафтан или в халат).
Кроме того, во всяком случае, по ряду мнений, предписание «подпоясываться поясом во время молитвы» выполняется и при использовании ремня для брюк (примеч. редактора от имени р. Ш.-Д. Пинкуса). И в каждой общине необходимо следовать приятым в ней обычаям и постановлениям ее ведущих раввинов.
(8) В пиджаке и шляпе
Рав А. Данциг указывает, что во время молитвы «на голову следует надеть шапку, как выходят на улицу – а не только маленький головной убор, который носят под шапкой (т.е. кипу)». И именно так закон определен в кодексе «Мишна Брура», где объяснена причина этого обычая: без верхней шапки «не принято стоять перед важными людьми» (91:11) – и уж, тем более, перед Царем царей.
Этим также выполняется повеление «Подготовь себя к встрече со своим Б-гом» («Хаей Адам», 22:8; «Ишей Исраэль», 10:9/37/). А во время утренней молитвы (а в Шаббат – также в Мусаф) женатые евреи покрывают голову талитом, и тогда верхняя «шапка», разумеется, не нужна («Ишей Исраэль», 10:9).
В час молитвы желательно надевать пиджак, и даже во время утренней молитвы, когда человек облачен в талит. Разрешено молиться также в пальто или плаще («Ишей Исраэль», 10:3/11/).
Если человек всегда ходит и молится в шляпе и пиджаке, а на этот раз у него их нет, ему лучше воздержаться от молитвы до того момента, как он их возьмет, – кроме случая, когда потом у него не будет другого миньяна (р. Ш.-З. Ойербах, «Алихот Шломо», «Тфила», 2:15). А р. Х. Каневский указывает, что не следует молиться в таком виде, даже если потом не будет другого миньяна («Ишей Исраэль», 10:9/37/; «Диршу», 91/16/).
И даже тому, кто обычно молится без шляпы и пиджака, не следует молиться в рубашке с коротким рукавом и тем более в коротких штанах. Но тому, кто обычно ходит в таком виде на улице, можно разрешить и молиться так в синагоге, но ему не следует быть ведущим молитву (р. Й. Чезнер, «Сиах Тфила», 3:6:9).
В кодексе «Шулхан Арух» также указано, что не следует молиться «с голыми ногами, если в этих местах не принято представать перед важными людьми без носков» (91:5). А в кодексе «Мишна Брура» уточнено: если длиннополая одежда полностью покрывает ноги, или в очень жарких странах, где перед важными людьми предстают даже босиком, это разрешено – ведь в этих вопросах «все зависит от обычая данных мест» (12-13).
И таков же закон в отношении сапог, сандалий или домашней обуви – там, где не принято в таком виде представать перед важными людьми, не следует одевать такую обувь и в час молитвы («Ишей Исраэль», 10:6). Но если другой возможности нет, то можно молиться и в такой обуви (там же, /23/).
Продолжение следует
Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».