Хаей Адам — 29 — Будни — Законы о мезузе и маакэ — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

1986

Глава 15. Законы о мезузе и маакэ (ограждении на крыше дома)

1. Любимы сыны Израиля, поэтому-то Святой, благословен Он, окружил их заповедями: на голове и руке у них – тфилин, на одежде их – цицит, а на входе в их дома – мезуза. И о выполняющем эти три заповеди сказано: «Тройная нить (не скоро порвется)» (Коэлет, 4:12). Поэтому, когда человек выходит из дома, то пусть поцелует мезузу. [И в святой книге «Зоар» (3, 263б) очень высоко превозносится эта (заповедь). Там написано: «Человеку заповедано закрепить мезузу у своего входа, чтобы он никогда не забывал о Святом, благословен Он. Это так же, как с заповедью о цицит, о которой сказано: «И, глядя на них, вы будете вспоминать (все заповеди Б-га и исполнять их)» (Бемидбар 15:39) – когда человек видит это напоминание, он вспоминает, что должен выполнять заповеди своего Создателя. А тайна…и т.д.» – так в книге «Зоар» разъясняется смысл заповеди о мезузе. И следует выполнять ее с должным намерением.(1)

И нужно обратить внимание на то, чтобы мезуза полностью соответствовала установленному закону.

2. Предписывающая заповедь Торы – установить мезузу на входе в каждом из помещений, которые у него имеется. И даже если у него есть сто комнат, он обязан установить мезузу при входе в каждую из них. И также, если в одной комнате есть несколько дверей, приспособленных для входа и выхода, на всех обязаны установить мезузу – несмотря на то, что обычно пользуются лишь одной из них. И даже если количество жильцов уменьшилось, и теперь достаточно всего одной двери, все равно на всех должны быть мезузы. Однако если дверь сделана только для того, чтобы иногда вносить через нее грузы, то поскольку она не предназначена для того, чтобы входить и выходить, устанавливать мезузу там не обязаны – но при условии, что там есть другой вход, на котором должны установить мезузу, как это объяснено далее. А когда этот другой вход не соответствует критериям, при которых обязаны установить мезузу, то его статус подобен просто «дыре» в стене – и тогда большой вход (т.е. вход для грузов) считается «основным» (и на нем обязаны установить мезузу).

3. На ворота дворов и городов также обязаны устанавливать мезузу, ведь написано: «(И напиши их на косяках дома своего) и на воротах своих» (Дварим, 6:9).

4. На доме, принадлежащем компаньонам, – обязаны. И хотя написано «дома своего» – и можно заключить, что только в доме одного владельца, – все же из сказанного далее: «(И напиши их на косяках дома своего и на воротах своих), дабы продлились дни ваши…» (Дварим, 11:20-21) следует, что речь идет и о нескольких (владельцах). И имеются в виду только компаньоны-евреи. Но еврей, владеющий домом совместно с неевреем, свободен от обязанности (установить мезузу при входе в совместное владение) – и также во дворе, в котором живут евреи и неевреи, и даже когда большинство евреи, ведь есть опасение, что неевреи могут снять мезузу и обойтись с ней неподобающим образом.

И также в месте, называемом «шинок», где продают горячительные напитки и постоянно находятся люди, способные украсть мезузу, то следует установить ее таким способом, чтобы у них не было возможности ее снять.

5. Согласно всем мнениям, на входе в помещение обязаны установить мезузу и благословить на ее установку только в том случае, если соблюдены следующие условия:

1) помещение имеет размеры как минимум четыре «локтя» на четыре «локтя»;

2) есть два косяка и над ними притолока;

3) над помещением есть потолок;

4) на входе должна быть дверь;

5) высота входа должна быть не менее десяти «ладоней», а есть законоучители, говорящие, что и его ширина должна быть не менее четырех «ладоней» (см. Шахгл. 287);

6) помещение должно быть предназначено для жилья (или для обеспечения жизнедеятельности – например, дровяной склад);

7) помещение должно быть предназначено для почетного использования (т.е. не для уборной);

8) это должно быть постоянное жилье. А теперь разъясним все подробности.

6. Если размер помещения меньше, чем четыре «локтя» на четыре «локтя», то оно не называется «домом», и устанавливать мезузу не требуется.

А если длина превышает ширину, и общая площадь помещения равна площади квадрата со сторонами четыре «локтя» на четыре «локтя», то, по мнению некоторых законоучителей, обязаны установить мезузу. Но другие законоучители полагают, что обязаны только в том случае, когда как минимум имеется квадрат размером четыре на четыре. И поэтому следует либо установить без благословения, либо, благословляя на установку мезузы на другом входе, иметь в виду и мезузу на входе в это спорное помещение.

7. При входе есть только один косяк, например, со второй стороны тянется стена, – если косяк расположен слева (по отношению к входящему в помещение), то устанавливать мезузу не требуется. Но если косяк – справа, то, по мнению некоторых законоучителей, обязаны установить, – и поэтому следует установить без благословения. Но именно в том случае, когда стена продолжается – а в ином случае, когда стена завершается у входа, на месте недостающего косяка, ее край считается «косяком». [См. Таз, гл. 287, и так же указано в Гемаре (Менахот, 34а), где говорится о входе, устроенном на углу дома, где «косяками» являются края стен.]

Когда есть два косяка, а вместо притолоки над ними арочное перекрытие в форме дуги, или вообще нет косяков, а вместо них полукруглая арка, опирающаяся на землю, – тогда, если этот вход достигает как минимум десяти «ладоней» в высоту и четырех в ширину, обязаны установить мезузу.

А если четвертая сторона помещения вообще открыта, то, хотя по сторонам и сделаны столбы, предназначенные для поддержания крыши, мезуза не требуется, ведь подобное (отсутствие стены) вообще не называется «входом».

8. Когда часть помещения находится под крышей, а часть – нет, то, если крытое пространство расположено со стороны входа и имеет площадь как минимум в четыре «локтя» на четыре «локтя», обязаны установить мезузу.

9. Есть законоучители, говорящие, что даже если на входе нет дверей, все равно обязаны установить мезузу, а есть говорящие, что не требуется, – поэтому не следует устанавливать мезузу до тех пор, пока не повесят дверь. А если установили прежде, то, в соответствии с мнением, говорящим, что не требуется, мезуза останется непригодной и после того, как повесят дверь, ведь следует «сделать (изначально правильно), а не исправить сделанное негодным образом». В связи с этим, если у человека пока еще нет двери, следует установить мезузу без благословения, а когда появится дверь, надо будет снять мезузу и установить вновь. И было бы верным, чтобы (устанавливая мезузу вновь) он тогда же установил мезузу и на каком-либо другом входе (в своем доме), если у него есть (вход, на котором еще нет мезузы), – и благословление на установление той мезузыотносилось бы и к этой (т.е. к установленной второй раз).

10. В Доме Молитвы (бейт а-кнесет) устанавливать мезузу не требуется, потому что это – не жильё. А в Доме Учения (бейт а-мидраш), согласно ряду мнений, обязаны, ведь, поскольку там сидят в течение всего дня, это помещение подобно жилью – и поэтому следует установить без благословения.

11. Если помещение не сделано для постоянного проживания, то мезуза не требуется. И поэтому в праздничном шалаше, который строят на Суккот, а также в киосках на рынках, в которых сидят только днем, устанавливать мезузу не требуется. [Так говорит Рамбам. И мне видится, что он вывел такое заключение из брайты о «хижинах гончаров», приведенной в талмудическом трактате Сукка (8б), и смотри там комментарий Раши.]

И также не требуется устанавливать мезузу при входе на веранду, через которую поднимаются на верхний этаж, на калитке, ведущей в садик, или на входе в «сторожку» – т.е. в будку у ворот, в которой сидит охранник, – ведь все эти помещения не предназначены для жилья. А есть законоучители, говорящие, что при входе на подобную веранду и в садик обязаны установить мезузу по постановлению мудрецов (ми-де-рабанан). И если через одно из этих помещений можно войти прямо в дом, то обязаны установить мезузу. А если в сторожке с одной стороны есть вход в дом, а с другой – дверь во двор, то (помимо мезузы, укрепленной при входе в сторожку с улицы) обязаны установить еще две мезузы: одну – у входа в дом, а вторую – у двери во двор (если двор полностью огорожен и через него нет прохода с улицы, то мезузуустанавливают справа от выходящего из сторожки во двор). И так же (требуется установить две мезузы), когда сторожка расположена между садиком и домом (в данном случае мезузу устанавливают с правой стороны от входящего из садика в сторожку).

12. Если помещение не предназначено для «почетного» использования, то мезуза не требуется. И поэтому не следует устанавливать мезузу при входе в уборную, баню, помещение, где выделывают шкуры, и в микву. Но при входе в коровник или курятник, на сеновал или дровяной склад, на винный склад или в хранилище для других напитков, – если площадь этих помещений соответствует норме «дома» (т.е. как минимум четыре на четыре «локтя»), – там обязаны установить мезузу, ведь там нет настолько неприятного запаха (как, например, в помещении для выделывания шкур). А в местах, где есть маленькие дети (которые там периодически испражняются), а также в месте, где иногда купаются или вступают в близость, следует прикрыть мезузу. [И требует глубокого изучения вопрос, почему обязаны устанавливать мезузы в курятниках, если в отношении благословений они приравниваются к уборной (и поэтому запрещено благословлять внутри них), как указано в кодексе «Шулхан Арух» («Орах Хаим», 79:7). Так почему же закон отличается в данном случае?]

13. Если вход разделен столбиком, стоящим посередине, то достаточно одной мезузы, даже если толщина столба достигает ширины «ладони», ведь такие столбики ставят только для красоты – но лишь в том случае, когда для обеих сторон прохода есть одна дверь, и когда открывается одна сторона прохода, то открывается и другая. Однако когда есть отдельная дверь для каждой из двух сторон – например, у богачей, которые делают маленькие воротца рядом с большими воротами, чтобы большие ворота не были бы постоянно открыты, и обычно используют только маленькие, а большие лишь изредка, – тогда, если толщина разделяющего их столба достигает «ладони», обязаны установить две мезузы. А как поступить, если (эти две стороны входа) расположены ребром друг к другу – например, с северной и западной стороны, смотри в комментариях Таза и Шаха.

14. Огороженная винтовая лестница, по которой поднимаются на верхний этаж, – если вверху или внизу сделана «форма входа» (цурат а-пэтах), то обязаны установить мезузу. А если и вверху и внизу, то обязаны установить мезузы в обоих местах (справа от поднимающегося на верхний этаж).

15. Если подвал не имеет обычного входа с косяками, но (в него попадают через дверцу в полу, а) «косяки» как бы лежат на земле, то, по моему мнению, устанавливать мезузуне требуется, так как (боковая сторона дверного проема) называется косяком только когда стоит. [И в талмудическом трактате Кидушин (22б) говорится: «Как косяк стоит (т.е. находится в вертикальном положении)…», и смотри там комментарий Раши, (в котором объяснено, что в противном случае это и не называется «косяком»).]

Дополнительный комментарий

(1«Б-г будет тебя хранить»

В том же отрывке из книги «Зоар», который цитирует здесь р. А. Данциг, говорится: «Человеку заповедано установить мезузу на своем входе, чтобы он был под охраной Святого, благословен Он. …Ведь нет у человека иной охраны – но зато Святой, благословен Он, охраняет человека постоянно, пребывая у входа в дом, а человек – внутри дома» («Зоар», Ваэтханан, 263б). С этим предназначением мезузы связан приведенный в Талмуде рассказ о гере Ункелусе, родственнике римского императора. Когда Ункелус принял еврейство, император присылал за ним несколько отрядов стражников, чтобы вернуть его, – но Ункелус своими убедительными речами обращал всех посланцев в еврейство. Тогда император направил к нему еще один отряд, наказав стражникам ни о чем не говорить с Ункелусом, но лишь схватить его и привезти в Рим. Его схватили, но, когда его выводили из дома, Ункелус положил руку на мезузу. Его спросили: «Что это такое?» «В мире принято, – ответил Ункелус, – что царь сидит в своих покоях, а слуги охраняют его снаружи. Но у Святого, благословен Он, не так: Его слуги – внутри дома, а Он охраняет их снаружи, как написано: «Б-г будет тебя хранить на выходе и при возвращении – отныне и вовеки» (Теилим, 121:8). Вступив в беседу, Ункелус обратил их в еврейство – и больше за ним уже не посылали (Авода Зара, 11а; см. также Менахот, 33б).

Составитель кодекса «Шулхан Арух» р. Йосеф Каро отмечает: то, что дом охраняется благодаря выполнению заповеди о мезузе, является открытым чудом («Бейт Йосеф», «Йорэ Деа», 285). А знатоки сокровенного учения указывают, что над домом, в котором мезузы установлены в точном соответствии с законом, никакие духи-вредители не могут иметь власти (см. «Даркей Моше», «Йорэ Деа», 286:4).

Но все же основным намерением при установке мезузы должно быть не забота об охране дома, а желание выполнить заповедь Творца («Арбаа Турим», «Йорэ Деа», 285). И если человек устанавливает мезузу ради выполнения заповеди, то он может уповать на то, что в заслугу заповеди Всевышний будет его беречь. Но если он делает это только ради охраны дома, то и охраны ему не будет («Гильон Маарша», «Йорэ Деа», 289).

Хатам Софер также пишет о том, что основное предназначение заповеди о мезузе – не охрана дома, а напоминание о единстве Б-га. И, тем не менее, нельзя утверждать, будто установивший мезузу, полагая, что она предназначена только ради охраны дома, вообще не выполнил заповедь, – ведь тогда бы получилось, что большинство не выполняет ее. Но устанавливая мезузу, люди, безусловно, имеют при этом намерение выполнить волю Б-га – а раз так, то заповедь считается выполненной («Тшувот Хатам Софер», «Эвен а-Эзер», 2, 90).

При выходе и при входе в дом у многих принято прикладывать руку к мезузе, как поступал Ункелус. И при выходе из дома, положив руку на мезузу, говорят:השם שומרי השם צלי על יד ימיני, השם ישמר צאתי ובואי מעתה ועד עולם («Б-г сохранит меня, Б-г, как тень, справа от меня, Б-г будет хранить меня при выходе и при возвращении – отныне и вовеки») (Рамо, «Йорэ Деа», 285:2). И поскольку мезуза служит напоминанием о единстве Всевышнего, то при входе и выходе принято ее целовать (обычно прикладывают к футляру мезузы руку – и целуют руку) («Кицур Шулхан Арух», 11:24).

Но Хазон Иш не прикасался к мезузе, а лишь смотрел на нее с соответствующей каваной. И р. Х. Каневский объяснял: к мезузе прикасаются, чтобы вспоминать о том, что в ней написано – и такое «прикосновение взглядом» может выполнять ту же функцию, что и прикосновение рукой («Дерех Сиха», 1, стр. 517; цит. по кн. «А-Мезуза у-Илхотейhа», 1:4/7/).

Продолжение следует

Перевод и комментарии – рав Александр Кац. Редакция «Беерот Ицхак» сердечно благодарит рава Моше Хенина и издательство «Тора Лишма» за право публиковать отрывки из готовящейся к выходу книги «Хаей Адам».


http://www.beerot.ru/?p=28945