Хафец Хаим — Законы лашон а-ра и рехилут — 4 — Введение — Повелительные Заповеди — Часть 1

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

1502

Повелительные Заповеди

Теперь я начинаю, с Б-жьей помощью, разъяснять несколько повелительных заповедей, которые человек преступает, занимаясь злоязычием и рехилутом, о которых мы говорили выше.

А-мерагель ба-хаверо (разузнающий плохое о ближнем и рассказывающий о нем), помимо запретов, которые мы перечисляли выше, преступает также и нижеследующие повелительные заповеди.

(1) Повелительную заповедь (Дварим, 24:9): «Помни, что Г-сподь, Б-г твой, сделал Мирьям в дороге, и т. д.» Тора предупреждает нас, чтобы мы постоянно упоминали устами то великое наказание, которым наказал Всевышний праведницу – пророчицу Мирьям, говорившую не о ком другом, а о брате своем, которого любила, как собственную душу, и растила его, и рисковала собой, спасая его из воды. И она не говорила о нем плохого, а только поставила его в один ряд с другими пророками. И не говорила при нем, вводя его в стыд, и не перед многими людьми, а только перед своим святым братом, втайне. И сам Моше не воспринял все это с обидой, как сказано (Бемидбар, 12:3): «А муж этот, Моше, был кротчайший из всех людей, которые на земле». И при всем этом не помогли ей все ее добрые дела, и она была поражена цараат. Так насколько же больше будут наказаны другие люди, глупцы, множащие злые и нелепые россказни о своих ближних?!

(2) И также повелительную заповедь (Ваикра, 19:18): «И люби ближнего, как самого себя». Она обязывает нас беречь имущество ближнего так же, как бережет человек свое; оберегать его честь и говорить о нем похвальное – как оберегает человек свою собственную честь. А тот, кто злословит о ближнем и говорит о нем рехилут, или принимает все это, даже если это правда, – абсолютно ясно, что не исполняет заповеди любви совершенно, тем более – «как самого себя».

Неоспоримым доказательством этого может быть следующее. Каждый человек знает свои недостатки, но при этом никоим образом не хочет, чтобы другие знали о них, даже об одном из тысячи. И даже если случилось, что кто-то узнал о какой-то части из них и идет рассказывать другим людям, он продолжает надеяться, что Всевышний сделает так, что люди не примут тех речей и не поверят им, лишь бы только не стали считать его непорядочным! Хотя и знает сам, как много у него грехов, гораздо больше, чем тот человек о нем расскажет, – тем не менее, из-за великой любви к себе самому это ничего для него не значит. И в точности так, таким же образом, Тора обязывает нас вести себя по отношению к ближнему: беречь его честь во всем.

И не напрасно описывает нам Тора то, что случилось с Ноахом (Берешит, 9:21-22): «И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим снаружи. И взяли Шем и Йефет одежду, и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели». И Тора также рассказывает нам о благословении, которое дал им Ноах, и оно в конце концов осуществилось, чтобы показать нам величие этого качества – того, что человек обязан изо всех сил покрывать недостатки и слабости ближнего так же, как он покрывает свои.

(3) Иногда он преступает также повелительную заповедь (Ваикра, 19:15): «Бе-цедек [Раши: …другое объяснение: “стремясь к оправданию”] суди ближнего своего». К примеру, человек стал свидетелем того, что другой сказал или сделал что-то такое, что можно расценить и в хорошую, и в плохую сторону. И тогда, даже если этот человек – средний [не полный праведник и не полный злодей], данная повелительная заповедь Торы обязывает нас судить его поступок, стремясь к оправданию (а если он – человек Б-гобоязненный, мы обязаны судить его так, даже если доводы к осуждению гораздо сильнее, чем к оправданию). И преступают указанную повелительную заповедь оба: и говорящий в осуждение ближнего в связи с его словами и делами, и принявший это и составивший плохое мнение о том ближнем, так как не судил о нем, стремясь к оправданию.

(4) Бывает, что посредством злоязычия или рехилута человек портит репутацию ближнего настолько, что тот теряет пропитание. Например, из-за злого сердца своего распространяет слух, будто ему нельзя доверять, а если он ремесленник – будто он не подходит для того ремесла, или другое тому подобное. Тем самым тот человек преступает также следующую повелительную заповедь (Ваикра, 25:35): «Пришелец он или поселенец – да будет жить он с тобой», и сразу далее (там, 25:36): «Да будет жить брат твой с тобой». Этим заповедано нам поддерживать человека из народа Израиля, когда он обеднеет, дать ему подарок или заем, или взять его в долю, или найти ему работу, чтобы он укрепился и не упал, и не стал нуждаться в милости людей. И тем более заповедано нам не создавать причину того, чтобы он терял пропитание.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=3324