Поскольку молитва связана с хвалой и благодарением Всевышнему, ей подобает быть произнесенной в специальном месте, а именно – в Доме Собрания (в синагоге). Как сказал Аба Биньямин в первой главе трактата Брахот (лист 6): «Молитва человека принимается только в Доме Собрания, как сказано (Мелахим I, 8): «…Чтобы услышать пение и молитву…» – молитва должна быть там, где пение». «Пение» здесь означает восхваление Всевышнего, которое, вне сомнений, должно произноситься в Доме Собрания, ведь он называется «Малым Храмом». Как в Храме левиты пели и восхваляли Всевышнего, стоя на возвышении, так и нашим хвалам подобает быть вознесенными в Доме Собрания, где собираются люди, чтобы восславить Творца словами святости, для произнесения которых требуется присутствие не менее десяти мужчин – так как большая часть текстов, требующих присутствия десяти, связана с хвалой Б-гу. Как сказали мудрецы (Брахот, 31): «Нельзя произносить слова святости – Кадиш, Кдушу и Барху – если нет десятерых». И поскольку для произнесения этих текстов требуется десять мужчин, они должны собираться для этого, поэтому существуют Дома Собрания. А раз место хвалы – в Доме Собрания, там же и место молитвы, и об этом сказано: «молитва должна быть там, где пение» – а «пение», в данном случае означающее хвалу, должно звучать в Доме Собрания, где собираются десять человек, соответственно, и молитва, следующая за хвалой должна звучать там же [см. главу 2, где Мабит подробно пишет о том, что молитву следует предварять восхвалением Всевышнего; здесь и далее – примечания переводчика]. Место же, избранное для провозглашения святости Творца в присутствии десяти, становится Домом Собрания, и Всевышний присутствует там, как сказали мудрецы (там же, 6): «Откуда мы знаем, что Святой, благословен Он, присутствует в Доме Собрания? Написано (Теилим, 82): “Всесильный стоит над общиной Б-жьей”», а община не бывает менее десяти, находящихся в Доме Собрания, и сказано, что Всевышний пребывает среди них. В чем смысл понятия «пребывания Всевышнего в Доме Собрания»? Это должно показать нам преимущество общественной молитвы, которая не возвращается неотвеченной, если молились с должной каваной (настроем). Потому что на Небесах желанна молитва в Доме Собрания, предназначенном для того, чтобы община собиралась там на молитву, и Всевышний сам присутствует там, чтобы услышать эту молитву.
А после того как место предназначили для молитвы, оно готово к получению влияния Свыше, так, чтобы каждый, кто молится там, получил бы ответ, даже если он молится в одиночку – в заслугу многих, которые <обычно> молятся там и удостаиваются ответа. Как сказали мудрецы (там же): «молитва человека принимается только в Доме Собрания» – отсюда видится, что она принимается, даже если человек молится в одиночку. Более того, даже если он молится не в Доме Собрания, а в любом месте, предназначенном специально для молитвы, у него больше шансов быть услышанным. Как сказал рав Уна (там же, стр. б): «Б-г Авраама будет помогать любому, кто выделяет специальное место для своей молитвы, а когда такой человек умирает, о нем говорят: “Где же благочестивый, где же скромный ученик праотца Авраама?” А откуда мы знаем, что Авраам молился на постоянном месте – как сказано (Берешит, 19): “Встал Авраам поутру, и <отправился> на то же место, где стоял <прежде>”». Получается, что постоянство места молитвы помогает человеку, в частности и в том, чтобы молитва его была услышана. А сказанное «Б-г Авраама будет помогать ему» означает, что поскольку он, подобно праотцу Аврааму, установил место для молитвы, заслуга Авраама (у которого тоже было постоянное место для молитвы, как написано «и <отправился> на то же место, где стоял <прежде>») будет ему в помощь. И как молитва Авраама была услышана в заслугу того, что он выделил для нее постоянное место, так и молитва любого, кто выделяет для нее место, будет услышана. И поскольку Писанию понадобилось сообщить нам, что Авраам встал на молитву на том же месте, где молился ранее, видно, что этот аспект помогает молитве быть принятой. А тот, кто поступает так же, как Авраам, вслед за ним устанавливая место для молитвы, становится его учеником, и выполняет роль Авраама в своем поколении, и поэтому, когда он умирает, о нем говорят: «Где же благочестивый, где же скромный ученик праотца Авраама?» – то есть, кто же заполнит нам недостающее, кто займет его место – ученика праотца Авраама, устанавливающего место для своей молитвы?
Еще в этих словах мудрецов проясняется следующее: они сказали: «любому, кто выделяет специальное место для своей молитвы», и не сказали просто «для молитвы». Это указывает нам на то, что если человек молится о чем-то, и вновь возвращается к просьбе об этом же, ему следует повторять свою молитву на том же месте, и благодаря этому молитва будет услышана. И еще – иногда человеку могут ответить Свыше, когда он стоит на месте своей прежней молитвы, даже если он и не молится сейчас. Подобно тому, как некто просит что-либо у царя из плоти и крови, и уходит восвояси, а через несколько дней возвращается на то же место, на котором он предстал перед царем в прошлый раз, чтобы тот увидел его и вспомнил бы, что надо исполнить просьбу этого человека [разумеется, если царь считает просьбу справедливой и согласен, что она должна быть исполнена], но не говорит более с царем о своей просьбе. Так и в том случае, когда человек молился Всевышнему о каком-то своем личном деле на особом месте, если он вернется на то же место с той же каваной, которая была у него во время молитвы, Всевышний слышит эту молитву. Это включается в понятие «устанавливает место для молитвы» – место, на котором он уже молился ранее. И этому тоже есть доказательство из того, что делал праотец Авраам, мир ему, о котором сказано: «Встал Авраам поутру, и <отправился> на то же место, где стоял <прежде>», и Писание не упоминает, молился ли он на этот раз. Упоминается только, что он встал на заре и отправился к тому месту, где молился «пред лицом Всевышнего» раньше. Это то самое место, где он молился о Сдоме и Аморе, потому что сказано там в начале истории Сдома: «…А Авраам все еще стоит перед Г-сподом («перед» на Святом языке обозначается словом «перед лицом»)», так же, как и здесь сказано «пред лицом Всевышнего». Авраам не собирался молиться на этот раз, но пришел к месту, на котором молился вчера, с соответствующей каваной. А Всевышний, увидев, насколько хороша молитва Авраама, вспомнил его и его заслуги и спас Лота ради него. Как написано: «Вспомнил Всесильный Авраама и вывел Лота…», спасение Лота было частным случаем того, о чем молился Авраам, [прося спасти Сдом и Амору в заслугу праведников, пребывающих там, и понятно, что если не хватит праведников, чтобы спасти ради них весь город, Авраам хотел бы, чтобы Всевышний спас хотя бы тех немногих праведников, что есть там]. Поэтому о том, кто выделяет постоянное место для молитвы, сказали, что «Б-г Авраама будет помогать ему» – так же, как Всевышний, будучи «Б-гом Авраама», в заслугу его вспомнил Лота и спас его, Он будет помогать и тому, кто выделяет специальное место для молитвы, подобно Аврааму.
Перевод – рав О. Климовский.