Бейт Элоким — О тшуве — О раскаявшемся грешнике и совершенном праведнике

Дата: | Автор материала: Рабби Моше бен Йосеф из Терани (а-Мабит)

1251

Часть 1. Глава 4

Следует прояснить, кто является более цельным и угодным Всевышнему человеком – тот, кто с самого начала был благочестив и праведен, и никогда не грешил (не считая мелких прегрешений, которых никто не может избежать, как сказано (Коэлет 7): «Нет праведника на земле, который бы вершил <только> добро и не согрешил бы», и там имеется в виду легкий непреднамеренный грех), или тот, кто согрешил и совершил полную тшуву перед Всевышним. По всей видимости, мнения наших мудрецов, благословенной памяти, разошлись по этому вопросу, и нам стоит разъяснить их соображения и суть их спора.

Написано в трактате Брахот (59) (и в Санедрин, 34): «Сказал рабби Хия бар Аба, сказал рабби Йоханан: все пророки пророчествовали [о благах и вознаграждении] только для баалей тшува, однако о совершенных праведниках <сказано>: «…Глаз не видел, кроме Твоего, Б-г, того, что будет сделано тем, кто его ждет». [То есть, им будет дано благо настолько великолепное и возвышенное, что даже пророки не в состоянии постичь его.] С ним спорил рабби Абау, который говорил: «На том месте, где стоят баалей тшува, не могут стоять <даже> совершенные праведники», как сказано «…Мир, мир – далекому и близкому», сначала далекому [от Всевышнего – в начале его тшувы; здесь и далее в квадратных скобках – примечания переводчика], а затем – близкому [к Всевышнему, по совершении ее]. А другая сторона возражает: «далекий» – это тот, кто всегда был далек от греха, а «близкий» – тот, кто близок к греху изначально, а теперь отдалился».

Теперь требуется разъяснение, как именно тот стих, который привела каждая из спорящих сторон, доказывает ее правоту. Ведь о словах Писания «Глаз не видел, кроме Твоего, Б-г…» можно сказать <наоборот>, что они относятся к баалей тшува, если объяснять так: все пророки пророчествовали только для праведников, а о баалей тшува <сказано>: «…Глаз не видел, кроме Твоего, Б-г…», [тем самым сняв доказательство рабби Хии]. И стих, который привел рабби Абау, [на первый взгляд] не доказывает и не подтверждает его соображение, заключающийся в том, что сначала сказано «далекому», а затем уже – «близкому». Потому что иногда [применяется известный принцип] – чем дороже человек, тем позже он упоминается, и хотя «далекий» в первую очередь удостаивается того, что Всевышний простирает над ним «шатер мира», это необязательно означает, что его почет выше почета «близкого», который и есть совершенный праведник. Возможно, Всевышний сначала дает награду баалей тшува именно потому, что их награда не достигает уровня награды совершенных праведников, а уже затем – праведникам, награда которых велика и превышает награду тех, о ком говорилось ранее.

Объяснить это можно следующим образом. Рабби Йоханан доказывал, что стих «…Глаз не видел…» говорит именно о совершенных праведниках, тем, что о награде для баалей тшува уже достаточно ясно сказано в книгах пророков. А говоря «все пророки пророчествовали только для баалей тшува», он имел в виду, что если бы сыны Израиля не грешили, пророки не должны были предостерегать их и рассказывать им о бедствиях, которые ждут их, если они не раскаются, и о награде за тшуву. Как говорили мудрецы (Недарим, 22) о стихе «Так как от многой мудрости умножается гнев», [трактуя его иначе – умножение мудрости свидетельствует об обилии гнева]: «Если бы не согрешил Израиль, им бы не было дано ничего, кроме Пятикнижия и книги Йеошуа, в которой представлены границы Земли Израиля», прочие же книги пророков и остальное Писание были написаны только вследствие того, что сыны Израиля грешили. Они понадобились, чтобы сообщить им о награде за тшуву и о бедствиях, <которые произойдут>, если они не вернутся к Б-гу. И если так, следует, что пророки обращались именно к баалей тшува, для которых они и получили пророчество, и постигли <и поведали им>, в чем состоит их награда. Поэтому о стихе «…Глаз не видел, кроме Твоего, Б-г…» нам придется сказать, что он относится к совершенным праведникам, ведь то, что относится к баалей тшува, пророки уже постигли, и видели своими глазами причитающуюся тем награду и ожидающее их благо.

А рабби Абау доказывал, что «на том месте, где стоят баалей тшува, не могут стоять <даже> совершенные праведники», из стиха «Мир, мир – далекому и близкому…», который говорит о баалей тшува, что видно из предыдущего стиха, где пророк говорит (Йешаяу, 57): «Видел Я его пути [когда он раскаялся и вернулся к добру], и исцелю его, и поведу его [по хорошему пути, к которому он вернулся] и дам ему утешение [как некую компенсацию за страдания, которые тот перенес в наказание за свои грехи]…». Поскольку пророк говорит о награде раскаявшегося грешника, которому Он, благословенный, даст утешение, и сразу после этого говорит «Мир, мир – далекому и близкому…», отсюда следует, что здесь он говорит о награде, <предназначенной для баалей тшува>, которая больше, чем у совершенных праведников, потому что он говорит о «далеком», то есть бааль тшува, прежде, чем о «близком» – праведнике, который никогда не грешил.

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=51776