Рамбам в Законах тшувы (5:2) пишет, что каждый человек способен стать праведником, как Моше-рабейну, и хотя сказано в Торе: «И не было подобного Моше» (Дварим, 34:10), здесь имеется в виду его пророческий уровень, а не праведность. Но при этом совершенно очевидно, что ни один человек не способен достигнуть ступени Моше-рабейну также и в праведности, а если так, то слова Рамбама требуют объяснения.
Можно объяснить их так. Писание называет Моше «рабом Б-жьим», и Радак поясняет в комментарии к книге Йеошуа (Йеошуа, 1:1), что определение раба включает в себя и то, что «раб не может ничего приобрести без господина», и то, что «рука раба – как рука господина», то есть «то, что приобрел раб – приобрел его господин». Таков был наш учитель Моше: все его силы, чувства и помыслы были посвящены только Всевышнему, и он не использовал их ни для чего иного. И обладание этим качеством требуется от каждого человека в Израиле, как учат мудрецы: «И все твои деяния пусть будут во имя Небес» (Авот, 2:12). И это само собой разумеется, ведь все, что есть у человека, отмеряно ему точной мерой ради достижения им цели, желанной Творцу, и ничего не дано ему просто так. И поэтому он обязан использовать все, что дано ему, для служения Всевышнему, благословен Он. Это и есть уровень праведности Моше-рабейну.
Понятно, что даже если человек будет стараться изо всех сил на протяжении тысячелетий, он не сможет даже приблизиться к уровню нашего учителя Моше, потому что не дано ему таких сил и постижения, как у Моше. Но это ничуть не умаляет заслуг простого человека, ведь жертвоприношение бедняка принимается так же, как и жертвоприношение богача, и «кто больше, кто меньше – лишь бы помыслы человека были во имя Небес» (Менахот, 13:11). Это и имеет в виду Рамбам, говоря, что каждый может быть праведником, как Моше: каждый, в силу своих возможностей, может быть рабом Всевышнего – как Моше с его возможностями.
Пророчество Моше
У Рамбама в конце Законов Тумат Цараат (16:10) сказано о лашон а-ра (злословии): «Мирьям, которая… не говорила плохого о своем брате [Моше], а лишь сравнила его с остальными пророками… тем не менее, была немедленно наказана цараат, тем более <будут наказаны> нечестивцы и глупцы, которые говорят много дурного…». Так учили мудрецы в Сифри. Среди устоев веры, сформулированных Рамбамом в комментарии к Мишне (гл. Хелек), есть один, гласящий, что все слова пророков – истина, и другой – что уровень пророчества Моше-рабейну был выше, чем у всех остальных пророков. И тот, кто скажет, что пророчество Моше-рабейну равноценно пророчествам всех остальных пророков, отрицает одну из основ веры, и поэтому считается отступником от всей Торы и лишается удела в Будущем мире. Тогда непонятно, как можно учить из истории Мирьям законы лашон а-ра, произносящий который все же не исключается из общины Израиля? И наоборот – разве можно сказать о пророчице Мирьям, что она, не дай Б-г, была исключена из общины Израиля?
Но на самом деле эту основу мы учим именно из упомянутого эпизода. Всевышний сказал Мирьям и Аарону: «Не так Моше, раб Мой… устами в уста говорю Я с ним, явственно, а не загадками» и т. д. (Бемидбар, 12:7-8). Но в тот момент, когда говорила Мирьям, эти слова еще не были сказаны, и этот устой не был известен. Поэтому слова Мирьям не были отрицанием основ веры, а «только» лашон а-ра, поскольку они принижали истинное величие Моше-рабейну. Но если в наше время скажет человек, подобно Мирьям, что уровень пророчества Моше не выше, чем у других пророков, – он будет считаться отрицающим основы веры.
Перевод – М. Климовская