Наш учитель Хазон Иш пишет о том, что битахон – упование – это вера в то, что не бывает случайностей. В то, что все, что происходит с человеком, – постановлено Небесами. Речь идет как о незначительных событиях, так и о важных. Именно здесь от человека требуется спокойствие: я не знаю, что случится в будущем, не знаю, будет ли у меня заработок или, не дай Б-г, не будет, не знаю, выздоровеет ли больной или, не дай Б-г, не выздоровеет, однако я знаю, что все, что происходит – исходит от Творца. Другими словами, я внутренне спокоен, поскольку уверен в том, что никто не способен причинить мне зло, либо обойтись со мной несправедливо, так как все – от Всевышнего.
Как-то мне позвонила одна девушка. Ей двадцать четыре года. Она сказала: «У меня есть брат, которому двадцать два. Его друзья уже обручились, часть из них – женаты. Я чувствую, что ему тяжело, поскольку он еще не предпринимает никаких попыток жениться. Он не говорит об этом, ведь я старше него, и он не хочет задеть меня, женившись раньше, чем я, но я знаю, что ему очень тяжело. Раньше он почти не приезжал домой на субботу, теперь он приезжает все чаще, он говорит, что ему нечего делать в ешиве, поскольку его друзья уже обручились, женились… Что я должна делать»? И я ответил: «Я понимаю тебя. Ты не хочешь, чтобы он женился раньше, чем ты, это заденет тебя – ведь ты старше него. Я знаю, это нелегко, но задумайся: невозможно, чтобы ты испытала хотя бы каплю страданий, если это не постановлено Небесами. Тот факт, что твой младший брат хочет создать свою семью, не станет причиной того, что тебе станет тяжелее. Если тебе не постановлено страдать – ты не будешь страдать. А если ты страдаешь, значит, так было решено. Твой брат хочет построить еврейский дом – и это хорошо. Конечно, это здорово, что он боится задеть тебя, и старается не поступить вопреки твоей воле, – и именно поэтому он ни слова не говорит о своем желании начать поиск.
Но если ты подойдешь к нему и скажешь: “Женившись раньше меня, ты не лишишь меня моего будущего жениха. Я двумя руками за то, чтобы ты женился”, – то вполне возможно, он действительно женится раньше, чем ты, и тогда количество твоих страданий существенно возрастет по сравнению с сегодняшним днем. Но разве может быть, что в результате ты получишь страдания, которые не постановлены Небесами?
Я слышал, что рав Эльяшив говорил, что иногда человеку постановлено определенное количество страданий, но он поступает так, что естественным образом умножает эти страдания. Тем самым такой человек сокращает время, которое должен страдать. Так что возможно, что, если сейчас ты будешь страдать больше (из-за стыда от того, что твой брат женился раньше, чем ты), это обеспечит тебе сокращение того времени, которое ты проведешь незамужней. Точно я знать этого я, безусловно, не могу. Но одно я знаю точно: не из-за брата ты будешь страдать – если тебе не постановлено это, ты выйдешь замуж раньше, чем он женится, даже если он начнет поиск уже сейчас. А если ты все же будешь страдать – значит, так постановлено».
По мнению Хазон Иша, именно это является упованием: я абсолютно спокоен и уверен в том, что страдаю потому, что так постановлено Небесами, – другого источника просто не может быть.
Один из великих мудрецов народа Израиля – я не стану упоминать его имя, дабы не задеть его почет – очень страдал из-за своей жены. Придя к раву из Бриска, он сказал ему, что больше не может этого выносить. Рав из Бриска ответил ему: «Кто сказал, что на Небесах хотят, чтобы ты мог это терпеть? На Небесах хотят, чтобы ты не мог терпеть, но, несмотря на это, ты терпел». Что он имел в виду? Что этот человек страдает не из-за жены. Она, возможно, является проводником его страданий – своего рода палка в руках Творца – но страдает он из-за того, что так решил Всевышний!
Пишет Хазон Иш («Вера и упование», 3:15): «И хотя сказали наши мудрецы, что ремесленник может возразить против желания своего коллеги начать работать в том же районе, сказав “ты лишаешь меня заработка”, это связано не с действительностью, а с обязанностью заботиться о пропитании. Ведь заработок человека устанавливается Небесами в период между Рош а-Шана и Йом Кипуром. И если в этом районе появится еще один ремесленник, он не лишит заработка первого. А если не появится – первый не заработает больше, чем было ему постановлено. Просто в тех случаях, когда первому разрешается возразить против намерения второго, такое возражение становится обязанностью первого с точки зрения необходимости заботиться о пропитании, а воздержание второго от осуществления своего намерения – его обязанностью с точки зрения необходимости избегать причинения ущерба ближнему. А в тех случаях, когда первый не может возразить, то его возражение не является обязанностью заботиться о пропитании, а деятельность второго не будет считаться нанесением ущерба. Но Тот, Кто обеспечивает пропитание всем созданиям, конечно, даст ему то, в чем он нуждается. Погоня же за мнимыми причинами, которые подсказывает сердце и за которыми ведут глаза, – тщета.
И, действительно, если он делает ближнего мишенью для стрел своего гнева и разочарования, и связывает с ним все свои неудачи, в то время как ближний чист перед ним по суду Торы, он тем самым грешит слабостью веры в управление и надзор Всевышнего, благословен Он, над всем происходящим, ибо одна из основ Б-гобоязненности, – это вера, что нет никого в мире, в чьих силах было бы причинить человеку какой-либо вред или пользу без того, чтобы было на это постановление Всевышнего. При этом, если второй действует, нарушая закон Торы, то, возможно, это тот случай, о котором сказано: “Обвинительный приговор исполняют руками виновного”. В таком случае нарушитель становится посланником Небес для наказания потерпевшего в соответствии с приговором. Однако если конкурент первого действует в согласии с законами Торы, то в этом нет никакого “посланничества с целью причинения зла”. Такой конкурент вообще никак не затрагивает то, что уготовлено ближнему, и не причиняет ему никакого ущерба».
Одна женщина сказала мне: «Рав, мой сын сводит меня с ума. Мы купили ему новый проездной и сказали: “Следи за его сохранностью”! Сын возвращается домой и говорит: “Мама, на обратном пути Яаков заплатил за меня”. “Почему”? – спрашиваю я. “Я не нашел свой проездной”. Вы не поверите, рав. Я взяла резинку, сделала в проездном дырку, привязала ему проездной и сказала: “Так и оплачивай свой проезд”. И что же за этим последовало? “Мама, сегодня у меня снова пропал проездной”. “Куда ты его положил”?! “Я не знаю. Я искал, но не нашел. Он пропал!”» Разве это не повод взорваться? Как вести себя после такого? Речь не идет о злобном ребенке, который хочет нанести родителям ущерб. И его мать не видит никакого выхода из этой ситуации. Что бы она ни пробовала – сын все равно теряет свой проездной. Но следует понять, что все это – лишь от Святого, благословен Он.
Когда, несмотря на сложную ситуацию, связанную с такими вещами, как, например, ущемление нашего почета, либо материальных интересов, мы реагируем адекватно, но сдержанно, не выходя из себя и не нарушая запретов злоязычия и т. п., то, говорит Хазон Иш, в каждый такой момент человек, помимо других заповедей, выполняет также и обязанность веры и упования на Творца. Каждая такая реакция показывает, что этот человек верит и уповает на Святого, благословен Он.
Никто не может забрать у меня мое имущество, мое положение либо мою должность. Только Творец! Кроме Него никто не может сделать мне ничего. Следует, однако, понимать, что легко говорить об этом, но очень тяжело вести себя в соответствии с этим принципом, когда дело касается серьезных вопросов.
Допустим, кто-то выбросил на улицу шкурку от банана. Другой человек, не заметив, поскользнулся. Что он подумает? «Какая подлость! Как можно бросать здесь этот мусор»? О чем он должен подумать, еще пока он лежит? «Властелин мира, большое спасибо Тебе – Ты закрыл один из моих счетов». Почему именно он поскользнулся, а не кто-то еще? Потому что так было решено на Небесах. Если человек живет так, одно он точно выиграет: у него не будет инфаркта от переживаний.
Однажды я лежал в больнице. Рядом со мной лежал человек с больным сердцем. Несоблюдающий заповеди заведующий отделением сказал ему: «Ты видишь? У религиозных почти не бывает инфарктов. Что бы ни случилось, они говорят: “Ашем”. Причиной всему является Ашем! Потому у них и нет инфарктов. Ты же постоянно терзаешь сам себя: “я виноват…”, “это из-за меня…”, “если бы я поступил так…” Вот твое сердце и не справляется»! И в этом есть зерно истины.
Я помню, как моя жена, да будет благословенна ее память, работала в школе в городе Ор Йеуда. Она занималась детьми с особенностями развития. Ее непосредственная начальница не любила ее и стремилась уволить. Первые годы ей это не удавалось, но по прошествии трех лет моя жена получила увольнительное письмо. Одним телефонным звонком я мог вернуть свою жену на ее рабочее место: одна из моих родственниц занимала очень высокий пост в министерстве образования. Я сказал своей жене, что мы не будем беспокоить мою родственницу. И добавил: «Если это твое, то ты в любом случае это получишь. Раз те усилия, которые я могу предпринять, возможно, нельзя предпринимать, я освобожден от обязанности предпринимать что-либо. В этой ситуации мы ничего не можем сделать. Святой, благословен Он, сделает то, что считает нужным».
Представитель министерства образования попросил заведующую, которая уволила мою жену, нанять учительницу на ее место. Она попробовала найти учительницу в другом месте, но ничего не получилось. Она предложила эту должность учительнице, жившей в поселении Кфар Хабад. Заведующая сказала ей: «Тебя будут подвозить туда и обратно. А сейчас ты работаешь в Бат Яме и вынуждена ездить на двух автобусах. Ты только выиграешь»! Как потом рассказала та учительница моей жене: «Я не знаю, почему, но я отказалась». В итоге полмесяца с начала учебного года класс оставался без учительницы. Начальство возмутилось: как можно оставить класс без учительницы? Заведующая подняла руки и призналась: «Я не нашла учительницу на замену». Тогда позвонили моей жене и спросили, не хочет ли она вернуться. «Да, хочу», – ответила моя жена. Около двери ее поджидала заведующая: «Я уже три года пытаюсь тебя выкинуть, но какой-то дьявол стоит у меня на пути…» Когда жена рассказала мне об этом, я ответил ей: «Счастливы мы! Замечателен удел наш! Она говорит “дьявол”, а мы отвечаем: “Сам Святой, благословен Он”».
Говорит Хазон Иш (и мне кажется, что это касается и нашей повседневной жизни), что человек произносит благословение после еды и думает: «Скажу благословение побыстрее, чтобы успеть на автобус». Не дай Б-г! Опоздай на автобус, но не упусти возможность произнести благословение после еды должным образом! Ведь это стоит во много раз дороже, чем успеть на автобус! И если, сев на следующий автобус, ты приедешь поздно, – значит, так постановлено Небесами. Ты ничего не выиграешь, поторопившись закончить благословение. Возможно, ты изначально поступил неправильно, задержавшись, но теперь идти на компромисс, торопливо произнося благословение, чтобы успеть на автобус, – не дай Б-г. Мы не станем идти на компромисс в этом, потому как благословение после еды – жизненно важная вещь для моего заработка и для моей жизни. Зачастую – не могу обещать, ведь я не знаю расчета Небес – Творец говорит: «Что ж, ты положился на Меня, согласился терпеть неудобства и согласился чем-то пожертвовать – ты не потеряешь». Для того, чтобы показать нам, что это действительно зависит от Него, Всевышний наглядно продемонстрирует нам, что мы ничего не потеряем, что мы все равно приедем вовремя, что тот, с кем мы планировали встретиться, по случайности тоже опоздает. Множество событий могут произойти! И все потому, что это зависит от решения Небес.
Одна из моих учениц училась в семинаре Люстиг – изучала бухгалтерский учет. Чтобы получить диплом бухгалтера, необходимо сдать экзамен ассоциации бухгалтеров. Назначают дату: через четыре месяца будет экзамен. Тот, кто хочет быть допущен к экзамену, должен уже сейчас внести плату, а через четыре месяца он придет на экзамен в Тель Авиве. Моя ученица заплатила. Через некоторое время ее мать заболела и попала в больницу. Моей ученице пришлось находиться рядом с матерью. Она не могла готовиться к экзамену. Вечером перед экзаменом ученица звонит мне и спрашивает: «Рав, что мне делать? Я не готовилась к экзамену. Деньги обратно не получить. Идти на экзамен или нет»? Я сказал ей: «Мы должны прилагать необходимые усилия. Ты, однако, была освобождена от таких усилий, поскольку занималась выполнением заповеди почитания своей матери. Ты ухаживала за мамой в больнице. Деньги ты в любом случае теряешь. Так – почему нет? Иди на экзамен. Если не сдашь – будешь знать, почему. Но тебе в любом случае стоит сходить». Из всего класса единственной, кто успешно сдал этот экзамен, стала моя ученица. Весь класс провалил экзамен, и только она сдала.
Позвонив мне вновь, она сказала: «Рав, я видела Святого, благословен Он! Я Его видела»! Я ответил: «Скажи же мне, я тоже хочу Его увидеть». На что она сказала: «Рав, я единственная, кто сдал экзамен! Весь класс провалил его»! Если бы она сдала экзамен вместе со всем классом или хотя бы частью класса, можно было бы сказать, что ей просто повезло. Но все те, кто готовился, провалили экзамен, и только она, не готовившись, сдала его, поскольку занималась исполнением заповеди почитания матери. Это говорит о том, что есть Творец, который управляет тем, что происходит. И именно в это, говорит Хазон Иш, мы должны верить.
В 1983 году в Израиле произошло падение банковских акций. Я ничего не понимаю в акциях. Мой тесть, благословенна его память, купил нам акции перед этим. Когда ситуация была очень тяжелой, я случайно зашел в банк. Меня подозвала сотрудница, которая очень хорошо знала моего тестя, и сказала мне: «Говорят, ситуация не особенно хорошая. Может, продашь все свои акции»? Поразмыслив (невзирая на полное отсутствие понимания чего бы то ни было), я ответил: «Да ладно, зачем продавать? Я не хочу продавать». Я не продал и, естественно, мы потеряли все деньги – после падения мы получили за наши акции копейки.
Мой хороший друг, понимавший в акциях, пришел в банк за советом. Однако так получилось, что он подошел не к той же сотруднице, а к другому сотруднику. Эти два знатока сели, порассуждали и пришли к выводу, что ничего не случится, а потому не стоит продавать акции. Таким образом, мой друг тоже потерял все свои деньги. И он говорил мне (выяснилось, что все, кто послушали совет первой сотрудницы, выиграли, продав свои акции вовремя): «Вот я дурак! Я ведь уже пошел в банк – почему я подошел не к той сотруднице, а к этому тупице, из-за которого потерял деньги»? На что я ответил ему: «Давид! В отношении, как меня, так и тебя, было постановлено, что мы должны потерять наши деньги. Меня, не понимающего в акциях, послали к сотруднице, которая понимает, и в результате я потерял свой капитал. А вот в отношении тебя, понимающего в акциях, – позаботились о том, чтобы ты не попал к этой сотруднице». Так какой смысл терзать себя?
Итак, если автобус ушел раньше, чем я успел в него попасть – мне легко решить, что так решено на Небесах. Если я поскользнулся на шкурке от банана, и ушибся, – я могу сказать, что это решено на Небесах. Или, если еда подгорела, или потерял небольшую сумму денег. Но что происходит, не дай Б-г, в случае действительно тяжелых ситуаций?
Рассмотрим это на следующем примере. Родители дочери ищут жениха. Как известно, выдать девушку замуж – тяжелее, чем женить сына. Ведь родители хорошего жениха обычно ожидают получить солидное приданое. В соответствии с принципами веры, им стоит сказать своей дочери примерно следующее: «Вне всяких сомнений, нет никакой проблемы в том, что у твоего отца нет денег. Ты обязательно встретишь своего жениха. Если ты пока не встретила его – значит, еще не время. Пойми: не из-за того, что у твоего отца нет денег, ты до сих пор не обручена. Наоборот: поскольку Творец решил, что ты пока не будешь обручена, Он обеспечил это естественным образом, не обеспечив твоего отца деньгами».
Я наблюдаю такую картину: есть деньги – сватовство проходит легко. Нет денег – сватовства не получается. Объясняя эту картину, можно сказать: «Значит, деньги обеспечивают сватовство». Однако на самом деле, если причинно-следственная связь и есть, она работает в обратную сторону.
Помню, что когда я выдавал замуж своих дочерей (Г-сподь одарил меня девятью дочерями и лишь двумя сыновьями) и мне звонили и говорили (в то время мы жили в районе Рамот Далет в Иерусалиме): «Рабейну, есть предложение: очень хороший жених. В качестве приданого они готовы удовлетвориться квартирой в Рамоте». Один из звонивших сделал мне «скидку», попросив всего лишь квартиру в Кирьят Сефере. На эти предложения я всегда давал один и тот же ответ: «Ты знаешь, перед тем, как ты позвонил, мне позвонил Святой, благословен Он, и сказал мне: “Сейчас предложат для твоей дочери жениха, который для нее не предназначен. Будь осторожен”». «Кто звонил тебе»? «Святой, благословен Он! Ты не заметил, что я не сразу ответил»?
Звучит странно, не правда ли? Те, кто звонил мне, были уважаемыми людьми, которые делали хорошие предложения. В итоге я говорил им: «Я объясню тебе все проще. Если именно этот человек должен стать мужем моей дочери, значит, либо он не стал бы просить квартиру, либо Святой, благословен Он, дал бы квартиру мне. А раз он просит квартиру, а у меня ее нет, это убедительное доказательство того, что он не предназначен моей дочери в мужья».
Один человек сказал мне: «Рав, мне сказали, что без приданого в сто тысяч долларов я не смогу выдать замуж свою дочь. Но у меня нет ста тысяч долларов»! Через много лет я встретил его в Кирьят Сефере. Он сказал: «Меня можно поздравить. Уже третья моя дочь обручена». Я спросил: «Так тебе удалось найти сто тысяч долларов или нет»? Он сказал: «Как ни странно, нет, не было необходимости». Мне не нужно решать проблемы Святого, благословен Он. Если моей дочери предначертано выйти замуж – это случится. Если у меня сейчас нет денег, которые просят – значит, это не ее жених. Но как же она выйдет замуж? Не моя забота. Не мне вмешиваться в работу Творца Вселенной.
В заключение расскажу еще одну историю. Однажды утром мне позвонила ученица. «Рав, вчера мой шидух расстроился». Я участвовал в этом сватовстве, так что спросил ее, что случилось, на что она ответила: «Наши отцы не смогли договориться о деньгах, и на этом все кончилось». Я сказал ей: «Одну вещь я тебе обещаю. Если это твое – оно вернется. Если же не вернется – значит, ты можешь быть спокойна: это не твое». Через две недели, в среду утром она звонит мне: «Рав, вчера все закончилось: мы обручились». Я спросил: «Что же случилось с вашими отцами»? Она ответила: «Не спрашивайте. Кто-то услышал об этом, позвал моего отца и его отца, завел их в комнату и начал орать на них: “Вы спятили?! Из-за денег вы не даете завершить шидух?! Вы не выйдете отсюда, пока не договоритесь! Пусть каждый обязуется что-то дать”! Мой папа испугался, его папа испугался, они приняли на себя обязательства и шидух был завершен».
Подготовил рав Э. Швальб