Уроки веры и упования — 8 — Обязанность приложить усилия

Дата: | Автор материала: Рав Моше Айнхорн

3056
приложить усилия

По мнению Хазон Иша, битахон (упование) – это не уверенность в том, что что-то произойдет, поскольку этого мы не знаем, а определенное отношение к тому, что происходит.

Тот, кто уповает на Всевышнего, верит, что источник всего происходящего – Творец, а не воля случая и т. п. Хазон Иш также говорит, что, перед тем, как у человека что-то произойдет, он должен знать, что все, что произойдет – постановлено на Небесах. И даже если он знает, что у него точно будут неприятности, он должен видеть в этом руку Творца. Понятно, что и его отношение к тому, что происходит, или к тому, что должно произойти, будет другим. Его молитва будет выглядеть по-другому. И вместо того, чтобы искать всякие возможности исправить свое положение, прилагая усилия в материальном, он обратится к молитве, тшуве и цдаке.

Хазон Иш заканчивает эту часть и говорит («Эмуна у-Битахон», 2:2): «Легко быть “уповающим” тогда, когда не пришло еще время действительно проявлять это качество, – но очень тяжело, когда этот час наступает! Легко источать упование устами, пока оно пребывает в теории, но не дошло еще до практики, пока оно остается услаждающей игрой воображения, излучающей сияние и радость, и многолетняя привычка к тому вводит человека в заблуждение – его самого и других, побуждая думать, что он действительно превзошел других людей в этом качестве. Но на самом деле использует он его только для того, чтобы лелеять сладкие мечты о сокрытом будущем…

Но чем же будет испытан человек, действительно ли у него одно и то же на устах и на сердце, истинно ли его упование, – или же он привык только разглагольствовать о нем, но в сердце его это качество не нашло себе пристанища? Он будет испытан, когда встретится с ситуацией, которая потребует действительного проявления этого качества; с ситуацией, когда упование должно вести человека вперед, укреплять и излечивать его… Обратится ли человек в этот тяжкий час к упованию и будет полагаться только на Всевышнего, – или же именно в этот час поступит иначе, и пойдет к высокомерным и сильным, к тем, кто станет ему ложной опорой; обратится к средствам негодным и бесполезным…».

Далее (там же, 2:3) Хазон Иш приводит пример.

Предположим, у Реувена есть магазин. И вот Шимон открывает свой магазин рядом с магазином Реувена. Причем, ситуация такова, что Шимону разрешено открывать свой бизнес в этом месте. Но Реувен видит, что, после того, как Шимон открыл магазин, его прибыль упала на треть. Часть его клиентов теперь ходят в магазин Шимона. Если Реувен действительно обладает качеством упования и знает, что Шимон действует в соответствии с алахой, он поможет ему и поддержит, потому что знает, что Шимон не может лишить его дохода, поскольку заработок – с Небес. Если же он только говорит о своем уповании на Б-га, а на самом деле у него нет этого качества – он сделает все, чтобы помешать Шимону в его начинаниях и расстроить его планы.

Другой пример, который я люблю приводить. Представим себе женщину, чьей дочери предложили шидух. И вот она узнает, что одна из ее соседок наговорила о ее дочери гадостей и в результате шидух был расстроен. Если женщина не обладает упованием, то, даже если она часто говорит об этом качестве, ее реакция будет соответствующей. «Какая же дрянь, – подумает она о своей соседке, – как она могла сделать такое моей дочери!» Возможно, она расскажет о случившемся другим своим соседкам, попытается что-то сделать ей в ответ. И, конечно, она будет чувствовать себя очень сильно задетой. Если же у нее есть качество упования – она пошлет соседке букет цветов на Шаббат, написав: «Пусть Г-сподь поможет тебе, как ты помогла нам; пусть тебе будет хорошо – так же, как ты сделала нам хорошо».

Почему? Потому что, на самом деле, никто не может лишить девушку ее шидуха – ни посредством злословия, ни посредством чего-то еще.

Просто существуют два варианта того, как человек может получить свой шидух. Либо сразу, либо пройдя через некоторые трудности. Возможно, дочери этой женщины было постановлено пройти через трудности поиска своего спутника. Эти трудности могли выразиться в том, что она несколько раз встретится с молодым человеком, который не является ее парой, а затем либо он откажется от этого шидуха, либо она. Каждая встреча может продолжаться три-четыре часа. Таким образом, эта девушка провела бы около пятнадцати часов с человеком, который не является ее парой. И вот соседка ее матери, наговорив о девушке плохих вещей, сэкономила ей пятнадцать часов! Разве это не заслуживает букета цветов? Она думала, что вредит этой семье, но какое это имеет значение? Допустим, кто-то кидается в вас долларами. Станете ли вы ругаться на этого человека или, наоборот, попросите еще? Он думает, что, попадая в вас этими бумажками, вредит вам, но вас не интересуют его мысли – для вас главное то, что вы получаете доллары.

Часто я слышу, как девушки жалуются: «Рав, мне вообще не предлагают шидухи». Я в таком случае спрашиваю: «А сколько предложений тебе нужно? С Б-жьей помощью, ты выйдешь замуж только за одного – не за десятерых. Так зачем тебе десять предложений?» С точки зрения человека, который уповает на Творца, отсутствие предложений означает лишь то, что время ее встречи с тем, с кем ей суждено создать семью, еще не пришло. То есть даже если бы у нее были предложения, эти встречи ничем бы не закончились.

Таким образом, говорит Хазон Иш, можно понять, действительно ли человек уповает на Всевышнего или же он только говорит о своем уповании тогда, когда ему это удобно.

Представим себе человека, который работает в некоем месте. Однажды он замечает, что зарплата не поступила на его счет. Что делать? Он звонит в бухгалтерию и спрашивает, в чем дело. «Ой, – отвечают ему, – извините, видимо, Ваше имя почему-то не сохранилось в системе. Но не волнуйтесь, Вы обязательно получите свою зарплату в следующем месяце». В следующем месяце зарплата опять не поступает. Человек снова звонит, спрашивает, что случилось, и ему опять отвечают: «Простите, пожалуйста, сотрудница забыла внести Ваше имя…». «Так когда будут деньги?» «Только в следующем месяце». Если этот человек обладает качеством упования, то он знает, что уже приложил необходимые усилия: он позвонил, он спросил, ему ответили. Если же у него нет упования, то он, конечно же, будет кричать: «Да что вообще у вас происходит?! Уже два месяца нет зарплаты, и вы говорите мне ждать еще месяц!»

Существует обязанность прилагать усилия. Но нужно знать, что включает в себя эта обязанность.

Позвонить в бухгалтерию и спросить, в чем дело, – входит в эту обязанность. Гнев, крики, злословие, ругань и прочее – не входят. Разумеется, стоит объяснить, что вам очень нужны деньги, что вам нужно оплатить аренду квартиры, школу для детей и другие счета. Но если вам ответят, что при всем желании не могут дать вам зарплату сейчас, вы освобождены от дальнейших усилий. С точки зрения человека, который уповает на Всевышнего, такая ситуация означает, что на Небесах ему было постановлено претерпеть некоторые лишения.

Что должен делать человек, у которого нет возможностей заработать, но есть дети? Он должен растить своих детей без заработка. Это очень тяжело, но это то, что постановили ему на Небесах. Если он может приложить усилия для того, чтобы заработать, – он должен это сделать. Если нет – он освобожден от обязанности прилагать усилия. В этом случае человек должен верить, что его судьба целиком и полностью в руках Святого, благословен Он.

Многие задают вопрос в связи с тем, что пишет Хазон Иш. Есть известная история о раве Исраэле Салантере, который шел со своим учеником равом Ицхаком Блазером и сказал ему, что у него есть битахон о том, что кто-то подойдет и отдаст ему золотые часы. Они идут дальше, и вдруг к раву Исраэлю Салантеру подходит еврей и говорит: «В больнице поблизости, лежит солдат-еврей, в очень тяжелом состоянии. Он дал мне свои золотые часы, чтобы я передал их большому человеку. Поэтому я хочу отдать их Вам». Итак, у рава Исраэля Салантера был битахон о том, что он получит золотые часы. По мнению Хазон Иша, такого битахона не может быть, ведь мы не знаем суда Всевышнего и Его путей.

Хазон Иш отвечает на этот вопрос («Эмуна у-Битахон», 2:7): «И еще следует отметить, говоря о качестве упования на Всевышнего, что обладатель этого качества удостаивается духа святого постижения, и также сопровождает его дух мощи и мужества, оповещающий его, что он действительно удостоится Б-жественной помощи, как сказал об этом царь Давид, да пребудет мир с ним: “Если встанет против меня лагерь [вражеский], не убоится сердце мое; если пойдет на меня [враг] войной – и тут уповаю я [на Г-спода]” (Теилим, 27:3). Как и в какой мере может удостоиться этого человек – зависит от его духовной ступени и достигнутой им степени святости».

Другими словами, Хазон Иш согласен с тем, что в некоторых случаях человек может сказать: «Я уверен, что получу это от Творца». Но почему это возможно? Потому что сейчас его сопровождает дух святого постижения, который оповещает его о том, что он скоро получит то, чего желает. Само по себе качество упования не предполагает, что человек будет уверен в том или ином исходе событий, поскольку мы не знаем путей Творца.

Но если человек удостаивается духа святого постижения – такая уверенность действительно может быть оправданной.

Рав Йосеф Юзл Горовиц, также известный как Саба из Новардока, однажды купил лотерейный билет. Он был настолько уверен в том, что выиграет, что заранее посчитал, сколько времени он сможет содержать ешиву. В итоге рав Горовиц не выиграл. Когда это случилось, Саба из Новардока дал в своей ешиве отдельный урок на тему, почему он не выиграл. Вывод был следующим: да, я уповаю на то, что Б-г даст мне желаемое, но я не могу знать расчеты Творца – возможно ли дать мне это сейчас или нет. Вполне может быть, что, в соответствии с неким расчетом Творца, это невозможно, поскольку противоречит моей роли в этом мире. В таком случае я действительно не получу того, что хотел.

Рав Авраам, сын Рамбама, в своем труде «а-Маспик ле-Овдей а-Шем», пишет в начале главы об уповании так: «И главное в качестве упования – укрепление веры в то, что Г-сподь, да возвысится Его Имя, является Творцом и Кормильцем, Он дает жизнь и умерщвляет, посылает болезни и излечивает, дарует богатство и ввергает в нищету. И все происходящее в мире – от глобального до отдельных деталей – исходит от Него, и именно Он определяет эти события и осуществляет их – кроме страха перед Небесами, который не в руках Небес, как известно всем…».

Итак, здесь сын Рамбама говорит в точности, как Хазон Иш: что такое упование? Не вера в то, что тебе будет хорошо, но вера в то, что все, что происходит, – от Творца.

В подтверждение своих слов сын Рамбама приводит очень много стихов, которые мы пропустим.

Рав Авраам заканчивает свою мысль такими словами: «Теперь скажи: если человек ясным образом постиг, и в его сознании укоренилось, что Г-сподь, да возвысится Его Имя, является создателем как глобальных вещей, так и деталей, и что все привычные средства подчинены Его воле и приходят к своему совершенству по Его желанию, как сказала Хана (Шмуэль I, 2:3): “…И дела у Него сосчитаны”, – то такой человек естественным образом становится обладателем качества упования». То есть человек, обладающий качеством упования, чувствует, что все, что с ним происходит, – от Творца.

Это то, что сын Рамбама пишет в начале. Дальше (стр. 90) он пишет интересные вещи: «И отсюда ты выведешь возложенное на тебя в том, что касается упования, что, если тебя ужалил скорпион или змея, ты не только вскроешь место укуса, выпьешь бальзам и примешь лекарства. Также ты должен уповать на Того, в Чьих руках души всего живого, и на Того, Кого описали, как Того, Кто умерщвляет и дарует жизнь, Который наказал тебя этим укусом [и не верь в то, что змея или скорпион укусили случайно!] и назначил тебе его в соответствии с мерой Суда, поскольку ты был достоин того, что с тобой случилось, что Он смилуется над тобой и спасет тебя в Своей милости – так же, как Он судил тебя в Своей милости. И поэтому, выпивая бальзам и проглатывая лекарство, уповай на Г-спода, что тебе помогут эти [лекарства]».

Принимая лекарства, не следует думать, что ты поправишься благодаря лекарствам. Ты выздоравливаешь благодаря милосердию Святого, благословен Он! Как именно? Посредством лекарств, которые ты должен принять в качестве необходимых усилий. Но следует верить, что излечение приходит от Всевышнего.

Что будет, если человека ужалила змея или скорпион в пустыне? Там у него нет ни лекарств, ни врачей. Сын Рамбама пишет об этом так: «Если же ты попадешь в место, где невозможно найти ничего, что могло бы вылечить, – например, если человек был ужален в пустыне, и у него нет ни бальзама, ни лекарств, или если его настигла какая-либо болезнь в месте, где нет ни врачей, ни лекарств, – то у тебя остается только лишь упование. То же относится и к тому, кто отправился далеко в море, а в море разразился шторм, паруса сорвались, и команда корабля не знает, что делать, – остается одно лишь упование. И Он, да будет Он превознесен, знает величину вреда и не позволит никому разочароваться Его милосердием, но спасет там, где закончились все (естественные) надежды, как спас Хананью, Мишаэля и Азарию из раскаленной печи (Даниэль, 3:25 и далее), а Даниэля – из ямы со львами (там же, 6:21), в заслугу их великой праведности, как сказал Даниэль, объясняя свое спасение (там же, 6:22): “Б-г мой послал своего ангела, и он закрыл пасть львам, и они не причинили мне вреда, ибо оказался я чист перед Ним”».

Итак, Всевышний спас их в заслугу их праведности. А что будет со мной? Я ведь не настолько праведный. По мнению сына Рамбама, Всевышний спасет человека даже в таком случае. На первый взгляд, это совершенно противоположно тому, что писал Хазон Иш.

Однако сын Рамбама продолжает: «Но бывает, что грехи скрывают или задерживают милость Б-га по какой-то тайной причине, которую не сможет понять никто, кроме Него, да будет Он превознесен, и падет [даже] праведник смертью, подобно тому, как пали убитые царством от рук чужеземных злодеев [т.е. великие в Торе, как раби Акива от рук римлян], и подобно тому, как убил Йеояким Урию мечом (Ирмияу, 23:26), Йоаш – Зехарию (Диврей а-Ямим II, 24:21), а вероотступники из народа Израиля – своих пророков. Причина этого – не недостаток возможностей [Б-жественного провидения], а причины, скрытые в мудрости Б-жьей и в наказании с Небес, которые не поймет никто, помимо Него, да будет Он превознесен».

Что говорит нам здесь сын Рамбама? Легко запутаться. С одной стороны, он говорит мне: «Будь спокоен – Святой, благословен Он, спасет тебя». С другой стороны, он говорит: «Но знай, что бывает и так, что люди умирают». Так в чем я должен быть уверен? В том, что я спасусь, или в том, что я могу умереть? Рав Авраам сообщает нам очень важное правило. Мы начинаем учить тему необходимости приложения усилий. Первое ощущение – что лекарство излечивает. Что работа вроде бы приносит заработок. Такова реальность. Да, здесь проявляется проклятие «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19), но это реальность: работа приносит заработок, а лекарство – спасение от болезни. Сын Рамбама говорит нам: «Это огромная ошибка. Все начинается и заканчивается Творцом мира».

Знайте: это именно то, что говорит нам Всевышний. Мы должны прилагать усилия, чтобы заработать и вылечиться. Но пропитание и излечение на самом деле приходят от Него. Только проблема в том, что мы думаем, что деньги нам приносит работа, а излечение – лекарство. Мы просто не видим истины.

По мнению сына Рамбама, там, где ты можешь приложить усилия, – например, если скорпион ужалил тебя в городе, – ты обязан прилагать усилия.

И только если ты приложишь усилия, Творец мира тебя спасет. Но ты должен верить, что тебя вылечили не твои старания, а Всевышний. По сути, старания – совершенно лишняя вещь, но таково условие, которое поставил нам Творец. Если ты не приложишь усилий – Он не вылечит тебя. Все это применимо там, где я могу приложить усилия. Но что если скорпион ужалил человека в пустыне? Здесь у него нет ни врачей, ни лекарств – он не может приложить никаких усилий. Что случится с ним? Мы бы сказали, что он наверняка умрет. Но сын Рамбама говорит: не дай Б-г думать так! Как же следует воспринимать такую ситуацию?

Итак, у меня нет возможности прилагать усилия – значит, я освобожден от этой обязанности. А раз я освобожден от обязанности прилагать усилия, то что произойдет? То, что постановил Святой, благословен Он. В ситуации с Хананьей, Мишаэлем и Азарьей Он постановил, что они будут жить, несмотря на то, что их бросили в огненную печь, – да, благодаря их праведности – и они спаслись. Даниэль тоже был спасен Б-гом, когда его бросили в яму со львами. Возможно, у Творца мира есть некая причина спасти и меня. И именно это имеют в виду наши мудрецы, говоря: «Даже если острый меч положен на шею человека – пусть не отчаивается от милосердия [и потому пусть молится – просит о милосердии]» (Брахот, 10а). Какой смысл молиться, ведь все уже решено? Нет, исход по-прежнему зависит от решения Всевышнего, а не от того, кто держит в руках меч. А раз это Творец, то, во-первых, возможно, Он не постановил, что этот человек умрет, а во-вторых – даже если Он постановил, Он все еще может отменить Свой приговор. Так что даже в такой ситуации молитва имеет смысл.

Человек болен, и врачи говорят, что вероятность его смерти – девяносто девять процентов. Здесь, опять же, во-первых, возможно, Святой, благословен Он, не постановил, что он умрет, а лишь постановил напугать его. Во-вторых, даже если Он постановил, что этот человек умрет, возможно, молитва поможет изменить приговор.

Именно об этом говорит сын Рамбама. Если в пустыне человека ужалил скорпион или змея, он должен знать, что может либо выжить, либо умереть, как и говорит Хазон Иш. Если Творец постановил, что он выживет, – то он выживет чудесным образом, несмотря на отсутствие лекарств. Если же Всевышний постановил, что он умрет, – то он умрет, но не из-за того, что у него нет лекарств, и не из-за того, что Б-г не может его излечить, – Б-г, конечно же, может, но по скрытым от нас причинам Он решил убить этого человека. [И это, возможно, причина, почему его укусил скорпион, и именно в том месте, где никто не может помочь. Другая причина может быть в том, что укус – это испытание. Будет ли человек в такой ситуации молиться и уповать на Творца или же сразу отчается.]

Мы чувствуем, что такого человека ждет верная смерть. Но в главе Хукат (Бемидбар, 21:4 и далее) описано, как змеи убивали евреев, когда последние стали дурно говорить о нашем учителе Моше и о Святом, благословен Он. Евреи пришли к Моше и попросили, чтобы он помолился за них Б-гу. Творец сказал ему: «Сделай себе змея и возложи его на шест. И будет: всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив» (там же, стих 8). Моше сделал медного змея – и действительно, каждый, кто смотрел на него, выздоравливал. Рамбан в комментарии к этому отрывку пишет, что по природе вещей, наоборот, если человек смотрит на змея после того, как его укусила змея, он должен умереть еще быстрее. Чудо внутри чуда. Но в трактате Рош а-Шана (глава 3, мишна 8) наши мудрецы говорят: «А разве змей дарует жизнь или умерщвляет? Но [на самом деле], когда евреи поднимали свои глаза наверх и подчиняли сердца своему Небесному Отцу – они выздоравливали». То есть я должен верить, что змея не может умертвить. Когда к раби Ханине бен Досе пришли и сказали, что неподалеку есть дыра, в которой прячется змея, кусающая всякого, кто проходит там, он попросил показать ему это место. Ему показали дыру, а раби Ханина бен Доса положил на нее свою ногу. Змея ужалила его – и умерла. Раби Ханина бен Доса взял мертвую змею, принес ее в Храм и положил на биму. Сказал: «Смотрите, сыновья мои. Не змея умерщвляет, а грех». И это – то, что говорит сын Рамбама. Ни змея, ни скорпион не могут убить человека, если Творец не постановил, что он умрет.

Итак, там, где ты не можешь приложить усилия, – ты освобожден от этой обязанности.

Если, например, человек не имеет возможности позаботиться о своем заработке – мы бы сказали, что он будет очень бедным. Но кто знает – возможно, Творец постановил, что именно у него будет пропитание без всяких стараний! Как? У Всевышнего достаточно возможностей! Прилагать усилия нужно только ради того, чтобы исполнить обязанность, возложенную на нас Б-гом, но нет никакой прямой связи между этими усилиями и заработком. Нам кажется, что нас обеспечивает наш работодатель. Ничего подобного! Все – от Творца. Сын Рамбама не имеет в виду, что человек должен уповать, что обязательно выживет. Но он должен уповать, что невозможность приложить усилия не станет для него обязательной причиной смерти. Вопрос лишь в том, что постановил Всевышний.

Когда мне было восемь или девять лет, мы жили на окраине Бней-Брака. Район назывался «Неве Ахиэзер» – он, кстати, существует и сейчас. Сосед, живший под нами, был подполковником медицинского корпуса. Он не был врачом, но работал в медицинском корпусе. Затем он стал директором одной из израильских больниц. Однажды его племянница – моя ровесница – приехала из Бельгии на каникулы. Гуляя в пятницу днем, она шла через кусты, и ее укусила гадюка. Она ощутила укол, но решила, что это просто колючка. Девочка продолжила идти, а яд тем временем начал распространяться в ее крови… Почувствовав, что ее сердце стало биться быстрее, она сразу же пошла обратно, в квартиру своего дяди. Вернувшись, девочка легла на кровать. Она была очень красной. Увидев племянницу, ее дядя сразу же понял, что все очень серьезно. Он взял девочку и немедленно отправился с ней на своей машине в больницу «Тель а-Шомер». В больнице тоже сразу все поняли и сделали ей укол, чтобы нейтрализовать яд. Сделав укол, сотрудники схватились за головы: «Б-же, смилуйся! Это не тот препарат».

Врачи сказали, что теперь девочка непременно умрет, а еще посоветовали ее дяде, который был верующим и соблюдающим человеком, молиться.

Поскольку он был высокопоставленным офицером, у него был телефон. Он позвонил своей жене: «Послушай, случилось так и так. Беги к ребе из Вижниц, – дедушка нынешнего ребе, – попроси у него благословение». Его жена зовет мою маму, благословенна ее память, которая восприняла от своих родителей простую, чистую и мощную веру. Услышав о том, что случилось, моя мама сразу же побежала вместе с женой нашего соседа к ребе из Вижниц. До зажигания свечей оставалось несколько минут. Они стучатся в дверь дома ребе, его помощник открывает дверь, и моя мама сразу же говорит ему: «Случилось то-то и то-то, мы хотим, чтобы ребе благословил девочку». Помощник смотрит на часы и говорит: «Сейчас ребе готовится к зажиганию свечей – он не может выйти к вам и благословить». Моя мама говорит: «Скажи ребе, что, если он не выйдет, мы не зажжем субботние свечи, и этот грех будет на нем». Помощник испугался, а мама добавила: «Мы останемся стоять здесь». Он зашел и сказал об этом адмору. Ребе знал мою маму еще с тех времен, когда они жили за пределами земли Израиля, – они жили в одном городе. Услышав это, он вышел наружу. И моя мама сразу же говорит ему еще раз: «Пусть ребе благословит, чтобы девочка выздоровела. Иначе мы не зажжем субботние свечи, и грех будет на ребе». Улыбаясь, ребе ответил: «В заслугу зажигания субботних свечей, которые вы сейчас зажжете, Б-г поможет, и девочка будет здорова». И девочка выздоровела. Что сказали врачи? «Наверное, мы все-таки сделали правильный укол. Мы ошиблись».

Итак, там, где можно приложить усилия, – нужно сделать это. Но если, например, усилия, которые можно было бы приложить, запрещены – Творец не требует их совершать. Например, если я могу найти работу только в том месте, где я могу оступиться и совершить грех, я освобожден от приложения усилий. Что будет? То, что постановил Творец. Если Он постановил, что у меня будет пропитание, – значит, у меня будет пропитание. Если Он постановил, что не будет, – значит, не будет. В любом случае, я ничего не потеряю из-за того, что не могу совершить усилий.

Одна из моих учениц училась в школе «Люстиг» в Рамат Гане. Получив специальность бухгалтера, она спросила рабанит Каневски, можно ли ей работать в светском месте. Рабанит ответила, что спросит у рава. Рав Каневский назвал условия, при которых это разрешено. И вот, молодая девушка, которой совсем недавно исполнилось двадцать лет, ищет работу. Ее приглашают на собеседование, на котором она встречает начальника компании. Он задал ей вопросы о ее образовании, проверил, что она знает, и, решив, что она, подходит, сообщил ей условия, на которых она будет работать, если примет их. Когда он закончил, она сказала ему: «Теперь я скажу Вам свои условия». Он ответил: «Я Вас слушаю». «Во-первых, – начала девушка, – мне нельзя работать с Вами в одной комнате. Только в разных. Во-вторых, Вам нельзя обращаться ко мне по имени. В-третьих, Вам нельзя просить меня о чем-то личном – например, приготовить Вам чай или кофе». У нее было еще несколько условий, которые она тоже назвала. Согласно природе вещей, начальник должен был сказать ей: «Простите, девушка, вы ведь знаете, где у двери обратная сторона?..» Двадцатилетняя девушка приходит просить работу и еще выдвигает условия? Однако реакция начальника была совершенно иной: «Знаете, мне это нравится. Вы будете работать у нас». Сегодня эта женщина – мать уже почти взрослых детей. Она работает и преуспевает.

У меня есть обязанность прилагать усилия. Грехи? Не дай Б-г. Да, я выдвигаю своему боссу условия, которые обычно кажутся странными светскому человеку. Ну и что? Разве он дает мне заработок? Нет. Заработок – от Всевышнего. Если я найду милость в глазах Творца – Он уже решит все вопросы с моим начальником. Не найду – вопросы не решатся. Но мне не нужно пытаться понравиться моему боссу, чтобы заработать. Главное – понравиться Б-гу.

Девушкам, которых я обучаю, я всегда говорю так: если ты остаешься в семинаре и не идешь ни в какой колледж, потому что думаешь, что здесь ты больше укрепишься в трепете перед Небесами, а там – найдешь заработок, но, возможно, понесешь ущерб в том, что касается трепета перед Небесами, тебе на сто процентов гарантировано, что заработок не пострадает! У Творца мира достаточно путей того, как обеспечить твой заработок в полной мере. Ведь если учеба ради заработка повредит твоему трепету перед Небесами, то ты освобождена от обязанности прилагать усилия, занимаясь этим. Если это не вредит в том, что касается трепета перед Небесами, и есть две возможности, то, как сказал мне рав Хаим Каневский, прилагать усилия очень уместно, чтобы можно было получать заработок более легким образом. Но если есть некое место, которое лучше с точки зрения трепета перед Небесами – то конечно же, стоит идти туда. А что будет с заработком? Заработок – с Небес. Обычно есть обязанность прилагать усилия, но в таком случае человек освобожден от этой обязанности.

Подготовил рав Элияу Швальб

http://www.beerot.ru/?p=31774