Врата веры — Восьмой и девятый принципы — Неизменность Торы

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

416
изучение торы

Восьмой и девятый принципы. Неизменность Торы

Восьмой принцип. Тора с небес

Провозглашение веры: Я верю полной верой, что вся Тора, которая сегодня у нас, — это та самая Тора, которая была дарована Моше, мир ему.

Девятый принцип. Тора не будет заменена

Я верю полной верой, что эта Тора не будет заменена, и не будет другой Торы от Творца, благословенно Имя Его.

Учитель передаёт ученику только отдельные основы своих знаний

Эти два принципа [один: «вся та Тора, которая есть у нас сейчас, была дарована Моше», и второй: «эта Тора не будет заменена, и не будет другой торы, данной Творцом, благословенно Имя Его»], — это две важнейшие основы, тесно связанные между собой.

В нашем мире, когда наставник обучает своего ученика мудрости, он не передаёт ему все свои знания. Он даёт ему только то, что тот способен воспринять. Ученик всегда пребывает на более низком уровне, чем учитель. И чем больше учитель передаёт своему ученику, тем больше ученик развивается.

Были великие люди, чьё величие выражалось не только в том, кем были они сами, но также в том, как они преподавали, в том, как они передавали свою мудрость. Но даже эти великие люди, хоть им и удалось обучить своих учеников величайшим знаниям Торы, настолько обширным, что даже если бы все океаны превратились в чернила, их не хватило бы, чтобы записать их, — тем не менее, большая часть их мудрости так и осталась с ними. Ученикам удалось почерпнуть у них лишь каплю из великого океана. Такова реальность — учитель может передать ученику только отдельные идеи. Раби Акива говорил об этом: «Много Торы я изучил; то, что я взял у своих учителей, невозможно сравнить даже с тем, что собака может выпить из моря» (Санедрин, 68а).

[Только в одном случае учитель передал ученику всё свою мудрость. Моше передал Йеошуа всю Тору. Мудрецы сказали об этом: «Когда Моше уходил в Райский Сад, он сказал Йеошуа: “Задай мне любой вопрос, который у тебя остался!” Тот ответил ему: “Раби, разве я хоть раз оставил тебя и ушел? Разве ты не написал обо мне: ”А служитель его, Йеошуа бин Нун, юный, не отлучался из шатра?””. Я взял у тебя всё без исключения» (Тмура, 16а). Это было из-за особого величия Моше. Любой другой учитель может передать своим ученикам лишь часть своей мудрости.]

Более того, чем больше учитель, тем больше он ищет, каким образом передать мудрость своим ученикам. Пример: восьмилетнему ребенку объяснили лист Талмуда так, что он всё ясно понял. Может ли он теперь обучить этому материалу другого ребенка? Однозначно нет! Преподавать, объяснять, передавать знания — это совсем другая область. Для этого нужно своё, особое понимание.

Чем лучше учитель понимает предмет, тем яснее он сможет объяснить его своему ученику. Поэтому, если в хейдере учится ребенок, которому с трудом даётся учеба, меламед должен особенно хорошо разобрать изучаемую тему; тогда ему будет легче передать знания малоспособному ученику.

Когда Всевышний дарует Тору, Он передаёт всё!

Вот в чем заключается смысл данного принципа. Наш «Великий Учитель» (Всевышний) «Обучает Торе Израиль, народ Свой» (как мы произносим в молитве). Он велик и Он (т. е., Его желание создать наш мир и нас) передало нам Себя полностью. То есть, в Торе Он содержится полностью. Он дал нам всё, не оставив Себе ничего! Мудрецы (Бава Мециа, 59б) сказали об этом: «Она не в Небесах!» (Дварим, 30:12). [Прерогатива определять закон Тору передана мудрецам.] На небе не осталось ничего, что бы не было дано нам!

На этом также основан и следующий, девятый принцип: «Эта Тора на будет заменена». Наша вера заключается в том, что Всевышний даровал нам Тору полностью. Иначе, если бы Он дал нам на горе Синай лишь часть Торы, всегда можно было бы сказать, что в будущем мы получим её другие части. Или, если сегодня у нас было одно объяснение определенных вопросов, возможно в будущем у нас появится другое объяснение, более подходящее для того поколения. Но когда мы знаем и верим, что Он даровал нам всю Тору, во всей её полноте, и, будучи всемогущим, Он как бы вложил в Тору Самого Себя — тогда «эта Тора не будет заменена, и не будет другой торы». И как сказано: «Я, Б-г, не изменился» (Малахи, 3:6). Также как в Нем, благословен Он, не может быть никаких изменений, так же не может быть изменений в Торе. На горе Синай мы постигли всё! Моше постиг всю Тору. Об этом написано: «Доверенный он во всем доме Моем» (Бемидбар, 12:7). Ни в этом мире, ни в Высших мирах не было уголка, который бы Моше не постиг.

Каждый человек обязан знать Тору по мере своих возможностей и в той степени, в которой он может её понять. В каком же количестве Всевышний дал нам Тору? Он дал её не в соответствии с нашими возможностями её понять, а в соответствии со Своей способностью обучить нас — а Он может научить всему!

Обычно, учитель передаёт ученику то, что ученик способен воспринять. Чем больше учитель, тем больше он может дать своему ученику. Если бы нам нужно было обучить кого-либо Торе, мы бы дали ему только те её части, которые подходят ему. Что ему делать с тем, что ему не подходит? Например, восьмилетнему ребенку нет смысла покупать весь Талмуд. Ему достаточно трактата Бава Кама, который он изучает. Зачем покупать ему то, чем он всё равно не сможет воспользоваться?

Но Всевышний даровал нам всю Тору как одно целое, а не только те части, которые нам подходят.

Тора «Длиннее земли мера этого и шире моря» (Ийов, 11:9). Тора бесконечна, ибо Он, благословен Он, бесконечен. В Торе раскрывается бесконечность Всевышнего, «Который избрал нас из всех народов и даровал нам Свою Тору». Это Его Тора! Тора не сшита по нашим меркам. Всевышний как бы сшил Тору для Себя. Тора соответствует Его меркам, Его глубине и ширине. И то же самое относится к заповедям. Они тоже созданы по «размеру» Всевышнего. Он в определенном смысле занимается Торой и исполняет заповеди, как сказано в Талмуде: «Откуда известно, что Всевышний накладывает тефиллин?…» (Брахот 6б). [Это высказывание мудрецов вызывает изумление! Конечно же, его нельзя понимать буквально. К сожалению, в рамках данной статьи нет места его достойно объяснить. Ниже автор даёт некое представление, что означает это высказывание мудрецов.]

В Торе, которую мы изучаем, содержится Тора Всевышнего

Если мы зададим вопрос: как Всевышний это сделал? Как он дал нам, маленьким и низменным людям, Тору, которая соответствует Его меркам. Ведь это мерки огромные, совершенно невообразимые. Нам, как людям, они совершенно не подходят. Разве карлик может носить шляпу гиганта? А здесь разница гораздо больше.

Ответ: Всевышний знает, как это делается. Это не наше дело. Это очень далеко от нашего понимания. Дарование Торы и получение Торы — всё это выражение Его бесконечности. Он всемогущ! Поэтому, что касается Его действий, вопрос «как Ему это удалось сделать» не имеет смысла. Не стоит задавать такие вопросы.

Вместо этого, мы спрашиваем: «Что Он делает?». И этот принцип, по которому Тора никогда не будет заменена, говорит нам, что дарованная нам Тора — это Его Тора. Это подобно учителю, который всё передал своему ученику, а себе не оставил ничего.

Всевышний передал нам Свою Тору — мы это принимаем на веру, хоть и не очень-то понимаем, что это означает. Он всемогущ! Вопрос вот в чем: что мы будем делать с этой Торой, которую мы получили? Зачем нам всё это?

Ответ: хоть Всевышний и дал нам Тору, в которую заложено Его величие, которая соответствует Его меркам, Его глубине, тем не менее, она должна быть воспринята нашими чувствами. Это невероятно… И тем не менее, это так. Всевышний накладывает тефиллин — и мы накладываем тефиллин. Всевышний ест мацуи мы едим мацу. Всевышний изучает Тору — и мы изучаем Тору.

Конечно, практически, наши тефиллин — это не тефиллин Всевышнего, наша маца — это не маца Всевышнего, ведь она сделана из муки и воды. Но в нашу мацу заложен внутренний смысл мацы Всевышнего. В коробочках наших тефиллин вложено содержание тефиллинов Всевышнего.

Это означает, что благодаря нашим тефиллин, у нас есть возможность в какой-то степени понять, что такое тефиллин Всевышнего. Тот, кто накладывает тефиллин, накладывает тефиллин Всевышнего, а тот, кто ест мацу — ест мацу Всевышнего. Тот, кто изучает Тору, изучает Тору Всевышнего — это то, что он в самом деле изучает!

Пример этого — это конспект. Берем что-то объемное и кратко конспектируем это. В конспекте содержится всё, что написано в объёмистом томе, без исключений, но вкратце. Тот, кто изучил конспект, изучил весь том.

Всевышний взял Свои тефиллин и «законспектировал» их в наших тефиллин. Но, в сущности, это Его тефиллин! В них содержится всё! Когда человек изучает Тору, он занимается той же Торой, которой занимается Всевышний.

В будущем мы сможем воспринять эту концепцию во всей её мощи. Но даже сейчас у нас есть Его тефиллин «в конспекте». Наступит день, когда тефиллин Всевышнего не потребуется уменьшать до размера наших тефиллин. Мы действительно сможем воспринять их во всем их величии, испытаем великое наслаждение Грядущего Мира. Всё это будет нашим!

Моше установил связь между Всевышним и человеком

В предыдущей статье, посвященной седьмому принципу, мы объяснили, почему Тора была дарована именно через Моше. В свете того, что мы сейчас обсудили, это можно понять ещё глубже.

Между Всевышним и народом Израиля существует огромная дистанция. Через всю эту дистанцию Моше связал нас со Всевышним. И это восьмой принцип: «Вся Тора была дана Моше».

Моше — это сосуд, в который Всевышний вложил Тору, и тем самым сделал её доступной и постижимой для нас, для наших чувств.

Моше, который пророчествовал, стоя на ногах, который не был потрясен раскрытием, которое испытывал. Он может передать нам Тору! Для того, чтобы понять, что такое Тора, мы должны уяснить себе, что она не могла быть передана другими пророками. Другие пророки, когда пророчествовали, в какой-то момент переставали чувствовать. А цель Торы, в конце концов заключается в том, чтобы мы ощутили Слово Всевышнего своими чувствами. Это могло быть сделано только с посредством Моше.

Только Моше говорил со Всевышним «как человек говорит со своим товарищем» (Шмот, 33:11), при участии всех своих человеческих чувств. Это не было его достижением — Всевышний, в Своем великом милосердии, привел его к этому. Моше передал нам Тору, которую мы изучаем посредством своего человеческого разума, которую мы воспринимаем своими глазами и ушами. Мы судим людей [в соответствии с законами Торы], мы едим мацу. Мы сидим в сукке, едим там мясо и рыбу. Мы совершаем физические действия, и с их помощью как бы воспринимаем Всевышнего. Это и есть Тора.

Народ Израиля верит, что Тора не будет заменена. Ведь если Тора — это Сам Всевышний — как же можно её чем-то заменить? Если Тора — это качества, проявляемые Всевышним, как её можно на что-то обменять?

Всевышний не «подогнал» под нас заповеди. Он не «подогнал» под нас управление миром. В действительности, Он «продал вам Тору Свою и как будто сам продался вам вместе с ней» (мидраш «Шмот Раба», 33:1). «Тора — это Всевышний» — так же как мы верим, что «Я, Всевышний, не изменился» (Малахи, 3:6), так мы верим, что Тора не изменилась. Это то, что называется Тора.

«Эта Тора не будет обменяна». К ней никогда ничего не будет прибавлено, и ни какая её часть не будет отменена. Это основа основ. Тот, кто не знает этого, не имеет представления, что такое Тора.

Всевышний присутствует в Торе, которую мы изучаем

Некоторые утверждают, что тот, кто изучает «Бык, который забодал корову» [Трактат Бава Кама, 46а; в Талмуде рассматриваются законы, связанные, с ущербом, нанесенным имуществу], и при этом не подразумевает, что речь идёт также о высших духовных мирах, не изучает Тору.

Это утверждение полностью противоречит нашей вере в Тору, и отрицает наше понимание того, что такое Тора. Мы верим, что в каждой части Торы, например, «бык, который забодал корову», заложено всё величие Торы! Тот, кто изучает «бык, который забодал корову», и для него бык — это часть «колесницы», находящейся в высших сферах [т. е., концепции, относящейся к сокровенной части Торы], а в простом понимании этой темы (когда хозяин быка должен оплатить нанесенный ущерб полностью или наполовину, и т. д.) он не заинтересован — этот человек полностью отрицает всю Тору! Почему? Для него весь этот вопрос с быком и коровой — это всего лишь способ добраться до высших миров. И это грубейшая ошибка! Он может сделать так, что Всевышний будет в той теме, которую он изучает здесь, прямо тут, в этом низменном мире. Если он думает, что в том, что он изучает здесь, в этом мире, нет Всевышнего, он отрицает всё наше понимание, что такое Тора. (И см. книгу «Нефеш а-Хаим», врата 4, где этот вопрос подробно обсуждается.)

Этот подход к Торе показывает, что существует огромная разница между изучением Торы и молитвой. Человек может молится с невероятной концентрацией час, два, три — но больше молиться уже невозможно. Ведь молитва — это прилепление к Всевышнему. На большее он не способен, невозможно съесть столько меда. Но Тору можно изучать очень долго, лист за листом. Её можно обсуждать до бесконечности, предлагая новые интерпретации. И всё это связано со знакомыми и понятными нам концепциями, всё это в рамках нашего мира. Тора — это самое великое благо из всего, чем нас одарил Всевышний. Он как будто бы Сам спустился в наш мир во всем Своем величии.

Народ Израиля верит, что «Тора не будет заменена» — ибо в ней уже содержится всё! Вся великая сила прилепления к Всевышнему. Изучаем лист Талмуда, ещё один лист, и прилепляемся ко Всевышнему.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=87743