1. Каждый человек может всмотреться в себя и определить, кто его царь.
Если он обнаружит, что есть нечто, к чему устремляются все его душевные силы, – там его царь. Но есть дела, при выполнении которых силы его души рассеяны и разбегаются в разные стороны, – там его царя нет.
Когда человек обнаруживает, что есть вещи, к которым он стремится всеми силами своей души, дела, на которых он, действительно, полностью сконцентрирован, – там его царь!
И если человек проверит себя по-настоящему, то, вполне возможно, он обнаружит, что над ним все еще властвует «царь», который назван в книге Коэлет «старым и глупым» (См. Коэлет, 4:13).
2. «Старым и глупым царем» названо «дурное влечение» — йецер а-ра.
«Лучше бедный и мудрый ребенок, чем старый и глупый царь», – написал царь Шломо. Доброе влечение — йецер а-тов — названо «бедным и мудрым ребенком», а дурное влечение — «старым и глупым царем». Это царь! Его достоинство заключено в том, что он стар. Но он глуп.
3. Как сегодня выглядит «царство»?
Было бы величайшей ошибкой думать, что в современном мире не существует царей и царств. Царская власть продолжает существовать и действовать.
Сегодня миром правит тот самый «старый и глупый царь», и его власть крепка как никогда. Та сила, которую мы называем «дурным влечением» царствует в мире, и она обладает всеми атрибутами царской власти.
4. В книге Коэлет мудрый царь Шломо описывает поразившую его историю:
«Маленький городок и людей в нем немного, и подступил к нему великий царь, и окружил его, и возвел против него большие осадные укрепления. Но нашелся в нем мудрый бедняк, и он спас городок с помощью своей мудрости, но никто не вспомнил об этом бедном человеке» (Коэлет, 9:14-15).
Эту историю аллегорически толкуют в талмудическом трактате Недарим (32б). «Маленький городок» — это тело. «И людей в нем немного» — это органы тела. «И подступил к нему великий царь, и окружил его» — это дурное влечение. «И возвел против него большие осадные укрепления» — это грехи. «Но нашелся в нем мудрый бедняк» — это доброе влечение. «И он спас этот городок с помощью своей мудрости» — это раскаяние и добрые дела. «Но никто не вспомнил об этом бедном человеке» — в час, когда действует дурное влечение, о добром влечении не вспоминают.
Маараль из Праги подчеркивает, что дурное влечение названо в этом отрывке из Талмуда «царем» — ведь «оно стремится царствовать, и не принимает царской власти Творца» («Нетив Тшува», 4).
Единственная цель дурного влечения — безграничная власть. Царство йецер а-ра — это власть ради самой власти, без всякого внутреннего содержания.
Если человека спросят, почему он совершает некий неприглядный поступок, он ответит, что ощущает в этом потребность. Он втянут в некую систему власти, которая принуждает его совершать то или иное действие.
Если вдуматься, мы увидим совершенно абсурдную ситуацию. Почему на царство избран именно этот царь? Потому что сам этот царь пробудил у своих будущих подданных определенные потребности, и они теперь рвутся их удовлетворять.
Существует гигантская индустрия таких потребностей, но мы не в состоянии объяснить, для чего это всё нам нужно. Что нам это может добавить? Эта система потребностей и является царством йецер а-ра.
Дурное влечение подчиняет нас своей власти, втягивая нас в систему потребностей, которая и является его царством.
Оно силой подчинило нас своей власти. Но после того, как мы уже оказались под его влиянием, у нас, действительно, появляется множество потребностей, о которых мы прежде и не помышляли.
По своей собственной воле мы бы не втянулись в его систему потребностей. По своей собственной воле человек не делает вещей, полностью лишенных всякого смысла.
Человек не может объяснить, почему он подчинился этой системе. Но единственная причина заключается в том, что он оказался под властью дурного влечения — царя, власть которого лишена всякого содержания. Дурное влечение требует от нас только одного — чтобы мы ему подчинялись и находились под его управлением.
5. В миг, когда человек порывает с этой системой, она лишается всякого смысла. Подавляющее большинство элементов этой системы вызывает отвращение у того, кто смотрит на них не изнутри, а со стороны.
Выражение «царь старый и глупый» имеет особый смысл.
Дурное влечение, безусловно, старо, как мир. Оно ходит исхоженными путями, много раз повторяя то, что «уже было в веках, которые прошли до нас» (см. Коэлет, 1:10).
Но старость предполагает приобретение обширного жизненного опыта. Это достоинство старости. Старый человек накапливает опыт, и поэтому он мудр.
А этот царь «старый», но «глупый». Вопреки своей старости – он глуп. Его царство таково именно потому, что опыт не принес ему пользы. Человек может посмотреть вокруг себя и увидеть, до чего дошли все те, кем управлял этот царь.
У пророка Йешаяу написано: «Нечестивые подобны разбушевавшемуся морю, когда оно не может утихнуть, и его воды извергают ил и грязь» (57:20).
В мидраше толкуют этот стих так. «Первая волна говорит: ”Сейчас я поднимусь и смету весь мир!” Но когда она подкатывает к берегу, она разбивается. Однако вторая волна ничему не учится у первой. И также третья, четвертая, пятая… Так, фараон занес руку над народом Израиля, но был сокрушен Б-гом. И так же Амалек, и так же Сихон, и Ог, и Билам, и Балак — ни один из них не научился на чужом опыте» («Ялкут Шимони», Йешаяу, 490).
Каждый из них думал: «Действительно, никому не удалось, а мне удастся!» Каждая волна рассчитывает покорить мир, но, дойдя до берега, разбивается.
В Талмуде написано: «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия» (Тамид, 32а). А «старый и глупый» царь не только не предвидит последствий, но и того, что уже произошло, он тоже не видит. Он просто властвует — давно и глупо. Он не учится на опыте прошлого. У него нет даже простой мудрости стариков, которые делают выводы из прожитой жизни.
6. Доброе влечение названо «мудрым бедняком».
Оно не обладает в этом мире силой и властью. Даже органы тела самого человека не подчиняются ему с той готовностью, с которой они подчиняются дурному влечению.
Единственная сила доброго влечения — йецер а-тов — заключена в том, что оно — мудрец и предвидит последствия. Оно может осмысленно объяснить свои требования, предъявляемые к человеку. Но его не слушают.
Для нас Всевышний, сотворивший этот мир и нас в нем, существует лишь в нашем сознании. Но в момент, когда мы отключаем наше сознание, Он для нас как будто не существует.
Если мы сознательно и осмысленно воспринимаем себя и мир, то открываем, что Всевышний пребывает во всем. Но если сознание отключено, Его реальность становится для нас недоступной.
В этом мире нет никакой системы принуждения, с помощью которой Творец навязывал бы себя людям. Его Царство открывается через осознание и постижение.
Всевышний просит нас: «Попробуйте, и вы увидите, как хорош Б-г, счастлив человек, полагающийся на Него» (Теилим, 34:9). Всевышний никому не навязывает Себя. Он лишь предлагает вдуматься и увидеть.
7. В этом различие между двумя «влечениями». С одной стороны, власть ради власти. С другой – свободный выбор, связанный с осмыслением и осознанием.
На «языке улицы» принято говорить, что выполняющий требования дурного влечения является «свободным». А выполняющего то, что от него требует Творец, называют «религиозным», т.е. подчиненным законам Торы, и он считается несвободным.
Но как обычно это бывает, на самом деле – всё наоборот. Выполняющий требования йецер а-ра не может объяснить, почему он совершает тот или иной поступок. Он лишь знает, что по какой-то причине его подключили к системе потребностей, которые он обязан удовлетворять. И в момент, когда он удовлетворяет эти потребности, у него есть ощущение удовольствия.
Это и есть рабство. С помощью различных средств принуждения у раба создают внутреннюю потребность выполнять требования хозяина. Но самому рабу эти действия не приносят никакой пользы.
Человек, находящийся под властью йецер а-ра, не осознает того, что с ним происходит. Он лишь подчиняется желаниям и вожделениям, которые внушает ему «хозяин».
Единственный способ, с помощью которого можно вырваться из рук этого царя, — это покинуть его страну, т.е. вырваться из системы иллюзорных потребностей, которой нас подчинили. Только тогда мы сможем жить осмысленно и сознательно, совершая поступки, которые мы осознанно выбираем. Именно поэтому наши мудрецы говорили: «Свободен только тот, кто занят изучением Торы» (Авот, 6:2).
Когда человек изучает Тору, он совершает то, что он осознанно хочет делать. Он свободен, ведь он действует, подчиняясь своему свободному выбору, а не внешнему принуждению.
8. В приведенном выше стихе из книги Коэлет избавление от дурного влечения описано так:
«Но нашелся в нем (в осажденном городе — т.е. в самом человеке) мудрый бедняк, и он спас этот городок с помощью своей мудрости». А в Талмуде объяснено: «”Но нашелся в нем мудрый бедняк” — это доброе влечение; “и он спас этот городок с помощью своей мудрости” — это раскаяние и добрые дела».
Доброе влечение сильно «своей мудростью» — оно побуждает человека к осмыслению. Оно учит его не воспринимать события механически, а анализировать их. Обдумывать еще и еще раз, искать подлинные причины всех явлений.
«Великий царь» становится полным нулем, когда на него смотрят со стороны. Когда человек вырывается из системы потребностей, навязанных ему в юности или в детстве, они совершенно теряют смысл. Как только он освобождается от власти йецер а-ра, большинство из этих «потребностей» становятся не только совершенно ненужными, но отвратительными и мерзкими для него самого.
9. Одним из ярких признаков того, что мы живем в конце времен, является следующее: в наши дни весь мир подчинен власти всего одного царя.
Человеком правят его потребности. Возникло «общество потребления». Те же искусственно созданные потребности управляют людьми от одного конца мира до другого. В любом месте стремятся приобрести примерно одно и то же. Все поклоняются тем же «тельцам». Все гоняются за одними и теми же удовольствиями, пустыми вещами.
У пророка Цфании предсказано, что, когда Машиах откроется, Всевышний «перевернет народы, чтобы у них был ясный язык, на котором они бы призывали имя Б-га, и чтобы все они служили Ему вместе» (3:9).
Мудрецы поясняют, что в конце времен все народы будут подчиняться одному царю, и когда Машиах откроется, будет «переворот» — власть перейдет от того царя к настоящему.
Когда весь мир будет подчинен одной силе, придет Машиах и откроет человечеству то, к чему оно на самом деле, в глубине своего сердца, стремится. Это будет переворот. Царь, который сегодня правит всем миром, — это царь лжи. Он утратит власть, и она перейдет к царю-Машиаху.
Перевод — рав Александр Кац.