В ожидании Машиаха — «Четвертое царство»

Дата: | Автор материала: Рав Моше Шапиро

2075

1. Вера в приход Машиаха подразумевает также уверенность в том, что он превзойдет своим величием всех царей, которые властвовали до него в мире. Так предсказано пророками. В те дни осуществится все, что Творец задумал при сотворении мира.

2. Каждый человек в этом мире осознает себя частью какой-то более широкой общности – будь то поколение, народ или страна.

Не бывает такого, чтобы человек жил среди людей, и оставался совершенно один.

Другое дело, что каждый, осознавая себя частью чего-то, тем не менее, считает себя самой важной и ценной частью. Но никто, оставаясь среди людей, не считает, что он совершенно один.

Причина этого связана с тайной сотворения мира. Для чего он был сотворен? После того, как люди были сотворены, они кажутся себе очень нужными. Но для чего они необходимы на самом деле?

3. Царская власть может существовать, только когда есть народ, на который она распространяется. Маараль из Праги сформулировал это так: «Нет царя без народа» («Гвурот А-Шем», 47).

Для существования царства необходимы подданные. Без них нет и царства. Царь, который ни над кем не властвует, не является царем.

Для того, чтобы Всевышнего можно было назвать Царем, необходимо Творение. В первых строчках знаменитого пиюта «Адон Олам» («Владыка мира») написано: «С момента, когда по Его воле все было создано, Его стали называть Царем». Если в мире нет того, кто называет Творца «Царем», то и само Его царство как бы не существует.

4. Пульт управления всеми вещами всегда находится вовне. Каждая вещь в мире не сама определяет, в чем ее предназначение и что с ней произойдет – это определяет кто-то другой. Причем это было определено при самом сотворении этой вещи.

При сотворении всех вещей было определено предназначение каждой из них. Каждая вещь выполняет в этом мире свою миссию, возложенную на нее Свыше.

Мы не знаем подлинного предназначения каждой вещи. Тем не менее, эти вещи существуют и функционируют в полном соответствии со своим предназначением. Они выполняют свою миссию просто в силу того, что существуют.

Так происходит во всей системе природы. Все ее составляющие выполняют волю Творца, и во всех них проявляется Его царская власть. Это и есть Царство. Все создания подчинены власти, которая выше них. И все Творение подчинено этой власти.

5. Царство утверждается тем, что народ принимает над собой власть Царя. Виленский Гаон подчеркивает разницу между царем (мелех), власть которого принимают по своей воле, и властителем (мошель), который правит с помощью принуждения. Это различие отражено в стихе псалма: «У Б-га – царство, и Он властвует над народами» (Теилим, 22:29). Над другими народами Он «властвует» с помощью принуждения, потому что сами они не заинтересованы в Его власти.

Но над народом Израиля Он царствует так, как об этом сказано в словах вечерней молитвы: «И Его царскую власть они (т. е. сыны Израиля) с желанием приняли на себя».

А поскольку Царство утверждается тем, что подданные по своему желанию подчиняются Царю, то для того, чтобы власть Творца утвердилась, необходим именно человек, ведь лишь он обладает свободой воли.

Высшее предназначение человека в мире заключается в том, чтобы по своей воле принять власть Б-га.

Все другие создания не имеют к этому отношения, потому что их признание власти Творца вынужденное, ведь даже ангелы не имеют свободы выбора. Именно человек должен сделать свой выбор и провозгласить Всевышнего над собой Царем.

6. В природу человека вложена глубочайшая потребность в царской власти. Это основа его существования, и на этом держится мир. Поэтому каждый человек всегда стремится приобщиться к какой-то системе управления, которая находится вне его.

Человек всегда присоединяется к той или иной группе. В этом мире не может быть и не бывает такого, чтобы человек оставался совершенно один, не относя себя ни к какой группе.

Каждый относит себя к самым разным группам и царствам. И даже такой человек, который сам создал новую систему власти, тянет за собой людей, чтобы они стали подданными в его «царстве». Таким образом, человек всегда стремится обрести царя или стать царем. Каждый либо ищет себе царя, либо ищет себе народ. Но в любом случае он ищет возможности приобщиться к какому-либо царству.

Лишь на несколько минут, может быть, на полчаса, сыны Израиля остались без своего наставника Моше, и они сразу же стали жаловаться: «Этот человек Моше, который вывел нас из земли Египта, – не знаем, что с ним стало!» (Шмот, 32:1). Оставаться в таком состоянии просто невозможно! И они сразу же потребовали другого царя вместо Моше. Сразу же, не сходя с места, они сделали себе золотого тельца, который должен был стать их вождем. Без этого человек не может найти себя. Без этого он потерян. Это основа его существования, ведь без этого он просто не может жить!

7. Различие между Царством Всевышнего и любым другим царством заключается в том, что другие царства созданы «по образу и подобию» самого человека, который принимает их власть над собой.

Человек создает себе царя по своему образу и подобию. В соответствии со своими потребностями. В соответствии с тем, к чему он стремится и чего ищет.

Но когда человек принимает на себя ярмо Царства Творца Вселенной, то тут все обстоит иначе. Тут все наоборот: он отказывается от самого себя перед властью, которую создал не он. Это Царство создало его самого, а не он – Царство.

Но в момент, когда человек утрачивает высшее постижение свой души и ее свет гаснет, потребность в царской власти заставляет его создать себе нового царя – «по своему образу и подобию». Тогда он создает себе очередного «золотого тельца». За многовековую историю человечества было создано целое стадо таких «тельцов».

8. В чем же заключается власть царя?

Рамбам, говоря о заповеди поставить над народом Израиля царя, поясняет, что он «объединит весь народ» и «будет над нами править».

У царя два основных предназначения. Во-первых, он превращает людей в народ – объединяет всех, собирая под свое знамя. А затем он управляет народом. Все общество должно объединиться вокруг одной точки, и это – Царство. Таким путем сообщество отдельных людей превращается в единый народ.

9. Дважды в день мы обязаны принимать на себя ярмо Царства Небес. Это происходит, когда мы произносим слово «эхад» («един»), говоря: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь – един». Эту строку еврей должен произносить «всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим существом». Все силы его души должны быть сконцентрированы и направлены на восприятие единства Творца и принятие Его Царства.

Но со дня, когда был совершен грех с золотым тельцом, народ Израиля утратил ясность в этом вопросе. С того дня восприятие Его Царства никогда не было полным. Ведь для нас существует альтернатива Его власти – есть еще один царь. Таково нынешнее положение вещей.

После греха с золотым тельцом Всевышний сказал Моше: «А в день Моего взыскания Я взыщу с них за их грех» (Шмот, 32:34). Раши в своем комментарии к Пятикнижию поясняет, что в каждой беде, которая приходит к народу Израиля, есть частичка наказания за грех с золотым тельцом. Этот грех сопутствует всем невзгодам, постигающим еврейский народ. А грех с золотым тельцом – в том, что евреи признали над собой иного царя. И хотя затем золотой телец был сожжен и растерт в прах, до сих пор его все еще можно восстановить.

Все время, пока власть другого царя полностью не отменена, мы остаемся в изгнании. Царь Шломо попытался окончательно ликвидировать эту власть, когда возвел Храм. Но мудрецы Талмуда указывают, что в час, когда он взял в жены дочь фараона, ангел Гавриэль сошел в мир и поднял над уровнем моря участок суши, на котором затем был возведен город Рим. А в «великим городе» Риме возникло царство Эдома, которое нас поработило и под властью которого мы пребываем до сегодняшнего дня.

[Эдом – одно из имен Эсава. В Торе повествуется: «И сказал Эсав Яакову: “Дай мне хлебнуть красного, красного (הָאָדֹם – а-адом) этого, ведь я утомлен”, – потому-то прозвали его Эдом (אֱדוֹם)» (Берешит, 25:30). Позднее, после того как Эсав получил во владение область горы Сеир, его потомки создали там государство, названное в память об Эсаве – Эдом, как написано: «Эсав – родоначальник Эдома» (там же, 36:43). А с течением веков многие знатные эдомитяне поселились на земле Италии и образовали в Риме правящую династию. Комментаторы подчеркивают, что «Рим», который упоминается в книгах мудрецов, это не только древняя Римская империя, легионы которой разрушили Иерусалим и Храм, но и продолжатели римской цивилизации, расселившиеся впоследствии по всему миру. В раннем Средневековье среди наследников римской цивилизации распространилась христианская вера, и именем этой «веры» они мучили сынов Израиля в изгнании и убивали без счета в течение многих столетий (см. р. И. Абарбанель и Мальбим на Овадия, 1:1).

И сегодня все наследники римской цивилизации – европейские страны, США и т. п. – называются собирательным именем «Эдом». К потомкам Эдома относят, в частности, и Германию. В Талмуде рассказывается, что праотец Яаков молил Творца: «Владыка Вселенной! Не дай злодею Эсаву утолить желание своего сердца, не дай осуществиться его злодейскому замыслу» – эта молитва относилась к «Гермамии (т. е. Германии) Эдома», которая в будущем была «способна разрушить весь мир». В наши дни во главе «империи Эдома» стоит Америка, герб которой украшает тот же самый орел, что красовался на значках римских легионов, разрушавших Иерусалим. И именно там – в американском «плену» – находится сегодня большинство евреев диаспоры (подробнее см. в «Книге Дварим с комментариями Рамбана», изд-во «Пардес», с. 148-149, примеч. 18-19 к «Книге Избавления»).]

По словам мудрецов, намек на это царство содержится в первых же строках Торы, в которых повествуется о сотворении Вселенной. Это та «великая бездна», глубину которой невозможно измерить. Но от этого царства власть вновь возвратится к Б-гу.

10. По сравнению с Царством Творца, любое иное царство несовершенно. И такое несовершенное царство, по сути, не должно называться «царством».

Нам следует понимать, что царская власть принадлежит только Творцу, и она никогда не может перейти к кому-то другому. Невозможно, чтобы какая-то другая власть в мире стала подлинным Царством, ведь любая другая власть – это обязательно власть лжи.

Человек никогда целиком не принимает на себя иную систему управления. Существует единственная система управления, которая может включить в себя всего человека целиком, и это Царство Небес.

Другое царство способно подчинить себе значительные части человеческой личности, оно может все больше и больше расширять свою власть – но оно никогда не поглотит всего человека целиком.

11. Хотя любая иная власть не является подлинным Царством, человек подчиняется этой власти, руководимый иллюзией, что это и есть подлинное Царство.

Внутренняя потребность человека в Царстве подразумевает подлинное Царство. И иллюзия, связанная с другим царством, может захватить его только в том случае, если она дает ему ощущение подлинности. Но если бы у него не было этой внутренней потребности в настоящем Царстве, то и обмануть его было бы невозможно – иллюзия ничего не говорила бы его сердцу. Ведь возможность любого соблазна, обмана или иллюзорного восприятия возникает только в том случае, когда человеку предлагают нечто, чего он по-настоящему ждет. Если человеку показывают то, что он ищет, и он хочет, чтобы это действительно оказалось то, что он ищет, тут есть место для возникновения иллюзии.

Нормального, психически здорового человека трудно убедить, что рассказываемые ему выдумки являются правдой. Ложь может быть «продана» в качестве правды только потому, что человек желает и ждет чего-то определенного, и ему предлагают нечто такое, что вроде бы соответствует его ожиданиям. А поскольку люди постоянно ищут и ждут, когда наступит подлинное Царство Творца, всем царствам лжи удается подделаться под него. Иначе они вообще не будут восприняты. А огромный разрыв между иллюзорным «царством» и подлинным, к которому люди действительно стремятся, дурное влечение старается завуалировать с помощью шутовства и промывания мозгов.

Причем каждое следующее поколение не учится из опыта предыдущих. Оно вновь создает для себя подделку. При этом лишь немного изменяет внешнюю форму, потому что по прошлой форме уже заметно, что дорога ведет в тупик.

Тому же царству лжи придают некоторые новые оттенки и краски, чтобы его вновь можно было выдать за Царство Истины.

Всегда существует потребность в подлинном Царстве, и царство лжи всегда готово удовлетворить эту потребность. Но человек, который не хочет, чтобы его ввели в заблуждение, не будет обманут.

12. Сегодня весь мир находится под властью «четвертого царства», которое поработило и нас. Мудрецы Талмуда образно называют эту власть «гулом римской толпы».

В Талмуде рассказывается, как рабан Гамлиэль, раби Элиэзер бен Азарья, раби Йеошуа и раби Акива, находясь в пути, услышали рев римской толпы с расстояния в сто двадцать миль. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива рассмеялся. Спросили у него мудрецы: «Почему ты смеешься?» А он спросил у них: «А почему вы плачете?» Ответили ему: «Даже дикари, которые поклоняются идолам и приносят им жертвы, живут в благополучии и покое. А у нас Храм, который был подножием Б-га, сожжен в огне, – как же нам не плакать?!» Ответил им раби Акива: «Именно поэтому я и смеюсь – если уж такое благоденствие дается нарушающим Его волю, то для выполняющих Его волю будет даровано несравнимо больше!»

Предсказание раби Акивы должно сбыться в будущем. Но сегодня гул римской толпы заполняет весь мир. Большая часть человечества рада его слышать и присоединяется к нему. Когда люди слышат рев римской толпы, они ощущают, что держат руку на пульсе жизни. В этом реве они обретают смысл существования. А когда этот рев немного стихает, им его не хватает. И лишь трое мудрецов, заслышав этот гул, разрыдались, потому что ощутили, что Храм разрушен.

Когда в мире звучит гул римской толпы, это значит, что умолк голос Яакова – голос, через который Всевышний обращается ко всему человечеству.

Когда эти трое мудрецов зарыдали, они оплакивали не только сожженный Храм – они плакали потому, что в тот момент могло показаться, будто воздействие Царства Небес покинуло этот мир.

Гул римской толпы донесся до Иерусалима. Этот гул свидетельствовал, что Храм разрушен, и поэтому наступило время для слез. И в первую очередь они плакали потому, что подлинное Царство ушло от нас. А потребность человечества в Царстве Истины теперь было подменено и удовлетворялось этим «четвертым царством» – ревом римской толпы.

13. В книге пророка Ирмияу (13:17) говорится: «В потайном месте Я буду рыдать из-за вашей славы…». В Талмуде поясняют, что у Творца есть «потайное место», в котором Он как бы сидит и плачет из-за того, что слава народа Израиля отобрана у него и передана народам мира.

У Всевышнего как бы нет места в этом мире после того, как его заполнил гул римской толпы. В этом мире не осталось даже другого места, чтобы оплакивать разрушение, кроме этого особого «тайника».

В этом «потайном месте» Творец оплакивает то, что народ Израиля утратил свою гордость – Храм. А мы плачем из-за того, что народы мира напялили себе на головы царские короны, хотя настоящая царская корона предназначена лишь Творцу Вселенной. Сердце разрывается из-за этого, и как тут не плакать?!

14. В талмудическом трактате Авода Зара (11б) повествуется, что в Риме есть ритуал, который совершается лишь раз в семьдесят лет. Совершается этот ритуал так: на хромого человека садится верхом здоровый и крепкий «всадник». Эти двое изображают Эсава и Яакова, о котором написано, что он «хромал». Такое представление призвано показать, что Эсав все еще властвует над Яаковом.

Всадника, восседающего на хромом, «облачают в одежды Первого Человека, а на его голову натягивают кожу, снятую с лица первосвященника раби Ишмаэля». Раби Ишмаэль был одним из десяти великих мудрецов Торы, убитых римлянами вскоре после разрушения Второго Храма. А кожу с его лица они сняли для того, чтобы сохранить память о его исключительной красоте.

На шею всаднику вешают ожерелье из драгоценных камней. Празднично украшают улицы Рима. Хромой проносит на своих плечах украшенного всадника по улицам, а перед ними глашатаи провозглашают: «Предсказание ложно! (т. е. срок избавления, который предсказал Яаков своим сыновьям, неверен). Брат нашего господина – обманщик! (ведь он «обманом» взял благословение отца, которое предназначалось Эсаву). Тот, кто видит, видит! Но тот, кто не видит, больше и не увидит (ведь это представление повторяется лишь раз в семьдесят лет). Что пользы обманщику от его обмана и мошеннику от его мошенничества?! (разве Яаков выиграл от того, что «украл» благословение у Эсава?)».

А заканчивают это представление такими словами: «Но горе этому, когда восстанет этот!» (горе Эсаву, когда Яаков воспрянет и освободится от его власти).

Объясним этот древний ритуал, опираясь на комментарий Маараля из Праги.

Во-первых, совершенно не обязательно, что такое «празднество» действительно проводилось в Риме. Речь в Талмуде идет о духовной силе, которая поддерживает власть Рима. Корни Рима – в Эсаве, который представлен в виде «всадника». Ведь ему дана власть в этом мире. А Яаков представлен в виде «хромого». С того дня, как сар (высший ангел) Эсава поразил Яакова в бедро, его положение в этом мире стало ущербным. В этом представлении признается, что вся сила Эсава исходит от Яакова, который его везет.

Почему наездника «облачают в одежды Первого Человека»?

Адам был облачен в одежды только после греха. В Торе сказано: «И сделал Б-г Адаму и его жене кожаные одежды и одел их» (Берешит, 3:21). Только после греха понадобилось внешнее облачение, и теперь достоинство человека оценивают по его одежде. Само тело Первого Человека утратило первозданную красоту, созданную Творцом. Но эта красота частично сохранилась в его лице, которое одеждой не покрывают.

В Талмуде утверждается, что «красота праотца Яакова была подобна красоте Первого Человека». В лице праотца Яакова сохранилась та первозданная духовная красота, которая озаряла лицо Адама. А Эсав получил от Адама только внешнюю оболочку, созданную для того, чтобы прикрыть последствия греха, – «одежду Первого Человека». [В мидраше рассказывается, что «одежда», которую сделал Творец Адаму, во время Всемирного Потопа была в ковчеге у Ноаха. Затем ее забрал сын Ноаха Хам и передал своему внуку Нимроду. А Эсав убил Нимрода и взял одежду себе (см. «Пиркей де-раби Элиэзер», 24).]

Облачая «всадника» в одежду Первого Человека, римляне хотели показать, что Эсав стал наследником Адама. Но он унаследовал лишь внешнюю оболочку, а подлинная красота досталась Яакову.

15. Подлинная красота человека проступает в его лице. Чем в большей степени человек связан с сокровенной глубиной жизни, тем более озарено светом его лицо, как написано: «Мудрость человека озаряет его лицо» (Коэлет, 8:1).

Единственный мужчина, о котором в Торе сказано, что он был красив лицом, – это Йосеф, ведь написано: «И был Йосеф красив станом и красив видом» (Берешит, 39:6). А красота первосвященника раби Ишмаэля была подобна красоте Йосефа.

«Всадник», изображающий Эсава, надевал скальп раби Ишмаэля – кожу с его лица. Но это была только внешняя оболочка, маска – иллюзия подлинной красоты. Потому что у него не было своей мудрости, которая бы «озаряла его лицо». В Талмуде указано: «Десять мер красоты было спущено на землю, и девять из них досталось Иерусалиму, а одна – остальному миру».

Подлинная красота пребывает лишь в месте, где небо соединяется с землей. Там через внешнюю оболочку проступает внутренний свет. В псалме (Теилим, 50:2) написано: «От Сиона, совершенства красоты, открывается Б-г».

Мы не видим этого, потому что наши глаза перестали видеть. Это одно из проявлений изгнания – само понятие красоты отобрано у нас и передано народам мира.

Подлинная красота принадлежит общине Израиля, но ее присвоило себе «четвертое царство». Эсав пытается показать, будто он выражает «образ Б-га» – ведь ему достались одежды Первого Человека, а на его лицо натянута кожа с лица раби Ишмаэля. Но и то, и другое – только внешние оболочки, маски.

Потомки Эсава присвоили себе только внешнюю красоту, лишенную всякого внутреннего содержания. Но если бы они не отобрали это у народа Израиля, то никто бы не последовал за «четвертым царством», ведь оно само по себе – полный духовный урод.

Только потому, что потомки Эсава внешне подделались под евреев, они смогли увлечь человечество за собой.

[В старинном мидраше предсказано, что «в будущем народы мира подчинят себе евреев и присвоят себе их Тору, и станут презирать их» (Шмот Раба, 47:1). По словам мидраша, потомки римской цивилизации, отобравшие у евреев их Священное Писание, хвастливо скажут, что «теперь они и есть настоящий Израиль» (Бемидбар Раба, 14:10). Они станут утверждать, будто Всевышний избрал их вместо евреев и Сам передал им на хранение переведенный на их языки их «ветхий завет». Но поскольку у них не будет ключей к подлинному пониманию Торы, обнажится ложность их притязаний («Эц Йосеф» и «Анаф Йосеф», Шмот Раба, 47:1; «Эц Йосеф», Бемидбар Раба, 14:10).]

16. Творец в своем «тайнике» оплакивает то, что «слава Израиля отобрана у него и передана народам мира». А потомки Эсава провозглашают: «Брат нашего господина – мошенник! … Что пользы обманщику от его обмана и мошеннику от его мошенничества?!» Они утверждают: мы сильны, и мы силой забрали у евреев то, что они считают своим.

Это представление, отражающее глубинную сущность вещей, повторяется раз в семьдесят лет. Один раз в жизни каждого поколения «четвертое царство» заново себя утверждает. Всадник вновь скачет на хромом и вновь украшает себя присвоенной красотой Яакова.

Но если в каком-то из поколений они перестанут присваивать власть и красоту, принадлежащие народу Израиля, правда откроется, и «четвертое царство» перестанет существовать. Поэтому в конце этого представления провозглашается: «Но горе этому, когда восстанет этот!»

Потомки Эсава понимают, что вся их сила отобрана у хромого, который несет всадника на своих плечах, и их царство существует только потому, что они все еще властвуют над «хромым». Но когда тот «восстанет», то горе этому «всаднику»!

Об этом времени и говорил раби Акива: «Именно поэтому я и смеюсь – если уж такое добро получают нарушающие Его волю, то для выполняющих Его волю будет даровано несравнимо больше!» Раби Акива знал, откуда другие народы черпают свою силу, и, взирая на величие «четвертого царства», он предчувствовал будущее величие Израиля.

На самом деле, человечество стремится к совершенному Царству Б-га. Но состояние изгнания, в котором все еще пребывает народ Израиля, создает возможность подмены, и место истинного Царства Творца занимает царство других народов.

Царь-Машиах будет представлять на земле власть Небес – именно поэтому, по словам Рамбама, он «превзойдет своим величием всех царей, которые властвовали до него в мире».

Перевод – рав Александр Кац. Книга «Верить и ждать. В ожидании Машиаха» выпущена издательством «Пардес» под редакцией рава Цви Патласа.


http://www.beerot.ru/?p=21569