- Сказал разум: Здесь мы подходим к воскрешению мёртвых, в которое верим без тени сомнения[1].
- Сказала душа: Это одно из тех понятий, которые я тебя просила объяснить, поскольку хочу добраться до их смысла[2].
- Сказал разум: Общая концепция воскрешения мёртвых, если быть кратким, достаточно проста. Ввиду того, что Всевышний создал человека, состоящего из души и тела, чтобы они служили и несли свою ношу вместе как единое целое, исполняли всю святую работу, Тору и заповеди, которые Он дал им, следует, чтобы и вечную награду они получали вместе. Было бы нелогичным, если бы тело трудилось (для кого-то), не получая награды, ведь Всевышний не лишает награды ни одно создание[3] (Баба Кама 38:2). Необходимо, однако, ***** понять тонкие аспекты союза души и тела: когда они соединены, когда расстаются и когда снова соединяются уже окончательно. Поскольку через это по воле Милосердного проходят все люди, то, вне всякого сомнения, процессы эти несут в себе глубокий смысл и нуждаются в объяснении – широком и адекватном.
- Сказала душа: Очевидно, эта тема требует объяснения. Почему Всесильный создал тело и душу, две формы вместо одной, ведь сущность человека могла бы быть единой, а не составной, как сейчас? Ведь понятно, что Всевышний не лишён возможности создать цельное живое существо, без разделения на душу и тело. Над этим стоит подумать, ведь если понять это, откроется дверь к постижению других аспектов.
- Сказал разум: Всевышний намеревался, как ты уже слышала, принести человеку только добро. Дать ему заслужить награду делами своими, тем, что он восполняет себя и совершенствует всё созданное. Именно здесь заложен принцип недостатка и совершенства, упомянутый выше[4]: Всевышний сделал тело из грубой и тёмной материи, недостойным святости Его, благословен Он, в силу низости своей природы. Ведь даже к земному царю ***** не сможет приблизиться тот, кто не подготовлен соответствующим образом. Что же за тьма заключена в теле? Оно несёт в себе вожделения и дурные страсти, которые властвуют над телом и делают его лёгкой добычей для всякого зла, встречающегося на пути. А с другой стороны – Всевышний сделал душу чистую, пришедшею от самого престола славы Его, спустил её и вдохнул в тело, дабы очистила и освятила его. И важно понять, что цель прихода души в тело не ограничивается оживлением последнего ради пустой суеты, в которую мы погружены сейчас[5]. Главное – это очистить тело до кристальной чистоты, поднять его с низшей ступени тёмной материи на высшую ступень – уровень ангелов-служителей. Именно так было с Моше, учителем нашим. Он так очистил свою материальную оболочку, что удостоился находиться на одной ступени с ангелами, и весь Израиль видел, что лицо Моше излучает свет[6]. Также Ханох и Элиягу поднялись на небо вместе с телами после того, как очистили свою материальность великим очищением. А путь, идя по которому, душа сможет очистить тело – это выполнение заповедей и соблюдение Торы; ведь «заповедь – свеча, а Тора – свет». И чем больше Торы и заповедей, тем чище тело, и тем больше заслуга души[7], заслуга в том, что она выполняет волю Создателя.
- Сказала душа: Я понимаю смысл совершенствования тела и заслугу души в этом, но не вижу необходимости в совершенствовании для самой души[8].
- Сказал разум: Мы ещё поговорим об этом, с Б-жьей помощью[9]. А сейчас закончим нашу тему.
Упомянутое очищение – главное дело души в этом мире, ***** затем[10] перед ней стоят другие задачи, и здесь не место для их разъяснения[11]. А об этом мире сказано (Зоар I, Утерянный мидраш, 115): «Рабби Хия сказал: Посмотри, до тех пор, пока тело находится в этом мире, оно далеко от совершенства, после того, как оно в праведности шло прямыми путями и в праведности умерло, — совершенством своим подобно Саре»[12]. А плодом праведности его будет возвышение славы Всевышнего, который возвеличивается через совершенство своих созданий, сотворённых во славу Его. Это то, что приносят добрые дела наверх, и за это устанавливают наверху награду. Ведь как человек радует Всевышнего[13], так и воздастся ему.
Но грех – грех первого человека – привёл смерть в мир, и с тех пор не минует чаша сия никого из живущих, и нет надежды её избежать[14]. Это значит, что душе не хватает сил очистить тело до смерти. И поэтому даже полные праведники не смогли при жизни достичь совершенства, о таких сказали мудрецы: «Умерли только из-за змея»[15]. И только вернувшись в прах, окончательно избавится тело от нечистоты, внесённой ***** змеем[16]. А когда восстанет тело из праха, душа снова опустится в него, во всей силе добрых дел своих, наполненная светом, которым наслаждалась в Ган Эдене за дела свои. И свет этот окончательно очистит тело[17], излечив его от всего зла, которому оно было подвержено изначально. Объясняет это «Утерянный мидраш», глава Ваэра (113): «Сказал рабби Леви: Душа, когда она наверху[18], питается высшим светом и в него же одета, а когда в будущем мире войдёт в тело – войдёт вместе с этим светом», и там же (116): «Святой, благословен Он, держит тело под землёй до полного разложения, и тогда выйдет из него вся мерзость и нечистота»[19].
Вот теперь мы разобрались со служением человека и получением им награды: это и есть два периода, охватывающих всё существование человека. Сейчас, в нашем мире, грубое и тёмное тело полно недостатков, и душа должна нести ему свет и святость, очищая его. Когда же завершится очищение, придёт время получения награды, потому что они будут наслаждаться вечной наградой вместе [20]. *****
Теперь необходимо понять степень силы, которой душа наделена, когда она входит в тело. Очевидно, если бы сила была большой и свет её – очень сильным, то свет, данный ей телу, был бы так велик, что все недостатки восполнились бы мгновенно[21]. А злое начало – главный из недостатков, который Святой, благословен Он, пожелал вложить в человека для создания свободы выбора – не имело бы никакой власти над человеком, так, как не имеет оно власти над ангелами из-за величия света, совершенства знаний и достоинства, которыми они обладают[22]. Да будет тебе известно, о грядущих временах сказано (Йешаягу 11:9): «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей, потому что наполнится земля знанием». И о том же времени сказано (Йехезкель 36:26): «И удалю сердце каменное из тел ваших…». И это произойдет благодаря величию души, которого она достигнет в то время[23]. С другой стороны, если бы душа не была велика по сути своей, она не смогла бы достигнуть того величия, которое предстоит ей в будущем – быть выше, чем ангелы, служащие Всевышнему.
Однако дело в том, что душа по сути своей и в корне своём велика ***** необычайно. Но для того, чтобы она пришла в тело, Святой, благословен Он, уменьшает свет и силу её, оставив их такими, которые необходимы телу в этом мире. И в это время душа подобна луне, о которой сказано (Хулин 60:2): «Иди и уменьши себя!»; а в будущем (Йешаягу 30:26) – «И будет свет луны, как свет солнца»[24]. Однако у души есть возможность подниматься ступень за ступенью до высшего предела – в соответствии с совершенством дел её. Таким образом, из-за ограничений, наложенных на душу в этом мире, она заключена в темноте тела на всё время своей миссии: выдержать экзамен и испытание дурным началом, содержащимся в человеке. Как сказали мудрецы (Зоар I, Утерянный мидраш 106): «Святой, благословен Он, создал злое начало только для того, чтобы испытать человека»; и насколько успешны будут дела души, настолько удостоится она возвышения, ступень за ступенью. Но только тогда, когда настанет время воздаяния, реализуют души свои заслуги[25] и возвысятся по делам своим, и возвышенными вернутся в тела, очищая их в час воскрешения[26], с тем чтобы насладиться вечным миром и покоем.
Итак, видим мы из этого, что у души, самой по себе, должны быть великий корень и возвышенный источник, чтобы она соответствовала своему будущему возвышению. Однако для того, чтобы в будущем принести ей добро и возвысить ещё больше, Всевышний понизил душу в её статусе, сказав ей: «Иди и уменьши себя», дабы вошла она во тьму тела и находилась в нём все дни суетной жизни. И там дал ей закон и правосудие – всю Тору, чтобы душа соблюдала её и хранила. Эти законы относятся к душе именно тогда, когда она находится в теле. Однако ввиду того, что сила души ослаблена, и свет её померк ***** и уменьшился, тело остаётся тёмным, как мы это видим сегодня, несмотря на то, что в нём находится душа. В будущем[27] же, в соответствии с праведностью дел её, будет присуждено душе возвышение. Благодаря этому возвышению, вернувшись в тело вторично, душа с новым светом сможет сделать то, что ей не под силу сейчас, а именно очистить тело полностью, вернув ему его славную и светлую сущность, как мы объясняли выше. Т.е. если в начале, чтобы войти в тело, душа должна была ослабить свой свет, то при возвращении она, наоборот, должна прийти со всем своим светом, дабы очистить тело полностью, как подобает.
И вот что приобретает сама душа, когда совершенствует тело: она поднимается всё выше и выше[28], прибавляя силу к силе и достоинство к достоинству[20]. И более того: даже находясь в этом мире, внутри тела, возвышается душа, и растёт её сила соразмерно делам её, поскольку нельзя сравнить душу человека, который исполняет Тору и заповеди и постигает ***** славу Всевышнего, с душой человека, которому недостаёт всего этого[29]. Однако этого возвышения не хватает для очищения тела, которое было бы заметным для глаза, за редким исключением тех единиц, которых избрал Всевышний: Моше, учителя нашего, Ханоха и Элиягу[30]. Все остальные же, хоть и заслуживают возвышения, не достигают его настолько, чтобы оно было заметно и в теле. Однако в будущем не уйдёт добро от заслуживших его, и каждый получит соразмерно делам своим.
- Сказала душа: Сформулируй правило из всего, что ты сказал.
- Сказал разум: Вот правило: Тело – создание тёмное, обладающее недостатками, однако оно может быть очищено посредством души. Душа имеет великий источник, но уменьшает себя, приходя в тело, чтобы не очистить его в одно мгновение, изменив его изначальную сущность; однако понемногу вершит всё необходимое с помощью добрых дел. Затем же душа возвышается согласно делам своим, и соответственно растёт сила её. И с помощью этой новой силы души тело очистится до такой степени, что сможет находиться вместе с душой перед Всевышним вовеки веков.
- Сказала душа: Я думаю, что в достаточной мере поняла, что такое воскрешение мёртвых и будущая награда. Теперь мы должны закончить начатую тему.[31] *****
[1] Воскрешение мёртвых – это плод деяний человека, и это явление необходимо объяснить сначала, ибо с помощью этого объяснения поймём, какая миссия возложена на человека, – миссия, приводящая его к конечной цели по завершении работы.
[2] Надо понять, почему душа не может одна получить награду будущего мира, ведь тело, на первый взгляд, – только инструмент служения и, следовательно, не нужно в мире награды.
[3] Далее приведены и другие причины воскрешения мёртвых (п.75). Здесь же Рабейну ***** объясняет, что доброта и справедливость Всевышнего сами по себе являются достаточными причинами для воскрешения, так как «Святой, благословен Он, не лишает заслуженной награды ни одно создание». Далее объясняется, что соединение тела и души при воскрешении мёртвых происходит не только ради тела; оно необходимо также и душе, поскольку даёт возможность дополнительных возвышений и совершенства.
[4] Ранее, в п.20, сказал Рабейну, что необходимо объяснить, что такое недостаток, каков путь его исправления, и каковы следствия этого исправления. В п.30 спросил: «Откуда у человека силы восполнить свои недостатки, если он создан с ними?». В этом пункте и далее, в п.72, он отвечает на эти вопросы. Итог его ответа таков: тело – источник недостатков человека, т.к. оно создано в сокрытии лица Всевышнего, источник же совершенства человека в душе, которая создана в освещении лица Всевышнего. Если бы человек был создан как целостный объект и нёс в себе недостатки, действительно возникла бы проблема: как бы он смог восполнить собственные недостатки. Но поскольку человек есть соединение совершенного и несовершенного объектов, то задача совершенной части (души) – восполнить часть несовершенную (тело). И объясняет Рабейну в п.72, что и душа тоже должна достичь дополнительного совершенства, однако поскольку в самом начале своего создания она была совершенна и обладала сильнейшим светом, и только затем была принижена, когда опустилась в тело, – это даёт ей силу и возможность вернуться и возвыситься до совершенства, и см. также п.158. *****
[5] Так говорит Рабейну в книге «Путь праведных» (глава 1): «Если бы человек был создан для этого мира, не было бы необходимости ради этого давать ему душу настолько важную и возвышенную… настолько, что она не находит умиротворения во всех наслаждениях этого мира» (см. там).
[6] Кожа его излучала духовный свет благодаря тому, что душа очистила тело.
[7] Заслуга – но не очищение самой себя, ведь душа вроде бы не нуждается в очищении, она чиста и прозрачна по сути своей.
[8] Конечно, есть заслуга души в том, что она очищает тело, и поэтому не будет душе стыдно получить свет Всевышнего, как будто она получает его в подарок. Однако необходимо понять, какая польза есть в этом для души с точки зрения возвышения и достижения духовного совершенства, ведь она и так происходит «из-под самого трона славы Его» и совершенна изначально.
[9] Далее, в конце этого пункта. *****
[10] В мире душ.
[11] Поскольку здесь мы занимаемся объяснением воскрешения мёртвых, а не миром душ, в котором души находятся после выхода из тела все время, пока не вернутся в тела во время воскрешения. Объяснение, что такое мир душ, смотри в книге «Путь Всевышнего» (1:3:11).
[12] После того, как тело очищено душой (которая подобна Аврааму), оно называется подобием Сары.
[13] Всевышний в доброте своей хотел, чтобы душа очистила тело, поэтому это доставляет Ему радость, и в этом слава Всевышнего; а человек получает за это награду, несмотря на то, что восполнение недостатков тела необходимо самому человеку.
[14] Нет надежды избежать смерти. Если бы не грех Адама, то душа очищала бы тело, делая его способным насладиться вечной духовной наградой, без того чтобы умирать и быть выстроенным заново в час воскрешения. Такое произошло с Ханохом, и Элиягу, и другими, которые не умерли, как объясняется и ещё будет объяснено далее (см. п.126). И сказано в книге «Путь Всевышнего»: «Следовало ему (Адаму) выбрать добро и дать душе силу возобладать над телом, а разуму – над материей, тогда бы он сразу достиг совершенства и отдыхал в этом совершенстве вечно».
[15] Праведники – Биньямин, Амрам, Ишай и Килав бен Давид – своими поступками не добавили никакой нечистоты в свои тела. Однако были вынуждены умереть, поскольку не смогли даже множеством своих добрых дел очистить свои тела от вреда, который принёс грех древа познания, т.е. они умерли из-за змея, чтобы так исправить вред, нанесённый им. *****
[16] Посредством разложения тела и наказаний, связанных с могилой. Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (1:3:12): «Душа, всё время, пока она находится в теле, в этом мире, где зло пристало к ней так, что невозможно с ним окончательно расстаться, тоже темна и нема. И несмотря на то, что посредством добрых дел, совершаемых человеком, душа приобретает достоинство и совершенство – приобретение это не может раскрыться, и душа не может засиять там светом, который подобает ей по её истинному достоинству, поскольку душе доступна истина. Всё это остаётся скрытым в её сущности до времени, когда будет дано открыться. Однако препятствие (для раскрытия) не связано с душой, препятствие в теле, и само тело страдает из-за этого, поскольку всё это время не получает очищение, которое ему полагается… Однако когда душа покинет тело и направится в мир душ, то раскроется и засияет своим светом, так, как следует ей по делам её. И от того, что постигает во время нахождения там, она снова набирает силу, потерянную ей в теле, и приобретает готовность к тому, что предстоит ей сделать в час воскрешения, так что когда придёт время вернуться в тело, она сможет совершить действие, подобающее ей, т.е. очистить тело».
[17] Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же, п.13): «Поэтому, когда вернётся в тело (душа) – не уменьшится и не скроется (из-за телесных препятствий), а войдёт в него во всём сиянии и силе. И тогда сразу очистит тело великим очищением… так, что сразу по приходу души в тело станет человек достойным и возвышенным, а тело сразу получит первоначальное очищение и возвысится над всем тем, что было в нём в первой жизни. И будет это очищение соответствовать всем добрым делам, уже сделанным…, а затем оба (душа и тело) будут возвышаться так, как следует находящимся на этой ступени».
[18] В мире душ.
[19] «Всевышний опускает тело в землю так, что оно полностью разрушается, и выходит из него вся грязь зла». В этих словах из «Утерянного мидраша» объяснены приготовления, происходящие с телом и душой перед воскрешением: 1) душа, после того как она освобождается от оков тела в мире душ, восполняет свои достоинства; 2) смерть и распад тела в могиле предназначены для того, чтобы очистить его от грязи.
[20] Рабейну объясняет, что получение главной награды ***** происходит после воскрешения мёртвых, когда тело уже очищено. Тогда тело и душа будут вместе совершать бесконечное восхождение, как объяснено далее. Возвышение души, её раскрытие и наслаждение в мире душ, где души ожидают воскрешения мёртвых, не являются главной наградой. Это возвышение готовит душу к её роли после воскрешения – очищению тела. А главная награда будет после этого, когда оба вместе удостоятся истинного совершенства. Как говорит Рабейну в книге «Путь Всевышнего» (там же, п.11): «…однако истинного совершенства, предназначенного для достойных его, ни тело, ни душа не могут достичь по отдельности, а только снова соединившись вместе после воскрешения».
[21] Душа в силу своей сущности обладает достаточной силой осветить, очистить и изменить сущность тела даже без добрых дел в этом мире. Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же): «Однако ты должен знать, что даже сейчас, когда душа входит в преходящее тело, несмотря на то, что она (душа) ещё не достигла совершенства своими делами, одним только собственным сиянием и достоинством она могла бы принести материи великое очищение, такое, что покинула бы рамки рода человеческого. Однако установление Всевышнего связывает её, скрывает её силу и уменьшает сияние – так, что очищение тела не происходит».
[22] Так говорит Рабейну в статье «Путь древа жизни»: «И если бы в сердцах людей были достаточные знания, они бы никогда не грешили, дурное начало даже не было бы близко им и не владело бы ими, как оно не владеет ангелами». *****
[23] Иными словами, исчезновение дурного начала в будущем произойдёт из-за увеличения знаний, поскольку только недостаток знания даёт ему возможность существовать и развиваться.
[24] Поэтому народ Израиля уподобляется луне, у которой отобран собственный свет и которая светит намного слабее до тех пор, пока в будущем собственный свет не вернётся к ней и она не будет светить во всю силу, – так же души Израиля в будущем поднимутся на свою настоящую ступень. См. молитву «Благословение луны».
[25] В будущем мире открывается свет исполнения заповедей, который был скрыт и недоступен, пока душа была заперта в теле в этом мире.
[26] Возвышение души в мире душ будет соответствовать Торе и заповедям, приобретённым ею в этом мире; и в соответствии с полнотой этой меры она сможет очистить тело и возвыситься после воскрешения. Раскрытие и дополнительное очищение души, исполнившей небольшое количество заповедей, не будет таким же, как у души, которая удостоилась многих заповедей. И это законная награда, полученная по справедливости в зависимости от её дел, и это же наказание для души, не совершившей много добра, наказание, о котором написано «каждый обжигается о шатёр товарища» (т.е. каждый завидует тому месту, которое тот удостоился занять) (Баба Батра 75:1). *****
[27] В мире душ. Благодаря этому душа готова сыграть свою роль – очистить тело в час воскрешения.
[28] Здесь мы пришли к ответу на вопрос (п.71), в чём заключаются польза и восполнение для самой души. Очищение тела возвышает не только само тело, оно также приносит возвышение и восполнение самой душе. Благодаря тому, что душа очищает тело, тело не затеняет свет души (т.е. не ослабляет его), и у души появляется сила вернуться к прежнему совершенству. *****
[20] Неся добро телу, душа добавляет совершенство к тому совершенству, которым обладала изначально. Как сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же, п.12): «…ведь свойство совершенства – нести добро и совершенство другим. Кроме того, такое свойство присуще душе в силу её природы и законов, ради этого она создана, а всякое создание совершенствуется тогда, когда осуществляет то, что определил ему Создатель, и несовершенно всё время, пока не выполняет этого». Если так, то в будущем, когда душа очистит тело, она не просто вернётся к сияющему совершенству, которым обладала до того, как её уменьшили перед входом в тело. Душа приобретет ещё большее совершенство, поскольку превратится из принимающей в несущего и изливающего совершенство телу, и этим она становится причастной к качеству, создающему совершенство. Как следствие вышесказанного нам открывается фундаментальная идея: этот процесс создаёт для души возможность бесконечного роста и увеличения совершенства. Ведь поскольку душа совершенствует тело, она сама совершенствуется, а из-за дополнительного совершенства появляются у неё новые силы, чтобы ещё больше очистить тело! И она снова возвышается, очистив тело ещё больше. Таким образом, душа удостаивается «подниматься всё выше и выше, прибавляя силу к силе и достоинство к достоинству». *****
[29] Ещё находясь в теле, душа увеличивает своё совершенство в «Зеир анпин» посредством выполнения Торы и заповедей, в дополнение к совершенству, заложенному в неё изначально в соответствии с её сущностью. Таким образом, перед нами три периода возвышения души посредством добрых дел: 1) находясь в этом мире, возвышение в «Зеир анпин»; 2) в мире душ, когда она освободится от оков тела и сможет раскрыться и восполниться светом Торы и заповедей, приобретённым ей в этом мире; 3) в час воскрешения, когда она возвышается и совершенствуется благодаря тому, что очищает и возвышает тело.
[30] Очищение тела Моше проявлялось в том, что кожа на его лице излучала свет. Ханох и Элиягу очистили тела так, что смогли вознестись с ними на небо – в духовный мир, как объясняется в п.70.
[31] В п.62 была затронута тема сущности человека, его дел и плодов его труда. Сначала было в общем объяснено воскрешение мёртвых, поскольку это плод труда человека. Теперь необходимо закончить объяснение сущности человека и его дел в разные периоды времени на различных уровнях; дел, которые создают и готовят награду во время воскрешения. *****