Даат Твунот — 3 — Всевышний хочет, чтобы человек восполнил себя

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

2320

Для того, чтобы принести человеку добро, хотел Всевышний, чтобы он восполнил себя

  1. Сказал разум: В первую очередь необходимо разобраться с сущностью человека[1] и миссией, возложенной на него, чтобы понять, в чем заключается желаемый результат всего этого. [2]4*
  2. Сказала душа: Эти вопросы действительно требуют детального рассмотрения.
  3. Сказал разум: Фундамент, на котором стоит всё здание[3] — это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и всё созданное для него[4]5*, и это само по себе будет его заслугой и его наградой[5]. Заслугой – потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства, и достигнув его, насладится только плодами своего труда и своей долей в работе. Наградой – потому что в конце концов он станет совершенным[6][1] и будет наслаждаться этим вечно.
  4. Сказала душа: Фундамент [7]6* этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нём возведённое. ***** Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли объяснение тому, что замысел Всевышнего был именно таким?
  5. Сказал разум: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Создатель, благословен Он, создал нас?
  6. Сказала душа: Так дай же ответ на оба этих вопроса.
  7. Сказал разум: То, что доступно здесь нашему пониманию[8][2] — это то, что Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра – нести добро другим. В этом замысел Всевышнего – сотворить создания, чтобы нести им добро[9][3]. Ведь если нет того, кто получит добро – нет благодеяния. ***** Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3)[10][4]: «Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему».
  8. Сказала душа: Сердце принимает твоё объяснение, теперь продолжай[11].
  9. Сказал разум: Из предисловия, сделанного нами,[12] следует, что объектом нашего исследования, требующим глубокого понимания, является несовершенство, [13]8* изначально заложенное в творении, и его исправление.

Необходимо понять природу этого несовершенства и его следствия, и в чём заключается исправление Творения, и каковы пути этого исправления и его последствия.

  1. Сказала душа: Я думаю, что сначала надо понять природу совершенства, которого достигнет человек, когда выполнит свою миссию и освободится от трудов. Тогда всё, упомянутое нами выше, прояснится само собой. Ведь это очевидно: то, чего достигнет человек в конце, и есть то, чего недостаёт ему в начале, и раз уж этого недостаёт, нужно стремиться приобрести его. *****
  2. Сказал разум: Верно говоришь. Однако в нынешнем состоянии мы можем понять совершенство только в общем виде[14], и не можем понять его частности. Но, с другой стороны, общего знания о совершенстве достаточно, чтобы понять несовершенство во всех его аспектах. Ведь, в конце концов, любое несовершенство — это отсутствие совершенства.
  3. Сказала душа: Тогда говори о совершенстве.
  4. Сказал разум: Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста – причастность человека к святости Всевышнего[15][5], благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: «Тогда насладишься в Господе» (Йешаягу 58:14), «Сядут праведные перед лицом Твоим» (Псалмы 140:14), «Полнота радостей перед Тобой» (Псалмы 16:11). ***** И есть ещё много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: «Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего» (Брахот 17:2). И рассуждая, ты придёшь к тому же. Душа человека — не что иное как часть самого Всесильного, и всё, к чему она стремится — вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого порождённого объекта – стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружёны в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство – причастность к Творцу, так недостатки – удалённость от Него и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он. Это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству[16].

Здесь, однако, пришло время сделать одно очень важное предисловие.

  1. Сказала душа: Что за предисловие?
  2. Сказал разум: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и всё созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсолютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Своё совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум. *****

Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею[17][6], а именно то, о чём сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13:2): «Шаддай[18]*– тот, который сказал миру: «Достаточно!»». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец). Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только хотел Он творить в соответствии с силой своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил. Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую[19] силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям.

  1. Сказала душа: Сказанное тобой не подлежит сомнению, ведь то, что Создатель всемогущ во всех отношениях и Его возможности не поддаются никаким ограничениям, является одной из основ веры. И всё, что видим мы, созданное в определённой мере и границах, не отражает истинную мощь Его, а соразмерно замыслу.
  2. Сказал разум: Теперь сформулируем вкратце рассмотренный принцип, с тем чтобы перейти к следующему положению, не менее важному. *****

Вот этот принцип: Всевышний, благословен Он, сдержал себя, точнее, сдержал свою способность создавать, и создал не по мере силы своей, а так, как хотел и задумал, и, кроме того, сделал создания несовершенными, с тем чтобы они восполнили себя сами. Тогда совершенство станет их наградой за труд, вложенный в его достижение. И всё это сделал Всевышний из желания принести человеку совершенное добро.

  1. Сказала душа: А теперь выслушаем следующее положение, о котором ты говорил.
  2. Сказал разум: Настало время понять, где человек находит силу, позволяющую ему восполнить свои недостатки, если он создан несовершенным[20]! Однако предупреждаю тебя: задав этот вопрос, мы отправляемся в море огромное и неизведанное, поскольку много очень серьёзных понятий предстоит освоить нам, пока не доберёмся до ответа. И тебе придётся запастись терпением для понимания вещей в нужном порядке. Таков путь мудрости — постигать идеи одну за другой, до тех пор, пока в конце они не соединятся воедино в свете совершенного знания, ради которого потребовались все введения и предпосылки.
  3. Сказала душа: Поясняй в необходимом порядке, а я буду внимать с терпением и усидчивостью.
  4. Сказал разум: Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет всё то наслаждение, о котором мы говорили[21]. И пойми, что это очевидно, ***** ведь не может созданный как мы с тобой постичь всё совершенство Творца, благословенно имя Его. Как сказано в книге Иова (11:7): «Разве возможно постичь Всесильного, исчерпать того, чьё имя – Шаддай?» И выходит, что всё, постигнутое созданным, не будет даже каплей из моря великого совершенства Создателя, благословенно имя Его.
  5. Сказала душа: Это ясно всякому мудрому сердцем, и уже сказано (Псалмы 106:2): «Кто перескажет могущество Всевышнего?».
  1. Сущность человека – тело и душа, миссия – Тора и заповеди (восполнение себя).
  2. 4* Чтобы понять пути правосудия, необходимо знать, какова миссия человека, поскольку Всевышний судит человека в соответствии с тем, насколько он эту миссию выполняет.
  3. Здание служения (миссии).
  4. 5* См. в книге «Путь праведных» (ч.1): «И если он владеет собой, и приближается к Создателю, и пользуется миром только как инструментом в служении Творцу – он возвышается, и сам мир возвышается с ним».
  5. Заслуга в том, что человек удостаивается награды не как подарка, а как платы за его служение
  6. [1] Это суть принципа «награда за исполнение заповеди – заповедь»: духовное совершенство, приобретаемое человеком посредством исполнения заповеди, и необычайное наслаждение, связанное с ним – удостоиться света лица Царя жизни – сами по себе являются наградой для человека. Как сказал Рабейну далее (п.40): «Пойми: награда за исполнение заповеди – заповедь, т.е. освещение лица Его,….выполнение заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив всё, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни» (см. там, прим. 49). Таким образом, человек сам создаёт своё совершенство, которое и является его наградой, и так же объяснено в книге «Нефеш а-хаим» (врата 1, гл. 12), и в книге «Руах а-хаим» рабби Хаима из Воложина.
  7. 6* Фундамент миссии по восполнению себя. *****
  8. [2] «То, что доступно пониманию»: наша способность постигать ограничена, мы не можем постичь ничего из самой бесконечной сущности Всевышнего. Как ограничен всякий созданный в сущности и бытие, так же ограничена и его возможность постигать, он не может понять ничем не ограниченную бесконечность, собственно мысль и желание Всевышнего. (См. «Ликутей Агро», конец комментария к «Сифра де-Цниюта», издание Вильно, о тайне ограничения (этим словом мы переводим каббалистическое понятие «цимцум»), цитата: «И известно, что как Он бесконечен, так и желание Его…»). Поэтому Рабейну подчёркивает: то, «что можно постичь», другими словами, то, что Всевышний открыл нам в соответствии с нашей способностью постигать. Тот же момент Рабейну подчёркивает в книге «Клалей Питхей Хохма вэ-Даат» (Клаль 1) о намерении Всевышнего при творении: «То, что известно нам о намерении Создателя, благословен Он, в этом…» (смотри там).Таким образом, приведенные здесь слова «свойство добра — нести добро другим» не говорят о собственно сущности Всевышнего, поскольку Он не ограничен свойствами, и это не более чем способ показать, что Всевышний — совершенное добро, и, следовательно, закон «свойство добра — нести добро другим» — это принцип, который создал и открыл нам Всевышний в соответствии с нашей способностью постигать, дабы мы могли понять эти качества и стать причастными к этим путям, которые открыл нам Творец, и могли понять, как исполнить Его волю, открытую нам в этом. (Так же объясняется в книге Аризаля «Эц Хаим», это приведено ранее в прим.5: «Когда возникло желание Его, благословен Он, создать мир, дабы принести добро созданиям, чтобы узнали они величие Его и удостоились присоединиться к возвышенному, стать причастными к Нему, благословен Он…» — раскрытие качества доброты происходит для того, чтобы научить нас, как стать причастными к Нему, идя Его путями). Это будет объяснено далее в пп. 46 и 80, и смотри также примечания [18] и [19]

  9. [3] Аналогичную мысль находим в книге «Пути праведных», начало главы 1: «Человек создан только для того, чтобы насладиться Всевышним…» ***** и т.д. Так же объяснено в книге «Путь Всевышнего», часть 1, гл. 2 (там же смотри об ещё одной причине дарования выбора человеку).
  10. [4] Это высказывание Иерусалимского Талмуда приводят Тосфот в трактате Кидушин (36:2). См. также «Магид Мейшорим» от р. Йосефа Каро, благословенна память его. Сказал ему ангел: «Души до прихода в этот мир подобны тем, кто ест хлеб царя, не заработав его. Для того, чтобы избавиться от этого позора, необходимо прийти в этот мир, заниматься Торой и заповедями, исполнять их и хранить, и тогда будут есть хлеб без стыда. И пишет Рейш Йонат Элем: «слово позор (херпа) переводится на арамейский язык как «хасда» (слово «хесед» обычно означает «милость, милосердие», однако это же слово может иметь значение «позор»)».
  11. Продолжай объяснять, в чём состоит миссия человека.
  12. О том, что человек должен восполнить себя.
  13. 8* Раз задача человека состоит в том, чтобы восполнить себя, обязательно должно существовать несовершенство. *****
  14. Т.к. всё время, пока находится человек в материальном мире, он не может понять сущность чистого и духовного совершенства, которое есть причастность к Всевышнему и наслаждение присутствием Всевышнего, как сказано: «Не может увидеть Меня человек и остаться живым» (Шмот 33:20). Однако для служения нам достаточно общего представления о совершенстве, с тем чтобы понять все аспекты недостатков, отдаляющих нас от совершенства, и увидеть работу по их исправлению, возложенную на нас.
  15. [5] В книге «Путь Всевышнего» объясняет Рабейну, что совершенство (то, которого может достичь человек) и причастность (к Всевышнему) — это одно и то же. «Однако кроме того, что создание, достигшее совершенства, становится достойным причастности к Создателю из-за уподобления Ему, — посредством приобретения совершенства оно углубляет причастность, так что в конце концов приобретение совершенства и состояние причастности к нему — это одно и то же. Это так потому, что сущность Всевышнего — это истинное совершенство, как мы сказали, и всякое совершенство может относиться только к Нему, как относится ветвь к корню, т.е. несмотря на то, что не достигает совершенства корня (т.е. источника совершенства), является его продолжением и порождением… поэтому это создание (человек) находится в равновесии между восполнением и недостатком, которые есть порождения освещения и сокрытия (света Его). Усиливаясь в восполнении и приобретая его своими силами, оно (создание) «держится» за Всевышнего, который является корнем и источником совершенства, и чем больше восполнение – тем сильнее причастность к Нему, т.к. что достигнув полного совершенства, оно (создание) достигает полной причастности, и оказывается причастным к Нему, благословен Он, и наслаждается Его добром, и достигает совершенства «в Нём», и оно само становится хозяином (владельцем) добра и своего совершенства». *****
  16. «Путь праведных» (ч.1): «И если посмотришь ещё, то увидишь, что истинное совершенство — это только причастность к Нему, благословен Он… однако для того, чтобы удостоился человек этого блага, ***** следует ему прежде потрудиться и в поте лица своего постараться приобрести его. Это значит, что должен он постараться достичь причастности к Всевышнему посредством дел, которые к этому приводят, т. е. исполнением заповедей… и насколько он возобладает над своим дурным началом и вожделениями, и удалится от того, что отдаляет его от добра, и постарается стать причастным к Нему, — настолько он постигнет Всевышнего и возрадуется в нём».
  17. [6] Здесь объяснены две стороны ограничения (цимцум), упомянутые в книге «Клалим Ришоним» (см. примечание [15]). Одна сторона – что не создал создания сообразно Создателю, т.е. так, как следовало бы действовать Ему, благословен Он, ведь тогда не было бы у них границ и размеров, а создал их сообразно созданным, т.е. такими, какими подобает быть созданным. И вот «иное знание», содержащееся здесь: с точки зрения того, что создание – дело рук Всевышнего, Творение распространялось безгранично, пока Всевышний не остановил его, т. е. прекратил его распространение. Другая сторона объяснена выше – что не создал создания изначально наделенными полным совершенством, ***** даже по критериям самих созданий, а создал с недостатками, дабы была у них возможность работы – восполнить себя. *****
  18. * Это одно из имён Всевышнего, и его запрещено произносить в обыденной речи, принято говорить «Шаккай» (пер.)
  19. Т. е. без конца и без границы. *****
  20. Поскольку человек создан с недостатками – откуда в нём стремление и способность восполнить себя? Ответ дан в п.70 и п.72; см. там примеч. 117, а также п.158 и примеч. [42].
  21. Выше, в п.24, объяснил Рабейну, что благо, которого удостоится человек — это совершенство: ***** «причастность человека к святости Всевышнего». В п.34 объяснено, что постижение славы Всевышнего, это постижение Его единства поскольку именно это качество можно постичь в ясности, в отличие от других. Здесь делается введение: поскольку мы не можем постичь всё Его совершенство, то всё наше постижение Его качеств (то которое будет бесконечно углубляться и расширятся в будущем) это только постижение малой доли Его бесконечного совершенства. Это относится так же и к постижению единства, ведь и в нём есть бесконечная глубина постижения , малая доля которой откроется нам в будущем, как объяснено далее в п.54. Вместе с тем, то, что мы постигнем в единстве – постигнем с ясным пониманием, как это объясняется далее.

http://www.beerot.ru/?p=38830