Даат Твунот — Пути правления Правосудия и Любви

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1569
  1. Сказал разум: Теперь завершим рассмотрение системы законов правления Его, благословен Он. И скажем так: после того, как установила воля Всевышнего границы зла и его рамки, за которые оно не может выйти, установил Всевышний справедливое правление, необходимое миру всё время, пока существует зло в Творении. Однако всё, что хотел Всевышний от зла – чтобы оно существовало на протяжении некого ограниченного Им периода времени, а затем исчезло, и с самого начала существования мира Он направляет его к счастливому концу, когда зло перестанет существовать. Это один из образов правления, уже упомянутых нами ранее, когда мы говорили о раскрытии единства Творца, благословен Он. Однако всё время, пока существование зла желанно Ему, необходим ещё один, альтернативный образ правления, ведь зло существует не напрасно, а для того, чтобы создать возможность служения человека. И поэтому необходим здесь образ правления Всевышнего, во всех аспектах соответствующий цели служения человека[1].

 Безусловно, нет Всевышнему никакой пользы от добрых дел, и дурные дела ничего у него не отнимают[2], ведь уже сказано в книге Иова (35:6-7): «И если согрешил ты, что это сделает Ему? И если был ты праведен, что это даст Ему?». Просто Он, Благословенный, создал особенный образ правления, построенный на особенных законах и принципах, которые, как Он знал, подходят для Его цели. И именно в рамках этого правления возникают такие явления, как заслуга и вина человека, и можно сказать, что исполнение заповедей приносит пользу, а нарушение – ущерб. Не имеется ввиду польза или ущерб для самого Творца, благословен Он, но польза или ущерб с точки зрения того, что Он хочет сделать с ***** нами[3]. Это то, что имели ввиду мудрецы, сказав: «Когда Израиль выполняет волю Всевышнего – добавляет силу Высшему могуществу»[33]. (Ялкут Шимони, Гаазину, конец п. 945) И это даже не потому, что Он не может действовать вне соответствия с делами нижних, а потому, что не хочет поступать по-другому. И поэтому называем мы добрые дела славой Всевышнего[4], а дурные – наоборот. И выходит, что первое, что создал Всевышний в этом образе правления, – это  существование пользы, которую могут принести добрые дела, и ущерба, который могут принести дела дурные, могут, а не обязаны, поскольку всё это создано и существует только по воле Его. И называется это правлением добра и зла. Добро – это исправленный порядок и всякая польза, проистекающая из добрых дел, а зло наоборот – всякий ущерб, проистекающий из преступлений.

 Далее следует упорядочить понятие о награде и наказании, т.е. установить, что такое добро, служащее воздаянием за исполнение заповедей, и что такое наказание, предусмотренное за их нарушение[5]. И то, и другое должно существовать в двух проявлениях – награда и наказание этого мира ***** и истинное воздаяние в мире будущем. Необходимо ввести иерархию различных состояний людей, добрых и злых, с точки зрения их близости к Всевышнему или удалённости от него, в чёткой градации соответственно их поступкам. Необходимо также установить, какое исправление необходимо для испорченных, т.е. принципы раскаяния или принятие несчастий в этом мире или в мире будущем. Всё это необходимо для Б-жественного правления всё время, пока существует зло. И уже из одного этого ты видишь, насколько глубока мудрость, необходимая для прояснения всех этих вещей.

 И всё это не говоря об ещё более глубоком образе высшего правления миром, том, который приводит всё сущее к полному исправлению и к совершенному исчезновению зла заодно с соответствующим его наличию образом правления. Этот порядок правления основан на сокрытии  высшего совершенства и последующем его раскрытии. Время, отведённое этому образу правления – это время всего круговорота[6], т.е. всего процесса, происходящего от сокрытия высшего совершенства до раскрытия его, как мы уже объяснили в соответствующем месте. Итак, перед тобой два образа правления, которые нам необходимо прояснить, если не во всех тонкостях, которым нет числа, то по крайней мере их общие принципы, насколько это нам доступно.

  1. Сказала душа: Обе эти основы велики необычайно и несомненно содержат в себе огромную мудрость и глубокие знания[7].
  2. Сказал разум: Мы начнём с правления «награды и наказания», которое более открыто нашим глазам.
  3. Сказала душа: Говори, я слушаю!
  4. Сказал разум: Представлю тебе сначала две основы этого образа правления, в которых мы на самом деле различим три, и лишь затем перейдём ***** к подробностям, с тем, чтобы с самого начала путь, лежащий перед тобой, был ясен. Поскольку Всевышний воздействует на нас в особенном порядке и желанными Ему путями, необходимо различать два рода законов, заложенных в этом воздействии. Первый – это всё, что зависит от Его действий, т.е. пути и законы Его влияния. Второй – это всё, что связано с нашим восприятием и реакцией, т.е. пути и законы принятия нами Его влияния[8].

 Однако первый закон, закон Его влияния, на самом деле несёт в себе два закона. Связано это с тем, что сказано (Дварим 8:5): «Подобно тому, как человек наказывает сына, Всесильный, Господь твой, наказывает тебя». Т.е. наказание, которому подвергает Всевышний Израиль, – это не месть и не удары врага, напротив, это следствие любви к нам, подобной любви отца к сыну. «Жалеющий розгу ненавидит сына, а любящий его наказывает с малых лет» (Мишлей 13:24). Как ты видишь, именно любовь рождает наказание, т.е. то, что мы видим как наказание, происходит от любви, которая скрыта от нас. Это имеет два позитивных следствия: а) само наказание, даже во время его приведения в исполнение, не происходит в ярости, а сильно смягчено скрытой любовью, не позволяющей возобладать гневу и жестокости; б) поскольку даже в час суда над созданными намерение Всевышнего – проявить милость и принести добро, то иногда, когда Всевышний видит, что подсудимый не в силах вынести строгость закона, Он проявляет милосердие и не приводит закон в действие вообще. Это смысл высказывания (Авода Зара 3:2): «Встаёт с трона суда и садится на трон милосердия»[34]. Теперь нам необходимо подробно разобрать все три закона[9].*****

Однако прежде я сделаю введение, которое потребуется нам для всех последующих объяснений. И введение это понятно всем привычным к мудрости и её риторике[10].

  1. Сказала душа: Говори!
  2. Сказал разум: Великий учитель наш, Рамбам, обратил внимание, что понятие «рождение»[11] можно встретить в Писании даже в тех местах, которые ничего общего с собственно рождением не имеют. И так сказал он («Наставление заблудших»): «Понятие «рождение» используется аллегорически для обозначения сотворения природных объектов, например: «До того, как были рождены горы» (Псалмы 90:2). И также применяется это понятие для обозначения новых идей, неизбежно возникающих на базе прежних знаний: «И рождает ложь» (Псалмы 7:15), или «Чужеродными идеями довольствуются» (Йешаягу 2:6)»». Как видишь, этот термин и другие, подобные ему, можно использовать по отношению к идеям. Т.е. если появление новой идеи можно назвать рождением, то существование этой идеи в потенциале, когда рождение ещё только предстоит, можно назвать беременностью (ср. с русским «чревато»), как сказано в Псалмах (7:15): «Понесла обманом и родила ложь». Ведь если уж понятие заимствовано, то это касается всех его аспектов. Кроме того, как известно, всякий правильный вывод имеет родителей – верные предпосылки. Т.е. порождение (вывод) до появления на свет потенциально существовал внутри родителей, а рождением своим этот потенциал реализовал. *****

 Более того: несмотря на то, что достижение совершенства есть некое добавление к сущности самой вещи (ведь вещь могла бы существовать и несовершенной), однако и то, и другое, т.е. и существование вещи, и восполнение её восходят к одному источнику. Поскольку причина, вызывающая бытие – это та же причина, которая восполняет вещь до совершенства и поддерживает её существование. И достижение совершенства, следственно, возможно только как результат завершения процесса рождения, совершаемого источником. Когда источник произведёт на свет всё, что он в состоянии произвести на свет, порождение его достигнет совершенства[12]. И это очевидно любому, привычному следовать путями мудрости.

Вместе с тем, как ты уже слышала ранее, всё сущее связано друг с другом так, что одно следует за другим, и более того, одно происходит и рождается из другого. Всё связано в один узел и обладает общим бытием, которое может достигнуть совершенства только при наличии абсолютно всех деталей. Именно этим обстоятельством определяется вся красота и многоплановость мира, как мы уже объясняли ранее[13]. Это даёт нам широкие возможности для размышления и погружения в мудрость Творца, проявленную в Творении. Поскольку любая деталь в порядке Б-жественного управления миром обусловлена чем-то другим, предшествующим ей в порядке управления, мы назовём это причиной и прародителем, и именно эта причина рождает и восполняет до совершенства обусловленное и рождённое ей явление[14]. Это и есть приготовленный Творцом механизм, упомянутый мной ранее, который пронзает всё, от вершин небес до глубины земли, поскольку все создания, верхние и нижние, возвышенные и низкие, связаны друг с другом, порождают и ***** обуславливают друг друга. Таким образом, когда проявит Благословенный одно из своих влияний, мы различим в этом не только воздействие, произведённое им в мире, но и дополнительные явления, породить которые – в природе этого влияния. И во всех следствиях этого влияния в бытие всегда будет «просматриваться» также и явление, включенное в его природу дополнительно[15]. А когда Благословенный захочет и проявит это дополнительно заложенное явление, то оно проявится в мире в более чётком и законченном виде, как следствие обновления влияния. Другими словами, то, что в начале только «просматривалось» как побочный результат первого влияния, теперь раскроет свою сущность в действии[16]. Посредством этого мы также увидим разницу между его (этого явления) сущностью в несовершенном и совершенном виде. Это достаточно просто для знающих пути мудрости и чудеса её.

 Однако если размышлять о Творении с учётом этих путей и законов, то откроется мудрость великая и глубокая, и станут понятны многие тайны Торы, и разрешатся многие сомнения и сложности, которые касаются путей правления Всевышнего и веры, существующие у людей, не знакомых с приведенными выше понятиями[17].

[1] Рабейну предваряет объяснение образа правления правосудия, которое последует в следующих пунктах, тем, что правление правосудия, действующее на протяжении шести тысяч лет, даёт существование злу для того, чтобы сделать возможными свободу выбора и служение. Поэтому необходимо понять пути правосудия в контексте существования зла в наше время. Правление единства – это правление, которое с самого начала Творения скрыто. Направление его действия – уничтожение зла, и оно направляет все возникающие во времени события к одной цели – раскрытию единства посредством уничтожения зла. Два этих образа правления действуют в определённом смысле противоположно. Один уничтожает зло, другой – даёт ему возможность существования. Вместе с тем они совместно действуют в каждом событии, один скрыто, другой же открыто, как объяснялось ранее в пп.48-54.

[2] До того, как объяснить образ правления «награды и наказания», ***** Рабейну объясняет, что исправления и разрушения, производимые человеком, существуют для него же. Сначала была создана возможность исправлений и разрушений, которые будут проистекать из поступков человека, а затем была установлена награда и наказание за эти поступки.

[3] Так говорит Рабейну в книге «Клалей Питхей Хохма вэ-Даат»: «И для того, чтобы люди могли заслужить (награду), создал Он сфирот, которые есть единая сущность, подобная системе труб, которая в исправленном состоянии проводит влияние Создателя к созданному Им объекту» – Всевышний создал разные пути влияния, т.е. сфирот, например, добро, правосудие, милосердие, и наши поступки могут либо исправлять эти пути, либо разрушать их, и таким образом послужить причиной усиления влияния или его уменьшения. Это возможность пользы или вреда от наших поступков, которую Всевышний изначально создал в образе правления.

[33] Другими словами, добавляет силы и возможности доброму влиянию для осуществления справедливого правления. Это исправление, которое вызвано нашими делами в рамках самого правления правосудия. Это аспект, называемый гвура (могущество) или дин (закон), как сказано: «Потому что у Тебя, Всевышний, Величие, Могущество и Великолепие» (т.е. хесед (доброта), дин (суд, закон), рахамим (милосердие); однако дела наши ничего не добавляют самому Всевышнему. *****

[4] После того, как Всевышний создал и открыл нам это желание – принести нам добро в соответствии с нашими добрыми делами, они называются славой Всевышнего. Когда мы посредством добрых дел делаем себя достойными того, чтобы излить на нас добро, то тем самым приводим к исполнению Его желания нести нам добро. Исполнение желания Всевышнего – это Его слава, см. выше в конце п.58 и прим. [19].

[5] После того, как установлено, что наши дела вызывают исправление ***** или разрушение путей влияния Всевышнего (см. прим 304), необходимо установить и создать доброе влияние, которое придёт к нам по исправленным путям или наоборот.

[6] Для всякого движения «колеса» событий (т.е. каждого нового события, происходящего в мире), кроме того, что оно является событием в системе правления награды и наказания (т.е. каждое событие несёт в себе то, что должно произойти исходя из законов награды и наказания), главное – это правление единства, шестерни которого движутся, приближая конечную цель (т.е. то же событие, которое обусловлено системой награды и наказания явно, имеет своим главным значением приближение раскрытия единства, хотя это и невозможно заметить). См. объяснение выше, п.58.

[7] Правление правосудия и правление единства. *****

[8] См. в начале п.158.

[34] См. книгу «Томер Двора» раби Моше Кордоверо, где говорится о качестве «не держит Свой гнев долго»: «Видим мы в дни Йеровама бен Йоаша, что Всевышний вернул Израиль в его границы, ***** а они служили тельцам. Он проявил милосердие к ним, а они не раскаялись. Если так, зачем проявил милосердие? Ради этого качества: «не держит Свой гнев долго». Наоборот, Он ослабляет гнев, даже если грех всё ещё существует, и не наказывает, а милосердно ждёт – может быть, раскаются… Как видим, Всевышний может относиться к нам мягче или жёстче, и всё ради блага Израиля». Это важное правило для понимания правления Всевышнего в те периоды, когда милосердие сменяет гнев, несмотря на то, что (люди) ещё не раскаялись. *****

[9] Два закона влияния: а) наказание; б) любовь, отменяющая суд. И добавляется к этому третий закон – принципы принятия влияния, т.е. законы созданных, установленные в соответствии с необходимостью принятия ими влияния. *****

[10] =логическим доказательствам.

[11] Это предисловие о духовном значении понятий «беременность», «рождение» и «взросление» призвано объяснить соотношение различных качеств правления Всевышнего, которые рождаются одно из другого и влияют одно на другое, как объясняется дальше. *****

[12] Другими словами, не только сама порождённая сущность (следствие) происходит от причины, но и её совершенство тоже. Несмотря на то, что совершенство это – дополнение к собственно бытию вещи, тем не менее это дополнительный уровень бытия этой вещи в более сильном проявлении. Поэтому причины совершенства порождённых тоже коренятся в породившем их источнике. Далее будут приведены выводы из этого предисловия.

[13] В п.124.

[14] Так же, как есть связь между всеми частями Творения, как объяснялось ранее, и все они упорядочены в иерархии, как корни и ветви, происходящие из корней, так же есть связь и взаимное влияние между путями правления Всевышнего, они порождаются друг другом, как следствие – причинами. Например, соотношение между качествами любви (доброты) и суда (правосудия): суд рождается из любви, поскольку доброта обязывает к тому, чтобы мир управлялся судом, для того, чтобы человек заслужил благо своими делами, а не как подарок (как объяснялось выше, п.18). Однако доброта не только порождает суд, но и «взращивает» его, т.е. восполняет его до совершенства, влияет на суд, так, чтобы он не был слишком строгим, иногда даже смягчает его, как объяснено в предыдущем пункте. Поскольку порождающая причина как постоянно поддерживает существование порождённого, так и восполняет происходящее от неё, т.к. это всё ***** входит в её закон. В соответствии с этим введением далее, в п.142, объясняются разные этапы качества правосудия и его отношения к качеству любви.

[15] Действующий образ правления включает в себя больше, чем мы видим сейчас в его действиях. Когда мы понимаем всё, что входит в его закон, – то знаем также всё, чему предстоит произойти в будущем.

[16] В начале действию только предстояло произойти из действующего образа правления как из причины, оно заключалось в нём скрыто – «только просматривалось». Когда Всевышний задействует этот образ правления с большей силой, реализует всё, что есть в его потенциале, то тогда упомянутое действие чётко проявится в реальности. Например, качество любви в скрытом, потенциальном виде содержит способность смягчать качество правосудия. Когда качество любви задействовано с большей силой, то эта мягкость практически реализуется в качестве правосудия, которое является порождением качества любви, и таким образом правосудие восполнится до совершенства.

[17] В следующем пункте на этой основе будут объяснены многие сомнения и трудности в понимании правления Всевышнего, которые появляются во время изгнания и сокрытия, когда, на первый взгляд, нет справедливости, злодею сопутствует удача и миром правит анархия. Такие состояния объясняются происхождением ***** правосудия из скрытой любви, его выходом из скрытого состояния в открытое. Таким же образом объясняются рождение и раскрытие освобождения из изгнания и страданий.


http://www.beerot.ru/?p=71759