Даат Твунот — Раскрытие единства и смысл сокрытия лика Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

1984
раскрытие единства

И то, во что человек обязан верить, по сути близко к тому, что мы уже сказали[1]: поскольку Творец, благословенно имя Его, совершенно независим в своих действиях, то ни одно из его созданий не может противостоять Ему даже посредством законов и порядков, Им же установленных.

Ведь Он – тот, кто их установил, и Он же может изменить и упразднить их в любой момент по своей воле. И это смысл сказанного в трактате Санедрин (67б): «Нет других, кроме Него… — даже колдовство». Несмотря на то, что в соответствии с порядком системы, созданной Творцом в высших мирах, колдовство способно на эту систему влиять (см. Санедрин, там же), как только Создатель желает этого — властвует сам, и колдовство теряет всякую силу, как будто оно никогда и не существовало. И только наивные могли заблуждаться и считать, что могут воспользоваться против Него инструментами Им же созданными[2]. Все их ухищрения – ложь, и не помогут они им, ведь Он — господин всего, и нет другого, кроме Него.

Именно это положение мы обязаны принять на веру. И прояснение этой истины провозглашается всеми деяниями, всеми актами творения ***** и обещаниями Творца[3] (ясное, т. е. не встречающее противоречий знание не требует веры; верить необходимо тогда, когда видимое человеком в мире как будто опровергает единство Всевышнего – примеч. пер.), как мы уже объясняли ранее[4]. И оказывается, что раскрытие Его единства и есть то, чего хочет высшая воля; в соответствии с этим намерением Он установил законы для созданных Им. А весь круговорот событий в этом мире – это именно то, что необходимо для достижения названной конечной цели. И можно сказать, что весь мир и все, что мы в нем можем понять, базируется на идее совершенного единства Создателя, которое Он хочет продемонстрировать перед глазами всех созданий. Следовательно, если понять, от чего зависит раскрытие единства Его, то поймем все законы творения, их порядок и их основу[5].

И еще увидим, как из желания Всевышнего именно таким образом построить мир и управлять им рождается все движение, упомянутое нами ранее, т.е. несовершенство человека, и восполнение его служения, и получение им награды – все, что было бы невозможным, будь порядок мироздания иным[6][8]. *****

37. Сказала душа: Этого я жду, горя желанием понять, как из раскрытия единства вытекает все остальное.

38. Сказал разум: Теперь нам необходимо понять смысл несовершенства, заложенного в Творении, и зла, ***** которое находим в нем[7]. Само их наличие не соответствует совершенству Создателя, и именно об это противоречие спотыкались злодеи, упомянутые выше, каждый согласно своей природе. Ведь совершенному Создателю, несомненно, следовало создать только добро. Сейчас я объясню тебе это. Когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, то подразумеваем, что нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет препятствий Ему, т.е. отрицаем все упомянутые выше ложные концепции. Следовательно, для раскрытия единства недостаточно подтверждения положительных качеств Всевышнего, но необходимо также отвергнуть все, что противоречит Ему. К определению всех остальных достоинств Всевышнего, о которых мы можем рассуждать, не имеет отношения отрицание их противоположностей. Например, к определению мудрости не имеет отношения понятие «глупость». Ведь мудрость мы определим как «заполненность сознания верными образами» (а не как «отсутствие глупости»). К определению доброты не имеет отношения зло, ведь суть ее — нести добро всем[8] (а не отрицать зло). Иначе с определением единства. Оно определяется через отрицание, то есть единство – это отсутствие других. Таким образом, определения других достоинств – это подтверждение добра как такового, а определение единства – это отрицание зла (т.е. отрицание силы, независимой от Творца или тем более противостоящей Ему).

Теперь ты видишь, что если бы целью Всевышнего было раскрыть другие составляющие Его совершенства, то поскольку все они состоят исключительно из добра и их определение – только подтверждение добра, сотворение зла для их раскрытия было бы невозможным. Но если цель Его — раскрытие единства, в определении которого есть отрицание зла, то сотворение зла становится возможным.

Отрицая безусловность Его существования и наличие у Него власти[9], зло служит полному раскрытию всех аспектов единства. И не впади в заблуждение, ***** подумав, что для объяснения мудрости необходимо показать глупость, а для объяснения доброты — жестокость, как будто невозможно распознать понятие, не прибегнув к его противоположности! Пойми, что для понимания достоинств добра необходимо понимание достоинств как таковых, а отрицание их противоположностей относится не к определению самих достоинств, а только к определению единства, которое по сути своей заключается в отрицании чего-либо, кроме самого Творца (и Его достоинств). Все эти определения – аспекты определения одного качества, а именно единства[10]. И тот, кто хочет это понять, не должен путать аспекты разных качеств.

39. Сказала душа: Несомненно, понимание зависит от верной классификации, и все категории и их аспекты необходимо отделить друг от друга, дабы понять их суть и суть явлений, от них происходящих. И несмотря на то, что высшему разуму не свойственен образ мышления человека, и не относятся к нему такие разграничения, мы, люди должны рассуждать свойственным человеку образом.

40. Сказал разум: Более того[11]: безусловно, Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий. И если бы Он сотворил мир таким образом, то запечатал бы уста всех созданных, и не могли бы они сказать ни слова о Его деяниях[12]. Ибо тогда было бы просто невозможным ***** какое-либо понимание Его путей. Ведь всемогущество Творца неподвластно нашему разуму и чуждо человеку, сознание которого ограничено его природой. Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того – чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке. Таким образом, Всевышний стремился действовать в соответствии с природой созданных и поэтому дал им возможность постигать дела Его и понимать их хотя бы немного, раз невозможно постичь больше. Доказательство этому – сотворение мира, а точнее то, как оно описано в Торе. Творец свидетельствует, что создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени и разделенными на «речения», а не одним «речением», как мог бы. Именно из этого следует возможность и необходимость проводить анализ Его действий, их причин и тем более следствий, различать все категории, виды и их аспекты, все согласно образу мышления человека.

Вернемся к нашей проблеме. Ты уже слышала, что когда мы говорим о единстве, то подразумеваем отрицание всего, кроме него. И это качество – общее для всех неисчислимых[13] проявлений Его совершенства.

Ведь во всем, что относится к достоинствам и является одним из аспектов совершенства, необходимо понимать, что Он – единственный, кто по-настоящему обладает этим достоинством, что нет противоположности этому, и нет силы, способной сдержать проявление этого качества. Все это следует из общего определения единства Всевышнего, которое мы приводили выше. Две вещи выучили мы из данного введения: а) уже объяснили мы, что единство – единственное из достоинств Всевышнего, к которому может иметь отношение создание чего-либо, что противостоит Его совершенству, в том случае, когда Всевышний хочет раскрыть достоинство единства с полной ясностью, во всех аспектах, б) по отношению к абсолютному единству любое другое достоинство Всевышнего является как бы частным случаем, а единство – обобщением. Ведь именно единство пронизывает абсолютно все достоинства Творца, как мы уже имели возможность понять ранее. ***** Во всех гранях Его совершенства, которому нет конца и предела, – во всем этом Он един абсолютным единством; нет никого, кроме Него, нет противоположности Ему и нет силы, способной препятствовать Ему, как мы уже объяснили[14]. Источник этого – в истинности Его существования, которое абсолютно необходимо и обязательно, и идея эта служит основой всему, что мы можем сказать о совершенстве, а также тому, о чем мы не можем говорить в силу непостижимости. Другими словами, нам известно, что Он единственный, чье существование абсолютно необходимо и безусловно. Он будет всегда, и не будет никого, кроме Него[15]. Это просто для всех последователей святой веры, и это знание еще потребуется нам в дальнейшем.

Как ты видишь, сила единства отличается от всех остальных проявлений совершенства; оно создает возможность существования несовершенства и путей его восполнения, служения и получения награды. Если бы высшая воля заключалась в том, чтобы раскрыть грани Его совершенства, то следовало бы Создателю творить только совершенные вещи в соответствии с тем совершенством, которое Он хотел раскрыть, и тогда в деяниях Творца не могло бы быть никаких недостатков. Ведь мы уже говорили, что к раскрытию любого другого достоинства, кроме единства, не имеют отношения недостатки. Когда же нет недостатка – нет места для миссии человека и нет места для получения награды. Именно из избрания единства как того аспекта Его совершенства, который будет раскрыт, последовало несовершенство в Творении. Возникла необходимость показать несовершенство, чтобы впоследствии отрицать его[16]. *****

Однако простое отрицание несовершенства еще не является полным проявлением совершенства. Полным оно сможет стать тогда, когда в конце концов совершенство Всевышнего уничтожит всякий недостаток и мир будет исправлен властью добра, не разделенной ни с кем и никаким образом. Только тогда раскрытие единства будет действительно реальным[17].

И вот что еще отсюда следует: Несмотря на то, что создания несовершенны изначально, их изъяны не будут вечными, а будет изъянами преходящими[18], то есть такими, которые исчезнут в любом случае[19], хотя путей их уничтожения много.

И пойми, где кроется корень[20] всего этого: несовершенство порождено сокрытием лика Всевышнего, который не хотел открывать его созданным сразу и тем самым немедленно дарить им совершенство. Напротив, Он скрыл Свое лицо и таким образом оставил их несовершенными. Жизнь – это свет лица Властелина, а сокрытие этого света – источник всех зол. Мы еще поговорим об этом в дальнейшем.[21] Но поскольку конечная цель сокрытия не оно как таковое, а последующее за ним раскрытие и удаление рожденного сокрытием зла, то установлено для него (сокрытия) предназначение – открыть скрытое лицо добра. Это может произойти посредством деяний человека, то есть через соблюдение законов и установлений, которые Он дал нам в своей истинной Торе. Выполнение этих законов ***** приводит человека к вечной жизни, поскольку награда за выполнение каждой заповеди – заповедь, а именно освещение лика Всевышнего, благословен Он, скрытое от человека в начале его создания. Ведь человек создан для того, чтобы трудиться, находясь под властью дурного начала, когда велико в нем зло, выражающееся во всевозможных недостатках, и он находится в отдалении от света жизни. Выполнение же заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни[22].

Но даже если человек не исправится, все равно откроется высшее единство. Ведь не навечно Всевышний скрыл от мира Свое лицо! Гневом прольется Его власть на тех, чьи души преступны, и будут они нести свой грех до полного исчезновения грехов с лица земли, либо склонят свои грубые сердца к раскаянию и будут жить[23].

И более того: поскольку смысл сокрытия лика – в открытии его и возвращении милосердия, то даже выбор, предоставленный нам сейчас, от которого зависят добро и зло (согласно большинству наших дел), не вечен[24]. Отведено ему время, определенное высшим разумом, время, достаточное для того, чтобы все созданные души исправились: кто через праведность, кто через осознание ошибок, а кто и через страдания. И срок этому – 6 тысяч лет, как сказали мудрецы, благословенна их память (Рош а-Шана 31:2; Сангедрин 97:2), а после этого обновит мир, ***** и будут люди подобны ангелам, а не ослам, и выйдут из плена грубой материи и всех ее дурных порождений, таких, как дурное начало и все, что от него происходит. И даже о днях прихода Машиаха[25] сказано у пророка (Йехезкель 36:26-27): «И удалю сердца каменные из тел ваших … и сделаю так, что будете следовать законам Моим». А мудрецы сказали (Шабат 151:2; Мидраш Коэлет 12:2): «Годы, о которых скажешь: «нет у меня в них желаний»[26] – это дни Машиаха, когда не будет ни заслуги, ни вины». И это понятно, ведь когда очистится человек от дурного начала, его служение станет неизбежным (перестав быть результатом выбора), и не будет ему за это положена похвала.

  1. Мы уже объяснили, что Святой, благословен Он, не ограничен законами награды и наказания и может действовать независимо от того, чего мы объективно заслужили своими делами. И также необходимо понять, что Он не ограничен законами природы и силами, получившими власть от Него, и Он может лишить человека возможности пользоваться ими против Его воли, когда это необходимо для достижения цели Творения.

  2. Против пятого заблуждения. *****

  3. Это обобщенный постулат нашей веры, в частностях же прояснение единства раскрывается через все дела созданных, обещания Торы и пророков.

  4. В п.34.

  5. Поскольку цель Творения – раскрытие единства Его, благословен Он, всякое создание появилось ради этого. Следовательно, если мы поймем все законы и частности путей раскрытия единства, то поймем роль каждого создания во всех деталях, и поймем законы всех созданий и мира. *****

  6. [8] Рабейну говорит, что центральная ось творения – раскрытие единства, и что именно в этом предназначение всего созданного. Выше, в п.18, объясняется, что творение создано для того, чтобы было кому получать добро, ведь Всевышний открыл качество своей доброты, а свойство добра – нести его другим. Две этих цели (первая — раскрытие единства, и вторая — создание мира, чтобы нести ему добро) неразрывно связаны между собой. Намерение, заложенное в Творении – нести добро созданным, а способ несения добра – раскрытие Его единства, благословен Он, поскольку только это дает возможность добру быть совершенным – так, чтобы оно было получено созданными в заслугу, посредством служения, а не как подарок. Ведь раскрытие единства создает возможность для появления недостатков, а они, в свою очередь, дают место служению, как объяснено выше. Таким образом, раскрытие единства включает три последовательных следствия: 1. Необходимость недостатков; 2. Возможность служения человека – тем, что он восполняет себя и раскрывает единство Творца, благословен Он; 3. Получение награды, которое, по сути, входит в раскрытие единства, поскольку человек в соответствии со степенью своей причастности к Всевышнему насладится раскрытием единства, и посредством все большего и большего постижения раскрытия этого единства будет происходить бесконечное возвышение в будущем мире, как объяснено в п.54 и в конце п.170 (см. там прим.[59]).

    И смотри в книге «Клалим Ришоним», п.10: «..поскольку необходимо сначала прояснить единство Его, и это происходит посредством сокрытия истины в начале и ее открытия в конце. После того как истина будет прояснена, души смогут получать одно возвышение за другим, постигая глубину и величие этой истины, уже проясненной». ***** В начале правил из книги «Кинат А-шем Цвакот» приведена мысль, что одно из проявлений мудрости Всевышнего – это соединение многих аспектов вместе, поэтому выбрал Он раскрытие единства как центр Творения, и включил в него весь процесс несения добра. И объясняет также Рабейну в книге «Клах Питхей Хохма», врата 3, 4: «Цель Творения – нести добро в соответствии со стремлением Всевышнего нести добро, т.е. нести добро совершенное». Бесконечный пожелал нести совершенное добро так, чтобы даже стыда не было у получающих его, и решил на деле раскрыть Свое абсолютное единство – что нет перед ним никаких препятствий и нет у него недостатков. Поэтому установил Он такую систему правления, при которой на деле произойдет обращение зла в добро. Т.е. сначала злу дана свобода проявления, а в конце все, абсолютно все разрушение будет исправлено, и все зло обернется настоящим добром. И раскроется единство, а само оно и есть наслаждение для душ.

    И в той же книге пишет Рабейну в объяснении к четвертым вратам (часть 2, стр. 12): «В соответствии с законом непостижимой мудрости Господа, благословенно имя Его, служение должно быть единым явлением, в котором все детали органично сочетаются и которое построено на глубоком замысле, а не случайном сочетании, так, чтобы был единый корень у всего, что входит в него. И так установила Высшая мудрость, что нет никакого явления, в котором служение было бы органичным, т.е. идеально проистекало бы из него, кроме желания на деле раскрыть единство Всевышнего. Именно это желание создает прекрасную возможность для служения. И более того: само это явление (раскрытие единства) будет добром (принесенным человеку) …и смотри, что будет их наградой – раскрытое единство, которое откроется им, когда они постигнут его, и это будет самым совершенным добром. И это значит, что награда за исполнение заповеди есть только в будущем мире, она только в том, что души постигают свой источник, и степень наслаждения соответствует важности постигнутого. И когда постигнут раскрытое единство в должной мере, тогда наслаждение будет совершенным, совершенным со всех сторон: со стороны получателя – в том, что не будет у него никакого препятствия, и со стороны самого света, который и есть совершенное единство, вершина наслаждения, которое может быть у души.

    Отсюда следует обобщение: когда Бесконечный, благословен Он, захотел дать (человеку) служение, соответствующее тому совершенному добру, которое Он хотел принести, и установил, каким образом человек сможет действовать, Он знал, что во всех аспектах Его совершенства нет ничего, что нуждалось бы в созданных и дало бы им возможность служения, кроме того добра, которое Он им хотел принести, т.е. той силы, которая обращает зло в добро, что и есть, по сути, абсолютное единство, как я уже писал. Поскольку единство (несмотря на то, что, когда оно совершенно, то не нуждается в служении) создает возможность существования недостатка (не быть на самом деле, а быть отвергнутым силой совершенства) **, возможно явление, когда ради раскрытия добра Творец скрывает Свое совершенство, чтобы затем раскрыть его на деле, т.е. как будто разрушить свое совершенство ради последующего исправления. И именно через этот закон Создатель сделал все, что сделал – дал место сущим, дал место для их служения и установил им дорогую награду». И смотри там же дальше. *****

  7. Ранее объяснялось (п.28), что Святой, благословен Он, создал несовершенное творение для того, чтобы человек восполнил его и получил свою награду как заслугу, а не в подарок. Однако этой посылки недостаточно, чтобы понять все события, все развитие и усиления зла, а также необходимость его исчезновения в будущем (как объяснено в п. 44). Поэтому нам необходимо досконально понять значение недостатков и зла, присутствующих в Творении. А понять это можно, только подробно объяснив значение раскрытия единства Создателя, благословен Он.

  8. Недостаток, противоположный всякому достоинству, не призван определить достоинство, поскольку оно определяется позитивным объяснением. Смысл правила «преимущество света заметно во тьме» в том, что тьма подчеркивает достоинство света, но для определения сущности света тьма не нужна, и так со всеми достоинствами, кроме единства (см. выше, прим.14).

  9. Увидеть, что существование зла зависит от воли Всевышнего – который хотел чтобы зло временно существовало как средство раскрытия единства, и нет никакой собственной необходимости в его существовании и нет у него никакой власти. *****

  10. Противоположности достоинств, т.е. недостатки, создают впечатление, как будто нечто противостоит единству Всевышнего, как будто есть препятствие, из-за которого Святой, благословен Он, не может проявить Свое совершенство, как сказано далее (п.40): «Необходимо знать, что нет, кроме Него, никого, обладающего этим достоинством, нет противоположности Ему, и нет Ему препятствия». Определение единства проясняет, что всякий недостаток – это Его желание скрыть Свое лицо и ограничить влияние (как объяснено далее, п. 40), но если Он захочет влиять «полным освещением лика», все недостатки восполнятся. И тогда все достоинства засвидетельствуют своим совершенством единство Всевышнего – т.е. что нет ограничений и препятствий изъявлению Его совершенства.

  11. Душа говорит о том, что мы ограничены в своем постижении, но можем говорить о Всевышнем в меру своего понимания, зная, что оно неполно. Здесь добавляется более того: Святой, благословен Он, действует путями, соразмерными с человеком, дабы дать нам возможность понимания Его действий. Он хочет, чтобы мы исследовали и старались понять пути Его, которые Он открыл нам в своей великой доброте.

  12. Поскольку в Творении различаются «причина» и «следствие», т.е. всякое явление ***** следует из причин, предшествующих ему, появляется место для заблуждения, как будто все возможно понять и объяснить в рамках законов природы. Те, кто ошибается, не понимают, что только воля Всевышнего действует по-настоящему, хотя она и использует путь причинно-следственной связи, дабы дать нам возможность постигать деяния Творца.

  13. Нет им конца и границ. *****

  14. Конец п.38.

  15. Истинность раскрытия Его единства уходит корнями в истинную обязательность Его существования, как объяснено выше, в прим. 18. Так пишет Рабейну в книге «Клалим Ришоним»: «Всеобщий порядок, включающий в себя все аспекты созданных и на котором все эти аспекты построены – это истинность Его единства, вплоть до того, что истинна безусловность Его существования, и это основа всех неисчислимых достоинств Его совершенства». Совершенство Его, благословен Он, обязательно (неизбежно), а не случайно. Как неизбежно Его существование – так же неизбежно, что Он совершенен во всех достоинствах. И это тоже относится к познанию единства – Он обязательно должен быть совершенен и единственен в Своем совершенстве. Эти знания – фундамент нашей веры, переданной нам с Синая. (см. «Путь Всевышнего», ч.1, г.1).

  16. Это одно из фундаментальных открытий, которые объяснил Рабейну в этой книге: главная цель создания зла – раскрытие единства Его, благословен Он. Возможность выбора, данная посредством существования зла – только следствие этого. Это еще будет объяснено далее, см. п.44. Отсюда понятно, почему Святой, благословен Он, должен уничтожить зло в будущем,***** ведь если бы зло было создано только ради выбора, трудно было бы понять, почему в будущем оно будет уничтожено.

  17. Пока недостаток и зло присутствуют в Творении, единство Его, благословен Он, не раскрыто реально. По-настоящему оно раскроется только тогда, когда зло будет окончательно уничтожено и станет ясно, что такова конечная цель зла – исчезнуть и своим исчезновением совершенно раскрыть единство Всевышнего.

  18. Поскольку зло изначально создано ради будущего уничтожения, дабы совершенно раскрыть единство Его, благословен Он, все его существование – временное. А существование добра – постоянно, добро вечно, поэтому его сила больше и оно способно победить зло. См. далее п.130.

  19. Т.к. для полного раскрытия единства Всевышний должен окончательно уничтожить зло в будущем, как будет объяснено далее. А если бы задачей зла было только создать возможность выбора, то оно могло бы вечно выполнять эту функцию в нашем мире, как будет объяснено в начале п.44, см. там.

  20. Корень создания недостатков и их будущего уничтожения.

  21. Далее п.48 и п.108 и далее. *****

  22. Так говорит Рабейну в книге «Путь Всевышнего»: «Каждым действием (выполнением заповеди), которое сделает, – посредством его будет подниматься на определенную ступень из ступеней близости к Нему, благословенно имя Его, и посредством этого удостоится некой степени из степеней освещения лика Его, соответственно близости к Нему, благословен Он, и усилится в нем степень совершенства, которая есть следствие степени этого освещения; а наоборот – это нарушение».

  23. Когда зло властвует, Святой, благословен Он, не открывает свет своего лика. Рабейну перечисляет три пути, приводящих к уничтожению зла: а) Исполнением всей Торы и заповедей удостаивается человек «освещения лика Его», которое уничтожает всякий недостаток и зло; б) Посредством того, что грешники получают наказание; в) Посредством того, что из-за страданий люди пробуждаются к раскаянию.

  24. Выбор возможен только тогда, когда есть хоть какое-то сокрытие и истина не открыта совершенно. Поэтому в будущем, когда Всевышний ***** отдаст всю власть только «освещению лика», чтобы раскрыть единство Свое во всей полноте – станет невозможным выбор.

  25. Дни Машиаха входят в эти 6 тысяч лет, и уже тогда не будет зла. См. Сангедрин (97:1): «…Две тысячи лет – дни Машиаха, и из-за грехов наших великих осталось от них то, что осталось». После 6-того тысячелетия мир будет уничтожен и обновлен. Это еще будет объяснено далее.

  26. См. комментарий Рамбана на Тору (Дварим 30:6): «Т.к. в дни Машиаха не будет у человека желаний, он будет естественно совершать достойный поступок, поэтому нет тогда (в эти дни) ни заслуги, ни вины (т.е. ответственности за преступление), т.к. заслуга и вина связаны с желаниями».


http://www.beerot.ru/?p=39668