Даат Твунот — Страдания, предваряющие добро

Дата: | Автор материала: Рав Моше Хаим Луцатто

997
  1. Сказала душа: Нет у меня сомнений, что даже то малое, что доступно человеку из мудрости дел Всевышнего, можно постичь только путём учения и мудрости. А тот, кто захочет проникнуть в эту область, не изучив всё, что необходимо – просто преступник и не может достичь успеха. *****
  2. Сказал разум: Поговорим теперь о нашей эпохе – эпохе справедливого и совершенного правосудия Всевышнего[1]. Поскольку всё существование этого мира в наше время, время служения человека, зависит от качества правосудия Всевышнего, т.к. это время и этот мир предназначены Всевышним для раскрытия справедливости Его правосудия. И цель этого мира достигается только путём применения к нему справедливого суда, как сказано: «Откроется Всевышний, верша правосудие» (Псалмы 9:17); «И возвысится Господь воинств, совершая правосудие» (Йешаягу 5:16); «Правосудием Царь обустроит землю» (Мишлей 29:4). Это значит, что нет ничего хорошего для мира в том, что Святой, благословен Он, позволяет злодеям поднимать голову и творить безобразия, а праведники повержены, и Сатана побеждает. Несомненно, от этого в мире может произойти только зло. А добро – это когда Всевышний вершит суд, и повергает злодеев, и унижает их гордыню, а праведников и уважение к ним возвышает. И так сказано (Мишлей 21:15): «На радость праведным вершится справедливый суд»; и также (Мишлей 11:10): «В смерти злодеев веселье».

 Следовательно, время, когда Всевышний отпускает злодеев на  «длинном поводке»[2], так что они усиливаются в мире, уничтожая честность и праведность, может быть названо временем, когда Всевышний как будто спит. И когда воспрянет от этого сна, свершится сказанное: «Как будто от сна воспрянет Всевышний… и ударом отбросит притеснителей Его» (Псалмы 78:65-66). Если бы Всевышний на самом деле хотел управлять миром только с ***** помощью абсолютного добра и милосердия, так, чтобы не было в мире никакого зла, то тогда именно в милосердии было бы исправление мира[3]. Но для этого изначально не должно было бы быть даже возможности совершить грех, и не было бы места делам, способным повредить добру и исказить его, и так действительно будет в будущем, как написано: «Исчезнут грехи с лица земли» (Псалмы 104:35). И комментируя этот стих, подчёркивают Мудрецы (Брахот 10:2) «Написано – грехи*». Именно тогда мир будет управляться исключительно милосердием, т.е. не будет дурного начала, а служение Всевышнему будет единственной возможностью для людей, как сказано (Йехезкель 36:27): «И сделаю так, что будете следовать моим законам». Однако время, когда Всевышний терпит злодеев, пока не переполнится чаша – так как миру предопределено быть ввергнутым в хаос, а злодеи в конце концов просто исчезнут, – это время не может быть названо временем милосердия, напротив, это время суда, и суда очень сурового[4]. Мы уже упоминали сказанное в Мишлей: «Любящий его (сына) наказывает с малых лет» (13:24). И так же сказано пророком (Амос 3:2): «Только вас я признаю из всех народов земли, поэтому с вас взыщу все грехи ваши». И объяснили мудрецы (Авода Зара 4:1): «Святой, благословен Он, взыскивает за грехи Израиля понемногу, так, чтобы не возросло зло сверх меры и не исчез Израиль». Как мы уже говорили, Всевышний хочет не уничтожения Израиля, а исправления его.

 Выходит, что когда Всевышний благосклонен к своему миру, Он как будто садится на трон и постоянно управляет им с помощью суда, дабы очищать его от нарождающегося зла понемногу, и тогда всё происходящее в мире исправлено и благословенно, и всем сопутствует успех. Когда же нет заслуг в мире и зло набирает силу, Всевышний говорит (Дварим 32:20): «Сокрою лицо от них», и ещё (Дварим 31:18): «Сокрою лицо Своё в этот день», и сразу усиливаются зло и глупость, а мудрость унижена, и истина забыта, и всё происходящее в мире подвержено разрушению и уничтожению. Уже сказали мудрецы (Сота 49:2): «Не будет у тебя дня, благословение[5] которого не окажется хуже предыдущего». Даже плоды потеряли вкус (см. там же, 48:2), и нет успеха ни в материальных делах, ни в духовных. *****

 Если бы истинным намерением Всевышнего было только наказать злодеев, то мир уже был бы разрушен из-за них[6]. Но поскольку Его намерение – принести добро, а притеснения и наказания происходят из любви, то была Его воля на то, чтобы сделать возможным существование мира даже в то время, когда нет заслуг, так что само существование мира не изменяется и не ослабевает. Ради этого воспользовался Всевышний силой абсолютной власти своей, тем, что Он не подвластен никаким законам и ничем не стеснён. Поэтому Он может поддержать существование мира, даже если люди не достойны этого[35]. Это нужно понять правильно, есть тут тонкости, ведь на первый взгляд кажется, что грешник получает награду из-за того, что мир сохраняется без заслуг, за счёт одних лишь милосердия и любви в ответ на грехи злодеев. Но если поймёшь то, что нужно понять, то увидишь в управлении миром глубокую мудрость. Ты ведь уже слышала, что именно Господь, благословен Он, волей своей создал возможность существования недостатков, вызываемых грехами, и пользы, которую приносят добрые дела, а также построил верные методы управления, вращающиеся вокруг этой оси, и от них зависит успех нашего мира во всех отношениях. То есть когда Всевышний придерживается правосудия в полной мере, всё происходящее в мире успешно, а если из-за грехов Он как будто пренебрегает людьми и удаляется от них, то весь порядок управления нарушается, поскольку не придерживается его Господь, благословен Он, и разрушение проникает во все уголки мира[7]. Но как только Всевышний снова восстановит справедливость, вернув все законы в точности, – все создания с миром вернутся на свои места.

 Вместе с тем есть другое время и другой образ правления, которые наступят, когда возрастут заслуги Израиля, и тогда мир будет полностью исправлен. Тогда Святой, благословен Он, изменит состояние мира к лучшему, и уничтожит всё зло, т.е. не будет дурного начала в душах и ущерба и смерти в созданиях. Тогда мир будет управляться совершенным образом. И исправление это будет вечным, поскольку тогда мир будет готов к такому образу правления, ибо зло исчезнет из него. И тогда уже не понадобится правосудие, и мир будет управляться только милосердием и абсолютным добром. А всё то, что сейчас скрыто от жителей земли из-за того, что Создатель даёт власть тьме, дабы испытать человека и создать возможность служения, в будущем откроется, как сказано (Йешаягу 40:5): «И откроется слава Всевышнего».

 Однако есть время, когда Всевышний как будто удаляется от мира и не вершит правосудие, и власть Его не проявляется[8]. И тогда следовало бы миру разрушится. Но даже в это время Всевышний хочет, чтобы мир существовал, и поддерживает его своей абсолютной властью. С точки зрения справедливости мир не должен существовать, но Всевышний пользуется возвышенностью своей, не подверженной воздействию человеческих грехов, дабы мир не исчез. Однако в таком случае Всевышний не умножает в мире добро и благополучие, а даёт ему только ограниченное существование – то, без чего нельзя обойтись. Мир ещё не исправлен для того, чтобы получать добро. Наоборот: мало того, что зло не уничтожено – ***** оно многократно усилено. Однако Всевышний не хочет, чтобы пропало дело рук Его, и властью своего единства поддерживает мир, который по закону должен быть разрушен, хотя и делает это с жёсткими ограничениями.

 И тогда становится ясным, что миру следовало бы управляться правосудием Всевышнего и что с этим связано его исправление[9]. Свидетельствует же об этом упомянутое нами ограничение и возрастание зла. Поскольку природа не изменяется к лучшему, как это произойдёт в будущем[10], а наоборот, остаётся в рамках закона, определённого Всевышним в соответствии с правлением правосудия. Но поскольку Всевышний удаляется и скрывается от мира, правосудие не осуществляется, и земля погружается в хаос, а злодеи нагло хозяйничают в мире, как дикие звери в лесу, и нет ищущих Создателя и просящих слова Его. Всё искажено и испорчено. И только Святой, благословен Он, поддерживает мир силой своего желания, не подчинённого никаким законам, поддерживает только существование и не более, – до тех пор, пока не выйдет мир к свету правосудия Его. Как сказано (Йешаягу 51:4): «И правосудие Моё просветит народы и успокоит их».

Теперь, если мы классифицируем все состояния мира в зависимости от проявления или сокрытия правосудия Всевышнего, то увидим чёткую градацию этих состояний, которых всего пять. И вот они все, каждое в своё время, те, которые были, и те, которые ещё будут, до конца восполнения мира в будущем:

Первое состояние – первые две тысячи лет хаоса (Сангедрин 97:1), включая египетское изгнание[11]. Это время, когда Милосердный, благословен Он, скрывается от мира совершенно, как будто оставил землю и не видит и не слышит дела людей. В этот период качество ***** правосудия не действует в мире вообще, присутствуя лишь в зачаточном состоянии, требуемом для существования мира и с точки зрения порядка, установленного Всевышним для управления миром, ведь Он в любви своей к созданным наблюдает за ними и как будто заботится о них, размышляя, каким образом привести их к полному исправлению. Однако Он только размышляет, но не делает, поскольку скрывает Своё правосудие, оставляя мир в хаосе[12].

  1. Сказала душа: Мне нужно прервать тебя, чтобы не запутаться. Ты сказал и затем повторил вещь, которую я не могу понять.
  2. Сказал разум: О чём ты?
  3. Сказала душа: Ты сказал, что в то время, когда Всевышний скрывает Своё правосудие, мир погружается в разрушение и хаос. Скажи мне одно из двух, не увиливай. Либо мир управляется милосердием, либо правосудием. Если мир управляется милосердием, то всё должно быть прекрасно. Откуда тогда зло? Если мир управляется правосудием – как можно сказать, что правосудие скрыто? Ведь разрушения, проявляющиеся в мире, –это порождения правосудия и качества суда Творца, благословен Он! И я докажу это тебе дважды: во-первых, любое зло и недостаток происходят из качества суда Его, благословен Он, и из сокрытия добра[13], ты сам пространно объяснял это раньше. Во-вторых, ты же сам сказал, что сокрытие происходит из-за грехов, следовательно, это – правосудие! *****
  4. Сказал разум: Вопрос твой безусловно верен, и вот тебе правильный ответ. Я уже объяснил ранее, что источник появления добра и зла в мире в том, что Всевышний скрыл лицо добра своего и «принял» это качество, дающее место для существования зла из-за сокрытия лица Создателя. Подобно этому сказано (Псалмы 18:12): «Положил тьму сокрытием Своим». И у Творца есть два варианта реализации этого качества: первый – дать возможность злу разрастись и усилить свою власть, и не применять к нему правосудие, которое очистило бы мир от зла тем, что злодеи сполна бы получили наказание и сработал бы принцип: «Поскольку был бит (получил наказание), снова стал как брат твой» (Макот 23:1)[14]. Но такое сокрытие лица Всевышнего приведёт к тому, что зло усилится, и не будет от него спасения. Второй путь тоже связан с сокрытием лица Его, благословен Он. Но этот путь благотворен для мира. Заключается он в том, что весь порядок управления приведён в соответствие с правосудием. Мир очищается от зла силой правосудия, но не путём милосердия, которое стирает преступления без следа[15], а путём справедливого суда, который рассеивает[16] зло посредством наказания. До тех пор, пока не придёт время, когда Святой, благословен Он, властью своей сотрёт грехи, нет другого пути очищения мира, кроме справедливого суда. Поэтому когда я говорю тебе «правосудие», я имею ввиду справедливый суд, очищающий мир от зла. А отсутствие справедливого суда – это путь катастрофы, а не исправления[17]. Это значит, что грехи не стираются, а напротив, мир как бы отвергнут и зло в нём возрастает. Это управление посредством глубокого сокрытия, когда лицо Всевышнего скрыто от созданных и в мире воцаряется хаос[18].*****

Только знай, что на самом деле Святой, благословен Он, не отвергает дело рук своих навсегда и не оставляет мир. Наоборот! В то время, когда кажется, что мир оставлен Им, Он творит новое добро миру, и мысли Его постоянно направлены на исправление мира, а не на разрушение его. Просто Он настолько глубоко скрывает свой замысел, что мир выглядит оставленным, а люди терпят наказание за свои грехи. Так сказали мудрецы (Берейшит Раба, 91:10) о праотце нашем Яакове, мир ему: «Сказал Исраэль: зачем причинили вы мне зло?» – Сказал рабби Леви от имени рабби Хама бар Ханины: «Никогда праотец наш Яаков не говорил напрасных слов, кроме как здесь. Сказал Святой, благословен Он: «Я занят тем, что возвожу его сына на трон в Египте, а он говорит: «Зачем причинили вы мне зло»?!»». Это то, что имел в виду Йешаягу (40:27), когда сказал: «Скрылись пути мои от Всевышнего» (т.е. Всевышний не видит праведности моей и наказывает не по делам; слова эти, согласно пророку, сказаны Яаковом). То есть всё то время, пока Яаков страдал из-за разлуки с Йосефом, Святой, благословен Он, вращал «колёса событий» так, чтобы Йосеф стал царём и Яаков удостоился спокойной жизни. Просто из-за того, что замысел был глубок, Яаков переживал страдания. И это  общий принцип любого возвышения, которое Всевышний хочет дать человеку или миру: всегда, когда зреет добро, зреет оно в сокрытии глубокого замысла и поэтому сначала приходит страдание[19]. Это то, что сказали мудрецы (Брахот 5:2): «Три дорогих подарка дал Всевышний Израилю, и все они могут быть получены только через страдания».

[1] Прежде, чем объяснять период «бедственного положения» правосудия, необходимо рассмотреть период его полной исправленной власти.

[2] Во время власти добра зло ограничено и как будто привязано на поводке, однако с увеличением количества преступлений зло набирает силу и власть, ему «удлиняют поводок».

[3] Тогда нет необходимости в качестве правосудия, и это — исправление мира. *****

* здесь игра слов, на святом языке разница в написании слов «грехи» и «грешники» всего одна буква да и та не обязательна при написании, в приведённом стихе написано так, что можно прочитиь «грехи» и хотя традиция однозночно говорит что нужно читать «грешники», мудрецы не оставляют без внимания написание слова и объсняют, что хотя стих и говорит о том, что исчезнут с земли грешники, на самом деле исчезнут грехи, а грешники станут праведными. (прим. пер.)

[4] В конце п.138 говорится о качестве милосердия, которое «отказывается» от правосудия ради исправления мира – чтобы пробудить его к раскаянию милосердием. Здесь же говорится об отмене правосудия из-за того, что Всевышний скрывает Своё лицо и не даёт власти качеству правосудия, исправляющему мир. Это, безусловно, недостаток и очень суровый закон.

[5] Иносказание (традиция мудрецов – не использовать слова, несущие отрицательное значение, заменяя их на противоположные, например, вместо слова «проклятие» употребить слово «благословение», однако из контекста смысл понятен). На самом деле в  Геморе сказано: «Каждый день проклятие оказывается хуже, ***** чем в предыдущий» – с тех пор, как был разрушен Храм.

[6] Если бы намерением Всевышнего в правосудии было наказать ради мести, то правосудие требовало бы разрушения мира во время усиления злодейства. Но поскольку намерение Творца – исправить мир, ***** то в такое время правосудие не действует.

[35] Правление «беспричинного», т.е. незаслуженного добра даёт возможность существования миру даже тогда, когда он недостоин этого делами. Это правление проистекает из правления ради конечной цели, т.е. единства, правления, которым Всевышний в любом случае приводит мир к конечной цели и совершенству, и нет ему препятствий. (Это правление «арих анпин», дающее «отсрочку гнева» даже злодеям. Как сказали мудрецы (Авода Зара 54): «Неужели мир пропадёт из-за дураков? (Конечно, нет). Мир следует своему обычаю, а дураки, которые портят, в будущем ответят перед судом». Другими словами, Всевышнему мир желанен в любом случае, ради будущей цели. Правление любви, не зависящее от поступков нижних, в будущем будет властвовать миром и изольёт на него полное совершенство, как объясняется дальше (в п.152), однако во время разрушений оно действует скрыто, давая миру ограниченное существование. *****

[7] Бездействие правосудия из-за отдаления Всевышнего от человека приводит к сокрытию, усилению злодеев и нарушению порядка влияния.

[8] Здесь Рабейну возвращается к объяснению периода сокрытия, который упоминался выше. *****

[9] Тогда почувствуют необходимость правосудия и поймут, что бездействие закона – это не награда злодею, поскольку из-за отсутствия правосудия нарастает разрушение и усиливается зло.

[10] Когда в будущем качество правосудия прекратит своё существование, исчезнут также ограничения законов природы, существующие из-за ограничивающих свойств качества суда. А во время усиления зла, когда Всевышний скрывает правосудие, чтобы не разрушить мир, наоборот, в большей степени властвуют ограничения, и природа подвержена всем ограничениям и разрушениям.

[11] Египетское изгнание произошло после 2000 лет хаоса. В дни Авраама (на 54-м году его жизни) начинаются 2000 лет Торы, поскольку Праотцы исполняли Тору ***** и она была им дана лично (в отличии от Израиля, получившего Тору как единый народ), однако исправление, сделанное праотцами, было временным. Вот как объясняется это в книге «Клалим Ришоним»: «Праотцы в своё время начали исправление, но оно не было закончено до дарования Торы», поэтому египетское изгнание всё ещё относится к периоду хаоса.

[12] Далее объясняется (п.148), что разные периоды восхождения образа правления, от правосудия к совершенству, аналогичны этапам развития человека – плод (т.е. внутриутробное состояние), рождение, «подрастание» и взросление. 2000 лет хаоса, в частности, египетское изгнание, соответствуют времени плода, когда плод развивается и приобретает принципиальную законченность формы (т.е. все появляются все органы, хотя и в «неразвитом» состоянии), хотя при этом он не виден снаружи. Подобным образом Всевышний подготовил в египетском изгнании формирование и освобождение Израиля внутри правления сокрытия лица, как объясняется далее (п.146).

[13] Качество закона ограничивает влияние качества совершенного добра, изливающего добро для всех. Из этого сокрытия развиваются недостатки вплоть до возникновения зла.

[14] Так было бы, если бы качество суда действовало. *****

[15] Так, как это произойдёт в будущем, когда власть будет принадлежать качеству совершенной доброты.

[16] Согласно стиху (Мишлей 20:8): «Царь, сидящий на троне суда, глазами рассеивает всё зло».

[17] Так же и сокрытие правосудия во время больших разрушений обусловлено именно качеством правосудия. Однако это не справедливое правосудие, которое судит человека по делам: добро – добрым, а зло — злодеям, и очищает злодея посредством наказания. Это качество сурового правосудия, которое скрывает пути Всевышнего и не исправляет злодея, но злодеи просто исчезают из мира, когда переполняется мера, как, например поколение потопа и жители Сдома, и этот путь – не путь исправления.

[18] Итог: состояние совершенства – это полное прекращение ***** действия качества правосудия, поскольку это качество ограничивает качество совершенного добра. Так произойдёт в будущем, когда грехи исчезнут из-за полного раскрытия качества добра. Однако пока зло есть в мире, то «исправленное» состояние – это власть правосудия, приводящего к исправлению злодея, а разрушение – это бездействие закона, приводящее к ещё большему разрушению, усилению злодейства и сокрытию путей Всевышнего.

[19] Поскольку правление, приводящее к исправлению, пока ещё находится в стадии формирования и скрыто, как плод, скрыто формирующийся в утробе матери, – поэтому в это время властвуют трудности и страдания.


http://www.beerot.ru/?p=71758