Война царей

Дата: | Автор материала: Рав Александр Арье Мандельбойм

2437
войны царей

По материалам уроков рава Моше Шапиро

Война царей

«И случилось в дни Амрафеля – царя Шинара, Арийоха – царя Эласара, Кдорлаомера – царя Эйлама и Тидаля – царя многих народов. Вели они войну с Берой – царем Сдома, с Биршей – царем Аморы, с Шинавом – царем Адмы, с Шемэвером – царем Цвоима и с царем Белы, она же Цоар.» (Берешит, 14:1-2)

Говорит Виленский Гаон, и с ним соглашаются все мудрецы, что корень и основа любой темы и любого вопроса кроется в первом упоминании о нем в Торе.

Подтверждение этому правилу приводится в Гемаре (Бава Кама, 55а): «Если кто-то видит во сне букву «тет», это является хорошим знаком», с буквы «тет» начинается слово тов – хорошо. И объясняет Гемара (там же), что, хотя с буквы «тет» начинаются не только слова с хорошим значением, например: «Ушли (таву) в землю ворота [Иерусалима]» (Эйха, 2:9), поскольку первый раз в Торе эта буква встречается в хорошем контексте: «И увидел Г-сподь свет – что он хорош (тов)» (Берешит, 1:4), она приносит в мир тему добра.

Получается, что, если мы хотим углубиться в корень проблемы войн, мы должны рассмотреть главу Лех Леха, в которой впервые в Торе поднимается тема войны. Постараемся вникнуть в суть сказанного там, с Б-жьей помощью.

«Злодеи обнажили меч»

«Злодеи обнажили меч и натянули лук, чтобы сразить бедного и нищего, умертвить прямодушных. Их меч вонзится в их сердце…» (Теилим, 37:14-15)

Написано в мидраше (Берешит Раба, 42:1): «Сказал раби Йеошуа от имени раби Леви: «Злодеи обнажили меч» – здесь речь идет об Амрафеле и его союзниках, «сразить бедного и нищего» – о Лоте, «умертвить прямодушных» – об Аврааме, «Их меч вонзится в их сердце» – »Ночью он (Авраам) атаковал их, разделившись – он сам и рабы его, и бил их…» (Берешит, 14:15)»

Наши мудрецы, благословенной памяти, духом святого постижения открыли нам здесь удивительные вещи. Ведь при поверхностном взгляде война царей кажется чем-то естественным и тривиальным. Четверо царей начинают войну против пятерых. Их авантюра удалась, пять народов оказались порабощенными. Двенадцать лет побежденные находились под гнетом победителей, но потом взбунтовались, и это продолжалось тринадцать лет (Берешит, 14:4, Раши). На четырнадцатый год с начала бунта пришел Кдорлаомер во главе четырех царств воевать против пяти царств. В результате четверо царей снова победили пятерых: «Цари Сдома и Аморы бежали и упали там, а остальные убежали в горы» (Берешит, 14:10). В ту войну многие были взяты в плен, и среди многочисленных пленных оказался и Лот, племянник Авраама.

Политические обозреватели того времени, конечно же, утверждали, что война имела экономические и, возможно, национальные причины. Растоптанная честь четырех народов привела к возмущению царей и народных масс и побудила их снова выйти на войну.

При этом наши святые мудрецы, благословенной памяти, обладая глубокой мудростью и понимая суть проблемы войн, открыли нам, что за всеми этими внешними причинами скрывается одна-единственная истинная причина. В течение всех этих войн, начавшихся за двадцать пять лет до того, как Лот был схвачен в плен, у царей была одна-единственная цель – «сразить бедного и нищего», то есть Лота. Более того, они учитывали тот факт, что, как только Лот окажется в плену, Авраам придет его спасать, и они планировали «умертвить прямодушных», то есть Авраама!

И требуется разъяснить, почему мудрецы именно таким образом истолковали эти войны, ведь это толкование явно противоречит тому, что мы видим. И чтобы понять это, нам следует вникнуть в корень проблемы войны.

Цари и их войны

«»И случилось в дни Амрафеля» – сказал раби Элазар, сын Авины: «Если ты видишь царства, воюющие друг с другом, жди прихода Машиаха. Знай, что это так, ведь в дни Авраама, из-за того, что цари воевали друг с другом, пришло избавление Аврааму.»» (Берешит Раба, 42:4)

Это высказывание мудрецов требует обстоятельных разъяснений, ведь нам очень трудно уловить связь между войнами царей и Машиахом.

Суть темы войны

Чтобы понять глубину проблемы, зададим вопрос, который может показаться наивным, но все же он очень важен для понимания такого явления, как война. Каждый, хоть сколько-нибудь мыслящий, человек должен удивиться: как может такое быть, чтобы в мире начинались и даже подолгу длились войны? Ведь история показывает, что, как правило, победа захватчика меркнет на фоне его потерь. И даже если предположить, что каждый, кто выходит на войну, игнорирует события прошлого и уверен, что уж он-то в скором времени победит и прославится, все равно он не может игнорировать тот факт, что его победа, в любом случае, будет куплена ценой многочисленных убитых, раненых и пропавших без вести. И совершенно непонятно, что же заставляет народ подвергать свою жизнь опасности – идти на фронт, убивать и погибать?

И ответ заключается в том, что каждая война приходит укрепить идею царства.

А поскольку опора и величие царства являются «высшей» целью, более важной, чем жизнь отдельно взятых граждан, жители страны готовы ради этой цели отдать свою жизнь.

Мы можем выучить это из того факта, что Рамбам в своей книге «Яд Хазака» объединил две главы «Законы царей» и «Законы заповеданной войны» под общим заголовком «Законы царей и их войн». Мы видим, что понятие войны прямо связано с царством.

Зная это, мы сможем ответить и на другой волнующий нас вопрос: зачем же Тора снова и снова перечисляет имена царей воюющих четырех и пяти царств? Поскольку честь царства является двигателем тех самый войн, Тора подчеркивает имена царей, правящих этими странами. Другими словами, эти войны являются войнами царей, поскольку каждый народ воевал, чтобы утвердить идею царства своего царя.

Разъяснение слов мудрецов

И теперь мы можем разъяснить вышеупомянутые слова мудрецов: «Если ты видишь царства, воюющие друг с другом, жди прихода Машиаха». Любое царство в мире (кроме еврейского царства) противоречит понятию Царства Небес. Царство Небес – это безоговорочная власть Всевышнего на всей земле. Властители же мира навязывают Творению другое царство, скрывающее и отрицающее Царство Небес. И потому стремление царей выйти на войну указывает на то, что они чувствуют приближение своего конца и начала эпохи безоговорочного царствования Всевышнего, представленного царствованием Машиаха. Чувствуя это, цари пытаются утвердить свое царство при помощи «войн царей». «Если ты видишь царства, воюющие друг с другом, жди прихода Машиаха»!

Из всего вышесказанного мы понимаем и слова мудрецов о том, что все действия царей были направлены против Авраама и Лота. Поскольку корень любой войны – противостояние Царству Небес и укрепление собственного царства, очевидно, что та война была направлена против Авраама и Лота, провозглашающих в этом мире Царство Небес!

(Примечание редактора: кроме того, как известно, именно из Лота вышел царь Давид, и, соответственно, и Машиах)

Раскрытие Царства Небес

Та война закончилась тем, что «их меч вонзился в их сердце», «ночью он атаковал их». Война была нацелена на уничтожение Царства Небес, но, в итоге, все перевернулось, и война привела к воцарению Царства Небес, ибо Авраам, провозглашавший Царство Небес, победил земных царей. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят, что в ту самую ночь, в которую евреи вышли из Египта, Авраам победил в войне против царей. И это удивительный факт, ибо воцарение Царства Небес в ту ночь явилось знаком для поколений, что это Царство снова раскроется в мире снова в ту же ночь, когда воинства Всевышнего будут выведены из Египта.

Заключение

Итак, мы прояснили суть темы войны. Наши святые мудрецы, благословенной памяти, сказали нам по поводу первой войны в истории человечества, что цель каждой мировой войны – укрепление земных царств и уменьшение раскрытия Царства Небес. Но в конце каждой войны «их меч вонзится в их сердце», в конце концов воцарится Царство Небес – «Если ты видишь царства, воюющие друг с другом, жди прихода Машиаха»!

Перевод Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=87032