Игрот Цафун — 19 писем — Письмо тринадцатое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1691

Свидетельства. Для того, чтобы человек поступал во все дни жизни своей по справедливости и любви, не достаточно лишь одноразового осознания истинной основы жизни. Строя свою жизнь исключительно на основе этой истины, все еще не достигнешь ты своего предназначения как сын народа Израиля, как носитель Торы Б-га и цельного образа человека в глазах всех обитателей мира. Тебе следует глубоко запечатлеть в душе принципы истины и следствия их посредством символических слов и действий, за счет них станут привычны эти принципы тебе и другим. В этом содержание понятия «свидетельства».

Истина, определяющая жизнь, должна быть четко выражена. Ее следует насколько возможно повторять и подчеркивать в жизни перед глазами души и духа, в частности, посредством символических действий, знаков и поступков.

Основополагающая идея: Всевышний – Творец и Господин всего, все принадлежит Ему и передано в руки человека лишь временно для его нужд по воле Творца. Израиль несет в мир Тору – знание о предназначении человека. И это находит свое отражение в заповедях бехор (первенец), хала, орла (запрет на плоды дерева в течение первых трех лет), хадаш (запрет на зерно нового урожая), заповедях Субботы, а в Стране Израиля – Йовель (пятидесятый год), шмита (седьмой год), хала, трумот и бикурим (приношения коаним-священникам).

Мысль о том, что Всевышний творит и питает тело и душу еврейского народа, выражается праздниками Песах, Шавуот, Сукот и Шмини Ацерет, а о том, что Он хранит еврейский народ и в дни изгнания – в Хануке и Пуриме.

Телесное обретает смысл только в духовном, а свобода – лишь в Торе. Это отражено в отсчете дней Омера [дней от Песаха до Шавуота, от Исхода из Египта до дарования нам Торы].

Осознание причин и целей изгнания и предостережение от грехов – посты. Освящение тела и предостережение от излишних, животных страстей – обрезание.

Призыв подчинить все силы духа, сердца и тела служению единому Б-гу – тфилин.

Призыв помнить всегда о Б-ге, незримом и сокровенном, об откровении Его в прошлом и о скудости нашего постижения Его – чтобы эта память была как щит перед злым началом, – цицит.

Повеление освятить свой дом, сделав его обителью Всевышнего, посвятив свою жизнь в нем служению Творцу, выражает заповедь мезузы.

Осознание состояния «Яаков» на пути к имени «Израиль» (этап, лишенный всякой внешней силы и самостоятельности, первая ступень подготовки к исполнению духовного предназначения народа Израиля, посредством которого открывается миру Всевышний) выражают маца и гид а-наше (запрет есть седалищный нерв скота).

Повеление не поклоняться, но и не презирать материальное достояние, но пользоваться им с мудростью и разумением, выражают сукка и лулав, а в Стране Израиля – также десятины.

И, наконец, Тора призывает нас оценить свою жизнь в соответствии с пониманием того, что Всевышний – наш отец, царь и судья, что человек теряет право на жизнь, если не исполняет в полной мере своего предназначения, что ему надлежит совершенно раскаяться в грехах, чтобы удостоиться блага. Все это выражают Рош-Ходеш, Рош а-Шана, шофар и Йом-Кипур.

(В этом кратком обзоре заповедей я исхожу из того, что ты знаком с ними внешне из жизни и из Талмуда и Танаха. Но, несмотря на это, я опасаюсь, что тебе будет нелегко применить к ним понятия, о которых я пишу. Я не намереваюсь углубляться в детали, а только начертал для тебя понятия в соответствии с собственным взглядом. Я отмечу только в общих чертах содержание заповедей, чтобы, с одной стороны, пробудить в тебе желание изучить их основательно, с другой стороны, чтобы, в частности, обеспечить тебя данными, необходимыми, чтобы задать себе вопрос «А что, в самом деле, в этом значение заповедей?» Доказательство же, что самом деле это так (как и многое другое, что было отмечено несколько раз), я вынужден отложить на будущее. [Эти идеи автор разъяснил в других своих книгах, в частности, в комментариях к Торе и в книге «Хорев».])

Каждая заповедь выражает свою собственную идею, не распыляя при этом основную мысль, цель которой – привести человека к определенным суждениям. Поэтому и призыв к душе выражает одну идею, единый порыв, ведомый единым решением. Поэтому понятен он и за пределами народа Израиля.

Все действия и поступки, принадлежащие к части Торы, называемой «свидетельства» – надпись (тфилин, мезуза и пр.), слово, речь, памятка для души или мысль, находящая живое выражение на языке действий, вплоть до запрета яйца, снесенного в субботу или праздник, над которым столь многие смеются – символические выражения идей. Исполнение этих, казалось бы, бессмысленных действий, не более достойно насмешки и не менее логично, чем желание изъясняться языком ясным и понятным или писать почерком чистым и легким для чтения.

Приглядимся, например, к Субботе и запрету работы в этот день. День, когда впервые поручено человеку все творение целиком, должен остаться навеки памяткой: все вокруг принадлежит Б-гу, Б-гом дана ему сила и право властвовать над всеми творениями. Чтобы не вознеслось сердце человека, ощущающего себя владыкой природы, но видел бы он во всем достояние Творца и заботился бы обо всем в соответствии с волей Его.

Чтобы выразить эту идею, ты должен воздержаться в субботу от демонстрации своей человеческой власти над миром. Воздержаться от того, чтобы касаться рукой любого предмета, подчиняя его своей власти, власти человека, изменяя его ради цели человека. Мир дан тебе лишь на время, и чтобы помнить об этом постоянно, следует в субботний день вернуть его Хозяину.

Поэтому в субботу по закону запрещено лишь действие осмысленное – млехет махшевет, действие, совершаемое сознательно, преднамеренно, соответствующими средствами, в соответствующей мере, – осмысленное творческое действие.

Если мысль воплощается в форме, подразумевающей силу и человеческий дух, — такое действие запрещено. В отличие от действий, определяемых как «порча», «действие неумышленное», «ненамеренное», «ненужное само по себе (млаха шеэйна цриха легуфа)», «совершаемое не так, как принято», или результат котороых меньше определяемой Торой меры.

Разве не видишь ты, дорогой мой Биньямин, что в каждое мгновение, удерживая свою руку от работы в Шаббат, ты демонстрируешь свою веру в Б-га, единственного Творца и Господина всего, свою веру в собственное предназначение как раба Его? Разве не видишь ты, что даже самая легкая, не требующая никакого усилия работа в Шаббат служит отрицанием того, что Всевышний – Владыка мира и Создатель всего? Что она выражает твою претензию на престол Б-га, отрицание собственного предназначения как человека и еврея? Разве не видишь ты, что вся Суббота – знамение, напоминание и союз? Что она – не день отдыха после трудов прошедшей недели, что вся она провозглашает святость, служа источником возвышенности и святости для наступающих за ней будних дней?

Подобное можно сказать и в отношении каждой из заповедей, относящихся к свидетельствам, различая, как мы говорим, между заповедями Торы и мудрецов.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=11250