Игрот Цафун — 19 писем — Письмо пятнадцатое — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

1724

Догмы? Иудаизм признает шестьсот тринадцать заповедей, а не догмы. Истины, служащие ему основаниями, проявляются в нем как истины совершенные. Он заявляет о них всем, кто готов внимать, открывая, таким образом, простор для далеко идущих изысканий, давая проникнуть в глубину замысла Творения и в связи между его частями, давая постичь мир, человека и человечество в их развитии, то, как выстраивает Творец человеческую историю. Всякое понятие в иудаизме проистекает из анализа опыта – и Торы, во всем Тора служит незыблемой основой.

Не может быть истинным и правильным исследование с закрытыми глазами и ушами, на основе собственного, внутреннего «я». Истинным может называться лишь исследование, принимающее как объективную реальность природу, человека и историю и старающееся анализировать их, чтобы постичь их сущность. Ко всему этому прилагает иудаизм Тору, постоянную и непреходящую, подобно земле и небесам. И, кроме того, иудаизм ценит лишь исследование, имеющее целью прикладную пользу, он подчеркивает ограниченность нашего понимания. Иудаизм предостерегает от отвлеченного исследования, выходящего за пределы возможностей человека, даже если оно безупречно и блестяще в своей последовательности; от исследования, построенного на рассуждении, проистекающем из чувств, рассуждении витиеватом и искривленном, не знающем собственных границ.

Действительно, в последнее время укоренился в нашей среде дух буквоедства, чуждый всякого живого мировосприятия. Изучение Торы порой было оторванным от целей жизни, постижения мира и собственного предназначения. Исследование превратилось в самоцель, вместо того, чтобы служить средством. Нашлись те, кто взялся исследовать учение иудаизма, забыв почерпнуть понятие об иудаизме из Торы, книг Пророков и Писаний. Но не в этом истинный иудаизм. Великие люди Торы поднимались против этого, следуя пути мудрецов прежних времен. Они изучали ТаНаХ и Талмуд с одной единственной целью: знать, как исполнить свое предназначение в жизни – учиться и учить, хранить и исполнять! Они анализировали понятия Торы так, как они проявляются в жизни или черпали свои знания из истинного источника. Изучение Торы как ничто другое приучает наш дух к последовательности и к мировоззрению обобщающему и целостному.

Ты уже сам убедился в том, что Тора, которой любовь, страх и вера служат основами, не приводит сердце к истощению, но, напротив, проникая в него, становится для нас источником жизни, ведя к свободному развитию и расцвету всех сил.

Невдомек многим понятие «благочестивый» (хасид), искаженное приписанным ему чуждым содержанием. Благочестив тот, вся жизнь которого – жертвоприношение на алтаре любви, который не заботится о себе, делает больше того, что обязан, и готов поступиться своими правами ради людей, в любви посвящая благу других всю свою жизнь и все свои дела. Он не сторонится мира, но живет в нем, с ним и ради него. Благочестивый предельно скромен и ничтожен в собственных глазах. Все силы его посвящены людям – его братьям. Поэтому Давид, который с юности беспрестанно действовал только ради материального и духовного благополучия своего народа, а исправление несправедливости, допущенной в отношении его самого Шаулем, как и все, что касается собственной судьбы, поручил в руки Всевышнего, – назван благочестивым. Слова мудрецов «Мое – твое, и твое – твое – благочестивый» известны и тебе.

А жизнь в удалении от мира, жизнь, ограниченная созерцанием и молитвой, не в духе иудаизма. Тора и служение – лишь путь, ведущий к действию. «Велико учение, приводящее к исполнению», – сказали мудрецы. Завязь и плод всех наших молитв – благословения – это принятое нашим духом решение действовать и жить жизнью, проникнутой знанием Б-га. В этом конечная цель.

О том, как попали искаженные мнения в поле знаний и мировоззрения, мы поговорим, возможно, подробнее в другой раз.

А теперь касательно трудностей, с которыми сталкивается соблюдение Торы в наше время, запретов и ограничений, действующих, когда еврей находится в пути, в отношениях с неевреями, в торговле и работе.

Допустим на минутку, что правы наши современники в своих претензиях и жалобах на трудности в соблюдении Торы. Но, если задуматься всерьез о смысле нашей жизни, если видеть в иудаизме предназначение, которое надлежит исполнять нам в любом месте и в любое время, если видеть в нем закон жизни, определяющий наш долг на земле, – разве может прийти в голову, что камни преткновения, лежащие на пути, могут освободить нас от исполнения долга? Не должны ли эти препятствия служить тому, чтобы поднять значимость этого долга в наших глазах?

Но давай-ка поближе приглядимся к жалобам. Может быть, в свете иудаизма они отпадут совершенно. Начнем с последней из них: трудности, которые создает Тора для еврея в торговле и работе.

Мой друг и современник! Ты утверждаешь, что не в состоянии соблюдать Тору, которая требует от тебя остановить все свои дела на одну седьмую часть недели. Но ведь это для того, чтобы показать: твое право и твои возможности делать в мире материальные приобретения даны тебе Всевышним, и лишь от Него – благословение, пребывающее на делах рук твоих. Благодаря этому ты возвеличишь и подготовишь себя к тому, чтобы пользоваться этим благословением как священным даром Творца и только в соответствии с Его волей, для того, чтобы эта седьмая часть вдохнула душу и святость в прочие шесть седьмых. Ты утверждаешь, что не в состоянии соблюдать Тору, требующую от тебя прекратить работу на седьмую часть твоей жизни, чтобы посвятить это время решению проблем духовных, оценить заново путь собственной жизни и возвысить его.

Мой современник! Ты краснеешь от стыда за собственные слова, не правда ли? Если ты полагаешь, что родился ради стяжательства и погони за удовольствиями, и если критерий, которым оцениваешь ты свою жизнь – имущество, если все это для тебя – цель, а не средство, тогда ты прав! Если ты намереваешься сделать в своей мастерской или на заводе более, чем делает крестьянин, бросающий в землю семена и ждущий, когда солнце и дожди благословения от Всевышнего произрастят из них плоды, если ты полагаешь, что собственной силой и крепостью руки твоей построишь себе счастье, а не благословением от Б-га, если девиз твой: «Нет ничего, кроме меня», и всем надлежит отступить перед твоими стремлениями, тогда…

Если бы только ты понял Субботу, если бы только смог увидеть, что она служит фундаментом всему твоему предназначению, придает ему живую силу души и великолепие, что, соблюдая ее, ты свидетельствуешь, что Всевышний – Един и нет других, что в служении Ему – цель человеческой жизни. И, в противоположность этому, постарался бы понять, сколь ужасны и безумны мысли человека, оскверняющего Субботу ради заработка.

Своими действиями он как будто заявляет: «Для того, чтобы прокормиться, чтобы преумножить благословение моего дома, чтобы приобрести средства, необходимые мне, чтобы исполнить обязанность перед Б-гом, я совершаю поступок, которым показываю, что нет в мире Б-га, Которому принадлежит мир и все, что в нем. Я показываю, что все мое предназначение на земле – стяжательство и погоня за наслаждениями, что цель жизни – исполнение собственной воли. Дабы насытить свое тело, я отрицаю существование Б-га и предназначение человека!» Если ты осознаешь, что таков – не более и не менее – смысл каждого нарушения тобой Субботы, – разве не остановит одна лишь эта мысль руку, занесенную, чтоб работать в субботу? Хотя бы раз в жизни задумайся над смыслом твоего существования в связи с идеей Субботы. Достаточно раз в жизни осознать, что в каждое мгновение ты отдан заботам Творца, как это призвана показать тебе Суббота; раз почувствовать себя творением, в которое Всевышний вдохнул душу живую, обитающим в мире, полном Славы Творца, творением, ведомым Им по жизни от начала и до конца. Если почувствуешь себя сыном и рабом единого Б-га и Господина мира, от которого – каждое твое дыхание, дар которого – каждая твоя сила, и в каждом шаге твоем – перст Б-жий; если за всем этим осознаешь себя – со многим или малым, ставшим твоим уделом – рабом Всевышнего, а всю свою жизнь – исполнением своего назначения, – разве не оставишь своих жалоб?

Тогда ты увидишь, что стремление делать материальные приобретения – обязанность среди прочих обязанностей. Тогда ты сможешь оценить свои приобретения не их объемом, а тем, насколько исполнил ты волю Творца, приобретая их, содержа и используя их. Тогда ты увидишь, что шесть дней труда дают тебе материальные средства исполнения своего предназначения, а седьмой день дает тебе достояние духовное, душу и вечность, чтобы пользоваться первыми по слову Творца. Тогда увидишь, что только Всевышний дает тебе силы достичь успеха и посылает благословение делам рук твоих. В Его силах послать тебе в шесть дней труда достаточно мана (заработка), чтобы ты не остался голодным и в седьмой день.

Тогда увидишь ты, что не из-за жалоб, которые ты высказывал, ты перестал быть евреем. Не иначе, как перестал ты быть евреем и, поэтому, позволил себе высказывать такие жалобы!

«Но контакты с неевреями! Еврей настолько выделяется, что каждый сразу же узнает в нем еврея!» Дорогой мой современник! Кто сказал, что тебе следует скрывать свое еврейство? Будь евреем, будь верен своему еврейству. Дорасти до того, чтобы в самом деле быть евреем, соблюдая Тору и строя все свои поступки на основах справедливости и любви, чтобы другие уважали тебя за то, что ты еврей, а не вопреки этому. Знай себя как еврея, и дай понять сущность иудаизма своими словами и, еще более, своей жизнью, братьям своим неевреям. Тогда тебе не придется жаловаться на то, что тяжело скрыть свое еврейство от чужих глаз.

«Однако невозможно дружить с неевреями, не садясь, хотя бы изредка, к их столу, чтобы есть и пить с ними». Я снова отвечу тебе: пусть все твои дела будут в справедливости и любви, как этому учит тебя Тора, пусть справедливость пребудет в твоих делах. Люби в сердце своем братьев своих неевреев, как этого требует Тора. Дай от своего хлеба тем из них, кто голоден, одень тех из них, кто гол, заботься об их больных, утешай их скорбящих, поддержи добрым советом тех из них, кто в нем нуждается. Помогай им советом и делом в трудную минуту. Тогда и они станут уважать и любить тебя, тогда возникнет между вами дружба в той степени, которая отвечает нормам твоей жизни.

Но более того, стать с ними одной семьей? Разве ты не видишь, что это запрещено, невозможно? И не из-за ненависти, но в силу твоего предназначения как сына Израиля. Тебе надлежит принять с любовью закон Торы, запрещающий брак с неевреями. Ведь детей, которыми наделил тебя Всевышний, тебе следует воспитывать в любви к Нему и только на Торе Его. И если ты дашь им мать или отца – нееврея, то тем самым отдалишь их от Торы.

Как же не испытывать тебе благодарности к закону Торы, служащему преградой и защитой, чтобы не прельстились сыны Израиля чужими дочерьми, а сыны их – дочерями нашими.

Сосредоточься на цели своей жизни, на своей роли как сына Израиля, и тогда исчезнут с твоего пути все препоны, к которым столь чувствительны мы в наше время. Только в силу того, что дух Израиля ослаб в наши дни, и некоторые из народов возложили на нас слишком тяжкое бремя, в силу того, что и евреи перестали осознавать самих себя таковыми, и некоторые из братьев наших решили избавить себя от миссии еврея.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=14126