Игрот Цафун — 19 писем
Еврейское мировоззрение на все поколения
Письмо шестое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш

814

Новое поколение (после потопа), которому подобало бы в великом трепете признать Всевышнего господином, судьей и спасителем, вскоре забыло все, что видело своими глазами. На земле, вновь порученной ему, оно решило провозгласить себя властелином всего. Оно полагало, что, воцарясь над природой, сможет существовать и жить, не считаясь с Творцом. Так началась история.

Творец, однако, не желал уничтожать человечество – лишь воспитать его испытаниями, направить к знанию Б-га и к пониманию самих себя.

Никогда более не достигнет человечество той глубины морального падения, на которую опустилось поколение, поглощенное водами потопа. Для этого и были разбросаны люди по земле, чтобы не быть им более единой семьей. И даже если часть их развратится и падет, падение не сможет распространиться быстро, угрожая всему человечеству. Человечество само по себе непрестанно возвращается к своей юности. Народ, прошедший уже всеми тропами человеческих заблуждений, освобождает место другому, новому, сильному и бодрому, который начнет новую жизнь. Противостояние человека природе подвергает проверке все качества человеческого духа, делая испытания всесторонними и всеобъемлющими.

Поэтому после потопа и земля приняла новую форму, подходящую для нового плана воспитания человека. Каждая часть ее стала обособленной от других, отличаясь климатом и качествами почвы, морями и реками, горами и пустынями, расположенными на ней. Где бы ни находился человек, считающий себя хозяином природы, земля и природа определяют уклад его жизни и труда. Климат и природные условия определяющим образом влияют и на дух человека, его тело, взгляды, образ мысли и творчества и в конце концов даже язык. Отсюда и многообразие испытаний, которыми испытывают человечество.

Цель этой новой попытки воспитания – научить человека, как познать Б-га и самого себя, понять, что вся природа и вся человеческая жизнь подчинены Б-гу, Единому и Единственному, что предназначение человека – не стяжательство и удовольствия, а намного возвышеннее этого.

Затем вступили народы, один за другим, в битву истории. Каждый, с новыми силами и новыми качествами человеческого духа, пытается в борьбе с природой и другими народами завладеть благами и наслаждениями и сохранить их навеки.

Однако высшая сила, правящая всем, легким дыханием разрушает то, что казалось построенным навеки. На глазах потрясенного человечества эта высшая сила творит великое и непостижимое из мелочей, на которые никто не обратил внимания.

Собственное величие поколения, достигшего вершин стяжательства и наслаждений, приводит его к падению. Оно освобождает место новому поколению, которому предстоит повторить ту же попытку.

По воле Творца знают последующие поколения об опыте предыдущих, об их попытках и неудачах.

И после всех этих попыток, после многих подъемов и падений, каждый народ может записать в книге своей истории, что все величие человека – лишь тщета. Все попытки построить вечное счастье, завладев имуществом и величием, потерпели неудачу. Все здания, основанные на фундаменте человеческой силы и нацеленные на приобретение и удовольствие, рухнули. Вечно лишь то, что построено людьми на основах справедливости и любви в страхе перед Б-гом.

Поклонившись всем созданиям и в конце концов самому себе, как божеству, на развалинах человеческой силы и гордыни, воспрянет новое поколение, которое в трепете признает никчемность всех идолов и вознесет глаза к Небесам, к Единому Б-гу. Вновь проснется в сердцах людей великое и истинное сознание, видящее в достоянии и наслаждениях лишь средства служения Творцу. Это осознание распространиться по всей земле среди всего объединенного заново человечества.

И на развалинах прошлого не будут более люди спрашивать себя о том, как достичь счастья, но спросят: «Поскольку мы счастливы, поскольку благословлены мы изобилием, что делать нам с этим достоянием?»

И тогда…

«И будет в конце дней, утвердится гора Храма Г-спода во главе всех гор и возвышенной [будет] над холмами, и пойдут к ней все народы. И пойдут народы многие и скажут: “Пойдемте и поднимемся к горе Г-спода, в Храм Б-га Яакова, и укажет нам из путей Своих, и пойдем стезями Его, ибо из Сиона выйдет Тора и слово Г-спода – из Иерусалима”.

И рассудит Он народы и станет увещевать многие народы, и перекуют они мечи свои на лопаты и копья свои – на садовые ножницы, и не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться войне.

Дом Яакова, идите и пойдем в свете Г-спода. Ибо оставил ты народ свой, дом Яакова, ибо следовали за древними и гадали, как плиштим, и детьми чужаков забавлялись. И наполнилась страна его серебром и золотом – нет предела сокровищницам его, и наполнилась страна его лошадьми – нет предела колесницам. И наполнилась страна его идолами, делам рук своих поклоняются, тому, что сделали пальцы их. И согнулся человек, и принижен муж – не вознести их. Сойди в скалу и спрячься в земле из-за страха Г-спода и великолепия могущества Его. Глаза заносчивости человека унизь и склони высоту мужей, и возвысится Г-сподь один в тот день.

Ибо (есть) день у Г-спода Воинств – на всякого гордого и возвышенного и на всякого вознесенного, – и будет он принижен. И на все кедры ливанские, высокие и вознесенные, и на все дубы башанские. И на все горы высокие, и на все холмы вознесенные. И на всякую башню высокую, и на всякую стену укрепленную. И на все корабли Таршиша, и на все прелести глаза. И склонится высокомерие человека, и принизится гордыня мужей, и вознесется Г-сподь один в тот день. А идолы вовсе исчезнут. И уйдут в расщелины скал и в пещеры земли из-за страха Г-спода и великолепия могущества Его, когда встанет Он властвовать над землей.

В тот день отбросит каждый кумиров серебра своего и кумиров золота своего, которых сделал себе, чтоб поклоняться, кротам и летучим мышам.

Уйдут в расщелины скал и в пещеры горные из-за страха Г-спода и великолепия могущества Его, когда встанет Он властвовать над землей» (Йешаяу, 2).

Перелистав страницы истории, прочитай теперь слова Коэлета.

«Тщета тщет, сказал Коэлет, тщета тщет, все тщета. Что остается человеку от всего труда его, что трудится он под солнцем. Поколение уходит, и поколение приходит, а земля стоит навеки. И восходит солнце, и заходит солнце, к месту своему стремится, восходит оно оттуда. Идет к югу, поворачивает к северу, поворачивает, поворачивает ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все ручьи бегут в море, а море не наполняется, к месту, куда бегут ручьи, туда бегут они снова. Все речи утомляют – не высказать человеку, не насытится глаз, глядя, и не наполнится ухо, слыша. То, что было, то и будет, и что делалось – то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Есть что-то, о чем скажут: “гляди, вот новое это”, а это было уже некогда, то, что было перед нами. Нет памяти о первых, и о последних, что будут, не будет о них памяти, с теми, что будут в конце. Я – Коэлет – был царем над Израилем в Иерусалиме. И обратил я сердце свое изучить и исследовать в мудрости все, что делается под небесами, это дело дурное, дал Б-г сынам человеческим заниматься им. Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот – все тщета и дурной дух. Искривленное невозможно исправить, а недостающее невозможно счесть… В конце все станет известно (поэтому): Б-га бойся и заповеди Его храни, ибо в этом – весь человек» (Коэлет, 1).

«Г-споди! Пристанищем Ты был нам из поколения в поколенье. Прежде, чем были рождены горы и создал Ты землю и мир, и от века до века Ты – Б-г. Приведешь человека к смирению и скажешь: “Вернитесь, сыны человеческие”. Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, что пройдет, и стража в ночи. Поток их подобен сну. Утром как трава пропадает. Утром покажется и исчезнет, к вечеру завянет и усохнет» (Теилим, 90).

«Б-г смилостивится над нами и благословит нас, озарит для нас лик Свой навеки. Чтобы знать на земле пути Твои, среди всех народов – спасение Твое. Возблагодарят Тебя народы, Б-же, возблагодарят Тебя все народы… Даст земля урожай свой, благословит нас Б-г, Б-г наш, благословит нас Б-г, и устрашатся Его все края земли» (Теилим, 67).

«Слова Давида, сына Ишая, и слова мужа, поставленного высшим, помазанника Б-га Яакова и благозвучного певца Израиля. Дух Г-спода говорил во мне, и слово Его – на языке моем. Сказал Б-г Израиля мне, говорил Оплот Израиля, властвующему человеком в праведности, властвующему в страхе Б-га. Со светом утра засияет солнце, утром безоблачным, [более] блеска травы на земле от дождя. Ибо не так дом мой с Б-гом, ибо вечный союз заключил со мной, твердый во всем хранимый, ибо все спасение мое и все желанное не произрастет [для другого]. А негодяи как колючки качаются, что не возьмешь рукою. И муж, что коснется их, оденется в железо и древко копья [возьмет в руку], и огнем сожгут [их] дотла» (Шмуэль 2, 23).

Перевод – рав М. Гафт

http://www.beerot.ru/?p=7697

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here