Игрот Цафун — 19 писем
Еврейское мировоззрение на все поколения
Письмо восьмое

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Рафаэль Гирш | версия для печати версия для печати

В начале истории этого народа Авраам был избран его отцом и основателем. Этот человек своей жизнью явил идеал существования для народа, которому предстояло произойти от него. В поколении, служившем идолам и стремившемся исключительно к стяжательству и наслаждениям, Авраам был единственным, кто познал единого Б-га. Единый Б-г призвал его, и Авраам с любовью внял Его голосу, оставил свою страну, свою родину, отцовский дом и все что дорого и любимо человеком в мире. От Него получил Авраам миссию быть отцом народа, «которым благословятся все семьи земли», народа, «хранящего путь Г-спода, чтобы творить благодеяние и правосудие».

Свою любовь к единому Б-гу Авраам выражал в поступках, полных любви и добра по отношению к сыновьям Его – людям, братьям своим: он заботился о больных, спасал людей из беды, указывал им путь, где только мог, и молился за них Б-гу – Судье всей земли.

И Всевышний, ради которого Авраам оставил все и отправился в путь, хранил Авраама в странствиях и благословил его.

К любви Авраама прибавились доверие к Б-гу и трепет перед Ним. С одной стороны – твердая как скала уверенность в том, что единый Б-г, наделяющий жизнью все живое, верен своему обещанию, даже если не спешит исполнить его. А с другой – страх перед Б-гом, делающий человека способным безропотно вернуть Всевышнему все, что дорого ему в мире, осознавая, что все – от Него. Это осознание, наполнявшее собой всю жизнь Авраама, оставил он в наследство своему сыну Ицхаку и внуку Яакову. В душевных качествах Ицхака нашел свое выражение страх перед Б-гом, а в душе Яакова вознеслась вера – доверие к Творцу.

«И ходили от народа к народу, и от царства – к народу другому, Не позволил никому обидеть их и наказывал за них царей. Не троньте помазанников Моих и пророкам Моим не делайте зла» (Теилим, 105).

Так, незримым провидением, открылся Всевышний праотцам при жизни их, пока не стали они семьей, насчитывающей семьдесят душ.

Эти семьдесят и стали семенем, из которого вырос еврейский народ. Однако народ нуждался в воспитании, которое позволит ему выполнить свое предназначение в будущем.

В противоположность другим, ему предстояло пережить период бедности и страданий, прежде чем стать самостоятельным народом, обладающим качествами, отличающими его от прочих народов земли. Он потерял все признаки, делающие группу людей народностью, включая свободу. Он сохранил лишь свои особые обычаи, лишившись всех внешних достояний, определяющих жизнь человека.

Народ Израиля уповал на единого Б-га, на Него полагался, и от Него заново получил все.

Египет – страна, достигшая тогда вершин человеческой культуры, страна, поклонявшаяся собственной земле и Нилу как божествам, стала плавильным котлом для народа Израиля, подготовившим его к будущему предназначению.

Сыны Израиля спустились в Египет гостями. Правитель страны милосердно пригласил их к себе, помня о том, что один из них спас его страну от голода. Но египтяне, не знавшие другого культа, кроме приобретения достояния и наслаждений, не знавшие единого Б-га и не видевшие в людях сынов Его, злонамеренно пренебрегли достоинством человека и обычаем гостеприимства и поработили сынов Израиля тяжким трудом. Сыны Израиля плодились и множились, становясь народом, но положение их невероятно ухудшилось. Египтяне же вознеслись до вершины могущества, гордые своей силой и величием, полные презрения к униженным рабам. И тогда открылся всем единый Б-г.

«И вот Г-сподь восседает на облаке легком, и пошатнулись божества Египетские перед Ним».

Он открылся, как Единый и Единственный Творец, властвующий над природой, даже когда кажется, что рука человека овладела ею. Как Властелин и Судья над жизнью народов, освобождающий смиренных и помогающий бедным, судящий гордых и заносчивых.

Гордыня Египта растаяла перед величием Г-спода. Всевышний изрек, и стены огромной тюрьмы, окружавшей землю Гошен, пали, а сыны Израиля вышли из рабства на свободу.

Из рук Всевышнего получил этот народ свою свободу и собственные национальные черты с тем, чтобы проявилась в нем воля Творца в построении жизни человека – Тора. В плавильном котле – в Египте – и во время странствий по пустыне твердая как скала вера в единого Б-га, когда все движения народа – по воле Его, стала основой душевных качеств Израиля.

В пустыне принял Израиль Тору. Не собственная страна, не собственная земля под ногами, а Тора сделала Израиль народом. Израиль стал телом, душой которого была Тора, стал царством священников. Народу Израиля поручено хранить Тору Всевышнего среди человечества, как священнику – среди народа его. Хранить ее, как народу святому, охраняя свою святость, не участвуя в делах других народов и не следуя законам их, храня в жизни своей святость человека.

Тора и исполнение воли Творца – основа жизни этого народа, почва под его ногами и цель существования. И поэтому его национальная самобытность не определяется факторами внешними и преходящими, они не служат ее непременными условиями. Однако народу Израиля надлежит быть народом среди других народов и показать им, что Всевышний управляет Своим миром, давая ему все блага. И если посвятим жизнь исполнению Его воли, то получим из рук Его в изобилии все те средства, в которых видят люди благословение. Станет общеизвестно, что преданность служению Всевышнему, подобная нашей, может служить незыблемой основой построения жизни.

Притом что Израиль обрел страну и создал свое царство, все это не было целью народа, а лишь средствами, необходимыми для исполнения заповедей Торы. Поэтому и процветание страны, и прочность царства зависели только от исполнения Торы.

И в дни своего благосостояния и расцвета надлежало Израилю быть обособленным ото всех народов, дабы не научиться у них видеть в благосостоянии цель жизни и не погрязнуть подобно им в погоне за приобретениями и удовольствиями.

Сколь великолепен этот народ, когда исполняет свое назначение! Единый Б-г – его Отец и Царь, и все сыны его – братья, послушные Ему. Все величие и могущество их служит лишь тому, чтобы исполнить волю Творца в справедливости и любви. Как средства для этого они получают из рук Его изобилие благословений Его.

«Как прекрасны шатры твои, Яаков, обители твои, Израиль. Как ручьи протянулись, как сады над рекой. Как алоэ, что посадил Г-сподь, как кедры над водами. Потечет вода из кувшина его, и потомство его на великих водах. И возвысится над Агагом царь его и превознесется царство его» (Бемидбар, 24).

«Не увидел Он нечестия в Яакове, не видел зла в Израиле. Г-сподь Б-г его с ним, и трубление царя – среди него. Б-г вывел их из Египта, могуч как бык он. Ибо нет ворожбы против Яакова, и нет колдовства против Израиля – в свой час откроется Яакову и Израилю, что вершит для них Б-г» (Бемидбар, 23).

Перевод – рав М. Гафт.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий