В ожидании избавления — Глава 1 — В конце дней

Дата: | Автор материала: Хафец Хаим

768

Глава 1

Мы видим, в своих великих грехах, что во многих местах соблюдение Торы в очень большой степени разрушается, и что многие люди уже с самого рождения оторваны от Торы Всевышнего. Всего лишь несколько лет назад такого ещё не было. И если попытаемся выяснить, в чем причина этого, обнаружим несколько факторов. Но основная проблема — это ослабление веры. Ибо вера в вечную жизнь, в награду и наказание, в приход Машиаха, и во все принципы Торы во всех поколениях давала евреям силу выдерживать все испытания и ужасы, идти на самопожертвование и отдавать на заклание своих детей ради сохранения веры. Отец предпочитал, чтобы его сына зарезали у него на глазах ради освящения Имени Творца, чтобы тот вернул свою чистую душу Б-гу Небес, чем чтобы тот жил в радости и достатке, но сошел с пути Торы и заповедей.

Действительно, в наших великих грехах, Сатане удалось, с помощью своих многочисленных посланников, ослабить основы веры среди многих сынов Израиля.

Это относится и к вере в награду и наказание, и к вере в слова пророков. И когда мы видим великие несчастья и пертурбации, которые теперь постигают наш народ каждый день, нам кажется, что Всевышний совсем спрятал от нас Свой Лик. И из-за этого мы отчаиваемся от избавления и совсем перестаём ожидать Царства Небес. Каждый занимается своими личными делами, и думает только о том, как снабдить себя и своих домочадцев, кто законно, а кто и незаконно.

Более того, даже люди чистые, безгрешные и Б-гобоязненные, наблюдая столь массовый отход от веры, когда во многих местах даже к самым строгим запретам стали относится с полным пренебрежением (даже к грехам, за которые полагается смертная казнь или отсечение души, как, например, нарушение субботы, и несоблюдение законов семейной чистоты, которое Тора называет развратом, см. гл. Ахарей Мот), начинают терять надежду.

В душе они думают: «Как можно надеяться на милость Небесную в нашем поколении, когда столь страшным стало отвержение Торы?!»

И из-за этого они совершенно прекращают всякие попытки исправить даже тех, кого ещё можно спасти от надвигающегося падения в ад.

И из-за этого я пришел к выводу, что на меня возложена обязанность изложить и объяснить этот вопрос для всех. Ибо дело обстоит в точности наоборот — в наше время есть больше причин ожидать избавления, [чем когда бы то ни было].

Тот, кто посмотрит, какие условия Тора поставила для окончательного избавления, придёт к выводу, что наше поколение его совершенно не заслуживает; и это может привести его в отчаяние. Ведь написано же в главе Нецавим, что избавление наступит, когда начнем слушаться Всевышнего и исполнять все Его заповеди, и служить Ему то всего сердца и от всей души!

Но на самом деле, не следует отчаиваться, так как дело обстоит совсем иначе — и мы сейчас объясним это.

В действительности, трудности возникают уже при изучении признаков приближающегося избавления, которые передали нам мудрецы Мишны и Талмуда. Эти признаки описывают ситуацию очень нелестно.

Мишна в конце трактата Сота приводит: «Перед приходом Машиаха возрастет наглость… и нет порицания; юнцы будут оскорблять старцев, а старцы будут вставать перед малолетками. Сын поносит отца, дочь восстаёт против матери, а невестка — против свекрови. Враги человека домочадцы его, и т. д.» И также: «Мудрость писцов испортится, к страшащимся греха относятся с отвращением, а истина удаляется». В трактате Санедрин (97а) поясняется, что значит «истина удаляется»: «Объединяется в стада и уходит». Это означает, что каждый день мощный поток истины будет уходить из мира.

Ещё там (Санедрин, 97а): «Сын Давида не придёт, пока не умножатся доносчики».

И подобных высказываний множество, причем, некоторые из них основаны на словах Торы и Пророков. И мы видим, что в наших грехах великих, всё это уже исполнилось в нашем поколении. (И это относится также и к другим несчастьям, предсказанным мудрецами; все они уже сбылись в наше время.)

И на первый взгляд всё это вызывает недоумение — ведь то, что написано открытым текстом в Торе, создаёт впечатление, будто избавление наступит когда мы вернемся к Творцу, как сказано (Дварим, 30:1-3): «И будет, когда сбудутся с тобой все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И обратишься ты к Г-споду, Б-гу своему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем своим и всею душою своею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих и смилостивится к тебе, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой».

И всё это — обещание Всевышнего, которое непременно сбудется, как писал об этом Рамбан.

Есть несколько объяснений, которые разрешают это противоречие (см. Санедрин 97б, 98а-б). Но простой смысл сказанного заключается в следующем.

В конце дней, перед наступлением избавления, сбудется и то, и другое. Будут два вида людей, и оба они будут участвовать в приближении избавления.

Ибо окажется в народе Израиля часть людей, которые будут прилагать все усилия к служению Творцу, от всего сердца и от всей души, вместе со своими детьми. И это исполненные верой нашего поколения, выполняющие волю Творца. И это во время, когда столь много отступников, которые только и думают как бы навредить и напортить нашей святой вере, распространяя книги, подрывающие основы веры, или просто призывая к удовлетворению низменных желаний. Они посланники дурного начала.

Все эти вещи побуждают людей на то, чтобы сбросить с себя бремя Царства Небесного, бремя Торы и служения Всевышнему. И в это самое время сыны народа Израиля, исполненные истинной верой, изо всех сил стараются исполнять все законы Торы, без послаблений. И детей своих они обучают придерживаться Торы Всевышнего, и ни на шаг не отступать от того, что написано в Ней. И нет никаких сомнений, что они постоянно поднимаются на всё более высокие уровни, ибо им приходится прикладывать гораздо больше усилий, и испытывать большие трудности и невзгоды, чем людям предыдущих поколений.

И известно, что в трактате «Авот де-Раби Натан» (гл. 3) приводится, что «выполнение одной заповеди в затруднительном положении стоит больше, чем выполнение ста заповедей с легкостью».

Сегодня служение Всевышнему чисто и непорочно, так как у тех, кто служит Ему, нет никаких личных интересов. Благодаря своей Б-гобоязненности они не обретут положение и почет. Наоборот, «истина отсутствует, и удаляющийся от зла безумцем считается» (Йешаяу, 59:15).

Сегодня трепещущие перед Творцом многим отвратительны.

Сегодня есть люди, которые для того, чтобы их дети остались правоверными евреями, как того требует Тора, обрекают себя на жизнь нехватки и нищеты все дни свои. Из своих скудных заработков они выделяют суммы для платы меламедам и учителям, которые помогают их детям укрепиться в Торе Творца. Они не переезжают в другие места, несмотря на бедственное положение, и не ищут доходов в далеких странах, где легче заработать на жизнь — все ради образования и воспитания своих детей в духе Торы.

Мы без всяких сомнений можем сказать, что это рассматривается как возвращение к Всевышнему всем сердцем и всей душой.

И тем более оставшиеся сыны, к которым взывает Всевышний, который денно и нощно трудятся над Торой Творца, когда лица их чернеют от нехватки пропитания. Их единственное желание и стремление — это прилепиться к Торе Всевышнего и к её заповедям. И даже когда перед ними стоит множество препятствий и перипетий, они не сдают позиции, продолжая сохранять святую Тору, всё что написано в Пятикнижии Моисеевом и в книгах пророков. Всё это свято для них.

Разве не достигают они в такие времена духовного величия?

Таковы юноши Израиля, которые, даже когда их постигают несчастья, только укрепляются в сохранении нашей веры, и готовы пойти на любые лишения, только чтобы их рот не дотронулся до нечистого. Хоть и пребывают они в состоянии голода, жажды и измождения, ни день и ни два, а годами, хоть и живут они в полной нищете, не отрекаются от веры, не дай Б-г. Только душа их кручинится, когда нет у них средств выполнить заповеди наилучшим образом.

Разве это не является возвращением к Всевышнему всем сердцем и всей душой? Их служение Всевышнему настолько совершенно, что заслуги каждого из них перевешивают злодеяния многих и многих грешников.

Также мы наблюдаем святость народа Израиля в том, что, хоть и наступили для каждого из нас тяжелые времена, несмотря на это, люди всю душу свою вкладывают в исполнение законов Торы вместе со своими детьми. Они приходят и молятся и рыдают и исповедуются перед Всевышним; они находят оправдание своей тяжелой доле, и устанавливают постоянное время для изучения Торы.

И несмотря на великую бедность и нужду свою, они сострадают своим братьям; они совершают множество добрых дел; они изобретают самые разнообразные и необычные способы помочь несчастным и обрадовать их.

Я почти уверен, что об этих людях говорят стихи Торы (Дварим, 30:1-5): «И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И обратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем своим и всею душою своею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Хотя бы были заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя; и приведет тебя Г-сподь, Б-г твой, в землю, которою владели отцы твои, и будешь ты владеть ею; и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих».

Те, что остались безупречными в вере своей, изучают и осознают важность служения Всевышнему и выполнения заповедей, которые на них возложены. Они вместе со своими детьми идут на самопожертвование для того, чтобы исполнять заповеди Торы.

Но наши мудрецы заранее предупредили нас, что далеко не все будут на этом уровне.

Появится новое поколение, которое будет противоположностью тех, кто был до них. В вопросе веры, они будут на чрезвычайно низком уровне, и каждый будет поступать так, как ему вздумается. (И никакие порицания и уговоры не повлияют на них, как объясняется в Мишне.)

И несмотря на это, не следует отчаиваться. Ибо это — один из признаков приближающегося избавления.

Те, о которых мы написали выше, приблизят избавление своими праведными деяниями; но и эти приблизят избавление. Дело в том, что в предыдущих поколениях, когда передача традиции из поколения в поколение шла своим чередом, весь еврейский народ вел себя как положено, и отцы передавали своим сыновьям основы веры и религии, а сыновья принимали всё, что им передают отцы, с любовью и с радостью.

[И этого требуют законы благопристойного и правильного поведения, которые предшествуют Торе — маленькие дети должны слушать наставления своих отцов. Разве наша святая вера не передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну, начиная с первого поколения, когда шестьсот тысяч мужчин старше двадцати лет, кроме женщин и детей, все участвовали в даровании Торы на горе Синай, и всё это они видели своими глазами, как сказано (Дварим, 5:21): «В этот день видели мы, что Б-г говорит с человеком, и тот остается в живых»?]

И как мы говорим (в молитве) «Да будут слова Его живыми и действительными… для отцов наших, и для нас, и для детей наших, и для всех поколений». И всё их желание и стремление, и отцов и детей, заключалось в том, чтобы удостоиться Торы и добрых дел, и выполнить волю нашего Отца в Небесах.

И в те времена не было столь суровой необходимости в приходе избавления, когда наша религия пребывала на подобающем ей уровне, и в течение долгого изгнания заслуги нашего народа всё время преумножались из поколения в поколение.

Это относится и к добрым и праведным деяниям, которых накапливалось всё больше и больше в каждом поколении, и к заслуге ожидания — заслуге народа Израиля, который так долго с нетерпением ждет прихода Машиаха. Заслуге народа, который хранит веру и постоянно ожидает избавления, как сказали наши мудрецы (Санедрин, 97), что также как мы ждем, так и Всевышний ждет вызволить нас, как сказано (Йешаяу, 30:18): «И потому медлит Г-сподь помиловать вас и потому удалится Он, чтобы сжалиться над вами». И так как Он ждет, и мы ждем, почему же он [Машиах] не приходит?

Чтобы увеличилась наша награда — из-за этого не торопится Всевышний привести конец времени.

Но всё это было верно, когда передача основ религии и принципов веры шли во всю силу, и не было никакого расслабления в исполнении Торы и заповедей из-за недостатка веры.

Но в наше время, из-за наших многочисленных грехов, появились возмутители и осквернили святую религию множеством книг, полных напраслины и чуждого нам мировоззрения, которые они распространили среди нашего народа. Они почти затушили пламя чистой веры в сердцах молодежи.

И многие начали отказываться от традиции, которую им хотели передать их отцы, думая, что они умнее всех предыдущих поколений, и всех мудрецов и знатоков Торы, святых праведников всех времен, предшествующих нашему времени.

Те шли на самопожертвование за каждую деталь закона Торы. Но у новой молодежи нет к ним уважения. Некоторые из них настолько распоясались, что даже стали высказываться против авторов Мишны и Талмуда, которые были как высшие ангелы.

Горе нам, что такое случилось в наше время! И это предсказали наши мудрецы, когда сказали, что дерзость восстанет — и в наше время это развивается всё больше из-за великих грехов наших. И из-за этого, у отцов нет возможности передать своим сыновьям основы веры и любовь к Торе, полученные ими по непрерванной цепочке от их отцов и дедов — ибо те отказываются слушать!

И поэтому теперь нет никакой пользы от продолжения изгнания — ведь передача традиции всё больше и больше прерывается, не дай Б-г. (Более того, в наших великих грехах мы видим, что дети отрицательно влияют на своих родителей.)

И поэтому, конечно, Всевышний ускорит приход избавления, чтобы раскрыть глаза слепых, дабы увидели сияние истины.

Не покинет Всевышний сынов своих, не оставит их в забвении, как сказано (Шмуэль 2, 14:14): «Не будет отторгнут отверженный» — ведь они — дети Его и дети избранников Его, которых он избрал и посвятил испокон веков. И написано об этом «Но и при всем этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрел Я их и не отверг Я их до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Свой с ними» (Вайикра, 26:44). (Дело в том, что Всевышний изгнал еврейский народ чтобы он исправил в изгнании свои деяния, когда настигнет его гнев ненавистников его. Но и там они будут продолжать вести себя неправильно, несмотря на несчастья.)

И сказали мудрецы (Мегила, 11а): «”Не презрел Я их” в дни халдеев, ибо поставил Я им во главе Даниэля, Хананию, Мишаэля и Азарию .”И не отверг их” в период владычества греков, ибо тогда поставил им Шимона Праведника, и Хашмоная и его сыновей и Матитьяу-первосвященника. Не пожелал “истребить их” в дни Амана, ибо и тогда назначил Я им Мордехая и Эстер. Не пожелал “расторгнуть Свой завет с ними” в дни персов, ибо тогда назначил им глав из династии раби Йеуды и других мудрецов поколений. “Ибо Я Г-сподь, их Б-г”».

Получается, что оба вида людей, которые будут жить в конце дней, будут приближать избавление. Одни своими хорошими деяниями и тяжестью своего положения, а другие — своими нехорошими деяниями. Само собой разумеется, что человеку лучше относиться к числу хороших, а не плохих.

На всё, что мы написали, есть намек в Торе в главе Аазину, где речь идёт также о конце изгнания (как это объяснили мудрецы в трактате Санедрин, 97). И как написано (Дварим, 32:36): «Ибо судиться будет Г-сподь за народ Свой и сжалится Он над рабами своими, когда Он увидит, что запустили в них руку, и никто их не ведет и не поддерживает». Это означает, что когда будет Всевышний судить Свой народ, Он сжалится чтобы освободить их (как объяснил там Раши), так как увидит, что рабы Его в бедствии. Увидит, что «запустили в них руку» — то есть, что нет больше сил у народа Израиля пребывать в изгнании [и противостоять его влиянию], так как «никто их не ведет и не поддерживает» полностью ушла от них сила хранить святую веру — нет у народа Израиля больше силы хранить её.

Подобным образом мудрецы объяснили нам в трактате Санедрин, основываясь на этом стихе, что сын Давида [Машиах] не придет, пока не преумножатся предатели.

И именно по этой причине «никто их не ведет и не поддерживает» — у лидеров народа нет сил поддерживать веру и исполнение Торы. Ещё одно объяснение [мудрецов Талмуда]: пока не останется мало изучающих Тору. И комментарий Раши объясняет, что речь идёт о мудрецах Торы, которые поддерживают народ Израиля и направляют его по правильному пути. Получается, что даже в ту эпоху [прихода Машиаха] останутся те, кто подчиняется воле Всевышнего, но их будет немного, и у них не будет сил остановить [общий поток безверия].

И подобное предсказание есть в Писании (Йермияу, 31:26) о периоде избавления: «И посеял Я в доме Израиля и в доме Иуды семя человеческое и семя животное».

Талмуд (Сота, 22) говорит об этом, что «семя животное» говорит о человеке, который не знает ни Писания, ни Мишны, ни Талмуда. Всё это говорит о том, что будет два вида людей, как мы объяснили выше, и оба вида ускорят приход избавления.

Вывод из того, что мы сказали: в наше время следует больше ожидать и надеяться, что раскроется слава Всевышнего в этом мире.

И это простой смысл стиха (Бемидбар, 14:21, см. стих 28): «Как жив Я и славой Г-сподней наполнится вся земля». И поэтому каждый в народе Израиля должен задуматься, что произойдет, когда придет наш праведный Машиах.

Кто будет славой, и хвалой, и красой (по Йермияу, 13:11); кто будет счастливейшим из людей? Те, кто прилепился к Всевышнему в то время, когда преумножились нужда и злоключения; те, кто в эти времена остался «на посту», остался верен Всевышнему и Торе Его. Их лица будут сиять светом Б-жим — лицо каждого по его уровню в знании Торы и соблюдении заповедей.

Как приводится в Мидраше «Тана де-Бей Элияу» (гл. 1), о свете, который будут источать мудрецы Торы и праведники, когда придет сын Царя Давида и в грядущем мире.

И там перечисляется несколько уровней. Некоторым дается свет малых звезд, и некоторым дается свет больших звезд [как сказано в Писании (Даниэль, 12:3): «А мудрые будут сиять как сияют небеса, и ведущие многих по пути справедливости (удостаивающие многих идти путями веры и Торы) — как звезды, во веки веков»].

Некоторым будет дано сияние лика как свет луны в начале месяца, а некоторым — как пятого числа месяца, другим — как десятого числя месяца, а другим — как пятнадцатого числа месяца. [Речь идёт о лунном месяце еврейского календаря, который всегда начинается в новолуние, а пятнадцатое число — это полная луна. — прим. переводчика.]

Некоторым даётся сияние как сияние солнце через час после восхода, другим — через три часа после восхода, и т.д. Некоторые сияют как солнце в шесть часов дня [то есть, шесть часов после восхода, в полдень].

И на все это намекает стих (Шофтим, 5:31): «Как солнце, восходящее во всей силе своей» — см. там.

В действительности, на всё это есть намек в стихе (Малахи, 3:18): «Между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему». Мудрецы сказали об этом (Хагига, 9б): [Какая разница между этими людьми?] Ведь праведник — это тот, кто служит Б-гу, а грешник — это тот, кто Ему не служит! На самом деле, идет речь о разнице между тем, кто повторяет изученное сто раз, и тем, кто повторяет изученное сто один раз. Они объяснили, что лик того, кто вкладывал больше усилий в изучение Торы, будет сиять больше.

И поэтому в том стихе [в книге Малахи] вначале написано «и увидите»; дело в том, что будет сразу видно по сиянию лика каждого, каков его уровень.

И дальше там в «Тана де-Вей Элияу» написано: «Это общее правило: тот, кто ценит Тору, удостоится встретить Шехину (Б-жественное присутствие), а тот, кто загрязнён грехами, не сможет принять Царя». [И это объясняется так: даже после того, как будет наказан в аду и очищен от нарушений, не удостоится встретить Царя. И об этом сказали мудрецы («Мидраш Теилим», 1), что тому, кто посвящает себя совершению греха, нет прощения никогда.] О чем идет речь? О том, что не раскаялся и не вернулся. Но если вернулся и умер, то он как настоящий праведник во всех отношениях. <…>

И ещё знай, что из того, что мы объяснили выше, вытекает, что в конце дней будет множество ложных идеологий, некоторые из которых оторвут евреев от изучения Торы и от соблюдения заповедей.

И поэтому, люди, которые укрепят себя идти путями Всевышнего, изучать Его Тору и выполнять Его заповеди, будут в то время зваться праведными. И об этом говорит Писание (Йешаяу, 60:21): «А народ Твой — все праведные». Это те, кто остался на стороне Г-спода и не поддался на всевозможные влияния. (И то же самое приведено в книге «Авкас Рохель», написанной учеником рабейну Ашера.)

И поэтому каждый человек должен сейчас вложить как можно больше усилий в знание Торы и в исполнение заповедей.

Ведь после того, как придет Машиах, наступит эра, которая зовется «днями нежеланными» [так как в эти дни уже не будет свободы добровольно выбрать путь Г-спода]. Ведь сказано (Коэлет, 12:1): «И помни своего Создателя с юных дней, пока не пришли худые дни, и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку».

Мудрецы (Шаббат, 151б) сказали об этом: «Эти дни Машиаха, в которые нет ни заслуги, ни вины». Дело в том, что в это время перестанет существовать дурное начало.

Перевод: рав Берл Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=88189