Эмет и шалом – истина и мир

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1713
эмет
По книге «Михтав ми-Элияу»

Написано в конце главы Ваеце (32:2): «И Яаков шел своим путем, и встретили его ангелы Всесильного». Объясняет Раши: «Ангелы земли Израиля вышли ему навстречу, чтобы сопровождать его в землю (Израиля)». И написано в Берешит Раба (64:17): «Рав Уна от имени рабби Айву сказал: «600 тысяч ангелов танцевали перед Яаковом во время его вхождения в землю Израиля… и сказал Яаков, когда их увидел, что это стан Всесильного, а шхина (Б-жественное присутствие) не пребывает там, где нет 600 тысяч»». В чем же заключается предназначение ангелов земли Израиля?

В ночь наступления Шаббата мы поем песню, в которой есть следующая фраза – «мир вам, ангелы мира». Кто такие ангелы мира [на иврите малахей а-шалом]? Только один раз в Танахе (Йешаяу, 33:7) мы встречаем подобное сочетание: «Вот сильные их кричат на улицах, посланники мира горько плачут» [на иврите слово малах имеет несколько значений – «посланник» и «ангел»; поэтому сочетания «ангелы мира» и «посланники мира» переводятся одинаково – малахей а-шалом]. Сказано в книге Зоар (Ваера, 120б): «Эти ангелы были посланы навстречу Яакову… И в заслугу Яакова Творец обещал поднять их на уровень абсолютного совершенства, как написано «…и встретили его ангелы Б-жьи…» и называются они ангелами мира». Отсюда мы видим, что ангелы земли Израиля – это и есть те самые ангелы мира.

Эмет и шалом – истина и мир

Известно, что определяющее качество Яакова – это эмет, истина. Как сказано (Миха, 7:20): «Ты явишь истину Яакову…» Однако мы видим, что и шалом – мир [это слово означает также целостность, совершенство, гармонию], является одним из качеств Яакова. Об этом написано в Зоар (Ваикра, 12б): «Устанавливающий мир в своих высотах – это Яаков, как сказано «Ты явишь истину Яакову…» И также написано (Зехарья, 8:19): «…и правду (эмет) и мир (шалом) любите…» Отсюда видно, что качества эмет и шалом связаны друг с другом. Их объединение приводит к абсолютной гармонии во всем [в духовных и материальных мирах]». Таким образом, эмет проявляется в виде качества шалом, который в свою очередь приводит мир в состояние совершенства (шлемут) и равновесия.

Похожая идея приводится также и в другом месте книги Зоар (Шмот, 175б): «А средний засов, внутри брусьев, проходит от (одного) конца до (другого) конца» (Шмот, 26:28). Здесь содержится намек на Яакова, которому было свойственно совершенство во всех аспектах высшего и низшего мира [имеется в виду духовный и материальный мир]». Совершенство на всех уровнях [абсолютная гармония] и есть проявление качества шалом.

Но почему состояние совершенства и гармонии – шлемут – называется шалом?

Дело в том, что источник эмет находится в сердце. Если удается обнаружить и реализовать в себе это качество, то это приводит человека к полной гармонии. Его больше не терзают внутренние споры и противоречия. И когда он достигает уровня лишма [ступень, на которой полностью отсутствует желание получить награду за исполнение воли Творца], это одновременно приводит его внутренний мир в состояние гармонии и совершенства, в нем царит шалом – «мир».

Наш праотец Яаков удостоился приобрести качество эмет, еще находясь вне земли Израиля. Как сказано (Берешит, 33:18): «И пришел Яаков невредимым (шалем)…»; объясняет Раши: «…(невредимым в смысле) целым, в том, что касалось его Торы, поскольку в доме Лавана он не забыл ничего из изученного им». И сказали мудрецы (Брахот, 5а): «Эмет – это Тора». В комментарии Раши на стих (Берешит, 32:5) «…с Лаваном я жил…» прослеживается та же идея: «…живя с Лаваном, я (Яаков) соблюдал все шестьсот тринадцать заповедей…». То есть, Яаков находился на должном уровне эмет как в помыслах, так и в делах. Но в любом случае, полностью он удостоился качества эмет только по возвращении в землю Израиля. Как сказано (Берешит, 33:18): «И пришел Яаков невредимым (шалем) в город Шхем, который на земле Кнаана, по приходе своем из Падан-Арама». Отсюда видно, что Тора характеризует Яакова, как шалем, только когда он возвращается в землю Кнаан [так называлась земля Израиля до того, как в нее вошли евреи]. Только там возможно полное приобретение совершенства (шлемут) в исполнении воли Творца на уровне лишма, что в свою очередь есть проявление качества шалом, как было объяснено выше.

Спор о сотворении человека

Поскольку полное раскрытие качества шалом возможно только в земле Израиля, то понятно, почему ангелы земли Израиля – это и есть «ангелы мира». «Ангелы мира» появляются также при создании человека, как написано в мидраше (Берешит раба, 8:5): «В час, когда Творец собрался создать первого человека, ангелы [задача которых состоит в раскрытии соответствующих качеств Творца в мире] разделились на группы: одни были за сотворение, другие – против. Как написано (Теилим, 85:11): «Милость (хесед) и истина (эмет) встретились, справедливость (цедек) и мир (шалом) соединились». Сказала милость (хесед): «Пусть будет человек сотворен, так как он будет делать добро». Истина (эмет) сказала: «Пусть не будет человек сотворен, поскольку он весь состоит из лжи. Справедливость (цедек) сказала: «Пусть будет сотворен, поскольку он будет вершить справедливость». Мир (шалом) сказал: «Пусть не будет человек сотворен вовсе, поскольку он склонен к раздорам». Что сделал Творец? Взял истину и отправил ее на землю, как написано: «…истина сброшена будет наземь… истина из земли произрастет».

Причина того, что, в отличие от милости (хесед) и справедливости (цедек), именно истина (эмет) и мир (шалом) сказали «Пусть не будет человек сотворен вовсе…», ясна.

Дело в том, что истина и мир – это абсолютные понятия. Невозможно, чтобы истина была частичной или неполной, поскольку вещь, которая не на все сто процентов истинна, есть абсолютная ложь. Так же и мир (шалом). Пока существуют хоть какие-нибудь споры и разногласия, раскрытие качества шалом невозможно. Поэтому именно эмет и шалом были против сотворения человека. Ибо практически невозможно достигнуть такого уровня совершенства, чтобы даже ангелы признали величие обладателя этих качеств. Но в случае с милосердием (хесед) и справедливостью (цедек) все наоборот. «Частичное проявление милосердия» все равно является актом доброты. А оказание бескорыстной помощи (цдака) в любом количестве, будет называться проявлением справедливости (цедек), не смотря не на что. Поэтому, в соответствие с сутью этих качеств, человек достоин быть сотворенным.

Но Всевышний не принял доводы возражающей стороны, и послал истину на землю. Объяснение: Творец придал истине форму, взятую из низшего (материального) мира, сузил рамки проявления истины множеством ограничений. И в результате Он дал нам истину в виде Торы, которая соответствует нашему уровню в этом мире.

Но возникает вопрос: ведь помимо эмет, также и качество шалом было против сотворения человека. А что же в итоге Творец противопоставил его доводам [об этом ничего не говорится далее в мидраше]? Ответ в том, что когда эмет находится внизу [открывается в нашем мире], шалом тоже присутствует, поскольку раздор есть также порождение лжи (шекер). [Здесь важно пояснить: в основе служения Творцу лежит фундаментальное понятие – свобода выбора. Творец сделал выбор возможным, создав противоположности, как сказано (Коэлет, 7:14): «…ибо одно в противоположность другому создал Творец…». Таким образом, наличие какого-либо явления свидетельствует об обязательном существовании его противоположности. Противоположность истине (эмет) – ложь (шекер), а миру (шалом) – раздор, разъединение. А поскольку где раздор, там и ложь, то наличие этих двух вещей указывает на присутствие их соответствующих противоположностей – мира (шалом) и истины (эмет)]. Пока человек в своих поступках руководствуется желанием установить истину, то даже спор заканчивается взаимной приязнью. Как сказали мудрецы, объясняя стих (Бемидбар, 21:14) «…Ваев в Суфе…» в Талмуде (Кидушин, 30а): «…даже отец и сын, учитель и ученик, изучая Тору, становятся «врагами» [из-за разных подходов к решению вопроса]; и не двигаются с места, пока не станут друзьями [пока не установят истину и не решат проблему]». Похожее говорится о мудрецах школы Шамая и Илеля, что они спорили о важных вещах [за нарушение которых полагается строжайшее наказание], и в определенной ситуации, по мнению одной школы, женщина уже считалась свободной, а по мнению другой школы, продолжала быть замужней. Тем не менее «…мудрецы школы Шамая не переставали брать жен из дома мудрецов школы Илеля, а мудрецы школы Илеля – брать жен из дома мудрецов школы Шамая. Этот факт пришел тебя научить, что они дружили и относились друг к другу с симпатией. И в них осуществилось написанное «…и правду (эмет) и мир (шалом) любите…» (Йевамот, 14б).

Из всего вышесказанного мы также видим, что качества эмет и шалом тесно связаны между собой.

В этом и состоит глубокое понимание объяснения мудрецами смысла «…истина из земли произрастет…». Ибо после того как в наш мир спустилась Тора, истина в конце концов откроется. Так как после достижения ступени ло лишма [ступень на которой все же присутствует желание получить награду за исполнение воли Творца] в соблюдении заповедей, их исполнение, в итоге, поднимется на совершенный уровень – лишма – [ступень на которой полностью отсутствует желание получить награду за исполнение воли Творца]. А это и есть достижение раскрытие качества шлемут – совершенства. Таким образом, снимаются все возражения со стороны ангелов мира. Поэтому они плакали над разрушением Храма, как сказано (Йешаяу, 33:7): «…посланники мира горько плачут…».

Объясняет Талмуд (Хагига, 5а), что они плакали о разрушении Храма и изгнании евреев (галут) с их земли. Ибо в изгнании евреи попадают под духовное влияние других народов, в результате чего служение Творцу находится на уровне ло лишма, а достижение ступени лишма очень затруднено. В этом и состоит проявление разрушения и изгнания в духовных аспектах – состояние, которое называется «шхинта бегалута». Но, не смотря на иллюзию отсутствия Б-га, все препятствия и духовную нечистоту, в сердце каждого еврея все равно остается маленькая частица, стремящаяся к исполнению воли Творца на уровне лишма.

Во времена всех изгнаний эта частичка души воплощает в себе неизменное качество земли Израиля [раскрытие эмет и, как результат, стремление к уровню лишма]. Как сказано (Ваикра, 26:44): «…в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг…». Она-то [эта частица] и может стать отправной точкой избавления.

Накануне прихода мессии

В самом конце изгнания, перед приходом мессии – а без сомнения, это наше время, – мы наблюдаем странное явление. Большая часть тех, на ком держится еврейский народ – люди, изучающие Тору и скрупулезно исполняющие заповеди – находится в земле Израиля. В противоположность этому, дурное начало оказывает самое сильное влияние именно на людей, живущих в земле Израиля, а в других местах его влияние гораздо слабее. Как такое возможно? Дело в том, что духовный уровень человека уменьшился настолько, что достигнуть уровня лишма вне земли Израиля стало чрезвычайно тяжело. Мы можем это прочувствовать сами. Ведь выполнение условия (Дварим, 4:39) «…и возложи на сердце твое…» – то есть достижение в своем сердце такой ступени эмет, на котором исполнение воли Творца будет происходить на уровне лишма, а это главное в работе над своими качествами – происходит намного легче в земле Израиля, нежели в других местах. Даже там, где этому способствует окружение и внешние факторы. И только по своей милости Творец, не смотря на наш низкий духовный уровень, дает нам возможность достигнуть совершенства [в служении Ему].

С другой стороны написано (Коэлет, 7:14): «…ибо одно в противоположность другому создал Творец…». Влияние «дурного начала» в земле Израиля сильнее, чем в каком-либо другом месте. Больше всего оно хочет ослабить в нас стремление к изучению мусара [часть Торы, которая учит человека, как работать над улучшением качеств своего характера]. Это может показаться явным чудом.

Но для того, кто может видеть истину, взглянуть на вещи объективно и непредвзято, для него особенно сильное влияние хорошего и дурного начала, свойственное только земле Израиля, будет очевидно.

Счастлив тот, кто преодолевает трудности и старается достичь совершенства в служении Творцу на земле Израиля, которая не находится под духовным влиянием других народов и «…непрестанно глаза Господа, Б-га твоего, на ней…» (Дварим, 11:12). И в результате человек удостоится помощи Небес в том, чтобы подняться на такой уровень [в служении Творцу], которого он даже не надеялся достичь. Счастлив он в этом мире, и в мире грядущем.

Перевод – рав А. Тригер.


http://www.beerot.ru/?p=39765