Кунтрес а-Хесед
— Эссе о благодеянии. Главы 1-3

Дата: | Автор материала: Рав Элияу Элиэзер Деслер

1237

Глава 1

Когда создал Всевышний человека, Он дал ему возможность нести добро другим или брать его от других. Сила и желание давать – это высшая сила, одно из качеств Создателя (когда речь идёт о качествах Творца, имеются в виду Его проявления по отношению к творению) жалеть и творить добро. Он даёт и не получает ничего взамен. Ведь иначе быть не может, так как у Него есть всё ‒ как написано (Йов, 35:7): «Если праведен ты – что дашь Ему?» Мы лишь выражаем Творцу благодарность, и это — корень нашего служения Ему. С подобной же возможностью был создан и человек, как написано: «По образу Б-г создал человека». Именно благодаря этому человек способен жалеть, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему.

Сила брать заключается в том, что человек хочет завладеть всем, что попадает в сферу его внимания. Это влечение также иногда называют «любовью к себе». Оно является источником всего зла.

Среди берущих есть такие, которые отнимают силой и ничего не платят. Такие люди называются «бандиты». А есть такие, которые забирают тайком. Это воры. Есть также жулики, которые обманом соблазняют людей отдать им свое имущество.

Все эти преступники разделяются на две категории: злоумышленники глобальных и локальных масштабов.

Глобальные преступники – это те, которые объявляют войны и уничтожают народы. И нет на них человеческого суда. И только Всевышний взыщет с них по справедливости.

Локальные – это те, которые грабят отдельных людей. Для борьбы с ними была создана судебная система, чтобы их наказывать. Эта система призвана защищать людей от преступных деяний. Кроме того, общество старается воспитать в своих членах чувство справедливости. Это воспитание направлено на то, чтобы чувство стыда не давало человеку поступить неправильно. Однако источник зла в душе человека – стремление обладать чужим – остаётся. Поэтому не верь в добродетель человека и цивилизации. Под прикрытием цивилизованного общества обирают, грабят и убивают. Ведь сказали наши мудрецы (Авот, 3:2): «Не будь страха перед властями, люди пожирали бы друг друга живьём».

Среди любящих брать есть и такие, которые возьмут незаконно чужое. К этой категории относятся любители получать подарки, наследства, подаяния. А также – любители большой наживы, барышники. Об этом сказал царь Шломо (Мишлей, 15:27): «Ненавидящий подарки удостоится жизни».

Эти влечения – стремление получать и стремление отдавать – являются источниками всего плохого и всего хорошего, что есть в человеке. И все действия, которые совершает человек, проистекают из одного из этих стремлений.

Нужно знать, что душа всегда стремится к одной из этих полярных сил, и среднего не дано. В сокровенных желаниях, таящихся в глубине души, нет компромиссов; поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово или мысль обязательно исходят или из желания дать или из желания взять. Исключением являются только мысли, замкнутые на внутреннем мире человека и не имеющие никакого отношения к тому, что происходит в мире внешнем. Похожая идея встречается в книге «Ховот а-Левавот» (Врата служения Всевышнему, гл. 4): «В глубинах сердца существуют только обязанности и запреты, нет ничего нейтрального».

Поразмыслив над этим, мы сможем понять, что имелось в виду под «ненавидящий подарки удостоится жизни».

Глава 2. О купле-продаже.

Прочитав первую главу, предприниматели и люди бизнеса могут спросить: как же можно утверждать, что только безвозмездная отдача носит положительный характер, а любое стремление к выгоде и наживе ‒ плохо? Неужели вы хотите разрушить порядок, которому следует весь мир?! Ведь Всевышний создал все существа и со способностью давать, и со способностью брать. И творение функционирует именно благодаря тому, что каждая часть его использует обе эти способности. Почему же, по-вашему, человек не должен и брать и отдавать, как все другие создания?

Истина заключается в том, что даже те, которые и дают, и берут, разделяются на две категории: есть такие, которые берут много, а дают мало. Например, продавцы, которые не пропускают ни малейшей возможности нажиться. Эти люди даже не пытаются взвесить, соответствуют ли получаемые доходы тем усилиям, которые вложены в их приобретение. Они стараются воспользоваться любой ошибкой или неосведомленностью ближних для того, чтобы заработать за их счёт. Разве это не мошенничество, не обман?

А тем более – те, что разбогатели и теперь пожирают плоды труда других, давая им ссуды под проценты. Или те, которые вынуждают других выполнять тяжелейшую работу за мизерную плату. И, конечно, правители, которые силой порабощают целые народы. Даже если при этом они приносят пользу своей собственной нации, разве не очевидно, что они и им подобные берут у человечества гораздо больше, чем отдают ему?

Кроме того, даже то немногое, что они отдают другим, отдаётся не из лучших побуждений. Очевидно, что первопричиной всех их действий является только эгоистичное желание заработать, разбогатеть. Поэтому всё, что они отдают, отдают только с целью взять себе многократно больше.

Например, владелец магазина. Он даёт товар покупателям для того, чтобы получить прибыль. И когда он предоставляет своим клиентам хорошую, качественную продукцию, то делает это исключительно для того, чтобы ещё раз и ещё раз получить с их помощью доход. [Прим. пер. Трагедия эгоиста заключается в том, что он постоянно занят только одним ‒ самим собой. И даже когда он что-то отдаёт другим, то делает это только для себя.]

Более того, стремление брать порождает ещё большее зло: любящие наживу находятся в постоянной конкуренции друг с другом. Каждый стремится заполучить всё, на что ему удастся наложить руки. Закон не запрещает конкуренцию, но разве она не является причиной бесконечных страданий?! Разве мало людей, которые заболели и умерли в молодом возрасте из-за несчастий, которые их постигли в результате конкуренции?

Это первая категория берущих. А вторую категорию мы опишем дальше…

Глава 3. Торговля праведников

Теперь поговорим о праведниках. Праведники ведут себя совсем иначе. Они отдают много, а берут мало. И даже то немногое, что берут ‒ берут только по необходимости. Их самое сокровенное желание ‒ это как можно больше помочь, отдавать другим. И если им приходится брать что-то у других, то только для того, чтобы получить возможность достичь основной цели своей жизни ‒ нести добро.

Получается, что даже когда этим людям приходится выступать в роли берущих, то и тогда их действия проистекают из чистого источника. Ведь их конечная цель ‒ только одарить других. Поэтому они никогда не используют заложенную в них способность брать. Эти святые люди живут только тем, что дают другим, и таким образом постоянно находятся в процессе приближения к Творцу. Вся их жизнь направлена на то, чтобы уподобиться Ему в постоянном желании отдавать. И таким образом они выполняют заповедь «ходить путями Творца», как написано в Дварим (28:9).

Чтобы лучше понять, как нужно правильно подходить к взаимоотношениям между людьми, даже к деловым взаимоотношениям, давайте рассмотрим два примера. Один пример взят из самых ранних поколений, из периода зарождения человечества. А второй относится к нашему времени.

Написано в Торе (Берешит, 5:22): «И ходил Ханох с Б-гом». И сказали о нём мудрецы: «Ханох был сапожником, и каждый стежок посвящал единству Творца». Интересно объяснение этого высказывания рава Исраэля Салантера. Он говорил, что мудрецы не имели в виду то, что Ханох во время работы думал о высоких материях. Ведь это запрещено Торой! Если человека наняли на определённую работу, то во время этой работы закон Торы не позволяет ему заниматься посторонними, не имеющими отношения к работе делами и мыслями (так как это время он крадёт у работодателя). Тогда о каком «единстве» идёт речь?

Рав Исраэль Салантер утверждал, что при каждом стяжке Ханох думал только о том, как бы сделать его лучше и прочнее, чтобы получились самые лучшие возможные ботинки. Он думал только о том, как создать для своих клиентов самую удобную и прочную обувь. Принести людям максимальную пользу ‒ к этому стремился Ханох и на это направил все свои душевные силы.

Это имели в виду мудрецы, сказав, что Ханох «посвящал стежки единству Творца» ‒ истинная и единственная цель всей его жизни заключалась только в том, чтобы уподобиться Творцу, Который делает добро творению Своему.

А Ханох извлёк из такого поведения дополнительную «выгоду»: ему удалось избежать даже тени обмана. Он никогда не взял за свою работу ни копейки больше, чем ему полагалось. Ханох всегда давал другим больше, чем получал от них.

Вторую историю рассказывают про рава Исраэля Меира Коэна (Хафец Хаим).

Известно, что Хафец Хаим не хотел получать деньги за изучение Торы и решил открыть магазин. Продукция, которая продавалась в его магазине, была всегда только самого лучшего качества. Линейки, которыми отмеряли, всегда «добавляли» покупателю длины, а весы всегда перевешивали в пользу покупателя. Конечно, слава о его магазине быстро распространилась и от клиентов не было отбоя. Но Хафец Хаим только расстроился из-за этого: «Если все идут ко мне, как же другие владельцы магазинов будут зарабатывать на жизнь?» И тогда он решил открывать магазин только на короткое время. Магазин работал столько времени, сколько было достаточно, чтобы обеспечить владельцу минимальный доход. А большую часть дня магазин был закрыт. Но и этого оказалось мало, потому что люди стали приходить в магазин именно в тот короткий отрезок времени, что он работал. И тогда Хафец Хаим решил вообще закрыть свой магазин, чтобы не доставлять неприятности другим торговцам.

Сказали мудрецы (Брахот, 8а, на Теилим, 128): «Живущий стараниями рук своих более велик, чем тот, кто боится Небес». В чём же достоинство живущего за счёт трудов своих?

Живущий собственной работой ‒ это тот, кто изо всех сил желает и стремится к тому, чтобы давать больше, чем брать. Этот человек постоянно следит за тем, чтобы не использовать свои способности, будь то выдающийся ум или незаурядное мастерство, для того, чтобы зарабатывать больше, чем другие. Он боится, что из-за того, что он выгодно отличается от своих коллег, ему заплатят больше, чем полагается. Поэтому он предпочитает простой физический труд. Зарабатывая на пропитание в поте лица и получая минимальное вознаграждение за свой труд, он может быть уверен, что вложенные усилия намного превосходят вознаграждение, которое он за них получает.

Почему же ему отдается предпочтение даже перед боящимся Небес? Об этом – в следующей главе.

Перевод – рав Б. Набутовский


http://www.beerot.ru/?p=10146