-
«А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему…»
Из всего сказанного выше следует общее правило: человек должен заниматься Торой как в довольстве, так и в беде. Благодаря этому он обретет подлинный покой. Ведь занимаясь Торой, он прилепится к Святому, благословен Он. А прилепившись к Святому, благословен Он, человек обретает все названные выше блага, как об этом сказано в мидраше (см. «Ялкут Шимони», Ваэтханан, 824). Наши мудрецы учили: «[В случае пожара в Шаббат] спасают чехол свитка Торы вместе со свитком» (см. Шаббат, 116б, мишна) – ведь чехол «прилепился» к свитку. В стихе сказано: «Кто идет с мудрыми, станет мудрым, а кто водится с глупцами, будет сокрушен» (Мишлей, 13:20). Кто прилепляется к праведнику, удостаивается стать подобным ему. Мы видим, как Лот, который сначала прилепился к нашему праотцу Аврааму, разбогател, как он. Ведь про Авраама написано: «Аврам был богат очень и стадами, [и серебром, и золотом]» (Берешит, 13:2). И про Лота тоже написано: «А у Лота, который сопровождал Аврама, [тоже были и овцы, и крупный скот, и шатры]» (13:5). Подобно этому сказано: «Кто идет с мудрыми, станет мудрым». А когда Лот прилепился к жителям Сдома, как написано: «И поднял глаза Лот…, [и направился на восток, …и раскинул свои шатры до Сдома]» (13:10-12), он был уловлен вместе с ними (его имущество тоже погибло при разрушении Сдома). Это и есть – «кто водится с глупцами, будет сокрушен».
Другое толкование: «Кто идет с мудрыми, станет мудрым» – это Йеошуа, который прилепился к Моше, как написано: «И Йеошуа, сын Нуна, наполнился духом мудрости, [ведь Моше возложил на него свои руки]» (Дварим, 34:9).
[Рав И.-А. Хавер поясняет: когда Моше возложил свои руки на Йеошуа, «в том засияла душа Моше», подобно тому, как Луна светится отраженным от нее светом Солнца, – и поэтому Йеошуа бин Нун «преисполнился духом мудрости». С этим связано «рукоположение мудрецов» (смихат зкеним), которое совершалось в эпоху Мишны и Талмуда: при возложении рук наставника посвящаемый обретал «дух мудрости», и во всех мудрецах тех поколений тоже «светилась душа Моше». А в дни пророков таким путем передавался дар пророчества, как написано (Мелахим, 2, 2:15): «…пребывает дух Элияу на Элише» («Ор Тора», 139).]
И написано: «[И было после смерти Моше, раба Б-га, сказал Б-г Йеошуа, сыну Нуна, служителю Моше]: “Как был Я с Моше, так буду и с тобой – не отступлю от тебя и не оставлю тебя”» (Йеошуа, 1:1-5). И если уж тот, кто прилепился к человеку из плоти и крови, удостаивается того, чтобы стать, как он, то народ Израиля, прилепившийся к Святому, благословен Он, Дающему жизнь мирам, тем более удостоится вечной жизни. Откуда это известно? Из того, что сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне» (Дварим, 4:4).
[Здесь, как и во многих других местах, подразумевается, что сыны Израиля прилепились к Торе, а Тора и Святой, благословен Он, едины (см. «Зоар» 3, 73а). И когда сыны Израиля изучают Тору, то они буквально «прилепляются» к вечной жизни. Ведь Тора приводит к тому, что в будущем, при оживлении мертвых, существование во времени преобразуется в вечность, как это и подразумевается в стихе: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне» («Ор Тора», 140).]
А что написано перед этим? Там сказано: «Ведь каждого человека, который шел за Бааль-Пеором, истребил Г-сподь, ваш Б-г» (там же, 4:3). И если уж так происходит с теми, кто прилепился к идолу, – они становятся подобными ему и истребляются вместе с ним, то те, кто прилепились к Источнику вечной жизни, тем более [обретают вечную жизнь, как написано]: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне». Мы видим, что про Хананью, Мишаэля и Азарью, которые вышли [невредимыми] из огненной печи, написано: «И собравшиеся сановники, военачальники, наместники и советники царя, осмотрев этих людей, убедились, что над их телами огонь был не властен, так что ни один волос на их головах не был опален, и обувь их не изменилась, и запах гари не пронял их» (Даниэль, 3:27). Святой, благословен Он, сказал: «Поскольку одежда принадлежала этим праведникам, она будет спасена вместе с ними».
И еще написано про Рахель: «…подошла Рахель с овцами» (Берешит, 29:9), и написано: «А Рахель была стройна и красива» (там же, 29:17). И так же красива была Ципора, [которая тоже пасла скот своего отца]. Как же получилось, что другие пастухи не надругались над ними? Но перед Всевышним было открыто, что в будущем они прилепятся к праведникам: дочери Лавана (Рахель и Лея) – к Яакову, а Ципора – к нашему наставнику Моше, мир ему, и Б-г хранил их, как написано: «Пребывает ангел Г-спода вокруг трепещущих перед Ним и спасает их» (Теилим, 34:8).
Он защищает их и тех, кто их окружает, как написано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне».
«А вы, прилепившееся» – это про Лота, который прилепился к нашему праотцу Аврааму, как написано: «И было, когда Б-г истреблял города той долины, вспомнил Б-г Авраама и спас Лота от катастрофы, уничтожая город, в котором жил Лот» (Берешит, 19:29). Цидкияу, сын Кнаана, был нечестивцем; но его мертвое тело, соприкоснувшись с останками пророка Элиши, ожило, как написано: «[И было хоронили одного человека, …и бросили они того человека в гробницу Элиши, и при падении коснулся он костей Элиши], и ожил, и встал на ноги» (Мелахим 2, 13:21). А вы, сыны Израиля, прилепившиеся к Живому Б-гу и также прилепившиеся к Торе, тем более будете избавлены от смерти и от огня Геинома – вы будете жить, пребывая в Грядущем мире, как об этом сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне».
И если про меру бед, которая сравнительно мала, написано «И сошли они со всем им принадлежащим заживо в преисподнюю…» (Бемидбар, 16:33), то тем более, мера добра, которая велика, – [добро распространяется не только на самих праведников, но и на их имущество].
[В Иерусалимском Талмуде указывается, что, даже если в шатре у кого-либо из других евреев находилась иголка, взятая взаймы у соратников Кораха, то и эта иголка тоже проваливалась в преисподнюю вместе с общиной Кораха (ИТ, Санедрин, 10:1) – потому что вещи нечестивцев разделяют участь своих хозяев.]
Мы учим это из рассказа о повозках с дарами, которые приносили главы колен, ведь написано: «[И принесли свои пожертвования Б-гу – шесть крытых повозок и двенадцать быков, по повозке от двух вождей (т.е. глав колен) и по быку от каждого… И сказал Б-г Моше]: «Возьми это от них, и будет [это для службы при Шатре Откровения…]» (там же, 7:4-5). Эти повозки [и быки] были с ними до Гилгаля (т. е. до вступления в Землю Израиля), как сказано: «…в Гилгале приносили они в жертву быков (тех самых быков)» (Ошея, 12:12). А Раби Авау сказал: [это было с ними] до Нова. А раби Леви сказал: до того, как построили Храм, как написано: «И зарезал Шломо [в мирную жертву, которую принес Б-гу, крупный скот (тех самых быков) …]» (Мелахим 1, 8:63). И уж если повозки [и быки], у которых нет своих заслуг и нет заслуг предков, сохранились, потому что были близки к ковчегу завета, то тем более [обретут долгую жизнь] евреи, у которых есть свои заслуги и заслуги предков, и они прилепились к Торе.
Мы знаем, что, когда царь Шломо построил Храм, то шесты, [с помощью которых переносили ковчег завета], давали плоды, поскольку они были присоединены к ковчегу. [Здесь завершается развернутая цитата из сборника мидрашей «Ялкут Шимони» (Ваэтханан, 824), которая начинается со слов: «…человек обретает все названные выше блага, как об этом сказано в мидраше».] А сыны Израиля, которые прилепились к Торе, прилепились к Святому, благословен Он, как об этом говорится в сборнике мидрашей «Сифрей», где толкуется стих (Дварим, 6:5) «И люби Г-спода…»: «Я не знаю, как можно любить Б-га. [Поэтому-то там и объяснено:] «И будут эти слова …в твоем сердце» (там же, 6:6) – ведь через Тору ты узнаешь Того, Кто сказал, и возник мир.
[См. «Сифрей», Ваэтханан, 33. Рав И.-А. Хавер отмечает, что любить возможно только того, с кем мы знакомы и знаем его достоинства. Но никто из сотворенных не способен постичь Творца. А если так, то как же может быть заповедано в Торе «И люби Г-спода…»?
Поэтому-то и объяснено, что единственным путем к выполнению этой заповеди является повеление «И будут эти слова …в твоем сердце». Необходимо прилепиться к Торе, через которую мы способны приобщиться к Творцу. И тот, кто прилепляется к Торе и любит Тору, тем самым любит и Б-га, потому что, как сказано в святой книге Зоар (3, 73а), Тора и Святой, благословен Он, едины («Ор Тора», 142). Рав И.-А. Хавер также указывает, что, проявляя свою любовь к Торе и Б-гу, сыны Израиля вызывают Его любовь к ним, как написано: «Я возлюбил вас, – сказал Г-сподь» (Малахи, 1:2). Это «поцелуй», в котором проявляется взаимная любовь Творца и Его народа. Намек на это скрыт в самом слове אהב״ה (аава – любовь), числовое значение которого 13. А числовое значение этого слова, взятое дважды (т.е. любовь сынов Израиля к Б-гу и Его любовь к ним), равно гематрии Особого Имени Всевышнего י—ה-ו-ה (Авая) – таким путем народ Израиля соединен с этим Особым Именем («Ор Тора» 143).]
Прилепитесь к Его путям, и тогда наверняка обретете жизнь на веки веков.
Об этом и говорится в мидраше, где толкуется стих «Обильные воды не погасят любовь…» (Шир а-Ширим, 8:7): «Сказал Святой, благословен Он: «Если придут все народы и дадут евреям всё серебро и золото, чтобы они отдали им хотя бы одно слово Торы, у них ничего не выйдет» (см. «Шир а-Ширим Раба», 8:7, «Эц Йосеф» и Маарзо).
И еще написано: «…как дни дерева, будут дни Моего народа» (Йешаяу, 65:22). Имеется в виду Дерево Жизни – как оно вечно, так будет вечно существовать народ Израиля, прилепившийся к Торе, которая называется «Деревом Жизни», как написано: «Она – Дерево Жизни для придерживающихся ее» (Мишлей, 3:18). [В святой книге «Зоар» говорится: «Тора называется Деревом Жизни, и каждый, кто вкушает от нее, обретает вечную жизнь» («Тикуней Зоар», 21, 60а).] Ведь и про само Дерево Жизни сказано: «[…как бы он …не взял также от Дерева Жизни], и не съел, и не стал жить вечно!» (Берешит, 3:22). [См. «Ялкут Шимони», Экев 11, 872, где это толкование приведено от имени раби Шимона бар Йохая.]
Слово חיים (хаим – жизнь) употребляется только во множественном числе, а это подразумевает как жизнь в этом мире, так и жизнь в Грядущем мире.
А жизнь зависит, в первую очередь, от Торы и от тех, кто ее изучает. Поэтому и написано: «Когда знатоки Торы стареют, их разум становится еще более уравновешенным. А когда стареют невежественные в Торе люди, они всё более утрачивают ясность разума».
[См. Кеним 3:6. А в трактате Шаббат (152а) эта мысль выражена несколько иначе: «Когда знатоки Торы стареют, у них прибавляется мудрость. …А когда стареют невежественные в Торе люди, у них прибавляется глупость». Ведь в одном стихе сказано: «У старцев мудрость и у долголетних разум» (Иов 12:12), а в другом: «…Он старцев лишает разума» (там же 12:20). И объясняется, что в первом стихе говорится о стариках, серьезно изучающих Тору, а во втором – о невежественных в Торе (см. р. Овадья из Бартенуры, Кеним 3:6). И еще разъясняют, что знатоки Торы с возрастом всё более отстраняются от преходящих наслаждений этого мира и сосредотачиваются на постижении мудрости Торы. А невежественные люди по-прежнему цепляются за уже недоступные для них наслаждения, впустую растрачивая быстро уходящее время (см. «Яарот Дваш», друш 4).]
Это подобно тому, что происходит в колодце с грунтовой водой – чем ближе ко дну, тем вода чище и прозрачнее. А стоячая вода – чем ближе ко дну, тем мутнее. Так и тут. Невежественные в Торе люди подобны хранилищам со стоячей водой. О них написано: «[…Меня, источник живой воды, они оставили] и высекли себе колодцы, колодцы дырявые, которые не держат воды» (Ирмеяу, 2:13). В этих колодцах нет притока воды, [и вода в них отсечена от источника] – так и эти люди отсекли себя от вечной жизни. А знатоки Торы подобны колодцам с родниковой водой, ведь они прилепились к жизни Грядущего мира, как написано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все ныне» (Дварим, 4:4).
Перевод и составление: рав Александр Кац