Маалот а-Тора — 32 — Зоар об изучении Торы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1230

«Зоар» об изучении Торы

38. Мир сотворен для того, чтобы сыны Израиля изучали Тору

В [разделе святой книги «Зоар», относящемся к] недельной главе Бешалах, [толкуют]: «Тора настолько любима Святым, благословен Он, что каждый, кто трудится над Торой, любим в нижнем мире, а Святой, благословен Он, вслушивается в его слова и не оставляет его ни в этом мире, ни в Грядущем. Необходимо трудиться над постижением Торы днями и ночами, и человек станет совершенным и днем, и ночью» («Зоар» 2, 46а).

В [разделе, относящемся к] недельной главе Итро, [сказано]: «Сколькими путями Тора предупреждает и предостерегает человека, чтобы он не грешил перед своим Создателем! И сколькими путями она советует ему, как не отступать и не отклоняться от Торы ни вправо, ни влево. И сколькими путями она дает совет, как возвратиться к своему Создателю, чтобы получить от Него прощение» (там же, 82б). «Тора – всегда желанна, она – отрада Святого, благословен Он, она – сокровищница жизни и залог долголетия как в этом мире, так и в Грядущем». [Там же, 93б. Рав И.-А. Хавер поясняет, что, если человек надлежащим образом занимается изучением Торы, то каждый прожитый им день хранится для него в высшем мире до времени оживления умерших, и об этом сказано: «…и прилепись к Нему, ведь Он – твоя жизнь и твое долголетие» (Дварим, 30:20). После оживления мертвых сами прожитые человеком дни будут светить ему светом вечности (см. «Ор Тора», 99).]

В [разделе, относящемся к] недельной главе Ваякъэль, [говорится]: «Когда Святой, благословен Он, творил миры, Он сотворил их только для того, чтобы сыны Израиля приняли на себя исполнение и изучение Торы, которая дает долголетие и в этом мире, и в Грядущем мире. Миры были сотворены по Торе, и на основе Торы они существуют. А каждый, кто старательно изучает Тору, как будто строит дворец для Святого, благословен Он. Ведь когда человек занимается Торой, Святой, благословен Он, присутствует там и вслушивается в его голос. Такой человек избавляется от трех видов наказаний – от наказаний этого мира и от наказаний мира Грядущего, и от ангела смерти, который не имеет над ним власти, и от кар Геинома». [«Зоар», 2, 200а. Рав И.-А. Хавер разъясняет, что изучение Торы очищает душу человека от всяких примесей, как об этом сказано в трактате Авот: «Каждый, кто изучает Тору ради нее самой, удостаивается многого – …она помогает ему стать праведным, благочестивым, прямым и верным, отдаляет его от греха и приближает к добру» (6:1). Поэтому такой человек не нуждается в тяжких карах Геинома, ведь основное предназначение Геинома – очистить больную душу от духовной скверны. И поэтому Тора названа «огнем», как написано: «…справа от Него – пламя закона» (Дварим, 33:2) – ведь это святой огонь, который оттесняет огонь Геинома («Ор Тора», 100).]

В [разделе, относящемся к] недельной главе Цав, раби Элазар толкует стих «И Я вложил Мои слова в уста твои, и в тени Своей руки тебя укрыл» (Йешаяу, 51:16). Отсюда учим, что каждого, кто старательно занимается Торой, и его уста произносят слова Торы, осеняет Святой, благословен Он, и Шехина простирает над ним свои крылья, ведь написано «Я вложил Мои слова в уста твои, и в тени Своей руки тебя укрыл». И не только это, но такой человек поддерживает существование мира, и Святой, благословен Он, радуется с ним, как будто в этот день Он простер небо и землю, ведь написано: «…чтобы устроить небеса и основать землю и сказать Сиону: “Ты – мой народ”» («Зоар», 3, 35а).

39. Тора очищает от всех грехов

В [разделе святой книги «Зоар», относящемся к] недельной главе Ахарей Мот, [говорится]: «Воззвание обращено к людям изо дня в день, их души свидетельствуют о них каждый день и каждую ночь. Тора возвышает свой голос, провозглашая на все стороны света: “Доколе падкие на соблазны будут любить своё легкомыслие?!” (Мишлей, 1:22) и “Тот, кто падок на соблазны, пусть свернет ко мне”, и неразумным она (Тора) сказала: “Идите, вкушайте мой хлеб и пейте мое вино, которое я приготовила” (там же, 9:4-5). Но никто [от этих воззваний] не пробуждается» (там же, 58а).

А в [разделе, относящемся к] главе Кдошим, [толкуют стих] «…вовеки не искупится вина дома Эли ни жертвою, ни приношением» (Шмуэль 1, 3:14): «Жертвой или приношением не искупится, но искупится словами Торы. Ведь слова Торы превосходят любые жертвы, как написано: “Вот учение (זאת התורה – зот а-Тора) о жертве всесожжения, о хлебном даре, [о жертве грехоочистительной и о жертве повинной…]” (Ваикра, 7:37). …И если человек старательно занимается Торой, то даже когда свыше ему определено наказание, все равно он угоден Всевышнему больше всех жертвоприношений и всесожжений» (там же, 80б).

[В разделе, относящемся к главе Эмор, сказано]: «Тот, кто удостоился Торы в этом мире, удостоится ее и в мире Грядущем, как написано: “…говорят уста спящих” (Шир а-Ширим, 7:10) – хотя души этих людей уже в том мире, их уста шепчут слова Торы». [«Зоар» 3, 96а. Жертвоприношения сравниваются с «пищей для тела», и поэтому Тора называет их «хлебом», как написано: «…жертвы Мне, Мой хлеб, в огненную жертву …приносите Мне в назначенное время» (Бемидбар, 28:2). А Тора сравнивается с вином, которое наделяет тело радостью и пробуждает внутренние силы души, распространяющиеся по всему телу. Об этом написано: «А твое нёбо, как доброе вино, оно течет прямо к моему Другу, [благодаря ему] говорят уста спящих» (Шир -Ширим, 7:10).

В отношении храмовых жертв наши мудрецы засвидетельствовали, что в Храме «ветру не удавалось отклонить столб дыма» (Авот, 5:5). И так же, если Тору изучают ли-шма (ради Торы), то тогда эти ее слова поднимаются прямо вверх, по серединной линии всех миров, достигая самой выси (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 103).]

40. «Тора – это жизнь»

В [разделе святой книги «Зоар», относящемся к] недельной главе Беаалотха, [говорится]: «Блажен удел народа Израиля, ведь Святой, благословен Он, избрал его и даровал ему Тору истины – Дерево Жизни, от которого человек обретает жизнь в этом мире и в Грядущем мире. Ведь каждый, кто усердно занимается Торой и держится за нее, наделен жизнью. А тот, кто оставляет слова Торы и отделяется от нее – как будто отделяется от жизни, потому что Тора – это жизнь, и каждое ее слово – жизнь, как написано: “Потому что они (слова Торы) – жизнь для тех, кто их обрел” (Мишлей, 4:22)» («Зоар» 3, 148б).

А в [разделе, относящемся к] главе Корах, [толкуют стих псалма «Они (законы Б-га)] желанней золота» (Теилим, 19:11): «Как возвышенны слова Торы, они драгоценны. Они желанны для обитателей высших миров, они желанны для всех, ведь Тора – это святое Имя (Творца). И каждый, кто усердно занимается Торой, занимается Его святым Именем. …И каждый, кто трудится над Торой, свободен от всего». [Там же, 176а. Об этом же говорится и в мишне из трактата Авот (3:5): «Раби Нехунья бен Акана сказал: “С каждого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя царской службы и бремя мирских дел. А на каждого, кто сбрасывает с себя бремя Торы, возлагают бремя царской службы и бремя мирских дел”». Величайший комментатор Мишны рав Овадья из Бартануры поясняет, что «бремя царской службы» – это «служба царю и его вельможам», а «мирские дела» – это «тяжелый труд и забота о пропитании». С человека, посвятившего себя изучению Торы, снимают эти два бремени, потому что «его работа благословляется с Небес, и он может прокормить свою семью, посвящая этому немного времени». А тому, кто сбрасывает с себя бремя Торы, говоря: «Тяжело бремя Торы, я не могу его вынести», возвращают эти два мирских бремени.]

В [разделе, относящемся к] главе Хукат, [говорится]: «Смотри, слова Торы святы! Они возвышенны и сладостны, [как сказано: “…они (слова Торы) слаще меда”]. И каждый, кто усердно занимается Торой, каждый день как бы находится на горе Синай и принимает Тору» («Зоар» 3, 179б).

В [разделе, относящемся к] главе Балак, [сказано]: «Слова Торы настолько желанны и любимы, и они настолько желанны и любимы для Святого, благословен Он, [что Он передал их в наследие Своим сынам]» (там же, 212а).

И еще там, [в разделе, относящемся к главе Пинхас], толковали стих Торы «Когда будешь осаждать город…, [не уничтожай его деревья, …но от их плодов ешь. …Разве полевое дерево – это человек, чтобы его осаждать?!]» (Дварим, 20:19): «Блажен удел того, кто постоянно занимается Торой, о нем написано: “Только к Торе Г-спода влечет его, [и в изучение своей Торы он погружен днем и ночью]” и “Он будет словно дерево, [посаженное у водных потоков, которое даст свой плод вовремя и чей лист не завянет]” (Теилим, 1:2-3). Почему эти два стиха следуют друг за другом? Потому что тот, кто усердно занимается Торой днями и ночами, не уподобится высохшему дереву, но станет подобен «дереву, посаженному у водных потоков». [Там же 202а. В этом фрагменте святой книги «Зоар» человек аллегорически сравнивается с деревом. Подобно тому, как дерево, оказавшись без воды, высыхает и не дает плодов, так и человек, оставшийся без Торы, – ведь человек получает свою основную жизненную силу только в том случае, когда он соединен со своим «корнем» в высших мирах. И если человек занимается Торой «днями и ночами», он достигает своего возможного совершенства, обретая «голос Торы», называемый «голосом Яакова» (ср. Берешит, 27:22). Но если человек не занимается изучением Торы, он становится «высохшим деревом», и о таких написано: «…они как труха, которую разметает ветер» (Теилим, 1:4). Намек на эти две альтернативные возможности скрыт в числовом значении слов קול (коль – «голос») и מוץ (моц – «труха»). И то и другое слово имеют одинаковую гиматрию – 136 (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 104).]

[И еще сказано]: «Смотри, как желанны для Святого, благословен Он, те, кто занимается Торой! Даже в час, когда на мир обрушиваются кары, и ангелу-разрушителю дается право разрушать, Святой, благословен Он, особо наставляет ангела-разрушителя в отношении тех, кто занимается Торой. Святой, благословен Он, говорит ему так: “Когда будешь осаждать город” из-за грехов его жителей, “не уничтожай его деревья” – это знатоки Торы, которые в этом городе. [Кто будет есть “от их плодов”?] От их плодов будет есть тот Могучий Оплот, …ведь нет другого наслаждения и влечения у Духа Святости в этом мире, кроме Торы, изучаемой праведниками, ведь это поддерживает Шехину и дает ей пропитание в этом мире в большей степени, чем все жертвоприношения на свете. …Со дня, когда был разрушен Храм и прекратились жертвоприношения, у Святого, благословен Он, остались только слова Торы, а Тора обновляется в устах праведников, и поэтому написано: “…но от их плодов ешь”». [«Зоар» 3, 202а. В Торе сказано: «Г-сподь, твой Б-г, …Он – огонь пожирающий» (Дварим, 9:3). Это можно образно сравнить со светильником, пламя которого сияет на кончике фитиля благодаря тому, что в поддоне есть масло. Рав И.-А. Хавер поясняет, что в упомянутом сравнении «фитиль – это праведники, а масло – изучение Торы и добрые дела», ведь «заповеди – это как бы пища для Шехины» («Ор Тора», 105).] 

41. «Держится за Дерево Жизни»

В [разделе, относящемся к] недельной главе Пинхас, [говорится]: «Каждый, кто усердно занимается Торой, удостаивается того, что перед ним открывается несколько ворот в высший мир и к нему пробиваются лучи света из того мира. [Благодаря серьезному изучению Торы человек обретает несколько путей, соединяющих его с высшим миром (примеч. редактора).] В час, когда он покидает земной мир, Тора провозглашает перед ним, обращаясь ко всем стражам ворот: “Откройте ворота, и пусть войдет… Приготовьте сиденье для такого-то слуги Царя!” Ведь Святой, благословен Он, ничему так не радуется, как человеку, который занимается Торой, и тем более тому, кто поднимается среди ночи, чтобы заниматься Торой, – тогда все праведники, пребывающие в Ган Эдене, вслушиваются в его голос, и им прославлен Святой, благословен Он». [«Зоар» 3, 213а. В самой книге «Зоар» приведена несколько иная редакция последних слов: «…все праведники, пребывающие в Ган Эдене, вслушиваются в его голос, и Святой, благословен Он, присутствует среди них».]

В [разделе, относящемся к] недельной главе Ваэтханан, [сказано]: «Приди и смотри! Насколько велика сила Торы и насколько она превосходит всё остальное! Ведь тому, кто усердно занимается Торой, нечего бояться ни обитателей высших миров, ни обитателей нижнего мира. Ему нечего опасаться превратностей этого мира, ведь он держится за Дерево Жизни». [«Зоар» 3, 260а. Рав И.-А. Хавер указывает, что «Тот, кто занимается Торой, связан с Деревом Жизни, а это – особое Имя Творца י—ה—ו—ה (Авая)». Это и защищает человека. Ведь беды и страдания приходят к людям только ради того, чтобы они вдумались в свои поступки, как об этом говорится в Талмуде: «Если человек видит, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои дела» (Брахот, 5а). Человека наказывают за его проступки, чтобы он отвернулся от недобрых дел. Но если он серьезно занимается изучением Торы, то это оберегает его от греха, и поэтому он избавляется от страданий (ведь теперь он не совершает грехов, которые пришлось бы искупать страданиями).]

И еще там сказано: «Человек всегда должен впитывать в себя слова Торы, ведь …нет ничего, что бы противостояло злому началу, кроме слов Торы. …Они укрепляют доброе начало и подчиняют злое начало. А если злое начало видит человека, который не старается заниматься изучением Торы, оно поднимается в высший мир и там обвиняет этого человека, как написано: “Неразумных постигает бесчестие” (Мишлей, 3:35)» («Зоар», 3, 268а). В книге «Зоар Хадаш» сказано, что в грядущий День Суда, о котором написано «Вот приходит день, пылающий, как печь» (Малахи, 3:19), – тогда наш наставник Моше взыщет за обиды Торы, как об этом говорится в мишне: «[Каждый день голос исходит с горы Хорев, провозглашая] «Горе людям из-за обиды, причиненной Торе!» (Авот, 6:2)». [«Зоар Хадаш», 1, 15б. Рав И.-А. Хавер поясняет, что, если еврей не занимается изучением Торы, он тем самым как бы наносит ей оскорбление (см. «Ор Тора», 107). И об этом же писал Хафец Хаим: «Это действительно серьезная обида для Торы, святой корень которой находится выше всех миров, – когда люди, созданные из глины и праха, от нее отворачиваются» («Шмират а-Лашон», «Шаар а-Тора», 4). А внук рава Авраама, брата Виленского Гаона, разъясняет, что «сила оскорбления зависит от сравнительной значимости оскорбляемого и оскорбителя». И если «тот, кто знаком с величием и подлинной ценностью Торы, пренебрегает её изучением даже одно мгновение, он наносит ей оскорбление – ведь ради своих преходящих дел он отбрасывает такую величайшую ценность». А «поскольку нет человека, который бы понимал подлинное величие и ценность Торы так, как понимал Моше, именно он “взыщет за обиды Торы”» («Бейт Авот», 6:2).]

Здесь завершаются приведенные высказывания из святой книги «Зоар», в которых говорится о величии Торы, а также о награде за ее изучение и о наказании за пренебрежение ею. И даже человек, погруженный в глубокий сон (т. е. в мировую суету), безусловно, проснется, когда эти слова дойдут до его сердца, и он, собравшись со всеми своими силами, сможет одолеть свое злое начало.

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=50091