Маалот а-Тора — Очищает, как вода, и радует, как вино

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

510
как вода

34. Очищает, как вода, и радует, как вино

Раби Шимон бен Йохай толковал стих «Пей воду из твоего колодца [и ту, что вытекает из твоего источника]» (там же, 5:15) – пей воду, которая имеется у тебя в городе, а потом уже ищи в других местах [т. е. сначала учись у тех, кто близко, а затем уже можешь отправляться в далекие места, чтобы учиться там]. И еще сказано: «Она (мудрость) подобна торговому кораблю и приносит свой хлеб издалека» (там же, 31:14).

Раби Шимон бен Менасья толковал: «Пей воду из твоего колодца …», но не пей мутную воду, в которую примешаны слова безверия.

[Рав И.-А. Хавер отмечает, что Тору сравнивают с чистой, прозрачной водой, а чужую мудрость (т. е. нееврейскую философию), – с «мутной водой», так как в ней перемешано доброе с дурным. Это вода в открытом сосуде, из которого попил Змей. А Тору следует «закрывать», т. е. скрывать ее тайную мудрость, как выше уже упоминалось.

Ведь Тора сравнивается с тремя напитками – водой, вином и молоком (см. Таанит, 7а), которые становятся непригодными, если про них забыли, оставив сосуд открытым, и из него напилась змея, пустившая внутрь свой яд. Поэтому наши мудрецы указали, что запрещено обучать Торе того, кто этого недостоин. И еще они сказали (Моэд Катан, 17а): «Если наставник подобен ангелу Б-га, то старайтесь получить Тору из его уст, а если нет, то не ищите Тору из его уст» – ведь он примешает к ней «мутные слова» (т.е. «чужую мудрость» – идеи нееврейских философов).

Поэтому и предостерегал царь Шломо: «Пей воду из твоего колодца…» (Мишлей, 5:15) – чтобы ты изучал только мудрость Торы, которая включает в себя всю мудрость и все знания в мире, как это разъясняет Рамбан в своем предисловии к Торе.

И поэтому пророк Ирмияу упрекал сынов Израиля, передавая слова Творца: «Ведь два зла совершил Мой народ – они оставили Меня, источник живой воды, и вырыли себе колодцы, худые колодцы, которые не держат воды» (Ирмияу, 2:13). Они оставили мудрость Торы, которая действительно является живой водой, и стали заниматься чужой мудростью – проклятой философией, которая, по великим нашим грехам, «многих повергла умерщвленными, и велико число ее жертв» (ср. Мишлей, 7:26).

А всё это произошло потому, что были разбиты первые скрижали завета, ведь из-за греха с золотым тельцом к сынам Израиля возвратилась духовная скверна Змея (от которой они были очищены в час дарования Торы).

Наши святые мудрецы получили прямую традицию от Моше, а он – из уст Творца, проложили для нас пути служения Всевышнему, и эта традиция зафиксирована для нас в кодексе «Шулхан Арух». Но если человек не следует по тем путям, которые нам указали, а думает по-иному и следует за своим разумом, то он руководствуется советами сара Самаэля и его легиона (к которому относился и Змей, соблазнивший первых людей в Ган Эдене). Это и есть «мутные воды», и об этом сказано: «Сынок, не ходи одним путем с ними, удержи свою ногу от их стези» (Мишлей, 1:15) – не сходи с пути, проложенного мудрецами прошлого, и не сворачивай на другие, крайне опасные для тебя тропы. Тогда ты познаешь добро и благо («Ор Тора», 80).]

Раби Акива толковал: «Пей воду из твоего колодца…» – как из ямы для хранения воды невозможно извлечь даже на каплю больше, чем в нее залито, так ученик [не может сказать того, чего бы] он предварительно не изучил. «Ту, что вытекает из твоего источника» (5:15) – как вода вытекает из источника во все стороны, так и у знатока Торы «прорвутся его родники наружу и по площадям – потоки вод» (5:16).

[Рав И.-А. Хавер поясняет, что сначала необходимо учиться у своего наставника, набираясь от него мудрости, и это подобно яме для хранения воды, которую наполняют.

Но затем человек может понимать новое на основе уже изученного и совершать открытия при изучении Торы, а это подобно роднику с живой водой.

А поскольку всё в мире было сотворено с помощью Торы – т. е. с помощью святых имен, которые образуются при различных сочетаниях слов Торы, то, когда при изучении Торы совершают открытия, в мире раскрываются новые явления, ведь то, что было сотворено в самом начале, «прорастает», переходя из потенциального состояния в реальность («Ор Тора», 81).]

Слова Торы сравниваются с живой водой – как вода несет жизнь, так и слова Торы несут жизнь, как сказано: «Ведь они жизнь для тех, кто их обрел» (4:22).

[Как объясняет рав И.-А. Хавер, Тора сравнивается с водой, в частности, потому, что вода существует на двух различных уровнях: это «высшие воды» (маим эльёним), которые на небесах, и «нижние воды» (маим тахтоним), которые на земле, а между ними пролегает «небосвод» (ракиа). В Торе сказано: «Но пар поднимался от земли и орошал всю поверхность земли» (Берешит, 2:6) – поднимался от «нижних вод» в вышину и там соединялся с «верхними водами». Вода, которая на небесах, – это вода в буквальном смысле.

Но вместе с тем, это духовная субстанция, которая и подразумевается в словах наших мудрецов о том, что у каждой травы есть свой ангел, подгоняющий ее, говоря: «Расти! Расти!».

Имеется в виду особая духовная сила, называемая «водой, которая над небосводом», – это двадцать две буквы и имя Авая (Б-г), каждый аспект которого включает в себя целый мир, сотворенный из двадцати двух букв.

Точно так же и в Торе, которая сравнивается с водой: в ней существует уровень «открытой воды» (маим ниглим – т. е. общедоступные знания) и уровень «скрытой воды» (маим нистарим – сокровенные части Торы). Но эти два уровня составляют подлинное единство. И тот, кто серьезно трудился над познанием Торы ли-шма (т. е. ради выполнения заповеди изучения Торы), «удостаивается многого» (Авот 6:1) – ему открываются тайны Торы, и нисходят к нему сокровенные «высшие воды» («Ор Тора», 82).]

Как вода поднимает человека от нечистоты к чистоте, так и слова Торы, как сказано: «Речения Г-спода – речения чистые…» (Теилим, 12:7). Как вода оживляет человека, так и слова Торы, как сказано: «Тора Г-спода совершенна, оживляет душу» (там же, 19:8). Как вода дается всегда бесплатно, так и слова Торы, как сказано: «Вот, все жаждущие, идите к воде, и не имеющие денег […идите, приобретайте без денег] и без платы вино и молоко» (Йешаяу, 55:1). Так может быть, как вода ничего не стоит, так и слова Торы? Но сказано: «Она (мудрость Торы) дороже жемчуга» (Мишлей, 3:15). Так может быть, как вода не радует сердце, так и слова Торы не радуют сердце?

Однако сказано: «…твоя любовь лучше вина» (Шир а-Ширим, 1:2). Как вино радует сердце, так и слова Торы, как сказано: «Повеления Г-спода справедливы, радуют сердце» (Теилим 19:9).

Ты пробуешь вкус молодого вина, [и это подобно изучению Торы в молодости]. А когда вино стареет в кувшинах, оно становится еще лучше – так и слова Торы. Чем больше стареет человек, который наполнен словами Торы, тем они лучше (т. е. тем более глубоким становится понимание изученного), как сказано: «У старцев – мудрость…» (Йов, 12:12). И как вино лучше всего сохраняется в глиняной посуде, так и слова Торы сохраняются только в смиренном человеке.

Так, может быть, как вино иногда вредно для тела и головы, так и слова Торы? Но написано: «Хорош аромат твоих масел…» (Шир а-Ширим, 1:3). Как масло полезно для головы и для тела, так и слова Торы, как сказано: «Ведь они – прекрасный венок для головы твоей…» (Мишлей, 1:9) и сказано: «Она (мудрость Торы) даст для головы твоей прекрасный венец» (там же, 4:9).

Слова Торы сравниваются с оливковым маслом и медом, как сказано: «Они слаще меда – сочащихся сот» (Теилим, 19:11).

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=48613