Маалот а-Тора — 39 — По пути Торы

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

1618
путь
  1. По пути Торы

Слова וְדִבַּרְתָּ בָּם (ве-дибарта бам; Дварим 6:7), [которые, наряду с обычным значением «И произноси их (слова Торы)…», имеют также значение «И веди себя в соответствии с ними»; см. выше – в гл. 44, где объяснено, что выражение וְדִבַּרְתָּ בָּם (ве-дибарта бам) может иметь два значения: первое – буквально «И произноси их (слова Торы)», а второе, дополнительное значение – «вести» и «направлять» себя или других по пути Торы (т. е. всё поведение человека должно быть подчинено законам Торы)], в святой книге «Зоар» толкуют так: здесь заповедано, чтобы человек [вел себя по Торе, т. е.] не сворачивал (с пути Торы) ни вправо, ни влево.

[Ср. «Зоар» 3, 269а. В этой связи рав И.-А. Хавер подчеркивает, что невежественный в Торе еврей не может быть подлинным слугою Всевышнего, – даже если он крайне Б-гобоязнен. Ведь он не знает, как «во всем вести себя в соответствии с Торой», и иногда «то, что он считает выполнением заповеди, может быть грехом». Например, не зная о запрете выносить в Шабат из частного владения во «владение многих», он передает бедняку еду из окна на многолюдную улицу, и при этом оскверняет святость Шабата. И поскольку каждая заповедь Торы и мудрецов имеет множество тончайших подробностей и нюансов, то для праведной жизни необходимо постоянное и глубокое изучение Торы («Ор Тора», 134).]

«Сидя в своём доме» (там же) – веди себя по словам Торы…, пребывай в трепете перед Владыкой и в любви к Нему, и в святости, …чтобы не быть дерзким перед Святым, благословен Он.

[В общепринятой редакции сказано: «И лёжа» (Дварим, 6:7) – пребывай в трепете перед Владыкой, в святости и смирении, чтобы не быть дерзким перед своим Владыкой» (3, 269а).] Смотри, здесь написано, что необходимо во всем вести себя в соответствии с Торой.

[Автор книги цитирует этот отрывок из святой книги «Зоар» не по порядку, а выборочно. В общепринятой редакции святой книги «Зоар» сказано: «И идя по дороге» (Дварим, 6:7) – веди себя по словам Торы и исправляй себя по ним, как это необходимо. И направляй себя по пути Торы. А каков он? Это путь Яакова, который послал дары, молился и подготовился к войне» (3, 269а; см. Берешит, 32:4-22, Раши).]

И еще там же сказано: «…сидя в своём доме» – следует вести себя дома прямым путем (т. е. праведно), чтобы домочадцы у тебя учились» («Зоар», 3, 269а). Об этом сказано: «И научите им (словам Торы) сыновей ваших» (там же, 11:19), как мы уже говорили выше, – имеется в виду, чтобы его домочадцы вели себя тоже по Торе. И написано, чтобы он говорил с ними мягко [и с радостью], ведь повеление «ве-дибарта бам…» (здесь «И направляй в соответствии с ними») подразумевает, как указано в Талмуде, «мягкую речь» (см. Шаббат, 63а; см. также Макот, 11а). И еще написано, [чтобы он говорил с ними] «с радостью», потому что слово «сидя» указывает на умиротворение и покой, а это – противоположность печали, как сказано: «В день, когда Б-г даст тебе покой от печали…» (Йешаяу, 14:3).

А слово «дар» (дорон) подразумевает цдаку (помощь нуждающимся), как указано в святой книге «Зоар» (см. «Тикуней Зоар», 33а). Цдака, которую дает человек, – это и есть «дар», ведь написано: «Справедливость [צֶדֶק – цедек; слово צֶדֶק (цедек) можно истолковать также и как «цдака»; как объяснял наш учитель рав Моше Шапиро, само слово цдака происходит от цедек (справедливость), ведь, помогая нуждающимся, человек реализует свое внутреннее чувство справедливости (примеч. редактора).] пойдет впереди…» (Теилим, 85:14), а «дар» подготавливает к молитве.

[В Талмуде рассказывается, что «раби Элазар давал монетку бедняку и после этого приступал к молитве», ведь написано: «По справедливости (בְּצֶדֶק – бе-цедек) я увижу Твой лик» (Теилим, 17:15). И там же объяснено: «Посмотри, насколько отличается Святой, благословен Он, от людей из плоти и крови! Если человек приносит богатый дар царю из плоти и крови, то еще неизвестно, примут ли его дар или нет, и позволят ли ему предстать перед лицом царя или нет.

Но со Святым, благословен Он, не так: человек дает мелкую монетку бедняку и удостаивается предстать перед лицом Шехины, как написано: “В силу справедливости (בְּצֶדֶק – бе-цедек) я увижу Твой лик”» (Бава Батра, 10а).

В приведенном стихе псалма употреблено то же слово цедек, что и в упомянутом выше стихе «Справедливость (צֶדֶק – цедек) пойдет впереди…» (Теилим, 85:14), где, согласно приведенному выше толкованию, это слово подразумевает цдаку. Так и здесь: благодаря цдаке (т. е. «бе-цедек») человек удостаивается предстать в молитве перед лицом Творца.]

А «война» – это Тора, как написано: «…в Книге войн Б-га» (Бемидбар, 21:14). [Изучая Тору и, в частности, произнося «Шма», человек сражается против сил зла, и поэтому Тора образно названа тут «войной» (примеч. редактора).] И сказано: «…и обоюдоострый меч в их руках» (Теилим, 149:6) – это чтение «Шма», включающее в себя различные виды войны, как об этом говорится в святой книге «Зоар». [См. «Зоар» 3, 211б; «Тикуней Зоар», 8б и 61б; см. также Брахот, 5а. Как отмечает рав И.-А. Хавер, при чтении «Шма» человек принимает на себя власть Небес и провозглашает единство Б-га. Благодаря этому зло лишается силы и исчезает, ведь «нет ничего, кроме Него» (Дварим, 4:35) – и тогда, по словам Талмуда, даже колдовство не властно над человеком (см. Санедрин, 67б). В этой связи гаон рав Хаим Воложинер поясняет в своей книге «Нефеш а-Хаим», что, когда человек концентрирует свою мысль на абсолютном единстве Б-га, сознавая относительную иллюзорность всего сущего по сравнению с Его абсолютным бытием, то зло не имеет над этим человеком никакой власти (см. «Ор Тора», 135).]

[Человек принимает на себя] власть Небес в святости, и чистоте, и в смирении, как написано: «И освятите себя [и будьте святы]» (Ваикра, 20:7).

[Мудрецы Талмуда относят эти слова Торы к поведению человека в час близости, утверждая, что «у того, кто освящает себя в час близости, родятся именно сыновья» (Швуот, 18б). В святой книге «Зоар» указано, что «еврей должен уединяться со своей супругой в скромном месте, в смирении и в трепете» («Тикуней Зоар», 10, 25а). А стих псалма «…и обоюдоострый меч в их руках» мудрецы Талмуда относят к чтению “Шма” на кровати» (т. е. перед сном) (см. Брахот 5а; «Маалот а-Тора», Иерусалим, 5776, с. 135/528 и 530-531). Это чтение «Шма» призвано поразить силы зла, которые способны осквернить человека во время сна.]


http://www.beerot.ru/?p=55199