Маалот а-Тора — 44 — Тора, которую постигают во чреве матери

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

2246
  1. Тора, которую постигают во чреве матери

В сборнике мидрашей «Ялкут», в разделе, относящемся к недельной главе а-Азину, толкуют стих «Прольется, как дождь, учение мое, выпадет, как роса, моя речь» (Дварим, 32:2): «Если знаток Торы достоин, то «выпадет, как роса». А если не достоин, то «прольется, как дождь» (см. «Ялкут Шимони», а-Азину 32, 942).

Мой брат, Гаон, объяснил, почему подобный «знаток Торы» сравнивается с дождем. Ведь дождь, проливаясь и орошая землю, способствует росту и сорняков, и полезных трав – причем, сорняки растут быстрее, чем полезные травы.

Таково и влияние Торы – под ее воздействием в сердце недостойного человека прорастают и дурные качества.

[Толкуя перед своими учениками книгу Мишлей, Виленский Гаон, в частности, говорил: «Дождь орошает землю в равной степени и действует одинаково, но его воздействие различно – в зависимости от принимающих его влагу. В месте, где посажены зерна пшеницы, он способствует росту пшеницы, а в месте, где упали семена ядовитого растения, дождь растит ядовитое растение. Но сами дожди всегда считаются благом.

Так же и Тора, пришедшая к нам с Небес, – она способствует прорастанию того, что у человека в сердце.

Если у него доброе сердце, то Тора способствует росту его Б-гобоязненности. А если, не дай Б-г, в его сердце прорастают “корни ядовитых трав и полыни” (Дварим, 29:17), то занятия Торой могут привести к тому, что он оступится в еще большей степени, и еще больше прорастут дурные качества в его сердце – до того, что он и вовсе сядет на мель. Поэтому и сказано: “…ведь праведны пути Г-спода, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них” (Ошея, 14:10). “Праведники пойдут по ним” – и их праведность еще возрастет, а “грешники споткнутся на них” – увеличится их порочность, и они “споткнутся”» (комментарий Виленского Гаона к Мишлей 19:9).

Но ведь выше автор этой книги раби Авраам, брат Гаона, утверждает, что «даже если человек из-за множества своих прегрешений погрузился в глубины бездны, но затем он начал изучать святую Тору, – благодаря этому он поднимется из глубокой бездны». И там же указывается, что «изучение Торы искупает все его грехи и вырабатывает в нем добрые качества характера». И еще, подобно тому, «как огонь сжигает колючий терновник, так и слова Торы сжигают все дурные качества человека» (см. гл. 25).

На первый взгляд, эти слова прямо противоречат приведенному выше толкованию, согласно которому Тора способствует тому, что в нечестивце прорастают дурные свойства характера.

Ключ к разрешению этого кажущегося противоречия находится в талмудическом трактате Таанит, где сказано: «Для каждого, кто занимается Торой ради нее самой (ли-шма – т. е. ради выполнения заповеди Всевышнего), она становится эликсиром жизни (сам хаим).

…Но для каждого, кто занимается Торой не ради нее самой (ше-ло ли-шма – например, ради того, чтобы из эгоистических соображений опровергнуть и опорочить слова мудрецов Торы), она становится ядом (сам а-мавет)» (7а). И, вероятно, «недостойным человеком», в котором при занятиях Торой прорастают дурные качества, является тот, «кто занимается Торой ше-ло ли-шма», и Тора становится для него ядом (см. «Маалот а-Тора», Иерусалим, 5776, милуим 20, с. 173-174; см. также р. Э. Э. Деслер, «Михтав ми-Элияу» т. 5, с. 291 от имени Сабы из Кельма).

Здесь подразумевается то значение выражения ше-ло ли-шма («не во имя»), о котором говорится в комментарии Тосафот к трактату Брахот (17а). т. е. «ради сор и раздоров». Но в отношении других видов ше-ло ли-шма (например, ради обретения почета и т. п.) в талмудическом трактате Псахим (50б) сказано: «Всегда следует заниматься Торой и заповедями – и даже “не во имя”, потому что через “не во имя” придет “во имя”». И я принял от своих учителей, что следует поступать в соответствии со сказанным в конце трактата Псахим (примечание редактора).]

Тора сравнивается также со светом (см. «Бемидбар Раба», 14:10, где объяснено: «Тору называют светом, потому что она освещает [путь, показывая человеку], что ему делать»), а этот мир – с темнотой (см. «Эйха Раба», 3:1), как сказано: «…и вершат в темноте дела свои» (Йешаяу, 29:15).

Пока тьма еще не сгустилась, свеча, которую человек несет в руке, может помочь ему обходить все препятствия. Но если тьма сгустилась до такой степени, что вокруг «мрак, облако и туман», то тогда свет свечи, которую человек держит в руке, создаст для него еще большую путаницу и неясность. Точно так же и в случае, когда человек слишком глубоко погружен в суету этого мира, и его поступки искажены (т.е. он погряз в грехах), – тогда Тора запутает его еще больше, и его мысли спутаются в еще большей степени.

[Тем не менее, в мидраше говорится, что Всевышний может стерпеть даже три самых тяжелых греха – идолопоклонство, запретную связь и кровопролитие, но Он не стерпит пренебрежения Торой, потому что, «когда ее изучают,  заключённый в ней свет возвращает человека к добру» (см. «Эйха Раба», птихта 2).

И об этом же говорится в книге р. М.-Х. Луцатто (Рамхаля) «Дерех Ашем» («Путь Всевышнего», ч. 4, гл. 2, п. 6): «Мудрецы открыли нам великую тайну – если бы злодеи не оставляли изучение Торы, они, в конце концов, возвращались бы к добру. Ведь …слова Торы сами по себе обладают святостью и занимающийся ими постоянно получает раз за разом некое пробуждение, подобное слабому сиянию. А, в конце концов, это сияние возобладает над ним и вернет его к добру. Именно об этом говорили наши благословенной памяти мудрецы (“Эйха Раба”, птихта 2): “Лучше уж они бы Меня оставили, но сберегли Мою Тору, потому что заключенный в ней свет возвращает к добру”» (примечание редактора).]

В Талмуде сказано: «Тому, кто изучает Тору, но не выполняет ее законы, лучше было бы перевернуться в утробе матери и не появляться на свет» [см. Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:2, где сказано еще более определенно: «Тому, кто изучает Тору, не имея в виду выполнять изученное, лучше было бы…»].

А мой брат, Гаон, объяснил это на основе другого высказывания Талмуда, приведенного в трактате Нида (30б): «Когда младенец пребывает во чреве матери, его обучают всей Торе. Но как только он появляется на свет, приходит ангел и бьет его по губам, [и младенец забывает всё изученное во чреве матери]»

На первый взгляд непонятно, для чего надо было обучать его, если затем он всё забывает, как будто и не учил! Понять это можно, опираясь на толкование Альшиха, который отмечал, что мы просим «Дай нашу долю в Торе» [эти слова произносят в молитве Субботы и праздников, а в будний день – в завершение молитвы «Шмонэ Эсре»; см. также Авот, 5:20], ведь [в час дарования Торы] все души находились возле горы Синай, и каждая из них получила свою долю в Торе.

Поэтому в Талмуде и сказано: «Если человек говорит: “Я потрудился и нашел”, то верь ему» (Мегила, 6б). Именно «нашел», как человек находит, то, что у него потерялось, ведь это – его «доля». И если бы человека не обучали во чреве матери, то как бы он мог возвратить это своим трудом? А если бы он не забывал при рождении, то ему бы не пришлось трудиться над постижением Торы – и тогда потерялся бы смысл награды и наказания. Поэтому-то во чреве матери младенца обучают его доле в Торе, и это-то и называется «всей Торой» – это то, что является долей его души. А когда он появляется на свет, он это забывает, а потом с помощью труда может вновь обрести свою «потерю».

И поэтому «тому, кто изучает Тору, но не выполняет ее законы», вообще не было необходимости появляться на свет, ведь уже во чреве матери он познал свою долю в Торе. А тот, кто выполняет изученное, тем самым осуществляет замысел творения, [оправдывая свой приход в этот мир], ведь во чреве матери он не мог выполнять законы Торы, хотя и познал их.

[См. комментарий Альшиха к Эйха, 5:16, где говорится: «Всевышний собрал все души, которым предстояло родиться во всех будущих поколениях, у горы Синай и для всех них провозгласил Своим величественным голосом все подробности Устной Торы и все открытия в Торе, которые будут совершены в будущих поколениях, и названы все “ограды закона”, которые будут сделаны во всех поколениях.

Тогда каждая душа получила и впитала в себя всё относящееся к ней – со всеми подробностями. …И когда каждая душа воплощается в этом мире, она вновь открывает то, что получила с Синая, и это ее доля в Торе.

А когда человеку кажется, что он постиг изученное с помощью умственного усилия, это не так – он просто вспомнил то, что получила его душа. А умственные усилия понадобились только потому, что плоть препятствует душе открыть то, что она получила. Поэтому необходимы усилия, призванные ослабить плоть, и тогда душа извлекает из себя полученное ею на Синае. А человеку кажется будто он сам постиг, но это не так – он подобен пророку, который получает свое пророчество. Ведь наши мудрецы поясняют, что пророк изрекает лишь то, что его душа получила с горы Синай.

А когда его осеняет дух пророчества, это смиряет и отключает функции его тела, и тогда он пророчествует, открывая то, что его душа получила в час синайского откровения. …Тора тоже ослабляет силы плоти (см. Санедрин, 26б), и поэтому-то сказано: “Если человек говорит: “Я потрудился и нашел”, то верь ему” – ведь плоть приводит к тому, что человек “теряет” полученное душой, а затем вновь, как было объяснено, находит с помощью труда [над Торой, которая ослабляет его плоть]».

А в своем комментарии к книге Дварим (33:19) Альших добавляет: «Душа каждого еврея из всех колен получила на Синае свою долю в Торе. Каждая доля хранится в душе и открывается только когда человек трудится в Доме Учения, и он вновь ее обретает».

А доля в Торе, полученная каждой душой с Синая, это и есть та Тора, которой каждого еврейского младенца обучают во чреве матери, как об этом прямо говорит выдающийся знаток сокровенных разделов Торы рав И.-А. Хавер: «Каждый еврей получил свою долю в Торе с горы Синай, и она крепко связана и соединена с его душой. А когда душа вселяется в зародыш, находящийся в утробе матери, тогда его “обучают всей Торе” – т. е. его нефеш (нижний уровень души), связанная с телом, принимает его долю в Торе от нешама (более высокого уровня души, получившего Тору на Синае). А затем его заставляют забыть изученное, чтобы он трудился, изучая Тору, и получил награду за свои усилия и труд» («Ор Тора», 148). 

Приведенные объяснения опираются на сказанное в святой книге «Зоар», где объяснено, что каждую душу «обучают всей Торе, и если человек старается изучать ее, то ему дают вспомнить всё, чему его обучали в утробе матери» («Тикуней Зоар», 136б).

И сам Виленский Гаон говорил: «Человека обучают в утробе матери всей Торе, чтобы у него была возможность постичь ее за время своего пребывания в этом мире» (комментарий к Мишлей, 16:26).

Но если бы душу не обучали, то тогда «ни один человек не смог бы постичь духовность Торы, ее святость и возвышенность, и было бы невозможно познать ее глубокие тайны». Поэтому-то «человека обучают всей Торе до его появления на свет, когда он еще не запачкался грехом и может ее постичь, а потом, когда он занимается Торой в этом мире, его душа вспоминает то, что уже учила» («Мей Нида», 30б со слов Виленского Гаона). И поскольку «у каждого есть возможность постичь Тору в соответствии с тем, чему его научили во чреве матери, то тот, кто имел возможность постичь тайны Торы, но не старался постичь, получает суровое наказание» («Эвен Шлема», 8:24).

Хафец Хаим дополнительно уточняет, что слова Талмуда и святой книги «Зоар» «…обучают всей Торе» подразумевают «всю Тору» каждого человека – т. е. долю его души.

Именно к этой доле особенно тянется его сердце, и поэтому мудрецы Талмуда отмечают, что человек особенно успешно изучает в Торе именно «то, к чему тянется его сердце» (Авода Зара, 19а). Это и есть «его доля» («Шем Олам», 1:13).

Примечание редактора. Я слышал от своего учителя и наставника гаона рава Яакова Горовица, который был главой ешивы в Офакиме и одним из ведущих учеников великого рава Ицхака Гутнера, что в этом «вспоминании изученного еще до рождения» заложен секрет огромного успеха в изучении Торы, достигаемого многими из тех баалей тшува, кто начал изучение Торы уже в зрелом возрасте, и тем не менее, догнали и даже перегнали своих сверстников, изучавших Тору «с пеленок».]

Наши наставники толковали стих «Проклят тот, кто не осуществил слова этой Торы» (Дварим, 26:26), говоря по поводу него так: «Даже тот, кто изучал и преподавал Тору, но не выполняет ее законы, подпадает под слова стиха «Проклят тот, кто не осуществил…» (см. Иерусалимский Талмуд, Сота 7:4, где приведена несколько иная редакция этого высказывания наших мудрецов).

Еще наши мудрецы толковали стих «[Если будете хранить (т. е. помнить) всю эту заповедь], которую я заповедаю вам, чтобы вы ее выполняли» (Дварим, 11:22): «Почему так написано? Потому что сказано: “Если будете хранить…” (там же). …Можно было бы подумать, будто при изучении слов Торы человек может сидеть и не выполнять изученное. Но Тора говорит: “…чтобы вы ее выполняли”! Если человек изучал Тору, то он выполнил одну заповедь. Но если он изучил и выполнил, то он выполнил несколько заповедей» (См. «Ялкут Шимони», Экев 11, 873).

[Как поясняет рав И.-А. Хавер, поскольку само изучение Торы является важнейшей заповедью, которая равноценна всем остальным заповедям вместе взятым, можно было бы подумать, что даже если человек изучает Тору без намерения ее выполнять, он получает награду с Небес и за подобное изучение. Но это не так – основной смысл изучения состоит в том, чтобы выполнять изученное. И когда еврей выполняет заповеди, он получает награду и за выполнение, и за предварительное изучение.

Но если он изучает Тору, не собираясь исполнять ее законы, то он не получает награды даже за изучение (р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 149).]

И еще сказано в Мишне: «Главное – не толкование, а исполнение». [Авот, 1:17. Рав И.-А. Хавер поясняет, что изучение Торы и выполнение заповедей подобны мужу (учеба) и жене (исполнение), о которых сказано: «И станут они единой плотью» (Берешит, 2:24). Ведь жена является интегральной частью своего мужа, как написано: «Мужем и женой Он сотворил их, …и назвал Человек (Адам)» (там же 5:2). Так и исполнение законов Торы является неотъемлемой частью изучения.

И если человек изучает Тору, чтобы выполнять ее заповеди, но по независящим от него обстоятельствам он не сумел выполнить какую-то заповедь или эту заповедь за него смог выполнить кто-нибудь другой, то ему дается награда и за изучение, и за исполнение этой заповеди. И подобно тому, как душа достигает совершенства, воплотившись в тело в этом мире, а пока она находилась в высших мирах, у нее вообще не было свободы выбора и воли, так и изучение Торы обретает полноту и совершенство, воплощаясь в дело.

Соединение изучения и дела – это и есть цель человека в этом мире, и именно это ведет его к полному исправлению и совершенству его тела и души («Ор Тора», 150).] Но ключ ко всем добрым делам – преодоление злого начала и преодоление плотских влечений, а это достигается через изучение Торы. С ее помощью человек приходит к добрым делам и к выполнению всех заповедей. И тогда благо ему во все его дни – и в этом мире, и в Грядущем.

***

А теперь, мои любимые сыновья, хотя в этой книге почти нет новых открытий, добавленных к тому, что я собрал из других книг и из речений наших мудрецов, тем не менее, пусть она не отходит от ваших уст и пусть она будет перед вашими глазами. Я составил ее для напоминания, ведь в последних поколениях Тора почти забылась, не дай Б-г. Постарайтесь повторять эту книгу хотя бы раз в месяц, чтобы в ваших сердцах усиливалось желание изучать Тору и возрастала любовь к ней, чтобы изучать и преподавать, хранить и исполнять ее заповеди. Так вы удостоитесь великого блага, ожидающего вас в Грядущем мире!
Завершена работа во имя Небес. [Слова книги] семь раз очищены в огненном горниле. «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все доныне» (Дварим, 4:4). «Смотри, Я даровал тебе жизнь»! (там же, 30:15).

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=57054