Маалот а-Тора — Хлеб и манна — хлеб с Небес

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Раголер

371
хлеб с небес и манна

35. Венец и корона

Другое толкование стиха «Если будете хранить [всю эту заповедь (т. е. сохранять изученное в Торе)] …» (Дварим, 11:22). Откуда известно, что, если человек услышал слова Торы и сохранил их, то, как сохранились первые, так сохранятся и последующие? Из того, что Тора говорит: «Если будете хранить (כי אם שמר תשמרון – ки им шамор тишмерун; слово “хранить” дважды повторено в разных формах – первое относится к уже сохраненным словам Торы, а второе – к сохраненным впоследствии)». А откуда известно, что, если услышал и забыл, то как первые слова забылись, так и последующие забудутся? Из того, что Тора говорит: «Но, если ты забудешь (אם שכח תשכח – им шахоах тишках; слово “забывать” повторено дважды в разных формах)» (там же, 8:19). Ведь ты отводил свой взгляд от нее (от Торы), пока она тебя не покинула, как сказано: «Отведешь от него глаза – и нет его» (Мишлей, 23:5).

И в сокровенном свитке написано: «Если оставишь меня на день или два, и я оставлю тебя».

Еще одно толкование стиха «Если будете хранить…». Ты мог бы подумать: «Есть среди нас великие старцы и пророки – [они и должны хранить мудрость Торы]». Но Тора говорит: «Если будете хранить…» – подразумевается, что все равны перед Торой [и обязанность сохранить мудрость Торы лежит на всех]. И еще сказано: «Тору нам заповедал Моше, она – наследие общины Яакова» (Дварим, 33:4). Тут не сказано: наследие коэнов, левитов или исраэлитов, но «наследие общины Яакова». И еще сказано: «Вы стоите сегодня все [перед Б-гом] …» (там же, 29:9).

[В период Храма основными знатоками Торы были именно служители Храма – коэны, ведь у них не было доли в земле Израиля, и они были свободны для занятий Торой, как сказано: «Ведь уста коэна должны хранить знания, и Тору ищите из его уст» (Малахи, 2:7). Поэтому здесь и говорится о том, что человеку не следует полагать, будто Тора дарована только коэнам. В мидраше (ср. Раши, Дварим, 29:3) рассказывается, что, когда «Моше записал Тору и передал ее коэнам, сынам Леви» (см. Дварим, 31:9), евреи упрекнули его: «Почему ты даешь членам своего колена власть над нами?!». А Моше ответил, что на самом деле «корона Торы дается всему народу Израиля», как и написано (там же, 33:4): «Тору заповедал нам Моше, она – наследие общины Яакова» (см. р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 85).]

Еще одно толкование. Ты бы мог подумать: «Вот, я изучаю сложные заповеди, а легкими можно пренебречь». Тора говорит: «Ведь это не пустые слова для вас», но, наоборот – «это ваша жизнь» (там же, 32:47). Ты бы мог подумать: «Я уже изучил законы – и будет!» Но Тора говорит: «Если будете хранить [всю эту заповедь] …» (11:22) – теперь изучай толкования законов и прочее.

Ведь сказано: «Не одним лишь хлебом жив человек…» (8:3) – тут имеются в виду толкования, а «всем, что исходит из уст Б-га» (там же) – это законы Торы.

[Толкования сравниваются здесь с хлебом, а законы – со «всем, что исходит из уст Б-га». Ведь существует два вида пищи. Для получения первого из них человек должен тяжело трудиться – он пашет, сеет, жнет и т. д., пока не получает пригодный для еды хлеб, как написано: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19). Но второй вид пищи сходит в готовом виде с Небес, подобно манну, который сыны Израиля вкушали в Синайской пустыне.

Так же и в Торе. Существуют законы, которые переданы по цепи традиции от Моше, получившего их на горе Синай, и это подобно манне, которая «исходит из уст Б-га». Но есть и толкования, над которыми человек должен тяжело трудиться, сопоставляя одни законы с другими и совершая открытия на основе тринадцати принципов толкования Торы. Пока евреи находились в пустыне, они не нуждались в толкованиях и открытиях, которые добываются тяжелым трудом, – ведь они получали всё от Моше, а ему были открыты все будущие толкования и даже те открытия, которые совершат в будущем опытные в учебе ученики. Поэтому-то там сыны Израиля питались хлебом с Небес, исходящим из уст Творца.

Но после смерти Моше высшие источники мудрости закрылись, а это привело к забвению ряда законов. Тогда мудрецам Торы пришлось тяжело трудиться, чтобы по капле восстановить утраченные знания с помощью толкования и анализа на основе тринадцати принципов толкования. Поэтому тогда манна пресеклась, как написано (Йеошуа, 5:12): «И перестал падать ман…, и не было более у сынов Израиля мана, и ели они в тот год плоды страны Кнаан» (р. И.-А. Хавер, «Ор Тора», 86).]

И еще сказано: «Будь мудр, сын мой, и порадуй сердце моё» (Мишлей, 27:11), а также «Если у тебя мудрое сердце, то возрадуется сердце и у меня» (там же, 23:15). «Порадуй сердце мое» – здесь подразумевается земной отец. [Но в словах «возрадуется сердце] и у меня» подразумевается, по утверждению раби Шимона, сына Менасьи, Отец, который на Небесах. [В словах «у тебя мудрое сердце» подразумеваются постановления и толкования наших мудрецов, в которых проявилась их мудрость, – и это радует нашего «Отца, который на Небесах» (см. «а-Эмек а-Нецив»).]

Я бы мог подумать, что при изучении слов Торы человек может сидеть и не выполнять их.

Но Тора говорит: «… [всю эту заповедь, которую я заповедаю вам], чтобы вы ее выполняли» (Дварим, 11:22). Если человек изучал Тору, то он выполнил одну заповедь. Но если он изучил, запомнил и выполнил – нет превыше его! Человек мог бы подумать: «Вот, я изучаю Тору, чтобы меня называли раввином, чтобы спокойно сидеть в ешиве, чтобы удостоиться долголетия». Но Тора говорит: «… [всю эту заповедь, которую я заповедаю вам, чтобы вы ее выполняли], чтобы любили [вы Б-га]» (там же) – изучай в любом случае, а в конце концов придет и почет (см. «Сифри», Экев; Недарим, 62а).

И еще сказано: «Древо жизни она для держащихся за нее, и поддерживающие ее счастливы» (Мишлей, 3:18). И сказано: «Ведь они (слова Торы) – жизнь для того, кто обрел их» (там же, 4:22). И сказано: «Она (мудрость Торы) возложит на твою голову прекрасный венец, покроет тебя великолепной короной» (4:9). «Прекрасный венец» – в этом мире, «великолепная корона» – в Грядущем мире. «Долголетие в правой ее руке» (3:16) – в Грядущем мире, «в левой – богатство и почет» (там же) – в этом мире (см. «Ялкут Шимони», Экев 11, 873).

[Рав И.-А. Хавер отмечает, что основную награду за изучение Торы человек получает в Грядущем мире, ведь Тора – это Дерево жизни. А в этом мире он получает лишь плоды в безвозмездный дар. Эти плоды даруются ему для того, чтобы он мог спокойно и сосредоточенно посвятить себя изучению Торы и выполнению её заповедей, а затем эти дары не вычитаются из его награды в Грядущем мире. Причем само наличие этих даров зависит от того, как Всевышний оценивает духовный склад и уровень этого человека. Если обладание благами этого мира приведет данного человека к тому, что он сможет еще в большей мере посвятить себя Торе, то тогда и ради этого его одаривают благами этого мира.

Но если Всевышний знает, что, даже если этот человек проведет все свои дни в нужде и страданиях, он все равно ни в чем не ослабит свое служение, тогда Он не дает ему благополучия в этом мире, чтобы еще больше увеличить его награду. Ведь изучающий Тору в крайней нужде превосходит в своем служении того, кто занимается Торой в покое и богатстве. Этим и объясняется обсуждаемый в Талмуде вопрос о «праведнике, которому хорошо, и праведнике, которому плохо» (см. Брахот, 7а). Разгадка связана с глубоким пониманием Творцом того, каков каждый человек, и это одна из сокровенных тайн Б-жественного управления миром.

Получается, что те блага, которые человек получает в этом мире, – это лишь подарок, даруемый для того, чтобы он мог посвятить еще больше сил и времени изучению Торы и выполнению заповедей, и об этом сказано: «Она (мудрость Торы) возложит на твою голову прекрасный венок» (Мишлей, 4:9). И как раз в этом смысле объясняют мудрецы Талмуда слова Всевышнего «Я пожалею того, кого решу пожалеть» (Шмот, 33:19) – даже если он недостоин (см. Брахот, 7а), и имеются в виду безвозмездные дары в этом мире. А слова «…покроет тебя великолепной короной» (Мишлей, там же) относятся к Грядущему миру, где получают награду, как написано (Мегила, 15б): «В грядущем Всевышний возложит корону на голову каждого праведника» («Ор Тора», 87).]

А ты, дорогой читатель, обрати свой взор и внимание на все эти стихи Торы и высказывания наших мудрецов из мидрашей и Талмуда, которые я привел, чтобы показать тебе великие достоинства нашей святой Торы.

И если ты их будешь хорошенько повторять так, что они станут часто звучать из твоих уст, и ты в них вдумаешься, то наверняка сможешь победить в войне с твоим злым началом, которое пытается одолеть тебя изо дня в день, напуская на тебя халатность и лень, чтобы ты не изучал нашу святую Тору. Ведь «подстерегает нечестивец (здесь подразумевается «злое начало») праведника и ищет его смерти» (Теилим, 37:32), т.е. стремится оторвать его от жизни по святой Торе, потому что это и есть подлинная жизнь.

Поэтому, мой любимый сынок, хорошенько повторяй всё сказанное выше, чтобы тебе было хорошо и в этом мире, и в мире Грядущем.

Перевод и составление: рав Александр Кац


http://www.beerot.ru/?p=48615